Интонационные упражнения.




Среди основных форм работы, которые используются на уроках сольфеджио, большое значение имеют интонационные упражнения. Разнообразные интонационные упражнения служат для накопления внутренних представлений и являются средством развития слуха. Основная цель интонационных упражнений – создать базу для воспитания навыка чтения с листа. Интонационные упражнения предполагают многократное повторение одних и тех же оборотов. Благодаря этому тот или иной оборот хорошо запоминается, усваивается. И, когда в последствии этот оборот встречается в незнакомой мелодии, например, при чтении с листа или в диктанте, он легко узнается и правильно исполняется или записывается. Чтобы создать такую хорошую, прочную слуховую базу, надо правильно строить работу с интонационными упражнениями. Во-первых, педагог должен четко представлять зачем, с какой целью он берет то или иное интонационное упражнение. Во-вторых, педагог должен помнить, что процесс усвоения любого оборота довольно сложен, включает в себя несколько этапов. Над каждым этапом надо правильно и хорошо поработать.

I этап – ознакомление, слушание. Это значит, что любой оборот, элемент музыкальной речи должен быть воспринят и осмыслен на слух, как часть, выразительное средство разных музыкальных произведений. Разучиваем песни, слушаем произведения, в которых встречается этот оборот.

II этап – запоминание путем многократных повторений. На этом этапе идет коллективная работа. Данный оборот поётся в разных вариантах, находится детьми в музыкальных произведениях в нотах и на слух, включается в мелодии для разучивания.

III этап – воспроизведение. Предполагает умение каждого ученика быстро и точно воспроизводить данный оборот.

Т. О. все интонационные упражнения надо сначала усвоить на слух, затем петь всем классом (хором, группами, цепочкой), и лишь после этого проверять каждого индивидуально.

Когда идет усвоение нового оборота, для интонационных упражнений лучше выбирать спокойный темп, равномерный ритм, средний регистр, тесное расположение, прямое движение, среднюю динамику. В начале работы можно петь интонационные упражнения с сопровождением, затем переходить к пению a/cappella. Когда интонационное упражнение освоено, полезно попеть его в самых разных вариантах. Можно варьировать: темп, ритм, динамику, штрихи, расположение, мелодическое положение, направление движения. Это помогает при построении интонационных упражнений избегать шаблонов, заученных схем. Создает дополнительные технические трудности, что способствует лучшему усвоению интонационного упражнения. Варьирование помогает разнообразить задания. Ведь интонационные упражнения не должны вызывать скуку, они должны нравиться. При пении интонационных упражнений не надо торопить учащихся. Пусть ученики сначала услышат звучание внутренним слухом, а затем уже воспроизведут голосом. Надо приучать детей исполнять интонационные упражнения выразительно, осмысленно. Следить за правильной посадкой, дыханием, звуковедением.

Чтобы правильно поставить задачу и добиться поставленной цели при пении интонационных упражнений, надо учитывать, что интонационные упражнения делятся на несколько основных групп:

1. Интонационные упражнения, развивающие чувство лада (Давыдова Е. В. «Методика преподавания сольфеджио» стр. 98 – 104).

Цель: научить чувствовать, ощущать любые ладовые тяготения, соотношения между ступенями лада, ощущать устойчивость и неустойчивость, законченность и незаконченность, различать мажорную и минорную окраску, вводнотоновость, функциональную окраску.

Музыкальным материалом служат: 3 вида мажора и минора, лады народной музыки, альтерированные и хроматические гаммы, пение устойчивых и неустойчивых ступеней, опевания, тритоны, характерные интервалы, интервалы и аккорды в тональности с разрешением и без, различные виды настроек, тональные секвенции, пение упражнений с отклонениями и модуляциями и т.п.

 

 

2. Интонационные упражнения для развития интонационной точности слуха.

Цель: чисто интонировать любой интервал, аккорд, оборот от любого звука вверх и вниз.

Музыкальный материал: интервалы, аккорды, от звука в разных видах, пение попевок от разной высоты, цепочки интервалов и аккордов от звука.

3. Интонационные упражнения, развивающие внутренний слух.

Цель: развивают внутренние представления, умение представлять про себя мелодии, обороты, закрепляют связь между тем, что слышишь и видишь, развивают быстроту реакции, целенаправленность внимания.

Музыкальный материал может быть самым разным: гаммы, лады, интервалы, аккорды, ступени, попевки, песни и т.д. В этом виде упражнений главное – как петь. Используется два варианта пения: 1. Пение цепочкой. Ученики поют по очереди каждый свой звук, оборот или фразу. 2. Пение вслух – про себя. Все поют хором, один звук, оборот или фразу вслух, другой звук, оборот или фразу про себя и т.д., чередуя пение вслух и про себя.

Для развития внутреннего слуха используются также такие задания: 1. Узнать мелодию по записи. 2. Найти ошибку: а) смотрят в ноты, педагог играет неправильно, находят ошибки в игре б) записано с ошибками, педагог играет правильно, надо найти ошибку в записи.

4. Многоголосные интонационные упражнения.

Цель: воспитание чувства ансамбля, строя, умение слышать целое, а не только свой голос.

Музыкальный материал: 2-хголосные упражнения, работа над разными типами голосоведения (косвенное, прямое, параллельное, противоположное), подстраивание интервала к данному звуку, цепочки интервалов, характерные интервалы, знакомство с разными типами 2-хголосия (подголосочное, канон, интервальное, гомофонно-гармоническое, полифоническое).

3-х – 4-хголосные упражнения, отрабатывается постепенное и одновременное вступление голосов, движение одного из голосов, когда другие стоят на месте, пение аккордов в тесном и широком расположении с разрешением и без, пение последовательностей аккордов.

Пение гамм: каноном, параллельными терциями, секстами, расходящимся, сходящимся движением, на фоне повторяющейся тоники и т.п.

Работа над разными видами интонационных упражнений должна вестись параллельно. При подборе интонационных упражнений обязательно учитывать принцип постепенного нарастания трудностей. Интонационные упражнения поются на каждом уроке, на них отводится минут 10. Лучше всего с них начинать урок. Работа над интонационными упражнениями ведется на каждом уроке, на протяжении всех лет обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: