Этап предварительной подготовки




Данный этап начинается с 9-летнего возраста. Его продолжительность — 3 года. Он осуществляется в секциях общеобразовательных школ и в подготовительных группах ДЮСШ.

Основные задачи этапа: всестороннее физическое развитие детей, обучение их различным упражнениям, привитие интереса к спорту, легкой атлетике. Целый ряд исследований показал, что тренировка в младшем школьном возрасте — важный этап в многолетней подготовке спринтеров. Способность детей к успешному освоению двигательных навыков и умений, высокий уровень развития быстроты, гибкости, координационных способностей создают отличные предпосылки для развития физических способностей. При более позднем начале спортивной подготовки эти благоприятные возможности упускаются. Это особенно важно в отношении развития важнейшего для спринтера физического качества — быстроты.

Известно, что темп — один из основных показателей скорости (число шагов в секунду) — не увеличивается уже начиная с 12—13-летнего возраста, а наивысшие его показатели зарегистрированы у 10-летних детей. Поэтому в занятиях с детьми 9—12 лет целесообразно воспитывать быстроту преимущественно с помощью тренировочных средств, стимулирующих повышение частоты и скорости движения. Это специально подобранные подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам, упражнения, развивающие способность к выполнению быстрых движений, эстафеты (табл. 38).

Таблица 38. Комплекс упражнений для развития быстроты движений спринтера.

Вид заданий Дозировка Методические указания
Бег в упоре с максимальной частотой шагов (на месте) 3—5 раз х 3—4 с Быстро, еще быстрее, «очень быстро», «как можно быстрее». Следить, чтобы бегуны не приседали, не опускали голову, не делали судорожных движений
Быстрые движения руками на месте, как в беге 3—5 раз х 3—4 с Те же
Бег на месте без упора с максимальной частотой 2—3 раза х 4—5 с Движение не должно переходить в судорожное топтание. Внимание на ритм
Бег с максимальной частотой, укороченными шагами, по меткам 2 х 10 м, 3—4 серии. Отдых между пробежками 2 мин, между сериями — 3—4 мин Следить за осанкой, работой рук, постановкой ноги на грунт
Бег с максимальной частотой через набивные мячи 12—15 мячей х 6 — 8 раз. Паузы отдыха 1,5 — 2 мин Не отклоняться назад. Бежать высоко
Продвижение вперед с высоким подниманием бедра, с максимальной частотой 3 разах 10—15 м. Паузы отдыха — 1,5—2 мин После окончания упражнения переходить в свободный бег 10 — 15 м
Подвижные игры типа «День и ночь» 12—13 повторений Сигнал дается при различных и. п.: стоя лицом, спиной друг к другу; лежа, выполняя прыжки и т. д.
Бег по лестнице с максимальной частотой 4—6 раз х 20 —30 ступенек, отдых 2 — 3 мин Не делать судорожных движений
Повторное пробегание 8—10 м с ходу на максимальной скорости через 30 м легкого бега (2—3 раза х 8—10 м), 2—3 серии, между сериями отдых 3 мин Не сжимать челюсти, не сжимать пальцы в кулак
Включение в бег на максимальной скорости по сигналу Быстрый бег 5 — 6 м, затем бег трусцой, 3—4 повторения Включаться в бег на максимальной скорости, расслабляться в беге трусцой
Разнообразные эстафеты с элементами быстрого бега, прыжков Пауза отдыха между пробежками 3 мин Не терять контроль в беге и во время передачи эстафетной палочки

На данном этапе подготовки игровой метод является главенствующим не только для развития скоростных качеств, но и для улучшения силовой подготовленности, координационных способностей и выносливости.

От тренера во многом зависит, чтобы подвижные игры помогали решать воспитательные задачи в единстве с образовательными. Для усиления положительного воздействия игры необходимо добиться проявления к ней интереса и активности занимающихся. И зачастую это определяется умением тренера подобрать и сочетать игры таким образом, чтобы они соответствовали возрасту и подготовленности детей. Приступать к игре следует тогда, когда занимающиеся усвоят содержание и ход игры, ее правила, технические и тактические приемы. В ходе самой игры тренер должен уметь создавать условия, повышающие активность играющих или, напротив, снижающие ее. Естественно, что подвижные игры развивают все физические качества. Тем не менее следует выделить преимущественную направленность одного или двух качеств.

На предварительном этапе подготовки в тренировку включаются упражнения, направленные на комплексное развитие физических качеств спортсмена. Годовые объемы основных тренировочных средств на этом этапе приведены в табл. 39.

Таблица 39. Примерные годовые объемы основных тренировочных средств на этапе предварительной подготовки.

Средства тренировки Объем
Бег с максимальной скоростью на отрезках до 60 м, км  
Беговые упражнения, км  
Прыжки, кол-во отталкиваний  
Стартовые упражнения, раз  
Спортивные игры, ч  
Подвижные игры, ч  
Упражнения ОФП, ч  
Упражнения из других видов легкой атлетики, ч  
Кроссовый бег, км  
Кол-во соревновательных стартов (эстафеты, подвижные игры, ОФП, «Пионерское четырехборье», раз 8—10

Выполнение юными спортсменами контрольных нормативов по завершении этапа предварительной спортивной подготовки позволит тренеру оценить предрасположенность к бегу на короткие дистанции (табл. 40)

Таблица 40. Контрольные нормативы и тесты для спринтеров 11 — 12 лет на подготовительном этапе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: