Организация режима пребывания детей




Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования

«Кроха»

 

Возраст детей: 1-2 года

Сроки реализации программы: 1 год

 

 

Разработчики: заведующий Родюкова Наталья Александровна

старший воспитатель Антипова Ольга Александровна

 

г. Мичуринск-наукоград

2016 год

I. Пояснительная записка

Актуальность

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты. Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты. Эти особенности и легли в основу построения дополнительной общеразвивющей программы дошкольного образования «Кроха».

Нормативно-правовое обеспечение

 

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Кроха» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному образованию. Это:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ;

II.

- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155);

III.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» № 1014 от 30.08.2013г.;

IV.

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

 

организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление Главного государственного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении Сан Пин 2. 4. 1. 3049-13»).

Дополнительная общеразвивющая программа дошкольного образования «Кроха» разработана согласно основной образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Цель и задачи программы

Цель: всестороннее развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию детей к условиям дошкольного учреждения и педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

Задачи:

- обеспечение наибольшего охват детей раннего возраста дошкольным образованием, реализация равных возможностей получения дошкольного образования детьми в виде вариативных форм;

- обеспечение охраны жизни и здоровья ребенка, создание психологического комфорта;

- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

- сотрудничество с семьей для получения квалификационной психолого-педагогической помощи в организации воспитания, развития и обучения ребенка.

1.4 Принципы:

принцип личностно-ориентированного подхода, ориентирующий воспитателя на учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей ребенка, а также особенностей домашнего воспитания и предусмотреть все возможности для гибких педагогических действий;

принцип динамичности (от простого к сложному);

принцип интеграции (интеграция различных видов детской деятельности), предоставляющий возможность ребенку проявлять познавательный интерес и познавательные действия в заинтересовавшем его виде деятельности;

принцип игрового познания детьми окружающего мира, обеспечивающий взаимосвязь процессов воспитания, обучения и развития и позволяющий организовать модель образовательной деятельности детей на этапе их адаптации в увлекательной и содержательной форме;

принцип культурно - сообразности, способствующий формированию у детей положительных качеств, в процессе обсуждения поступков персонажей сказок, поступков сверстников.

Возрастные особенности

На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность. Постепенно совершенствуется ходьба. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте. В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при участии не более 8–10 человек). В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. При этом происходит и ознакомление с основными фигурами (квадрат, четырехугольник, круг, треугольник). С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковые названия. При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку). Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6–10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания. Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду. Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки. Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20–30 словам. После 1 года 8–10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех- четырехсловных предложений. Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами. Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Общение с взрослым носит деловой, объектно-направленный характер. К двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно играют друг с другом (по двое-трое) в разученные ранее при помощи взрослого игры («Прятки», «Догонялки»). Однако опыт взаимообщения у детей невелик, и основа его еще не сформирована. Одним из главных приобретений второго года жизни можно считать совершенствование основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях. Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.

Содержание психолого-педагогической работы

 

Содержание дополнительной общеразвивющей программы дошкольного образования «Кроха» включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

Социально-коммуникативное развитие: легко воспроизводить в игре отдельные явления, последовательные действия, пользоваться носовым платком, частично одеваться и раздеваться, контролировать физиологические отправления.

Познавательное развитие: подбирать по образцу предметы 4-х основных цветов. Различать 3 разных по величине предмета, например 3 куба. Подбирать по образцу однородные предметы, сходные по форме.

Речевое развитие: понимание речи взрослых (импрессивная речь — понимает смысл предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте, понимает рассказ о событиях, знакомых без показа, понимает содержание несложного сюжета по картинке); активная речь (экспрессивная речь — словарь увеличивается до 300 слов, легко повторяет слова и простые фразы, обобщает предметы по существенным признакам, облегченные слова заменяет правильными, говорит предложениями из 3-4 слов, появляются грамматические изменении, речь становится средством общения со взрослыми).

Художественно-эстетическое развитие: восприятие смысла музыки, сказок, стихов.

Физическое развитие: создание условий, побуждающих детей к двигательной активности; содействие развитию основных движений: хождение в прямом направлении, сохраняя равновесие и постепенное включение движения рук, подлезание, перелезание, отталкивание предметов при бросании и катании, выполнение движения совместно с другими детьми.

II. Основная часть

 

Организация режима пребывания детей

Дети группы кратковременного пребывания посещают дошкольное учреждение два раза в неделю продолжительностью 3,5 часа в день. Ежедневная организация жизни и деятельности детей осуществляется с учетом построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра и решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Одно из ведущих мест в ГКП принадлежит режиму дня. Основные компоненты режима: игры, организованная образовательная деятельность, совместная и самостоятельная деятельность, время прогулок.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

- тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды;

- привлечение детей к посильному участию в режимных процессах, поощрение самостоятельности и активности;

- формирование культурно-гигиенических навыков;

- эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;

- спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку.

 

№ п/п Вид деятельности Время занятий
  Прием детей, самостоятельная и организованная игровая деятельность детей 09.00-09.30
  Организованная образовательная деятельность (1 подгруппа) 09.30-09.36
  Самостоятельная деятельность, игры 09.36-09.45
  Организованная образовательная деятельность (2 подгруппа) 09.45-09.55
  Игры на развитие движений 09.55-10.05
  Игры с дидактическим и строительным материалом 10.05-10.15
  Самостоятельная деятельность детей под присмотром педагога 10.15-11.00
  Подготовка к прогулке, прогулка 11.00-12.30
  Уход домой 12.30

Ежедневная продолжительность прогулки детей в ГКП составляет 1,5 ч. Прогулку организуют 1 раз в день – перед уходом детей домой.

Прогулка состоит из следующих частей:

- наблюдение,

- подвижные игры,

- труд на участке,

- самостоятельную игровую деятельность детей,

- индивидуальную работу с детьми по развитию физических качеств.

Организация совместной деятельности (деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время)отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную и групповую формы организации работы с воспитанниками.

Организация самостоятельной деятельности:

· свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

· организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Самостоятельная деятельность детей 1-2 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 1 часа.

 

Расписание организованной образовательной деятельности группы кратковременного пребывания «Кроха»

ООД (по подгруппам) День занятий
Понедельник Четверг
11.00-11.06 (11.15-11.25) Расширение ориентировки в окружающем   Развитие речи  

2.2 Учебный план

Обязательная часть Возраст с 1 до 1,5 лет Возраст с 1,5 до 2 лет
Основное направление развития/ Образовательная область Организованная образовательная деятельность (ООД) Продолжительность ООД (объем/мин.)   Продолжительность ООД (объем/мин.)
Познавательное развитие Расширение ориентировки в окружающем 1/ 6 мин   1/ 10 мин
Речевое развитие   Развитие речи 1/ 6 мин   1/ 10 мин
Художественно-эстетическое развитие   Самостоятельная и совместная деятельность
Физическое развитие   Самостоятельная и совместная деятельность
Социально- коммуникативное развитие Самостоятельная и совместная деятельность
Всего 2/ 12 мин 2/ 20 мин

2.3 Комплексно – тематическое планирование (приложение)

2.4 Условия реализации программы:

1. Систематическое проведение образовательной деятельности. 2. Образовательный процесс включает педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка. 3. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей. 4. Использование дополнительного материала для работы вне образовательной деятельности, который представлен игровыми развивающими упражнениями, играми, стихотворениями и т.д. 5. Создание развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. 6. Сотрудничество педагога с семьёй. Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребёнка. Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей 1-2 лет в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья. Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. В детском саду имеется: музыкальный зал, где размещены музыкальный центр, достаточный разнообразный игровой материал, что помогает эффективно организовать работу с детьми данной группы.

Работа с родителями

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. В дошкольном учреждение взаимодействие строится в соответствии с разработанными планами работы с родителями, исходя из потребностей и запросов семей

Сентябрь
1. Организационное родительское собрание «Открытие группы кратковременного пребывания»
2. Консультация для родителей «В детский сад без слёз или как уберечь ребенка от стресса»
3. Памятка для родителей «По созданию благоприятной семейной атмосферы»
4. Индивидуальные беседы на темы: адаптация, режим дня и последствия его нарушения, формирование навыков кормления и одевания
Октябрь
1. Консультация «Здоровье всему голова»
2. Материал в уголок для родителей «Адаптация в детском саду. Советы воспитателя»
3. Консультация «Значение игр-занятий с предметами-орудиями в развитии детей второго года жизни»
4. Индивидуальные беседы на тему: одежда детей в группе, формирование навыков одевания
Ноябрь
1. Консультация «Какой должна быть жизнь ребенка, посещающего группу кратковременного пребывания в детском саду»
2. Наглядная информация «Профилактика простудных заболеваний»
3. Устный журнал «Система оздоровления и закаливания в семье»
4. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ
Декабрь
1. Материал в уголок для родителей: «Игрушек стало слишком много»
2. Консультация «Роль игры в процессе воспитания»
3. Создание буклета «Игры и развлечения с малышом»
4. Папка-передвижка «Как организовать игровой уголок дома»
Январь
1. Консультация «Понимаем ли мы друг друга»
2. Анкетирование «Что умеет ваш ребенок» (по показателям нервно-психического развития детей)
3. Памятка для родителей. «Родительские заповеди»
4. Фотовыставка«Новогодние и рождественские праздники»
Февраль
1. Родительское собрание: «Игры, развивающие познавательную активность детей»
2. Консультация «Как помочь ребенку заговорить?»
3. Буклет «Пальчиковые игры с детьми раннего возраста»
4. Беседа «Что значит быть хорошим отцом?»
Март
1. Консультация «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»
2. Памятка для родителей «Секреты любви и взаимопонимания»
3. Поделки родителей и детей «Наши увлечения»
4. Папка-передвижка«Сенсорное развитие».
Апрель
1. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»
2. Консультация «Как нельзя поступать с ребенком?»
3. Игровой тренинг «Её высочество родительская авторитарность»
4. Консультация «Как избавить ребенка от вредной привычки?»
Май
1. Консультация «Питание ребенка летом»
2. Буклет «Игры с детьми на отдыхе в летний период»
3. Памятка «Что нужно знать о насекомых?»
4. Итоговое родительское собрание

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: