Контрольная работа по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» (работу распечатать и выполнить задание)
Выполнил студент группы____________________________________________________
1. 1856 год - начало замысла романа. "В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию". Что означают следующие даты в развитии замысла Толстого? Прокомментируйте их.
1825 год …………………………………………………………………………………………..
1812 год ……………………………………………………………………………………………
1805-1807 годы ……………………………………………………………………………………
В романе много запоминающихся женских образов. Кому-то из своих героинь Толстой симпатизирует, а кому-то – нет. Заполните таблицу.
Любимые героини и их характерные черты | Нелюбимые героини и их характерные черты | Сложно определить |
3 .Расположите данные части (пронумеруйте) текста в той последовательности, которая в наибольшей степени способствует раскрытию его темы и замысла. Определите тему, основной смысл текста, логические взаимосвязи.
Тема______________________________________________________________________________________________________
Основной смысл____________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Итак, главным творческим побуждением, следствием которого явилась «Война и мир», была мысль художника о своей современности.
По мере продвижении замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора - 1812 год. Так появилась иная дата, и в первые главы романа публиковались в журнале «Русский вестник» под заглавием «1805 год», В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно-исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И, наконец, в 1867 г. - еще одно название, где историческое и философское образовали некое равновесие, - «Война и мир».
Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими материалами. Писатель использовал русские и иностранные источники о войне 1812 г., тщательно изучил в Румяниевском музее архивы, масонские книги, акты и рукописи 1810-1820-х гг., прочитал мемуары современников, фамильные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечественной войны, встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы. Посетив и внимательно осмотрев Бородинское поле, он составил карту расположения русских и французских войск. Писатель признавался, рассказывая о своей работе над романом: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалом, из которых у меня во время работы накопилась и образовалась целая библиотека книг»
У романа «Война и мир» сложная творческая история.
«Я затеял месяца 4 назад, героем которого должен быть возвращающийся декабрист.... Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России».
Из письма Толстого А.И. Герцену От 14 (26) марта 1861.
Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Роман потребовал от Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабристы», от нее осталось всего три главы. С.А. Толстая замечает в своих дневниках, что сначала Л.Н. Толстой собирался писать о вернувшемся из Сибири декабристе, и действие романа должно было начинаться в 1856 г. (амнистия декабристов, Александр II), накануне отмены крепостного права. В процессе работы писатель решил рассказать о восстании 1825 г., затем отодвинул начало действия к 1812 г. - времени детства и юности декабристов. Но так как Отечественная война была тесным образом связана с кампанией 1805-1807 гг., Толстой решил начать роман с этого времени.
«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которой должен быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825 г., эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 г. герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 г. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 г., которого еще запах и звук слышны и милы нам, но которое теперь уже настолько отдалено о нас, что мы можем думать о нем спокойно. Но и в третий раз я оставил начатое, но уже не потому, чтобы мне нужно было описывать первую молодость моего героя, напротив: между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерными лицами великой эпохи личность моего героя отступила на задний план, а на первый план стали, с равным интересом для меня, и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того времени. В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным большинству читателей, но которое, надеюсь, поймут именно те, мнением которых я дорожу; я сделал это по чувству, похожему на застенчивость и которое я не могу определить одним словом. Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Кто не испытывал того скрытого, но неприятного чувства застенчивости и недоверия при чтении патриотических произведений о 12- м годе? Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений.
Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 г., я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805,1807,1812,1825 и 1856 года».
Л.Н. Толстой. Наброски предисловия к «Войне и миру». 1867
Роман потребовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряжения всех духовных сил. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».
4. Сжато перескажите эпизод «Семья Ростовых. Именины». Пользуйтесь планом:
1.Прием хозяевами гостей. Характер их беседы.
2.Приход молодежи, ее интересы, поведение.
3. Подарок графини-матери Анне Друбецкой. Его значение.
4.Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.