Клио – Здравствуйте, уважаемые монархи и императрицы, наши прославленные учёные, представители прессы и гости нашей конференции. Я муза истории Клио и сегодня мы вместе порассуждаем о времени, что вошло в историю как эпоха Просвещения.
Папа Римский– Я, первый епископ Рима, хочу сказать, что Просвещение народа - это желание господа нашего. Тысячи служителей церкви просвещают и приобщают добрых католиков в лоно Католической церкви, тех, кто пребывает в темноте невежества. Библия надёжный источник знаний…
Вольтер – Прекратите … Ваша церковь - это старое здание обмана. Давно пора раздавить эту гадину, вашу церковь.Уж кто, а она сделала предостаточно для того, чтобы невежество продолжало процветать. Это мы, скромные труженики науки, стремимся раскрыть глаза обществу на его естественные права.
Клио – Вы как всегда правы, дорогой Вольтер. Об этом лучше скажет, наверное, наш коллега Джон Локк.
Локк – Друзья, я убеждён, что все люди созданы от рождения равными.
Фридрих II – Равными? Почему же тогда одни бедные, другие богатые? Я вот – король. Дело значит не в равенстве.
Локк – Хочу вам возразить, ваше величество, неравенство - лишь в умственном развитии. Положение же в обществе порождено условиями, в которое попадает человек. Если бы вы родились в семье крестьянина, то влачили бы жизнь невежественного человека.
Фридрих II – Рождение королей запланировано богом, я всегда король, а вы, я гляжу, революционер.
Папа Римский – Вот видите,богу богово, а кесарю кесарево.
Локк – И всё-таки хочется возразить. Люди от рождения обладают естественными правами на жизнь и свободу, а так же собственность. Когда тообщество договорилось о защите этих прав.Общественный договор создал государство и государей, аони свою власть стали оправдывать божественным провидением.
Дидро – Я как энциклопедист, подтверждаю, что там, где государь сосредотачивает много власти в руках, он становится тираном.
Вольтер – Нерон в Римской империи, Калигула…
Джефферсон – Да, что там Нерон. Английский король для нас, колонистов Америки, стал
душителем свободы. Однако, мы, вооруженные теорией Локка о нашем праве на восстание против тирана - восстали.Самисоздали республику, написали конституциюСША. Спасибо Джон.
Монтескье – Джон славно потрудился, создав теорию о разделении властей,на законодательную и исполнительную.
Локк – Но и вы Шарль отличились, дополнив её судебной властью. Я не решил проблему контроля власти.
Монтескье – Да,поработав председателем судебной палаты, я понял, чтовсё дело в отсутствии контроля. Конституционная монархия, республика ещё не дают гарантии для свободы. Необходима система, когда ветви власти контролируют друг друга и независимы друг от друга.
Выдержка из документа стр. 12 -13 учебника.
Руссо - Народный суверенитет, вот источник власти – народ. Короли исказили договор с обществом, уж больно жадны. Народ должен вернуться к подлинному общественному договору и утвердить власть народа, прогнав монархов. Насилие, которым движет деспотизм, может быть уничтожено только при помощи насилия.
Екатерина II – И как это вы видите? Бунт, убийства? Вместо одних, как вы говорите- тиранов, придут другие, только от бедности ещё жаднее и страшнее. У нас в России бунт Пугачёва, сколько крови пролил, той же народной, пока голову злодею не отрубили.
Руссо - Минуточку,Я не говорю о бунте и призываю к насилию законному. Я, даже признаю, что монархия в отдельных случаях может существовать с ограничениями. Но, главное - это республика. Народ демократически сменит власть. Власть будет выборная, поэтому необходимо ввести всеобщее избирательное право… для мужчин.
Мария Терезия – Женщины то вам, чем не угодили?
Руссо– Если дать право избирать женщинам, тогда точно будет бунт… мужчин. Кстати, ваш приход на мужской трон, вызвал, кажется войну за австрийское наследство и потерю Силезии. Так, ваше величество Фридрих II?
Фридрих II – Вам, простолюдинам, не понять большой политики.
Дидро – Куда уж нам? Однако, идеи которые вырабатывали в эпоху Просвещения, как вы говорите простолюдины, пришлись некоторым монархам по вкусу... «просвещённый абсолютизм».
Клио – Да, интересный термин, «просвещённый абсолютизм». Как это понять, почему совместилось несовместимое? Ведь Просветители хотели ограничить власть монархов и в то же время обращались к ним с преобразованиями. В чём секрет?
Фридрих II – Просто мысамые культурные, мы гуманисты – отцы и матери своего отечества. Хотите на скрипке поиграю. Вот Вольтер был у меня в гостях – хвалил.
Руссо – Не смешите гуманизмом,в войнах сколько людей перекрошили.Вы хитрецваше величество.
Вольтер – Изучив положение Пруссии, я понял, что дружить с нами было тогда просто выгодно королям. Когда выгода прошла, прошла и дружба. Мы жили в интересное время – смена эпох. Феодальная раздробленность уходила в прошлое. Страны централизовались.
Монтескье – Однако, знать, духовенство не хотели расставаться с привилегиями.
Локк – Народ на восстания провоцировала знать своими поборами, пошлинами.
Дидро – И тут явился «добрый государь», понимающий проблемы народа и на этом решающий свои.
Мария Терезия – Да, кто был умный, тот реформировался, Польша вот не смогла и развалилась на части.
Клио – Она не развалилась, вы, Австрия, Пруссия и Россия разделили её.
Иосиф 2 – Реформам своё время. Я с матушкой просто вдохновилисьПросвещением.
Мария Терезия – Налоги стали платить все, даже дворяне, проведена перепись населения, всё было учтено.
Иосиф 2 – Отмена крепостного права, единые законы для всех, за 100 лет до таких реформ в России.
Мария Терезия – Открывались Академии, школы.
Иосиф 2 – Обязательное обучение детей до 12 лет. И это всё в 18 веке.
Мария Терезия – Аподъём искусства? Моцарт, Глюк. Вена законодательница моды и всей европейской жизни.
Фридрих II – Я то же в стороне не стоял, недаром меня назвали Великим.
Екатерина II – У вас, у немцев всё просто, раз и ты Великий, а ты в России попробуй стать Великой, как я.
Клио – Германия, Швеция, Итальянские государства, Англия. Эти страны проходят путь реформ, но…
Вольтер – Но, вы абсолютно правы, есть но…
Руссо – К сожалению, монархи лишь играли в реформы, не собираясь расставаться со своей властью.
Монтескье – И в любой момент могли свои реформы свернуть.
Локк – Как бы то ни было, это был наглядный пример, что государство может играть особую роль, устанавливая правила игры во благо всех.
Клио – На это закончим обсуждение и перейдём к ответам на вопросы.