Речевое развитие: развитие речи
Тема: «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»
Цель: закрепить знания детей о сказках и их героях; пополнить словарный запас.
Задачи:
1. Образовательные:
-учить детей узнавать сказки по иллюстрациям, загадкам, литературным фрагментам;
-учить подбирать признак к заданному персонажу;
-закрепить умение образовывать сложные слова с
уменьшительно-ласкательным суффиксом;
2. Развивающие:
-развивать связную речь детей;
-развивать умение выполнять различные игровые задания;
-развивать зрительное и слуховое восприятие, воображение, память,
внимание;
-расширять кругозор детей.
3. Воспитательные:
-воспитывать любовь к устному творчеству;
-воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру;
-побуждать детей быть добрыми и честными;
-учить приходить на помощь, преодолевать препятствия;
-воспитывать умение согласовывать свои действия с партнёрами.
Предварительная работа:
-знакомство со сказками и их героями;
-обсуждение положительных и отрицательных персонажей;
-рассматривание иллюстраций к сказкам;
-просмотр мультфильма «Гуси-лебеди»;
-дидактические игры: «Из какой сказки герой?»; «Узнай сказку по картинкам»;
-разгадывание загадок про сказки;
-рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»;
-распределение роли в сказке «Гуси-лебеди»
-знакомство детей с пословицами.
Оборудование: уголок в группе, оформленный под сказку: печка, речка, дерево-яблоня.
Словарная работа: ступа.
Ход НОД:
Здравствуйте, гости дорогие! (Дети здороваются и кланяются)
Веселья Вам да радости!
Давно мы Вас ждём- поджидаем, занятие без Вас не начинаем.
Воспитатель:
- Доброе утро!
Для начала встанем в круг,
|
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Вы готовы поиграть?
Можно встречу начинать!
Воспитатель:
- Ребята, а вы любите сказки?
- Сегодня мы с вами побываем в одной очень известной нам сказке.
- Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса!
- Дети, вы верите в чудеса?
- А для того чтобы в сказке очутиться нам нужно произнести волшебные слова:
(слова).
Вокруг себя покружись
В сказке очутись.
В ладоши мы хлопнем
Раз, два и три
Сердце свое для добра распахни!
Перед детьми (на доске) представлены иллюстрации к р.н.сказке "Гуси лебеди" (дети рассматривают иллюстрации)
Воспитатель:
- Ребята, в какой сказке мы оказались, - Гуси-лебеди
Воспитатель:
-Давайте вспомним, что же произошло в начале этой сказки? (дети вспоминают краткое содержание начала сказки)
Жили мужик да баба. У них была дочка Машенька да сын Ванюшка.
- Машенька, - говорит мать, - мы поедем на базар, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек.
Отец с матерью уехали, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загуляла.
Воспитатель:
- Маша оставила братца на травке под окном, а сама побежала к подружкам на полянку играть, веселиться.
(Ребята, и мы пройдем на поляну. На поляне декорации цветов) Посмотрите, какие здесь красивые цветы. Давайте их понюхаем. Дыхательное упражнение "Нюхаем цветы" и.п. -о.с. Вдыхать то одной, то другой ноздрёй, на выдохе говорить:"Ах!" Прижимать правым указательным пальцем правую ноздрю. Тихий продолжительный вдох носом. Выполнить по 2 раза каждой ноздрёй, меняя руки..
|
Воспитатель:
- Вернулась Маша, посмотрела, а братца нигде нет. Стала она плакать. Давайте покажем, как Маша плачет.
Дыхательное упражнение "Плаксы " и.п. - о.с. Вдохнуть носом, немного задержать дыхание и на выдохе громко, протяжно и как можно дольше "заплакать": "Ы- ы-ы.." Вдох носом. Выполнить 3-4 раза.
Воспитатель:
- Вытирайте слёзы. Слезами горю не поможешь - надо братца искать. Выбежала Маша в чисто поле, видит - вдалеке гуси - лебеди крыльями захлопали, загоготали и улетели за тёмный лес. Ребята давайте покричим как гуси:
Дыхательное упражнение: "Гуси-лебеди" и. п. - о.с. На вдохе руки в стороны, на выдохе "похлопать крыльями " и покричать "Га-га-га!" Вдох носом. Выполнить 3-4 раза.
Воспитатель:
-Посмотрите, кто это? (Машенька) Какая она…)
- Почему она грустная…)
Она потеряла своего братца. Не знает, что ей делать, куда идти?
Воспитатель:
- Поможем Машеньке, ребята,
Братца ей вернуть обратно?
Нам нужно Иванушку срочно найти,
Но ждут нас преграды в пути.
Воспитатель:
- А как вы думаете, мы можем помочь Маше найти Ванечку? (Ответы детей)
1. Нужно идти в ту сторону, куда полетели гуси-лебеди.
2. Мы можем встретить на пути кого-нибудь, кто видел, куда они полетели.
3. Может кто-нибудь знает, куда гуси-лебеди уносят детей.
Воспитатель:
- Тогда отправляемся в путь.
Давайте сначала посмотрим внимательно вокруг, что нас окружает?
Физкультминутка для глаз «Видят глазки всё вокруг»
|
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, перед вами план - схема маршрута, по которому летели Гуси - лебеди. Посмотрите и подумай те, в какой последовательности Машенька будет встречать героев сказки? Куда идти Маше?
Дети:
Мы думаем, что нам встретится печка, яблоня и речка. Сначала надо идти к печке, затем к яблоне и речке.
Дети:
Печка-матушка, укажи нам путь
Ты, скажи, нам печка, Иванушку как вернуть?
Печка:
«Пых-пых. Рада вам помочь, да жар во мне уж еле дышит, вы подбросьте-ка мне дровишек. А то сил нет и говорить тяжело».
Воспитатель:
- Ребята, поможем печке? Наколем дровишек?
Логоритмика: «Пилим, пилим мы бревно»
Воспитатель вместе с детьми:
«Мы сейчас бревно распилим, (имитация распиливания дров)
Пилим-пилим, пилим-пилим,
Пилим-пилим мы бревно,
Ох, и длинное оно. (Вытираем пот со лба)
А теперь мы дров наколем: (взмах топором вверх / наклон вниз)
Колем-колем, колем-колем.
Раз и два, раз и два, (взмах топором вверх / наклон вниз)
Вот и нарубили мы дрова». (Разводим руки в стороны, показ)
Печка:
- Спасибо, ребята, помогли мне. Теперь так и хочется мне что-нибудь вам испечь.
Воспитатель:
Дети, а что можно испечь в печи?»
- (хлеб, кексы, плюшки, булочки, беляши, пироги, пирожки, блины)
Воспитатель:
- Но ведь для того, чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Замесим?
Артикуляционная гимнастика «Месим тесто» (сопряженные движения пальцев рук)
1. «Месим тесто» (толкаем языком то одну щечку, то другую; сжимаем и разжимаем кулачки, имитируя замес теста).
2. «Раскатываем тесто» (с силой проталкиваем язык через зубы и втягиваем обратно в рот; руки вытягиваем вперед, пальцы выпрямлены; сгибая руки в локтях, прижимаем сжатые кулачки к груди).
3. «Лепешка» (держим язык широкой лопаткой; показываем раскрытые ладони рук).
4. «Кладем начинку» (заворачиваем края языка к верхним зубам; пальцы сжимаем в кулачок).
5. «Печем пирожки» (надуваем щеки и медленно выпускаем воздух через губы: «пух-х-х»; разжимаем пальцы рук).
6. «Вкусный пирожок» (облизываем верхнюю и нижнюю губу, поглаживаем рукой живот).
Печка:
Вот молодцы, ребятки, а теперь пирожки, мои отберите.
Воспитатель:
- Дети, давай те пройдем за стол и выполним задание.
(На столе лежат разновидности кондитерских изделий, детям нужно выбрать только те пирожки которые были в сказке у печи.)
Складывают пирожки к печке.
Печка:
- И тесто замесили, и пироги испекли, и подкрепились в путь-дорожку. Идите теперь к яблоньке, она на самой опушке леса растет. Она вам дорогу дальше укажет.
Воспитатель:
- Молодцы, выполнили задание! Печка говорит, что вам надо идти прямо.
Воспитатель:
- Что повстречала Маша дальше на своём пути?
Дети:
- Маша встретила дерево.
Воспитатель:
- Ребята, а что это за дерево, кто помнит?
Дети:
- Это яблоня.
Воспитатель:
Яблонька – душенька,
Будь нам подруженькой,
Скажи, куда гуси полетели?
Куда Ваню унести посмели?
Воспитатель:
- Ребята, яблонька нам поможет, если вы выполните её задание.
Ребята, посмотрите, что это?
–Как вы думаете, что вам предлагает яблонька? (назвать пословицы и поговорки о дружбе)
1. Без друга на сердце вьюга.
2. Был я у друга, пил я воду — слаще меда.
3. В дружбе — правда.
4. Верному другу цены нет.
5. Верный друг лучше сотни слуг.
6. Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
7. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
8. Дерево живет корнями, а человек — друзьями.
9. Для друга — все не туго.
10. Для друга ничего не жаль.
11. Друг за дружку держаться — ничего не бояться.
12. Друга ищи, а найдешь — береги.
13. Друга на деньги не купишь.
Воспитатель:
- Вы ребята, молодцы! Отлично справились с заданием.
Воспитатель:
- Ну что продолжим искать Иванушку, дальше встретилось на Машином пути?
Дети:
- Речка.
Воспитатель:
- Давайте превратимся в речку и потечем плавно навстречу нашей сказочной речке. (Дети под музыкальное сопровождение делают плавные движения руками, изображая течение реки. Воспитатель подводит их к мольберту, на котором закреплена иллюстрация речки из сказки).
Речка:
Чтобы меня пройти, надо выполнить моё задание.
Воспитатель:
- Давайте и с речкой поздороваемся ласково.
Дети:
- Здравствуй, реченька!
- Речка, речка скажи, куда гуси-лебеди Иванушку унесли?
Проводится игра: "Объясни выражение"
Воспитатель:
- До чего добежала сестрица? (до речки)
- К чему подошла сестрица? (к речке)
- Посмотрите, ребята, это речка не простая, а молочная, с кисельными берегами. А как вы, ребята, понимаете сказочное выражение молочная река – кисельные берега?
Дети:
- В реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя.
Воспитатель:
- Молодцы, правильно понимаете это сказочное выражение.
Речка:
- Молодцы, ребята! Справились! По пути вам встретится лес.
Воспитатель:
- Вот мы и речку с вами прошли! Пойдёмте дальше
Воспитатель:
- Ребята, а что за речкой? (лес.) Там, наверное, и спрятали Гуси -Лебеди братца Иванушку. А в лесу избушка с Бабой Ягой.
- Ребята, а вы знаете что-нибудь о Бабе-Яге?
Дети:
- Да, знаем.
Воспитатель:
- Давайте расскажем, что мы о ней знаем.
Физкультминутка
В темном лесу есть избушка (шагаем)
Стоит задом наперед (поворот)
В той избушке есть старушка (наклоны)
Бабушка-Яга живет (поворот обратно)
Нос крючком (показать нос)
Глаза большие (показать глаза)
Словно угольки горят
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят.
Воспитатель:
- Ребята, Баба – Яга предлагает отгадать её мудрёные загадки. Ребята вы умеете отгадывать загадки?
Дети:
- Да! Нам нравится отгадывать загадки.
Загадки:
1. Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор)
2. Много дружных ребят
На одном столбе сидят.
Как начнут они резвиться –
Только пыль вокруг клубится. (Метла)
3. Попало наше тесто,
В горячее место.
Попало – не пропало,
Румяной булкой стало. (Печь)
4. Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный. (Ступа)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием Бабы- Яги и поэтому она, как и обещала, отпускает Иванушку домой.
Воспитатель:
- Ребята, хорошо поступила Баба-Яга, справедливо?
Дети:
Да, обещания нужно выполнять, а если не уверен, что обещанное не сможешь выполнить, то лучше не обещать.
Воспитатель:
- Ребята, предлагаю вам пригласить всех героев сказки и поиграть в игру.
Игра с бубном «Ты катись весёлый бубен»
Взрослые и дети становятся в круг, и передают друг, другу бубен говоря слова:
«Ты катись весёлый бубен,