Исторический характер общественной жизни. Типология общественного развития: формационный, цивилизационный, культурологический, синергетический подходы.




Общественная жизнь носит исторический характер, это значит, что жизнь общества имеет своё временное измерение и состоит из фактов или событий,
которые наделяются особым смыслом, характеризующим их значение не только для времени, в котором они произошли, но и для последующих времён и в связи с прошлыми событиями. Историческая жизнь общества описывается в понятиях прогресса и регресса. Прогресс понимается как развитие от менее развитого (менее благоприятного, положительного для граждан) качества к более развитому. Регресс - как деградация такого развития. Критерием прогресса в либеральной идеологии является уровень свободы и суверенность личности, которые гарантированы каждому члену общества самим обществом и властью. Более общим является критерий прогресса, который может быть распространён на любой тип государства и любую форму власти - это предоставляемая человеку возможность развития и удовлетворения его потребностей. Этот критерий я называю более общим, так как возможность развития может быть предоставлена человеку не только в индустриальном обществе, но и в традиционном, и в обществе, где доминирует религиозная мораль. Здесь для человека важно отсутствие внешних оснований для внутренних конфликтов, особенно постоянных.

Отрицание прогресса в исторических процессах было свойственно Ницше, Шпенглеру, Бохеньскому, Франку и др. мыслителям. Позицию абсолютизации прогресса можно найти в учениях восемнадцатого и девятнадцатого веков.
Прогресс и регресс - взаимосвязанные стороны процесса общественного развития. Энгельс писал, что при определённых условиях (глобальных социальных и экологических катаклизмах) возможно нисходящее развитие общества.
Можно сказать, что каждое время создавало своё философское видение происходящего в обществе. Вот некоторые обозначения особенностей этих «видений», по В.Ильину:

  • для Античности характерна рационализация; в это время произошло обособление причинноследственной основы происходящих событий; созданы перспективы доказательно-логического уровня познания; мысль делает сутью своих забот живую действительность; фиксируется опыт логикопонятийного анализа;
  • в Средневековье обществознание функционирует как прикладное богословие, в недрах которого обсуждаются принципиально важные темы: природа государства, существо права, законосообразность общественной жизни и т.п.;
  • в Новое время доминирует идеология гуманизма, основанная на принципах самоценности личности, её самодостаточности, самореализации и самовозвышения; происходит теоретическое превращение каждого человека в цель социальной деятельности;
  • в период Просвещения можно наблюдать «триумфальное шествие разума»: в обход предрассудков он воплощается в проекты и модели совершенного (гармоничного) общества;
  • в Новейшее время сформулированы множество исследовательских парадигм: антропологизм; историцизм; генетический подход к явлениям социальной сферы; механицизм; натурализм (он проявился в двух видах: некритическом внедрении естественно-научных техник в изучение социальных реалий; и в редукции социального к природному, характеризующейся игнорированием собственно гуманитарной составляющей человеческой деятельности: целеполагания, сознания, рациональности); неомарксизм; экзистенциализм; позитивизм; психоанализ; психологизм; сциентизм; феноменология; формализм; функционализм; холизм; эволюционизм.

Каждое из этих направлений имеет значительные результаты в своих исследованиях, которые взятые в совокупности, представляют общество и отношения в нём с самых разных ракурсов и на основе разных смысловых доминант, или основоположений.

Типология общества – это классификация обществ на основе определения наиболее важных и существенных признаков, типовых черт, которые отличают одни общества от других.

В социологии существует множество типологий в зависимости от критерия типологизации.

Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе, общества (общественно-экономическая формация), его производственных отношений и классовой структуры.

Таким образом, основными признаками данного подхода являются социально-экономические признаки и тип производственных отношений, которые характерны для данного исторического типа государства. В юридической литературе выделяют следующие исторические типы государств.

§ Рабовладельческое государство - экономический базис составлял собственность рабовладельцев на рабов, орудия и средства производства. Основными классами являлись рабовладельцы и рабы, а также социальные прослойки - ремесленники и мелкие земледельцы.

§ Феодальное государство - экономической основой выступали собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Основными классами являлись феодалы, крепостные крестьяне, а также отдельные социальные группы - городские ремесленники, торговые люди и др.

§ Буржуазное государство - экономическую основу составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В данном государстве существовали два класса: буржуазия (капиталисты) и рабочие (пролетарии), отношения между которыми, вследствие экономических и политических классовых интересов, носили антагонистический характер. Данный тип государства в своем развитии прошел несколько этапов: первый этап характеризуется периодом становления и развития капиталистического государства (свободная конкуренция большого числа собственников, развитие стихийных рынков). Последующий этап совпал с периодом монополистического капитализма (углубление кризиса буржуазной государственности, существенные изменения в экономике, усиление эксплуатации рабочего класса и др.) Указанные выше признаки, монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса с целью завоевания революционным путем государственной власти и использования ее в своих интересах.

§ Социалистическое государство - политическая власть принадлежит пролетариату, средства производства принадлежат всему обществу, общественная власть носит публичный характер и т.д.

Цивилизационный подход. Сущность данного подхода состоит в том, что каждое общество в силу специфики, взаимосвязи и взаимодействия его отдельных сфер (экономики, политики, права, социальной и культурной, идеологии, религии, обычаев и традиций) представляет собой целостное образование - цивилизацию.

Анализ общественного развития через рассмотрение исторических типов культур называют культурологическим подходом к исследованию человеческой истории. Одним из основоположников такого подхода в XIX в. стал русский философ Н. Я. Данилевский. Он выделил 10 типов социальной культуры: египетскую, китайскую, индийскую, древнесемитскую, иранскую, ассиро-вавилонскую, древнегреческую, древнеримскую, ново-аравийскую, романно -германскую. Кроме того, он выделял два типа культуры доколумбовой Америки — мексиканскую и перуанскую, которые не успели развиться и были насильственно уничтожены испанскими завоевателями. Славянский тип культуры, которому принадлежит будущее, согласно Данилевскому, находится в процессе становления.

Известный немецкий философ и историк О. Шпенглер с позиций концепции культурно-исторических типов подверг критике взгляды о единстве всемирной истории. С его точки зрения, каждый исторический тип культуры, пройдя предназначенный ему путь развития, умирает. Преемственности культур не существует. Наблюдаемые иногда в истории попытки повторения, возрождения образцов ушедшей культуры являются всего лишь видимостью, внешней оболочкой, за которой скрывается совершенно другой, новый тип культуры. Шпенглер выделил восемь основных типов культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую и культуру майя. Последний этап существования культуры, ее умирание начинается с ее переходом на стадию цивилизации, характеризующуюся упадком духовной культуры, переходом к массовой культуре и повсеместным господством чисто интеллектуального и прагматического подхода к жизни.

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Совокупность принципов, основой которой является рассмотрение объектов как самоорганизующихся систем Синергетика– междисциплинарное научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах благодаря интенсивному обмену вещества и энергии с окружающей средой в неравновесных условиях, где наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень их упорядоченности (т.е. уменьшается энтропия) – происходит самоорганизация системы. Основные принципы синергетического подхода: 1) объекты – это развивающиеся сложные открытые нелинейные системы 2) самоорганизация системы начинается с хаоса т.е, когда в существовании системы возможны колебания – отклонения от средних значений процессов, характеризующих систему

Вопрос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: