Часть
Уровень профессионального образования: высшее образование – магистратура
Направление подготовки: 38.04.04
Государственное и муниципальное управление
Форма обучения: заочная
Тула 2017
Конспект лекций составлен д.э.н., проф. кафедры «Финансы и менеджмент» И.В.Сычевой и обсужден на заседании кафедры государственного управления и внешнеэкономической деятельности Института права и управления (протокол заседания кафедры № 1 от 30 августа 2017 г.)
Разработчик ____________________________.
Зав. кафедрой __________ С.Н. Смирнова
Содержание
1. Экономика как наука
1.1. Что такое экономика. Ее проблемы.
1.2. Экономика и другие науки экономико-управленческого цикла.
1.3. Содержание дисциплины и задачи по ее изучению.
2. Предприятие и предпринимательство
2.1. Структура национальной экономики: ее секторы, сферы, комплексы, отрасли.
2.2. Краткая история развития российской промышленности.
2.3. Предприятие - основное звено национальной экономики. Типы организаций и предприятий в России.
2.4. Предприятие и предпринимательство в рыночной среде.
2.5 Эпохи развития современного предпринимательства.
2.6. Типы предприятий. Производственная и организационная структура предприятий. Инфраструктура предприятий.
2.7. Типы производства и организация производственного процесса.
3. Товары
3.1. Понятие и классификация товаров.
3.2. Качество и конкурентоспособность. Стандарты и системы качества.
3.3. Производственная мощность предприятия.
3.4. Теория оптимального объема выпуска продукции. Производственная программа предприятия.
3.5. Абсолютные оценки продукции.
3.6. Относительные оценки продукции.
|
3.7. Экономическая и функциональная стратегии: их типы, факторы выбора.
3.8. Разработка маркетинговой и товарной стратегии.
4. Ресурсы: основные фонды
4.1. Уставный капитал и имущество предприятия.
4.2. Основной капитал, его оценка.
4.3. Классификация основных фондов предприятия.
4.4. Оценка основных средств.
4.5. Износ и амортизация основных средств.
4.6 Ремонт основных средств.
4.7. Капитальное строительство в воспроизводстве основных фондов.
4.8. Инновационная и инвестиционная политика предприятия. Подготовка нового производства.
4.9. Показатели эффективности и пути улучшения использования основных фондов.
Экономика как наука
Вопросы:
Что такое экономика. Ее проблемы.
Экономика и другие науки экономико-управленческого цикла.
Содержание дисциплины и задачи по ее изучению.
Вопрос.
Вы одержимы идеей сделать блестящую карьеру или иметь маленький, но свой бизнес. У вас прекрасное здоровье, масса знакомств, стартовый капитал. Всего этого было бы достаточно на рубеже XIX-XX вв. Когда неграмотные, но умные и честолюбивые люди создавали миллиардные состояния. На рубеже XX – XXIв.в. одним из основных условием успеха в экономической деятельности является наличие фундаментальных знаний, которые можно получить в престижном экономическом вузе, поэтому перед курсом экономики предприятия стоят 2 задачи:
1. Ввести в мир экономических задач, дать практические навыки работы и умение ориентироваться в экономических задачах на уровне предприятия.
2. Побудить стремление постоянно наращивать свой экономический потенциал, чтобы по выражению профессора Мюнхенского университета “слышать шорохи окружающего мира”.
|
Экономика в переводе с греческого языка означает “управление хозяйством”. Это наука о хозяйстве, способах ведением его людьми и экономических отношениях складывающихся по поводу производства, обмена и распределения товаров. Ее возникновение связано с ограничением экономических ресурсов: времени, финансовых ресурсов, природных и др.
Именно ограниченность ресурсов приводит к проблемным экономическим ситуациям, которые требуют поиска оптимального или чаще рационального решения.
В зависимости от уровня хозяйства различают:
- экономику семьи;
- экономику предприятия;
- экономику муниципального образования;
- региональную экономику (субъект РФ);
- национальную экономику (макроэкономика);
- мировую экономику.
Несмотря на большое разнообразие экономических ситуаций при их решении отвечают на три вопроса:
а) что производить?
б) как производить?
в) для кого и каким способом доводить произведенное до
потребителя?
Эти вопросы получили название классических проблем экономики.
а) Содержание первой проблемы рассмотрим на примере американского экономиста, лауреата Нобелевской премии Поля Самуэльсона “о пушках и масле”. Именно он помог Рейгану вывести США в лидеры. Предположим, что у общества есть некоторый ограниченный финансовый ресурс, который оно может направить на производство двух видов товаров: военного (пушек) и гражданского (масла).
В таблице представлены возможности их производства.
|
Возможности | Производство | |
Пушки, т. шт. | Масло, млн. фунтов | |
А B C D E F | - |
Среди шести представленных ситуаций две крайние:
1. А – ситуация войны, когда все финансовые ресурсы уходят на производство вооружений. При этом общество оказывается на грани самовыживания.
2. F – ситуация идеального мира, когда ни единого рубля, марки и т.д. государство не тратит на военные вопросы, и все средства направляет на развитие экономики (1945 г. – ФРГ и Япония, когда по международным соглашениям эти страны не имели права иметь военные бюджеты, что позволило им добиться быстрого экономического роста).
Между ситуациями А и F есть другие, для которых характерно разное соотношение объемов производства пушек и масла, при этом решение сколько производить тех и других остается за правительством страны и это наиболее сложная проблема в экономике любого субъекта хозяйства, которая требует решения. На приведенном примере просматривается так называемый “закон убывающей доходности”. В соответствии с ним при ограниченных ресурсах выпуск каждой новой единицы продукции требует все больших жертв по свертыванию раннее выпускавшейся продукции.
б) Для ответа на второй вопрос экономики “как производить?” менеджеру или экономисту следует рассмотреть все предлагаемые конструкторско-технологическими службами варианты производства товара и выбрать среди них лучшие по критериям.
Например: подставку для настольной лампы можно изготовить по различным технологиям из различных материалов:
- литье металла;
- обточка деревянной заготовки;
- литье пластмассы под давлением;
- ковка металла;
- механическая обточка металлической заготовки.
Каждый из этих вариантов характеризуется уровнем единовременных и текущих затрат (заработная плата). При одинаковой оптовой цене на лампу выбор будет осуществляться по минимуму совокупных затрат.
в)В мировой экономике сложились две системы распределения товаров:
1. Исторически более ранняя – плановая (централизованная, командная).
Свой отчет ведет с доисторических времен, когда происходило распределение внутри рода, выращенного урожая, добытого мяса и др. Сохраняется в настоящее время в семьях, а также в государстве через систему государственных и муниципальных заказов. В развитых странах мира она используется при производстве лекарственных препаратов, вооружений, детского питания и др. (федеративный заказ), школьных обедов (муниципальный заказ), при этом у производителя основной проблемой функционирования является производство конкурентоспособного товара и победа на конкурсе по получению заказа. Вопросы “сколько производить?” и “для кого производить?” решает государство в лице правительства или местная власть в лице администрации муниципального образования.
2. Рыночная, более молодая. В ней каждый производитель на свой страх и риск выходит с товаром на свободный рынок в поисках покупателя. На рынок же устремляются и покупатели для удовлетворения собственных потребностей. Встреча продавца и покупателя происходит при условии согласования обоюдных интересов. При этом их движение друг к другу происходит по принципу “невидимой руки” (А. Смит).
А. Смит – первый писатель теоретик в области конкретной экономики. В 1776 году вышла его книга “Исследования о природе и причинах богатства народов”, в которой он описал закономерности функционирования рынка и назвал его основной двигатель – конкуренцию.
В условиях сильной государственности для нормального функционирования рынка необходимо два условия:
1) Наличие свободного предпринимательства в лице субъектов малого бизнеса (создают массу рынка и является родителями многих идей НТП)
2) Поддержка государства малого бизнеса в том числе через льготное налогообложение и антимонопольную политику.
В СССР переход к рыночной экономике начался в конце 80-х гг. с выходом в свет ряда постановлений Совета Министров СССР (правительство), в том числе о мерах по демонополизации народного хозяйства, о предприятии и предпринимательской деятельности, о кооперации.
Впервые были введены меры контроля за монополистами, т.е. предпринимателями занимавшими своей продукцией более 70% союзного или областного или республиканского рынка. В настоящее время монополист должен занимать не меньше 30% рынка. Ряд из них контролируется (естественная монополия).
Вопрос.
Экономика и другие науки экономико-управленческого цикла.
Следует заметить, что товары являются объектом изучения в маркетинге, финансы в финансах, цены в ценообразовании. Тем не менее содержание этих понятий устанавливает экономика, поскольку она является прародительницей всех других экономических наук. Именно от нее на рубеже XIX – XX веков отпочковались различные самостоятельные науки, наиболее развитыми из которых на сегодняшний день являются:
- макроэкономика;
- микроэкономика;
- региональная экономика;
- экономика предприятия;
- маркетинг;
- менеджмент;
- логистика.
Макроэкономика занимается изучением экономических тенденций, которые складываются на различных рынках (капитала (фондовый рынок), средств производства, финансов), различных стран, регионов или мира. Например, уровни цен на нефть, на зерно, размер таможенных пошлин или анализ курса валют и др.
Макроэкономика оперирует такими показателями как ВНП, ВВП, производительность общественного труда, бюджет потребительской корзины.
Микроэкономика занимается изучением поведения хозяйствующих субъектов на конкретном рынке. Ее интересуют следующие вопросы:
1. Почему работники уходят в найм, а не организуют собственное дело?
2. Почему производят товары на территории данного региона, а продажу осуществляют в другом регионе?
3. Почему на протяжении долгого периода времени, на региональном рынке застабилизировала цена на конкретный товар?
Региональная экономика занимает промежуточное место между микроэкономикой и макроэкономикой. Изучает проблемы оптимального размещения производительных сил на территории страны или конкретного региона (Кузбасс). Поэтому объектом ее изучения является действующие и новые предприятия, карьеры, нефтепроводы, дороги и т.д. Региональная экономика – это экономика + математика.
Экономика предприятия – это отраслевая экономика, т.е. экономика машиностроительного завода, экономика кондитерского предприятия и т.д. Она изучает экономические отношения которые складываются внутри предприятия (оплата труда и т.д.) и отношения предприятий с окружающей средой. Отрасль накладывает определенную специфику на экономику предприятия. Но тем не менее несмотря на отрасль экономика предприятия оперирует примерно одним арсеналом категорий.
Маркетинг – новая наука, возникшая во второй половине XX века, занимается изучением продвижения товара на рынок, поэтому ее основными вопросами являются:
1. Какой объем товаров выбрасывать на рынок?
2. По какой цене?
3. Каким образом доводить товар до рынка?
Менеджмент занимается изучением человеческих отношений в организации (предприятие), ставя своей задачей согласование экономических интересов субъектов этих отношений. Например, владельцев предприятия иперсонала или отдельных работников в соответствии с кругом решаемых задач.
В зависимости от этих задач или объекта управления в менеджменте выделились:
- производственный менеджмент;
- инновационный менеджмент;
- инвестиционный менеджмент;
- финансовый менеджмент.
Логистика – это совсем молодая наука, зародившаяся в 80-е годы XX века. Она занимается изучением механизма организации бесприпятственного движения материальных, финансовых, трудовых потоков. Сейчас функционирует математическая логистика, финансовая логистика и производительная логистика. У истоков производительной логистики стоял профессор ТГУ Александр ЖивановичОгнянович, который разработал методы комплексного управления снабжением, производством и сбытом.
Вопрос
Под структурой курса понимают его содержание, рассмотренное с тех или иных позиций классификации. Заложим в основу структуры курса схему формирования и распределения прибыли предприятия.
Основные средства – все то, что служит более года.
Оборотные средства – часть имущества предприятия (сырье, материал, незавершенное производство, готовые товары на складе, деньги на расчетном счете).
Нематериальные активы – не имеет физической сущности (патенты, товарные знаки).
В соответствии с этой схемой в структуре курса выделяются следующие блоки:
1. Предприятие;
2. Товары;
3. Ресурсы;
4. Затраты;
5. Цены;
6. Финансы.