б) некодифицированные (конституционные нормы




ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ.

Конституция это единого характера, обладающий особыми правовыми и юридическими свойствами, законодательный акт, посредством которого учреждаются основные принципы общественного (личностного) и государственного устройства, определяется система госвласти и механизм её функционирования, закрепляются охраняемые государством четко сформулированные и установленные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Непосредственно Конституция занимает самостоятельное и особенное место в правовой системе функционирующей в современном демократическом государстве и её отличают следующего рода особенности:

- особый субъект (народ), который непосредственно устанавливает её, или от имени которого она принимается;

- учредительный (первоопределенный) характер, который носят конституционные установления. Поскольку в демократическом государстве основным и практически единственным носителем суверенитета является народ, а также он представляется единственным источником власти, и только он обладает учредительной властью, в содержание которой собственно и вкладывается право принимать конституцию и при помощи последней устанавливать необходимые основы общественно-государственного устройства. Также, данный признак проявляется в том, что установленные ей предписания, могут выступать в качестве первоосновы, будучи первичными, кроме того, для установления конституционных прав отсутствуют какие-либо правовые ограничения;

- всеобъемлющий характер конституционной регламентации, тех секторов общественных отношений, воздействие на которые она распространяет. Непосредственно конституцией затрагиваются все сферы общественно-политической жизни современного общества, конституция позволяет проводить регулирование в этих секторах основополагающие основы действующих общественных отношений;

- особенного характера юридические свойства, такие как высшая юридическая сила, порядок принятия, внесение поправок и многие другие.

Понятие и сущность конституции, виды конституции

Конституция в формальном смысле – закон, обладающий высшей юридической силой и поэтому принимаемый и изменяемый в особом по сравнению с обычными законами порядке.

Конституция в материальном смысле – совокупность норм, регулирующих организацию государственной власти.

Сущность конституции – внутреннее содержание конституции, проявляющееся во внешних формах ее существования. Сущность конституции:

конституция – это выражение общей воли народа, общественный договор (естественная школа права);

конституция – выражение высшей правовой нормы (нормативистская школа права);

конституция – акт общества как корпоративного целого (у институционалистов);

конституция – документ, устанавливающий правила политической игры;

конституция – отражение определенного соотношения политических сил.

Классификации конституций:

 

1) по форме:

 

а) писаные (т. е. содержащиеся в одном или нескольких документах, принятых в установленном именно для конституций порядке, и имеющие соответствующую письменную форму – большинство конституций);

 

б) неписаные (т. е. такие, важная составная часть которых не отражена в официальных источниках, – Великобритания);

 

2) по структуре:

 

а) кодифицированные (в виде единого акта – большинство стран);

б) некодифицированные (конституционные нормы

 

Xсодержатся в актах, не сведенных в единую систему, – Великобритания);

3) по содержанию:

а) по новизне содержания (на момент принятия):

 

оригинальные (т. е. содержащие оригинальные принципы регулирования общественных отношений или новые институты – британский парламентаризм, федерализм и президентство в США и др.);

заимствованные (т. е. адаптирующие к собственным условиям идеи и принципы оригинальных конституций – большинство конституций);

б) по политическому режиму (демократические, авторитарные);

 

в) по установленной форме правления ( монархические (Бельгия); республиканские (США, ФРГ));

 

г) по порядку издания:

 

октроированные, т. е. дарованные монархом (Катар, Кувейт), метрополиями колониям (Канада, Австралия);

принятые представительным органом (парламентом);

принятые специально созываемым для этого органом (Великим народным собранием – Болгария);

одобренные на референдуме (Армения, Испания);

д) по способу изменения:

гибкие (изменяются в том же порядке, что и законы) – Израиль, Новая Зеландия;

жесткие (изменяются в усложненном порядке по сравнению с законами) – большинство конституций;

смешанного типа, разные части которых изменяются по-разному (Индия);

е) по срокам действия:

постоянные (срок действия не зафиксирован в самой конституции) – большинство конституций;

временные;

ж) по уровню конституционного регулирования:

конституции федеративного государства (США, ФРГ);

конституции субъектов федерации (конституция Гамбурга).

основного текста и переходных положении или сопроводительных приложений.

В науке конституционного права понятие "конституция" применяется в двух смыслах. В формальном смысле - это юридическая конституция, то есть Основной закон государства, закрепляющий общественно-экономический строй, форму правления и форму государственного устройства, а также правовое положение личности. Юридическая конституция представляет собой документ, предписывающий то, что должно быть. Однако в ходе практического применения предписаний юридической конституции обстановка меняется: появляются новые учреждения, принимаются конституционные, органические и обычные законы, существенно изменяющие и дополняющие нормы юридической конституции. Иными словами, на практике складывается такой порядок осуществления государственной власти, который может существенно отличаться от порядка, предписанного юридической конституцией. Этот реальный порядок осуществления государственной власти называется фактической конституцией или конституцией в материальном смысле слова.

Фактическая и юридическая конституции могут либо совпадать, либо расходиться. Серьезные расхождения между юридической и фактической конституциями иногда порождают фиктивность части положений Основного закона. Приведение таких положений в соответствие с реалиями социально-политической жизни достигается путем принятия поправок к тексту конституции и ее толкованием органами конституционного надзора.

В настоящее время насчитывается более ста действующих конституций.

Некоторые из них приняты свыше ста лет назад. Наиболее старыми являются следующие конституции: США - 1787 г., Норвегии - 1814 г., Бельгии - 1831 г., Люксембурга - 1868 г., Швейцарии - 1874 г. До Второй мировой войны были приняты и ныне действуют конституции Австралии, Мексики, Ирландии. Однако большинство конституций появилось после Второй мировой войны, в частности, конституции стран Азии, Африки, Америки. В послевоенный период были приняты или существенно изменены конституции многих стран Америки (Бразилия, Боливия, Гондурас, Доминиканская Республика, Сальвадор, Канада), Европы (Италия, Франция, ФРГ, Дания, Греция, Испания, Португалия), Азии (Япония, Турция, Корея, Филиппины).

Каждая из ныне действующих конституций обладает специфическими индивидуальными чертами. В них нашли отражение социальные, национальные, политические, исторические, религиозные и иные особенности соответствующих стран. В то же время конституциям присущи некоторые обязательные элементы.

1) Все конституции в той или иной форме провозглашают лозунг народного суверенитета. В этом отношении едины как старые, так и новые конституции. Преамбула Конституции США гласит: "Мы, народ Соединенных Штатов... торжественно провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию...". Далее перечисляются "цели образования более совершенного Союза", но ничего не говорится о власти и ее носителях.

2) Все конституции в той или иной форме закрепляют институт частной собственности.

3) В конституциях обычно воспроизводятся и закрепляются основные • принципы разделения властей. В некоторых конституциях (Италии, Франции, ФРГ) концепция разделения властей как бы подразумевается. В других (США„Дании, Японии) принципы разделения властей четко сформулированы в соответствующих статьях.

4)' Все конституции устанавливают и закрепляют форму правления соответствующего государства - республику или монархию. Конституционные предписания по этому вопросу могут быть различными. Так, Конституция США ничего не говорит о форме правления всего Союза, но закрепляет республиканскую форму правления для штатов: "Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления..." (ст. IV, разд. 4).

5) Конституции устанавливают и закрепляют форму государственного устройства - унитаризм или федерацию, хотя в самом тексте Основного закона могут отсутствовать прямые предписания об этом (Франция, Япония). Само умолчание о форме государственного устройства является констатацией унитаризма. Но и в федеративных государствах далеко не всегда встречается термин "федерация" или его производные. В ряде конституций используются синонимы. Так, конституции США и Индии говорят о Союзе, Конституция Австрии содержит термин "Союзное государство".

6) Все конституции в той или иной форме провозглашают и устанавливают демократические свободы граждан и подданных. Обычно в самом тексте Основного закона содержится соответствующая глава или раздел. В новейших конституциях, особенно латиноамериканских, правовое положение человека и гражданина с технико-юридической точки зрения разработано весьма обстоятельно, со множеством деталей. В конституции включаются новые права и свободы (право на получение информации, на охрану окружающей среды, на охрану материнства и др.).

В то же время имеется ряд конституций, в основном тексте которых отсутствуют разделы или даже упоминания о правах и свободах. К их числу относятся конституции США, Франции 1958 г., некоторых франкоязычных стран Африки.

7) Все конституции определяют принципы организации системы высших органов государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем. В их число входят глава государства, правительство и парламент. В конституциях устанавливаются также основы регулирования таких важнейших политических процессов, какими являются выборы, референдум и законотворчество. В некоторых конституциях имеются нормы, регулирующие внешнюю политику государства. В Конституции Индии дана подробная характеристика миролюбивого курса страны в сфере международных отношений. Сходные положения содержатся в тексте конституций Греции, Португалии, Испании.

ВОПРОС 2. В практике большинства стран современности конституционное обеспечение прав человека складывается из текста самой конститу­ции, системы нормативных актов, а также решений судов.

Поэтому важно усвоить конституционные уроки тех стран, где конституционно-правовые гарантии прав личности реально, а не декларативно обеспечены в течение веков, или по крайней мере многих последних десятилетий.

Успешно действующей конституционной схемой можно при­знать только ту, которая обеспечила своим гражданам максимально возможный для данного периода времени уровень развития прав и свобод.

Главной гарантией прав и свобод человека в демократическом го­сударстве является стройная, четко разработанная система норма­тивных актов всех уровней.

Правовое положение личности в любом государстве во многом определяется экономической основой конкретного государства.

Предоставление равных возможностей каждому гражданину предполагает их самостоятельную реализацию в соответствии с кон­ституционными принципами.

Во все времена личность находится в определенных отношениях с государством, содержание которых определяется конкретными правами и обязанностями, составляющими в итоге правовой статус личности.

Для зарубежного конституционализма свойственен дуализм пра­вового статуса личности, которая выступает либо как гражданин, либо как человек.

Личность выступает как гражданин в сфере политической (поли­тическая общность) и как человек - в сфере экономической (граж­данское общество).

Юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства, т.е. политическая при­надлежность индивидуума к конкретному государству, которая и обусловливает характер политико-правовых отношений между лич­ностью и государством. Иными словами, физические лица могут быть субъектами государственно-правовых отношений только обла­дая правовым статусом гражданина данной страны. Что же касается термина «подданство», то он, являясь равнозначным гражданству, употребляется в странах с монархической формой правления.

Единое гражданство существует в унитарных государствах, так как гражданин вступает в отношения только с одним государством, существующим на данной территории. В странах с федеративной формой государственного устройства гражданство, как правило, двойное - гражданство союза и гражданство субъектов федерации.

Известны два способа приобретения гражданства: гражданином страны становятся либо в силу происхождения (рождения), либо путем натурализации. Все вопросы приобретения гражданства ре­гулируются национальным законодательством и целым рядом меж­дународных конвенций.

В силу происхождения гражданство приобретается по рождению помимо воли индивидуума.

В этом случае применяются два основных принципа, которые мо­гут выступать как в чистом виде, так и комбинироваться. Так, со­гласно «праву крови», гражданами данного государства являются все лица, рожденные от граждан этого государства; согласно «праву почвы», гражданами данного государства является все лица, рож­денные на его территории.

В силу натурализации гражданство приобретается лицом по его воле, выраженной в соответствующем ходатайстве перед уполномо­ченным и компетентным на то государственным органом.

Гражданство может быть приобретено и другими способами:

а) вступление в брак;

б) оптация - выбор гражданства лицом, проживающим на террито­рии, переходящей от одного к другому государству;

в) занятие определенных должностей (советник и др.).

Способ приобретения гражданства может оказать определенное влияние на последующий правовой статус индивидуума, причем, как правило, это влияние сводится к определенным ограничениям правоспособности лиц, приобретающих гражданство по натурали­зации. Например, в Конституции США сказано: «Ни одно лицо, кроме гражданина по рождению или гражданина Соединенных Штатов, на момент принятия настоящей Конституции не подлежит избранию на должность президента» (ст. 2, разд. 1).

Гражданство может быть утрачено в результате выхода из граж­данства соответствующей страны (при натурализации). Любое лицо может быть лишено гражданства по приговору суда в силу соверше­ния определенных уголовных или политических преступлений.

Гражданство предполагает наличие определенных прав и обя­занностей у гражданина. Одновременно гражданство представляет собой и политическую принадлежность к данному государству, и состояние подвластности, поскольку на гражданина распространя­ется суверенная власть государства как на территории данной стра­ны, так и за ее пределами. С другой стороны, из состояния граждан­ства вытекает право гражданина на защиту его прав и законных ин­тересов со стороны соответствующих органов того государства, к которому он принадлежит.

Противоречивость и запутанность современного законодательст­ва о гражданстве породили такие аномалии, как безгражданство (апатриды) и множественное гражданство (бипатриды).

Правоспособность гражданина во всех современных странах одинакова, что находит свое выражение в реализации принципа равноправия и равенства всех перед законом.

Провозглашение в конституциях многочисленных прав и свобод должно быть воплощено в парламентских законах, детально регу­лирующих порядок их осуществления и защиты от нарушений.

Способы правового закрепления и выражения прав и свобод весьма разнообразны, но в большинстве своем основным источни­ком являются конституции.

Самые различные права и свободы провозглашаются в конститу­циях и других нормах конституционного права зарубежных стран. Их так много, что невольно возникает потребность вих классифи­кации.

Думается, что в зависимости от характера отношений, возни­кающих между индивидуумом и государством, а также между самими индивидуумами, основные права и свободы можно подразделить на три группы:

а) личные права и свободы;

б) политические права и свободы;

в) социально-экономические права и свободы.

Начнем с характеристики первой группы прав и свобод.

1. Личные права и свободы, как указывается в конституциях мно­гих современных государств, предоставляются человеку как физиче­скому лицу вне зависимости от того, является ли он гражданином данной страны или нет.

Государствоведы зарубежных стран рассматривают эту катего­рию прав и свобод как естественную, дарованную человеку самой природой или богом. В жизни эти права и свободы также носят по­зитивный характер, так как юридическую силу они имеют только тогда, когда порядок их применения установлен законом.

К их числу относится прежде всего право на жизнь. Юридически это означает, что человек может быть лишен жизни только по при­говору суда. Важнейшие права личности - свобода и личная непри­косновенность, физическая и психическая. Содержание лица в раб­стве, работорговля давно признаны международным правом дея­ниями, противоречащими природе человека, и тягчайшими между­народными преступлениями.

Среди личных прав конституции называют достоинство личности. Запрещаются пытки, жестокое и негуманное обращение, унижающее человека, медицинские и иные эксперименты без согласия лица. В судебном порядке достоинство личности охраняется с помощью осо­бого иска о защите достоинства (например, при оскорблении в печа­ти) возбуждения уголовного дела по обвинению в клевете.

Конституции большинства стран провозглашают свободу совес­ти. Этот термин имеет исторические корни: на протяжении веков мировоззренческие вопросы были тесно связаны с религией, с рели­гиозными представлениями о мире, о нравственности. Теперь это право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, вести пропаганду религиозных и иных взглядов.

Неприкосновенность жилища как право личности означает, что вход в жилище посторонних возможен только с разрешения хозяина. Без такого разрешения вход в жилище, например для обыска, выемки каких-либо предметов, документов, возможен лишь на основании постановления судьи. Бывают, однако, экс­тренные случаи, когда доступ в жилище возможен и без разрешения (например, для тушения пожара, угрожающего не только хо­зяину, но и другим лицам).

Конституционным правом личности является тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений. Ознакомление с личной корреспонденцией опять-таки возможно с разрешения судьи (имеется в виду переписка лиц, подозреваемых в совершении преступления).

Исходя из концепции «правового государства» и «правления права», государство не только обязано соблюдать свои собственные законы, но и не может допускать актов произвола в отношении сво­их граждан. Наоборот, конституционное право устанавливает мно­гочисленные юридические гарантии, защищающие личность от произвола со стороны государства и его органов. Свое выражение эти гарантии находят в провозглашении таких прав и свобод, как неприкосновенность жилища, тайна переписки, свобода передви­жения и выбора места жительства.

Свобода передвижения по территории страны и выбор места жи­тельства - неотъемлемое право человека. Оно может быть ограниче­но на основании закона для иностранцев (например, они не допус­каются для постоянного проживания в военные городки). Ограни­чения в целях обеспечения военной тайны могут быть введены и для отдельных категорий граждан, а также в зонах экологических бедст­вий, массовых заболеваний, в условиях чрезвычайного положения.

В ст. 13 Всеобщая декларация прав человека так формулирует эту свободу: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну».

В ряду личных прав и свобод, закрепленных в конституциях за­рубежных государств, можно назвать и право на свободное заклю­чение брака, запрещение пыток и необычайных наказаний.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: