Оглавление
Введение
1. Правовые и организационные основы деятельности вневедомственной охраны при ОВД
2. Порядок приёма объектов и имущества собственников и организация их охраны
3. Взаимодействие вневедомственной охраны с другими службами ОВД, хозяйственными органами и общественностью
4. Правовое положение и основные направления деятельности ОМОН
Заключение
Литература
Введение
Обеспечение сохранности собственности является одной из важнейших задач государства. На протяжении многих периодов истории России ее государственные органы, в том числе и Министерство внутренних дел, выполняли задачи, которые были неизменными в течение длительного времени. Однако охрана материальных и других ценностей возлагалась, в основном, на ведомственную охрану при органах внутренних дел, финансируемую государством (ведомственная охрана фактический прообраз современной вневедомственной охраны МВД Российской Федерации). Сложность в выделении достаточных средств на содержание такой системы охраны в послевоенный период объективно вынудило правительство СССР искать новые формы обеспечения охранной функции государства.
В этой связи 29 октября 1952 года Совет Министров СССР принимает постановление № 4633-1835 "Об использовании в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства работников, высвобождающихся из охраны, и мерах по улучшению дела организации охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств". Данное постановление, разрешив создание при органах милиции республиканских, краевых и областных центров подразделений вневедомственной наружной сторожевой охраны, положило начало становлению вневедомственной охраны.
|
Дальнейшим шагом по пути повышения надежности охраны товарно-материальных ценностей, сокращения численности ведомственной охраны и удешевления ее содержания явилось принятие Советом Министров СССР постановления от 24 января 1959 г. № 93-42 "Об упорядочении охраны предприятий, организаций и учреждений", которым предусматривалось установление двух видов вневедомственной охраны: военизированной и сторожевой.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 мая 1962 г. № 670 перед вневедомственной и ведомственной охраной были поставлены задачи по внедрению технических средств охраны. В 1964-1966 годах в порядке эксперимента с разрешения советов министров союзных республик в некоторых городах страны взамен сторожевой охраны была введена милицейская охрана объектов. Преимущество такой охраны по сравнению со сторожевой было бесспорно, т.к. вооруженный работник милиции, находясь на посту (в дальнейшем маршруте), осуществляет охрану не только объектов, но и общественного порядка и обеспечивает борьбу с преступностью. Охрана объектов подразделениями милиции себя оправдала.
В связи с этим Совет Министров СССР распоряжением от 10 мая 1967 г. № 1025р предложил данную форму охраны объектов распространить на другие города страны с заменой занятых на обходных постах сторожей лицами рядового и младшего начальствующего состава милиции с содержанием их за счет средств вневедомственной охраны.
Постановление Совета Министров СССР от 31 декабря 1970 г. № 1049 "О совершенствовании охраны объектов народного хозяйства" положило начало развитию специфического вида охраны - милицейской охраны с помощью пультов центрального наблюдения (ПЦН). В этом же году в составе вневедомственной охраны созданы подразделения ночной милиции. В 1976 году внедряются первые автоматизированные системы централизованной охраны и создаются группы задержания ПЦО. С 1979 года под вневедомственную охрану начали передаваться учреждения банков.
|
В 1985 году часть объектов, охраняемых так называемой ведомственной милицией, перешла также под вневедомственную охрану.
С принятием Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" вневедомственная охрана стала функционировать в условиях все возрастающей конкуренции с другими охранными предприятиями. В этих условиях для вневедомственной охраны появилась необходимость не только пересмотреть нормативно-правовую базу своей деятельности, но и полностью перестроить свои отношения с собственниками, существенно увеличить перечень оказываемых услуг на комплексной основе, подготовить кадры руководителей всех звеньев, способных и умеющих работать в условиях рыночных отношений.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что среди государственных охранных структур особое место занимает вневедомственная охрана при органах внутренних дел. Ее значимость обусловлена следующими факторами:
1. Вневедомственная охрана, представляя органы исполнительной власти, осуществляет свою деятельность на принципах самоокупаемости, самофинансирования и содержится за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.
|
2. Подразделения вневедомственной охраны вносят существенный вклад в охрану общественного порядка и борьбу с преступностью, не получая никаких бюджетных ассигнований.
3. Вневедомственной охраной накоплен весомый опыт в сфере обеспечения имущественной безопасности. В настоящее время вневедомственной охраной обеспечивается безопасность более 1,5 млн. квартир граждан, 430 тысяч объектов различных форм собственности, четвертую часть из которых, составляют объекты особой важности и жизнеобеспечения, в том числе 57 тыс., подлежащих государственной охране.
Основная цель исследования состоит в изучении основных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность службы вневедомственной охраны при ОВД и ОМОН.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть порядок приёма объектов и имущества собственников и организация их охраны.
2. Отразить правовые и организационные основы деятельности вневедомственной охраны при ОВД.
3. Изложить правовое положение и основные направления деятельности ОМОН.
Правовые и организационные основы деятельности вневедомственной охраны при ОВД
Вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.
Основополагающими (статусными) нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность службы по охране имущества юридических и физических лиц, а также наиболее полно определяющими ее задачи, функции, организационные основы и источники финансирования за счет средств, поступающих на основе договоров, являются Закон Российской Федерации «О милиции», постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации», приказ МВД от 20 октября 1992 года № 372. «Об организации исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 589 “Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации”, Наставление по организации службы военизированных и сторожевых подразделений ВОХР, введённое приказом МВД России от 22.03.93 № 121. В соответствии с разделом 2 Положения о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ N 209 от 12.02.93, подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел, относятся к подразделениям милиции общественной безопасности (местной милиции) и как составляющая часть милиции входят в систему органов исполнительной власти. То, что милиция в Российской Федерации - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать, в частности, собственность от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения, установлено статьей 1 Закона РФ "О милиции".
В рамках выполнения этих функций Положением о вневедомственной охране на подразделения вневедомственной охраны возложены следующие основные задачи: [2]
- охрана имущества собственников на основе договоров;
- участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению охраны материальных ценностей;
- проведение на территории Российской Федерации единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания.
Вневедомственная охрана в соответствии с возложенными на нее задачами:
- обеспечивает охрану имущества, а также оказывает другие услуги, предусмотренные договорами с собственниками;
- в пределах своей компетенции подготавливает проекты нормативных актов по вопросам защиты имущества от преступных и иных противоправных посягательств;
- участвует в подготовке и выполнении государственных, региональных и иных программ и мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей;
- осуществляет инспектирование ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций;
- организует и проводит научные исследования, опытно-конструкторские и иные работы в области создания и применения средств охранной сигнализации, выполняет функции генерального заказчика указанных средств для собственных нужд;
- осуществляет на охраняемых объектах технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт. Проводит эти работы на договорной основе на неохраняемых объектах;
организует и проводит испытания средств охранной сигнализации, в том числе и зарубежной, а также обеспечивает в установленном порядке выдачу сертификатов на ее использование на территории Российской Федерации;
участвует в разработке и согласовании стандартов на средства охранной сигнализации.
До нынешнего года организационная структура управления службой вневедомственной охраны осуществлялась в соответствии с рис. 1.
Министерство внутренних дел России во исполнение решения Комиссии Правительства Российской Федерации по оптимизации бюджетных расходов проводит внутреннее реформирование своих структурных подразделений. В 2004 году вневедомственная охрана переведена на сметно-бюджетное финансирование. В текущем году была продолжена работа по реорганизации вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.
В системе МВД РФ создано два самостоятельных структурных подразделения, призванных от лица государства обеспечивать безопасность и охрану имущества на охраняемых объектах.[3]
Первая структура МВД РФ включает в себя строевые подразделения милиции вневедомственной охраны, основной задачей которых является обеспечение безопасности и охрана материальных ценностей на объектах государственной формы собственности и на критически опасных объектах (критерии и перечень критически опасных объектов устанавливаются постановлением Правительства РФ), а также обеспечение охраны объектов различных форм собственности и квартир граждан, подключенных на пульты централизованной охраны подразделений вневедомственной охраны при ОВД. Охрана коммерческих объектов, осуществляемых в настоящее время стационарными милицейскими постами вневедомственной охраны передается военизированным подразделениям.
Рис. 1. Организационная схема управления службой вневедомственной охраны
Этим решением достигается выведение милицейской службы из-под непосредственной финансовой зависимости от собственников охраняемого имущества, сведение к минимуму фактов втягивания охраны (непосредственно сотрудников милиции вневедомственной охраны) в имущественные споры коммерческих структур.
Таким образом, теперь в состав вневедомственной охраны при ОВД входят только милицейские подразделения, а также инженерно-технический и обслуживающий персонал.
Высвобождаемая численность перераспределена под новые объемы работы, в том числе по охране и антитеррористической защищенности объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, жилых помещений граждан, на создание для этих целей дополнительных мобильных групп задержания милиции, задействованных в системе единой дислокации органов внутренних дел.
В этой связи переработаны типовые структуры и штаты подразделений вневедомственной охраны всех уровней, предусматривающих объединение обеспечивающих служб (материально-технического обеспечения, бухгалтерий, кадровых аппаратов и др.) с сокращением административно-управленческого персонала.
Вторая структура МВД РФ создана для выполнения государством функций безопасности объектов и охраны имущества службами ВОХР и сторожевой охраны на объектах различных форм собственности, в том числе подлежащих государственной охране.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 года № 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» на базе военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих функции по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны, создано федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» (далее – ФГУП) Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Данное предприятие имеет статус юридического лица, с организацией филиальной сети на всей территории Российской Федерации и жестким подчинением органам управления МВД.
Функции учредителя ФГУП осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральный орган по управлению государственным имуществом и МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ №66 от 11.02.2005 г. предопределено, что ФГУП является правопреемником обязательств по договорам, заключенным подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации на военизированную, сторожевую охрану и на проектирование, монтаж, обслуживание и ремонт технических средств охраны в соответствии с передаточным балансом, в том числе и действующим тарифам.
Услуги оказываемые Предприятием физическим и юридическим лицам осуществляются на тарифах разработанных на основании законодательства РФ, что является стабилизирующим фактором на стоимость всех видов охранных услуг на территории России.
В соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации № 66 приказом МВД Российской Федерации от 21.05.2005 года № 401 утвержден Устав федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации.[7]
В соответствии с утвержденным уставом создаются филиалы ФГУП "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации во всех регионах страны, которые будут иметь свои структурные подразделения во всех районах, где базируются подразделения вневедомственной охраны.
Предприятие будет осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности:
1. Охрану имущества физических и юридических лиц в соответствии с заключенными договорами.
2. Охрану на договорной основе объектов, подлежащих государственной охране в установленном порядке.
3. Защиту охраняемых объектов от противоправных посягательств. Принятие мер к пресечению (профилактике) на охраняемых объектах преступлений и административных правонарушений.
4. Обеспечение в соответствии с заключенными договорами на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов.
5. Оказание услуг юридическим и физическим лицам по разработке проектно-сметной документации, изготовлению, поставке, монтажу, пуско-наладке, гарантийному и эксплуатационному обслуживанию, капитальному ремонту инженерно-технических средств охраны и систем безопасности, в том числе систем видеонаблюдения, контроля доступа, связи и техническому укреплению объектов (помещений) посредством монтажа (установки), эксплуатационного обслуживания и ремонта:
противоугонных автомобильных систем;
домофонов в жилых домах;
металлических усиленных дверей с замками повышенной прочности и секретности, декоративных решеток, жалюзи на оконные проемы и иных элементов технической укрепленности объектов;
досмотрового оборудования и обеспечение безопасности (рентгеновских просмотровых комплексов, эндоскопов для осмотра труднодоступных зон, комплектов досмотровых зеркал, носимых и стационарных металлоискателей, дозиметров, обнаружителей взрывчатых веществ и блокираторов дистанционно-управляемых взрывных устройств);
систем и оборудования пожаротушения, дымоудаления, оповещения о пожаре, других чрезвычайных ситуациях и управления эвакуацией;
изготовления и установки решеток, дверей, упрочнения стекла специальными, защитными пленками и осуществления других видов механической защиты строительных конструкций.
Проводит на основании договоров мониторинг состояния технических средств охраны, монтаж систем и комплексов централизованного наблюдения, в том числе в подразделениях вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.
Участвует в разработке и реализации государственных, региональных и иных программ и мероприятий по вопросам обеспечения сохранности имущества.
Подразделения вневедомственной охраны при ОВД (милицейские подразделения вневедомственной охраны) обязаны организовывать свою работу в полном взаимодействии с предприятием ФГУП «Охрана» МВД Российской Федерации и его структурными подразделениями в вопросах участия милицейских подразделений в обеспечении охранных функций, контроля несения службы работниками ВОХР и сторожевой службы ФГУП, реагирования на сигналы «тревога», в том числе поступающие с устройств тревожной сигнализации (кнопки), установленные на объектах охраняемых ВОХР и сторожами ФГУП.
Обеспечение работников ВОХР и сторожей ФГУП единой формой одежды, средствами вооружения (гладкоствольное и газовое оружие, средства связи, специальные средства защиты) будет осуществляться в прежнем порядке. Все вооружение и снаряжение данной службы передается из подразделений вневедомственной охраны в ФГУП в полном объеме.
В настоящее время в рамках создания филиалов ФГУП «Охрана» проводится работа по перезаключению соответствующих договоров, заключенных подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и исполняемых военизированными и сторожевыми подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, а также подразделениями, осуществляющими функции по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны непосредственно с создаваемыми филиалами ФГУП.
В связи с реформированием службы вневедомственной охраны переименованы:
а) Главное управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации в Центр оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны;
б) государственное учреждение «Научно-исследовательский центр «Охрана» Главного управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации в федеральное государственное учреждение «Научно-исследовательский центр «Охрана";
в) государственное учреждение «Центр сертификации аппаратуры охранной и пожарной сигнализации» Главного управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации в федеральное государственное учреждение «Центр сертификации аппаратуры охранной и пожарной сигнализации».
Структура и штаты подразделений вневедомственной охраны утверждаются в следующем порядке:
- Центра оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны - Министром внутренних дел Российской Федерации;
- управлений (отделов) вневедомственной охраны при министерствах внутренних дел республик в составе РФ, управлениях (главных управлениях) внутренних дел краев, областей, городов Москвы, Санкт - Петербурга и Ленинградской области, автономных образований - руководителями соответствующих министерств, управлений (главных управлений) внутренних дел;
- отделов (отделений) вневедомственной охраны городского, районного и поселкового уровня - руководителями вышестоящих органов вневедомственной охраны, в прямом подчинении которых они находятся. Численность этих подразделений устанавливается исходя из средств, поступающих в качестве платы за услуги охраны.[3]