Юность: эго - идентичность / ролевое смешение. (от 12-13 до 19-20 лет-кризис); (от 11 до 18лет)




Теория развития личности Эриксона

 

Эриксон – американский психолог – разработал теорию, в которой делается акцент на социальные аспекты развития, на проблемы адаптации человека к социальному окружению. Эриксон говорил: «Человек во все времена есть организм, член общества и Эго (Я, личность)». Огромное значение Эриксон придает периоду детства: «Продолжительное детство делает из человека виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах, но оно также оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости... иррациональные страхи, происходящие из самого состояния детства». Он считает, что человек способен к саморазвитию, к тому, чтобы на новом уровне справиться с неадекватно разрешенным ранее конфликтом, — и за пределами генитальной стадии, вплоть до самых преклонных лет. Эриксон выделил 8 жизненных психологических кризисов (этапов развития), которые неизбежнно наступают у каждого человека.

Младенчество: базальное доверие / недоверие. (от 0 до 1 года-кризис); (от 0 до 18 мес.)

Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы — способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний. Чувство недоверия, страха, подозрительности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребенка; оно может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери центром ее жизни, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время (скажем, возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребенка. Надежда — это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие — недоверие». Вопрос, на который отвечают: Надежен ли мир?

Раннее детство: автономия / стыд и сомнение. (от 1 до 3 лет-кризис); (от 18 до 36 мес.)

С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу». Разумная дозволенность приводит к автономии ребенка. Чрезмерная опека или же, напротив, когда родители ожидают от ребенка слишком многого - возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие. Таким образом, при удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе — слабоволие. При слишком строгом контроле появляется стыд и сомнение, неуверенность в себе, ребенок боится потерять контроль над собственным организмом.

Возраст игры: инициативность / вина. (от 3 до 6 лет-кризис); (от3 до 5 лет)

В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду». Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них елишком сильное чувство вины. В течение первых трех развивающих стадий формируется Я-концепция ребенка.

Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность. (от 6 до 12 лет-кризис); (от 6 до 11лет)

В возрасте от 6 до 12 лет происходит выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение, в том числе приобщение к технологической стороне культуры. Эго- идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился». В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей. Вопрос, на который отвечают: Способен ли я?

Юность: эго - идентичность / ролевое смешение. (от 12-13 до 19-20 лет-кризис); (от 11 до 18лет)

Считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека, центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я? », «Куда я иду? », «Кем я хочу стать? ». Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и создать единый образ. Резкие социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями Эриксон рассматривает как фактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности. Причиной этого может быть и чрезмерная идентификация с популярными героями или представителями. Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их. Вопрос, на который отвечают: Кто я есть?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: