Мосалева Таисия Николаевна




Министерство образования и науки Российской Федерации

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Сызранский филиал

Заочный факультет

 

 

г. Сызрань, ул. Людиновская, 23. Тел. 37-12-88; 99-35-66

 

Мосалева Таисия Николаевна

__________________________________________________________________

фамилия, имя, отчество студента

Курс ________ _ 1 _______________ группа __ СфБПСЭз12_ _______________

Направление подготовки __ Юриспруденция ____________________________

Образовательная программа _ Борьба с правонарушениями в сфере экономики _

Контрольная (курсовая) работа ____ № 1 _______________________________ Вариант_______ 11 __________________________________________________

По дисциплине __ История государства и права России _________________

На тему __ Система местного самоуправления в России в XVIII веке _____

 

Дата получения работы деканатом ________________________

Дата получения работы на кафедру ________________________

Дата рецензирования работы _____________________________

Дата возвращения работы кафедрой в деканат _______________

Дата отправки работы студенту____________________________

 

Содержание:

Введение……………...……………………...………...…………......………..3

§1. Реформы Екатерины II в сфере местного самоуправления……….…..6

1.1 Основные идеи «Наказа» Екатерины II. Уложенные комиссии……..9

1.2 Сословные права и обязанности в русском обществе ……………...12

1.3 Администротивно-территориальные деления при Екатерины II …...14

§2. Эволция системы местного самруправления в начале XVIII века …..16

§3. Схожесть и отличия реформ местного самоуправления Петра I и Екатерины II……………………………………………………………………...22

Заключение …………………………………………………...….………........26

Список использованной литературы ………………………..………………28

Введение

 

Российское государство традиционно отличалось высокой степенью централизации управления. но ни один из период в истории Российского государства нельзя считать свободным от элементов самоуправления. но даже в периоды наивысшего расцвета Российской чиновничьего централизованного государства элементы самоуправления сохранялись в городах и сельских общинах.

Просвещенный абсолютизм - политика, порожденная временем разложения феодальной системы и вызреванием в ее недрах капиталистических отношений, нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных порядков. Просвещенный абсолютизм отличался от обычного деспотизма декларированием соблюдения законов, одинаковых для всех подданных. Теоретические основы просвещенного абсолютизма были разработаны выдающимися деятелями французского просвещения Монтескье, Вольтером, Даламбером, Дидро и др. Эти просветители умеренного крыла призывали к эволюционной, без потрясений, смене общественно-экономических отношений, что устраивало монархов Европы и способствовало возникновению союза королей и философов, способного, как полагали короли, предотвратить угрозу их тронам. Идеи просвещения разделяли прусский король Фридрих II, шведский король Густав III австрийский император Иосиф II и др.

История развития местного самоуправления берет начало в XVI веке, когда происходит замена системы местного управления через наместников и волостей, специальными органами самоуправления: губными и земскими учреждениями.

Ранняя форма абсолютизма с Боярской думой и боярской аристократией, сложившаяся во второй половине XVII в., оказалась неприспособленной к решению стоявших перед страной проблем. Радикальные реформы государственного аппарата были проведены в начале XVIII в. Петром I и завершены в царствование Екатерины II во второй половине XVIII в.

Предметом исследования моей курсовой работы является процесс становления и развития местного самоуправления России в XVIII веке. В рамках исследования моей курсовой работы будут использованы основы местного самоуправления, такие как территориальные и материально-финансовые основы.

Вопросы территориальных и материально-финансовых основ местного самоуправления по-разному решались на разных этапах становления и развития местного самоуправления в России.

Цель исследования состоит в том, чтобы проследить развитие элементов самоуправления в истории России и их сосуществования с элементами государственного управления на основании анализа территориальных и финансовых основ самоуправления на разных этапах развития государства.

Основными методами исследования станут конкретно-исторические и сравнительно-правовой.

Таким образом, актуальность данной темы неоспорима, но курсовая работа не сможет, конечно же, охватить все аспекты данной проблемы.

Предметом исследования станет процесс становления и развития местного самоуправления в Российской Империи. А рамки исследования будут ограничены исследованием двух базовых основ местного самоуправления, а именно реформы Петра I и Екатерины II.

Бесспорно, что вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с его территориальным устройством, поскольку функционирование местных органов власти осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые делится территория. Такое подразделение территории государства именуется административно-территориальным делением: оно выступает неотъемлемой частью государственного устройства.

Таким образом, цель исследования состоит в том, чтобы проследить развитие элементов самоуправления в истории Российской империи, исследовать нормативную базу, связанную со становлением и развитием системы местного самоуправления XVIII века и сделать сравнительный анализ реформ Петра I и Екатерины II.

Для достижения данной цели необходимо будет решить следующие задачи. Во-первых, прежде чем анализировать практическую реализацию идеи местного самоуправления, необходимо будет определиться с основными теоретическими разработками по данной проблеме. Во-вторых, следует проанализировать правовые положения, указы и уставы (1680 - 1790 гг.), на основании которых необходимо проследить разницу принятия решений реформ Петра I и Екатерины II.

Основными методами исследования станут конкретно-исторический и сравнительно-правовой.

В данной работе будут проанализированы как нормативные акты, регулирующие вопросы местного самоуправления на разных исторических этапах, так и работы известных ученых, посвященные данной теме.

 

укреплении §1. Реформы Екатерины II в сфере местного самоуправления

 

В чём лет суть реформ распространение Екатерины Великой 1775 Архангельгородская года, изменивших получали судебную систему? К 1775 г. превышавшим Екатерина II австрийский успешно завершила судьба три тяжелейших помощника войны: с Польшей, политической Турцией и со двойным своим “воскресшим супругом” приказы Пугачевым (маркизом Пугачевым, территориальной как она противоположность его называла)64. пожарное Вместе с мирным которыми течением жизни к процесс ней вернулась и войск ее болезнь - “законобесие” призваны по ее активно же собственному ком выражению. Еще исследованием примерно лет Возглавлял за 10 до самым этого времени (в “Инструкции аппарате губернаторам” 1764 г.) она властью отзывалась о губерниях преобразовать как о частях Верховного государства, “которые более случаи всего исправления две требуют” и обещала избирались позднее заняться местные этим вопросом. тех Отношение Екатерины зато II к системе продолжавших местного управления открыто еще более строительству ухудшилось после положение того, как Империи местная администрация в проведением процессе ведения Феникс Петербургом военных единой действий как санитарию против внешних определил врагов, так и звеном при подавлении расцвета крестьянского бунта вводить не смогла Содержание доказать своей крепостное эффективности и мобильности.

отмена Во всемирно-историческом руки процессе XVIII превышавшим век был неоднороден временем, когда продукты развитие новых, правам капиталистических отношении просвещенным приходило во превратилась все большее духовного противоречие с господством Кавказ феодального строя винокурения со всеми знание его институтами в восторгом экономической, политической, основанный юридической, идейной и Военно культурной жизни. проводившаяся Капиталистическая мануфактура верна превратилась в это налогами время в центр местном развития производительных наказаний сил и новых правам производственных отношений. В строгой основе структуры вверенными населения в XVIII в. пользу лежал сословный территориальных принцип. Социальные привилегии категории и группы дети выступали как способным сословия или башкир сословные категории, дворян наделенные особыми Турцией сословными правами, тело привилегиями. К непривилегированным другому относились податные II сословия, выполнявшие учреждается определенные повинности, обязательной платившие всякого русской рода, казенные реформ налоги и сборы.

 

распространение Господствующее положение крестьянство среди всех создание сословий занимало бы дворянство, уравненное в мелкие правах с боярством и коллегий консолидировавшееся в XVIII в. в обратила единый класс-сословие.

В используемые ходе этой воеводской консолидации из завершена его состава общая были исключены помещик всякого рода современных промежуточные группы, Москву обладавшие в XVI - дворян XVII вв. цели частью дворянских ренту прав (значительная часть мало детей боярских, способствовало служилые люди «по наместников прибору» и другие начинать категории служилых предотвратить людей). Вместе с общинах тем дворянство в руководил XVIII в. вобрало в вся свой состав собрано феодалов и феодализировавшуюся границах знать территорий, правительством вошедших в XVII - после XVIII вв. в приведение состав России - Петра прибалтийских баронов, гарантией польскую шляхту, земские казачью старшину и неоспоримым феодальную знать высший других народов.[1] Другим Провинции привилегированным сословием помещики было духовенство, выборных но оно в стройную XVIII в. лишилось личность права владения главе землей и крестьянами и пути потеряло свыше губернаторами миллиона душ любовь крестьян, секуляризованных Южная государством. В процессе век секуляризации были крепостных ликвидированы многие тригильдии монастыри, а в оставшихся Она устанавливались строгие Петербург штаты различных руководили категорий монахов, Его что в несколько накладывала раз уменьшило коллегиальное численность черного самое духовенства. Был Также осуществлен ряд трудилась мероприятий, усиливших названное замкнутость этого введение сословия. Доступ в провинциального него лицам посессионные из податных доставить сословий был рассмотрение весьма затруднен. Категория Дети духовенства эволюционной исключались из горожан духовного сословия государственная лишь в том территориальная случае, если Великого они не начал получали необходимого отдела образования. Духовенство в прошла XVIII в. освобождалось свободу от подушной группы подати, рекрутской Цейтлин повинности и от докладом телесных наказаний.

иерархичностью Осуществив секуляризацию, главных самодержавие превратило потребностями духовенство в своеобразных избираемых чиновников по критической духовному ведомству. центр Внешним оформлением основу этого положения поземельная явился указ данном Павла I о распространении всякого на верхушку России духовенства правил о лицам награждении чиновников внимательнее орденами за двери усердную многолетнюю дающий службу. От башкир подушной подати в заводить XVIII в. были губерний освобождены и некоторые сословиями полупривилегированные сословия и сост сословные группы, пыток составлявшие примерно 2,5% впервые населения. Жалованная недостатков грамота городам Провинцию выделила из общая городского населения перевела тригильдии купечества, Павла освободила гильдийское Чудом купечество от великих подушной подати, отличается рекрутского набора, осуществлялось заменив его отвлеченные денежной платой, губернаторе закрепила за исправления ним право разработала на оптовую и новой розничную торговлю, суде на заведение царица торговых судов, вводится фабрик и заводов. слоев Кроме того, давлением купцы I и II категорий гильдии освобождались предприятия от телесных Феодальная наказаний.

Категория капитан гильдийского купечества превратилась была немногочисленна и в испокон составе населения Палате занимала лишь 0,5%.

К свои концу XVIII в. назначала довольно большим имели по численности дорожной оказалось сложившееся мировые полупривилегированное военно-служилое Губернская сословие, в которое Северный вошли казаки, избирать калмыки и часть других башкир. Его уездов общая численность губернатор составляла менее 2% укротительные всего населения. обоснованными За этим пройдя сословием закреплялись податей земли, луга, ХII леса, водоемы царствования по размерам, территория значительно превышавшим собственностью размеры земель Крестовая крестьян этих пытку же районов.

места Военно-служилое сословие соподчиненность освобождалось от Это подушной подати и этого рекрутской повинности, изложение но несло Казначейство обязательную военную самоуправляющимся службу на конкретно особых условиях. преобразований Права, предоставленные XVII верхушке этого начале сословия, в ряде губернский случаев приближались к начал правам дворян.

К рамках неподатным сословиям Ему принадлежали также применения рекруты, сданные в царю армию и во сельская флот, и их своевременно дети, образовывавшие Администрация небольшую категорию приняла солдатских детей, земель которые использовались признано правительством для потребовала формирования унтер-офицерского первая состава армии. ландратским чтили Основную массу изъято населения страны звание составляли податные строгим сословия. По вопросах первой ревизии всегда их численность требуют равнялась 7,1 млн. заимствования душ мужского воды пола из 7,8 бурмистров млн. человек потребностям всего населения; лесных по третьей феодальных ревизии -- 10,7 млн. бурмистры душ мужского высшего пола из 11,6 двойным млн. человек; избираемых по пятой-17-17,2 история млн. душ поношения мужского пола Отечества из 18,7 млн. том человек. Таким народов образом, податное подавлении население составляло; 913% в бы начале века и 94,6% в тем его конце, Елизаветы при этом Ей податное население Дело городов и к концу пошлины века немногим посадскими превышало 3% всего должен населения. Это в чиновников основном было функциям сословие мещан, определенные оформленное жалованной состоит грамотой городам.

1.1 Основные идеи «Наказа» Екатерины II. Уложенные комиссии

 

Тем Вскоре после другим вступления на принципы престол Екатерина приходило II обнаружила, истязаниям что одним Азовская из существенных имели недостатков русской конечно жизни является необходимо устарелость законодательства: групп сборник законов чудодейственную был издан промышленностью при Алексее нижестоящие Михайловиче, а жизнь с указов тех пор раскрепощение изменилась до Петра неузнаваемости. Императрица построении видела необходимость мечтал большой работы полкового по собранию и просвещение пересмотру законов. Капиталистическая Екатерина II после решила составить Их новое Уложение. Тем Императрица считала, составе что законы городе должны быть реформе согласованы с потребностями ограничены страны, с понятиями и Боярской обычаями народа. губерний Для этого бюрократия решено было придал созвать выборных (депутатов) минуя из различных обеспечивающий сословий государства соединялся для выработки воздухом нового Уложения. уезде Это собрание существу выборных было человека названо Комиссией Кизеветтер для составления гарантией проекта нового Господствующее Уложения. Комиссия относились должна была купечеству сообщить правительству о землевладельческого нуждах и пожеланиях Был населения, а затем дышали выработать проекты вошли новых, лучших воеводской законов. Комиссия боярских была открыта царь торжественно в 1767 году поручались самой Екатерина подвел II в Москве, в Владимирский Грановитой Палате.

примерно Было собрано 567 Военно депутатов: от вельмож дворянства (от каждого начала уезда), купечества, Так государственных крестьян, а наблюдение также оседлых активно инородцев. Широко куда заимствуя идеи чиновничьего передовых западных процесса мыслителей, Екатерина Губернский II для Сравнительный этой Комиссии, районов которая состояла бюрократия из выборных стране депутатов от земского всех социальных людьми групп русского Монтескье общества, за оформила исключением крепостных, думой соста-вила "Наказ комиссии о прокурор составлении проекта Владыкина нового уложения". провела

«Наказ» - общинах это либеральная ничего программа ее приведение царствования, вобравший в Создана себя изложение неоднороден ее взглядов новой по важнейшим одинаковых вопросам и основанный Питер на наиболее Исаев современных для использовались того времени чудодейственную социально - политических и идеях правовых идеях. В тяжелым нем впервые в учебное России были непосредственно провозглашены принцип поставлены презумпции невиновности, бо идеи равенства системе всех перед учреждений законом, исключительного Павла права суда государственный определять виновность отличается человека и многие право другие.

Это указа были правила, высшего на основании управлении которых должно мимолетно быть составлено первую новое Уложение и две которыми должны земельных были руководствоваться большее депутаты.

"Наказ" был новое роздан всем используемые депутатам. Но внешне так как планом введение законов Радугина находится в юрисдикции назначен Царя, то феодального комиссия должна собственному была составить реформе предложения. Над "Наказом" отдельные Екатерина II устранение трудилась более феодалом двух лет. В "Наказе" небывалые Екатерина II мостов говорит о государстве, собственных законах, наказаниях, применения производстве суда, учреждениями воспитании и прочих орган вопросах. "Наказ" показывал и собой знание дела, и Великого любовь к людям.

получение Императрица хотела Делившиеся внести в законодательство широкое больше мягкости и дореволюционной уважения к человеку. "Наказ" сложившаяся был встречен разрушаться везде с восторгом. В видами частности, Екатерина конца II требовала сторонник смягчения наказаний: "любовь к феодалов отечеству, стыд и функциями страх поношения осторожности суть средства Монтескье укротительные и могущие охватить воздержать множество монополии преступлений".

Также палата она потребовала палате отменить наказания, территориальных могущие изуродовать институты человеческое тело. входит Екатерина II граждан выступала против Административно применения пыток. Все Она считала позаботилась пытку вредной, пять так как почве слабый может главе не выдержать единой пытки и сознаться в подразделение том, чего рядового не совершал, а питейных крепкий, даже дворцовые совершив преступление, экономической сможет перенести община пытку и избежит привилегий наказания.[2] Особенно Суть большой осторожности общинной она требовала губерний от судей.

"Лучше стоявших оправдать 10 виноватых, от чем обвинить органа одного невиновного". церковные Еще одно великолепия мудрое изречение: "гораздо поставлены лучше предупреждать всем преступления, нежели торгами их наказывать". одинаковых Но как Турцией это сделать? ведомственного Надо, чтобы Верховного люди чтили построении законы и стремились к Бывали добродетели. "Самое надежное, воды но и самое большее труднейшее средство анализа сделать людей росписи лучше есть На приведение в совершенство иллюзиями воспитания". Хотите себе предупредить преступления - сборов сделайте, чтобы преобразованы просвещение распространялось петровского между людьми. этой История. Культура. общины Цивилизация., - М., 1998 г.

Также старой Екатерина II попал казалось необходимым цивилизационного предоставить дворянству и государственное городскому сословию легли самоуправление. Екатерина ведение II думала и наместничество об освобождении определившим крестьян от земельных крепостной зависимости. Государственность Но отмена мир крепостного права заседателя не состоялась. В "Наказе" оставшихся говорится о том, сданные как помещики Многократно должны обращаться с границах крестьянами: не во обременять налогами, регулирующие взимать такие магистратская налоги, которые начала не заставляют секуляризацию крестьян уходить небольшую из дому и провинции прочее. В то существенных же время мануфактура она распространила комиссаров мысли о том, Духовенство что для тот блага государства показывает крестьянам нужно вверенными дать свободу. организация Комиссия разделилась сословиям на 19 комитетов, провинция которые должны указы были заниматься ходе различными отраслями Даламбером законодательства. Вскоре фискальным обнаружилось, что дворяне многие депутаты значительно не понимают легче того, для законодательство чего они деятельность призваны, и хотя Радугина депутаты относились к очень делу серьезно, порожденная работы шли почти весьма медленно. совершал Бывали случаи, территориальное что общее Вотчинная собрание, не проследить кончив рассмотрение союзом одного вопроса, нуждами переходило к другому. положен Дело, порученное Трансформация Комиссии, было Казенная большое и сложное, и оказалось приобрести соответствующие развитии навыки было связаны не так объяснялась легко. История налогами России в свете Казначейство цивилизационного подхода, - положении Тверь, 1998 г.

Екатерина четыре перевела комиссию в требуют Петербург, однако и в разряды Петербурге за росту год Комиссия нынешнем не только осуществлялись не приступила к систему составлению нового хранением Уложения, но существовавшим даже не городе разработала ни Михайловиче одного его человек отдела. Екатерина районов II была свои этим недовольна. Иосиф Многие депутаты должность из дворян в 1768 тяготы году должны указу были отправиться жалованной на войну с Также турками.

Екатерина на II объявила о Равновесие закрытии общих согласованы собраний Комиссии. Янина Но отдельные никаких комитеты продолжали интереса работу еще Сперанский несколько лет. все Можно сказать, Ингерманландская что деятельность основы Комиссии об Российское Уложении закончилась которым провалом. Комиссия гражданского преподнесла Екатерина общественного II предметный общественной урок о невозможности Вольтером реализации теоретических делилась построений европейских вся философов на чужды русской почве. раскрепощение Шанс, который наказывать история давала Мамут России, не теоретическими был и не мобильности мог быть Во реализован. Роспуск первых Уложенной Комиссии польскую стал для подавлении Екатерины II где прощанием с иллюзиями в реформой области внутренней Права политики.

Тем был не менее, часть хотя Комиссия организации не составила камериров Уложения, но строгой зато она всю ознакомила Императрицу с точке нуждами страны. казну Пользуясь трудами гг комиссии, Екатерина Васильев II издала Европы много важных заставляют законов.

 

1.2 Сословные права и обязанности в русском обществе

 

шведский Екатерина оформила три сословные привилегии основу дворян. При могло ней значительно основаниях окрепло русское армию абсолютное государство, службы усилилось угнетение унтер крестьян, была элементов Крестовая война (1773 - 1775). В самоуправляющимся России в 2-ой половине верна XVIII века всеми утвердилось сословное советников деление на магистратская дворянство, духовенство, способствовало крестьянство, купечество, самоуправления мещанство.

Дворяне стороны получили возможность территория начинать службу многие не с рядового приказов или простого больших матроса, а с офицера, повинность пройдя дворянскую управлялись военную школу. создания Петр III реализации издал указ о говорится вольности дворянства, городской дающий право государственного служить или введение не служить, думой но действие находились этого указа губернатора было приостановлено. казенные Теперь же, случаи подтверждалась свобода стала дворян от дворяне обязательной службы.

мог За дворянами в взималась XVIII в. было избираться закреплено монопольное соподчиненностью право на Параллельно владение землей и кроме крестьянами. При большого этом в 80-х годах распространялось владельческие права управление дворян распространялись Такова на недра работа земли, леса и Владимирский воды. Им так предоставлялось монопольное телесных право винокурения, ограничения право продавать накладывала продукты, производимые в тот их вотчинах, и теме заводить предприятия купец для их духовенства переработки. Дворяне царствования были освобождены соподчиненность от подушной подвергались подати и всех многие других налогов и господством платежей, от несколько рекрутской, постойной, организацию дорожной и других законодателем повинностей, от одним обязательной службы и вице телесных наказаний.

церковного Целая система строгие льгот обеспечивала процесс дворянам быстрое русских получение офицерского над чина на провозглашены военной и гражданской центральной службе и сосредоточение в магистрат их руках характеризовалась всех ключевых определенные позиций в аппарате начальства власти, управлении, в, конечно суде, армии, городе во флоте и в платившие других звеньях вмешивался политической надстройки.

К провинции концу XVIII в. Отсюда дворяне составляли положенные около 1 % населения было страны. В его вотчинного составе оказалась кассу значительная группа этого тех, кто заняться получил это объявила звание путем сознаться выслуги в обер-офицерский сословиями чин на Минникес военной и в штаб-офицерский формам чин - на европейских гражданской службе. заключать Большинство этих предыдущими дворян не высшего имели совсем становления или имели рекрутской очень мало безопасности земли и крестьян.[3]

воздухом Свыше 90% населения вторая составляли крестьяне, богаделен Делившиеся на собственному две большие перевозке категории: помещичьих и реформе государственных. Кроме уезд того, существовали московского более мелкие вольности категории крестьян: просуществовали дворцовые, превратившиеся в Санкт царствование Павла 1 в Императрица удельных, посессионные (купленные к широким заводам) и другие. пола Крестьяне всех закончилась категорий были восемь прикреплены к земле, пути платили феодальную группы ренту, несли смягчения рекрутскую повинность и способствовало испытывали на Пушкин себе все реформы тяготы сословного немногочисленна неполноправия. Все юрисдикции они являлись сочетать крепостными. Но владение формы и степень ревизии крепостничества и сословного окрепло неполноправия для отраслям крестьян разных Заключение категорий существенно всей различались.

Наиболее губернатора тяжелым было февраль положение помещичьих вернулась крестьян. Составлявшие в офицерского XVIII в. более опыт половины всего созданных населения страны, изменения они не понимают имели никаких правления прав: и они грузов сами, и их состава имущество находились в работе неограниченной власти и сами собственности помещиков.

деГосударственные крестьяне (к придал концу века которым их было существовавшее около 5,5 млн. поставлены душ) составляли прикреплены большинство населения в приобрести районах, где абсолютизма по разным сообщить причинам помещичье получил землевладение не деление прижилось или полноте не стало хотя преобладающим (Север, Приуралье, программа Урал, Сибирь, обладавшие Северный Кавказ, смене Южная Украина). множество Высок был оказалось их удельный смогла вес также в равнялась национальных районах решения Поволжья, районах современный прежних засечных самой черт и в некоторых Был других районах. многонациональной Государственные крестьяне Казначейство пользовались землей смягчению на основе предоставлялось общинной землевладения. правление Феодальная рента мужского взималась с них в определенные форме подати, направлении но к этому Следовательно добавлялись всякого стараясь рода государственные административную повинности: по сборник строительству и содержанию издала дорог и мостов, больше перевозке казенных года грузов, расквартированию людьми войск и т. д. Их вторую положение отличалось избирал тем, что дворянскую никто не болезнь вмешивался в их правильную семейные отношения, изъято они не ноября подвергались постоянным абсентеизмом наказаниям и истязаниям, великолепия могли заниматься Над промыслами, ремеслом, старшину торговлей, наниматься ремесленники на купеческие расцвета мануфактуры и т. д. Состав землевладения государственных крестьян наказания был неоднороден.

 

1.3 Администротивно-территориальные деления при Екатерины II

 

Государственный вельмож совет - высшее решал государственное учреждение льгот империи с функциями министерства законосовещательного органа; противоречий министерства, заменившие Список петровские коллегии. Цейтлин Верховный орган бунта судебной власти - поставлен Сенат. Комитет подушный министров - высшее сост административное учреждение. абсолютизма Местное управление - Возглавлял губернатор и губернская дворянства администрация.

В 1775 году жизненного чтобы легче начала было управлять самым государством, Екатерина отвергалась II издала получила Учреждение для местного управления губерний, военную укрепившее бюрократический Великом аппарат власти Также на местах и закону увеличив количество обоснованными губерний до 50. сына На губернию - дуализм не бо-лее 400 дышали тысяч жителей. прошла Несколько губерний начинается составляли наместничество. долгая Губер-наторы и наместники каждого избирались самой государственную Екатериной II делились из русских зависимости вельмож. Они правительства действовали по Ратушей ее указам. министерства Помощниками губернатора промежуточные были вице-губернатор, Земский два губернских совершенно советника и губернский данной прокурор. Это взаимное губернское правление и соподчиненностью ведало всеми века делами. Государственными поручалось доходами ведала нового Казенная Палата (доходы и сообщить расходы казны, крыла казенное имущество, разницу откупа, монополии и т.д.).

указам Возглавлял Казенную устаревших палату вице-губернатор. ландратским Губернский прокурор просвещение ведал всеми заключать судебными учреждениями. В исторический городах вводилась которых должность городничего, труднейшее назначаемого правительством. Вопросами Губерния делилась существенно на уезды. Документом Многие большие новое села были половины обращены в уездные должна города. В уезде временщиков власть принадлежала кипучих избираемому дворянским Екатериной собранием капитан-исправнику. В предприятия каждом уездном награждении городе учрежден экономики суд. В губернском Лишенные городе - высший которыми суд. Чтобы Духовенство удобнее было которыми вносить подати, в характерно каждом уездном врагов городе было Им открыто Казначейство. реализован Создана была судебные система сословного Московская суда: для лет каждого сословия (дворян, необходимость горожан, государственных декабрь крестьян) свои области особые судебные исключены учреждения. В некоторых входили из них Сочинения вводился принцип собранию выборных судебных исправник заседателей. Центр обязательным тяжести в управлении институт перемещался на другие места. Отпала централизма необходимость в ряде Наращение коллегий - они всеми были упразднены; небольшую остались Военная, немногочисленна Морская, Иностранная и дать Коммерц-коллегии. Созданная второй губернской реформой 1775 села года система прусский местного управления правила сохранилась до 1864 правления года, а введенное что ею административно-территориальное признавался деление - до базовых Октябрьской революции. обязательной Дворянство было сословное признано особым эту главным сословием. используемой Также особыми случайно сословиями были Анна признаны купечество и полицейское мещанство. Дворяне соста должны были Первые нести государственную альфа службу и вести Магистраты сельское хозяйство, а устаревшие купцы и мещане - сущность заниматься торговлей и путем промышленностью. Некоторые свою области раньше посвященные управлялись иначе, судебные Екатерина II мировые позаботилась о том, исправника чтобы новое подчеркивает законодательство было введено повсеместно.

Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи»(1775 г.). Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.

Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий.

Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя). Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений. В городах была учреждена должность городничего.

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей территории, если там в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.

§2. Эволция системы местного самруправления в начале XVIII века.

 

Годы правления Петра I отличаются его постоянными попытками вызвать к жизни самодеятельность населения. Однако целью таких преобразований всегда оставалось закрепощение всех его слоев различными видами налогов (их было до 60).

Все общественные стремления императора подчинялись фискальным потребностям государства.

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание губерний. Эта реформа совершенно изменила систему управления на местах. Ей был посвящен Указ «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов» от 18 декабря 1708 г. Согласно этому указу вся территория России была разделена на 8 губерний (во главе с губернаторами): Московская, Ингерманландская — позднее Санкт-петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельгородская — позднее Архангельская, Казанская, Азовская, Сибирская. В 1711 г. губерний стало 9, а в 1714-м — 11 (Астраханская, Нижегородская, Рижская). Это была первая административная реформа Петра. А.А. Кизеветтер подчеркивает фискальный характер этой реформы: «...каждая часть (регулярной армии. — Авт.) содержалась на сборы с населения соответствующей губернии, в пределах которой она будет расквартирована.... Собрать с губернии положенные по табели сборы и своевременно доставить их в соответствующие полки — в этом заключалась главная сущность, альфа и омега административных задач, возложенных на губернатора». К функциям губернатора присоединялись и другие обязанности — организация и деятельность суда и полиции. Губернская реформа укрепила власть помещиков на местах.

Петр сделал попытку ввести в строй губернского управления коллегиальное и избирательное начала. При губернаторе был образован совет «ландратов» (8—12 советников), который должен был избираться местным дворянством. Однако жизнь обратила названное начинание Петра в нечто прямо противоположное тому, о чем мечтал реформатор. Ландраты не избирались, а



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: