Урок 19. Народы гор и степей
Цели деятельности педагога | Сформировать представления об изучаемом предмете; ознакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, определить границы знания и незнания у четвероклассников, создать условия для развития интереса к истокам архитектуры разных народов |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о жанре пейзаж, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «компози- ция», «иглу», «чум», «аул»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Изобразительное искусство, живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция |
Образовательные ресурсы | Интернет-ресурсы: www.etnic.ru, www.historyschi.ru, www.gusli.su |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: Н. Рерих «Горы», презентация «Народы гор и степей», фотоматериал. Работы учащихся 4 классов. Музыкальный ряд: «Музыка северного сиянья», 1990 г., студия грамзаписи «Мелодия»; старинная кумыкская песня «Лезгинка» |
Оборудование | Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
I. Органи- зационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвое- нию изучаемого материала | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Вступительное слово. Долгожданный дан звонок – Начинается урок! Все ли на месте? Все ли в порядке? Вы проверьте-ка, Ребятки! | Получив целе- вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио- нально выражают свое отношение к происходящему | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для чело- века и принимают его; имеют желание учиться | |
II. Изучение нового материала | Словесно-иллю- стративный рас- сказ с элементами беседы по теме «Народы гор и степей». Просмотр муль- тимедийной презентации «Народы гор и степей». Музыкальный фон: «Музыка северного сиянья»; старинная кумыкская песня «Лезгинка» | – Знаете ли вы, как разнообразна природа нашей планеты, как непохожи условия жизни разных народов? Народы Севера – оленеводы и охотники. Их жилища появились в глубокой древности, но существуют и сейчас. Чум – это переносное жилище народов северо-восточной Европы (саами, ненцы) и Сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). Чум имеет коническую форму и в плане круглый или слегка овальный (диаметр по полу – 3–8 м). Конический остов жилища состоит из 30–50 наклонных шестов. Зимой он накрывался шкурами оленя, изюбра или лося, сшитыми в полотнища, летом – вываренной берестой или корой, иногда парусиной или мешковиной. Вход завешивался шкурами, летом – грубой тканью. В центре чума находился очаг, по обе стороны от входа – спальные места: на пол клали бересту, циновки из ивовых прутьев и сухой травы, сверху – оленьи шкуры. Иглу – у канадских эскимосов так называлось зимнее жилище, часто в виде полусферического купола, сложенное из снежных глыб. Высота его около двух метров, диаметр – 3 или 4 метра. Вход через отверстие в полу, к которому ведет длинный коридор, прорытый в снегу ниже уровня пола. Если снег неглубокий, вход делают в стене, а перед ним строят коридор из снежных блоков. Большая часть пространства внутри занята лежанкой из снега, покрытой шкура- ми. Иногда и стены покрывают изнутри шкурами. Свет проникает через толщу стен, иногда через окна из озерного льда или тюленьих кишок. Отапливается иглу и освещается жирниками – плошками с жиром, светильниками. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников-пейзажистов. | Фронтальная работа. Фронтальная работа | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство». Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников-пейзажистов. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их. | Устные ответы. |
У горских народов Дагестана, Чечено- Ингушетии и Осетии издавна сложился своеобразный тип поселка-аула, а жилища – сакли. Горный аул – обычно большая и компактная группа домов, занимающая склон горы и располагающаяся как бы амфитеатром, так что плоские крыши нижнего ряда домов служили двором для верхнего ряда. В аулах возводились специальные башни-убежища (они же и жилье) на случай военной опасности. – Как вы думаете, почему так не похожи дома народов гор и Севера? | Отвечают на вопрос. | |||||
Физкультминутка. Пауза общего воздействия | – А теперь ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Встали; руки вверх, в стороны, вперед, назад, повороты вправо, влево; сели.) | Выполняют упражнения | ||||
III. Творческая практическая деятельность | Изображение горного или северного пейзажа и народного жилища (аула, чума, иглу). Выявление особой красоты пейзажа художественными средствами (гуашь) | Объясняет последовательность выполнения работы. – Начинайте работать по следующему плану: 1. Обдумайте мотивы своего пейзажа, что конкретно будет на нем изображено. Определите средства выразительности. 2. Начинайте рисунок с разметки уровня горизонта – примерно посередине листа. 3. Уточните детали пейзажа. 4. Нарисуйте народное жилище, характерное для вашего пейзажа | Составляют план работы. Рисуют красками | Индивидуальная работа | Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют исполнение задания. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности и техники исполнения работы | Наблюдение. Выполнение работы |
IV. Итог урока. Рефлексия | Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа | – Что нового вы узнали сегодня на уроке, с чем познакомились? – Рассмотрите выполненную вами композицию и подумайте, что получилось лучше всего. – Сегодня на уроке вы хорошо потрудились. Молодцы! | Рассматривают композицию, оценивают работу свою и одноклассников | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения природы родного края с оценкой увиденного. Регулятивные: оценивают свою работу | Устные ответы |