1. Основные функции управления. Объекты управления потоковыми процессами.
2. Методы управления потоковыми процессами. Новизна логистического подхода.
3. Процессы интеграции в логистической деятельности.
4. Функция координации в логистических цепях.
Цель лекции: рассмотреть основные функции, объекты и методы управления потоковыми процессами, функции координации в логистических цепях.
1. Объектом исследования логистики и логистического управления являются потоки, потоковые процессы, любые процессы, связанные с перемещением чего-либо. Логистическими потоками могут быть товары, кадры, энергоресурсы, средства производства, финансы, инвестиции, транспортные средства, информация, носители и средства обработки информации, инфраструктура и др. Логистическая деятельность как процесс преобразования воздействует на начальное состояние потоков, изменяет место, время, состав, количественные и качественные характеристики потоков для повышения конкурентоспособности конечного состояния потоков.
2. Методы управления потоковыми процессами следует рассматривать как совокупность действий и способов влияния на материальные, информационные, финансовые, сервисные и другие потоки, направленных на достижение поставленных бизнес целей. Объектами управления в данном случае является совокупность процессов и структур, обеспечивающих формирование и изменение состояния экономических потоков. Применение методов управления потоковыми процессами при формировании и трансформации экономического потока как объекта управления направлено на сокращение неопределенности предпринимательской деятельности до минимума, что способствует повышению надежности и эффективности функционирования экономических систем в целом и их отдельных подразделений. Существует достаточно большое количество методов управления потоковыми процессами. Однако все они связаны со спецификой деятельности конкретного предприятия и направлены на достижения его стратегических, тактических и оперативных целей.
|
3. Современная интегрированная логистика предполагает сквозное управление потоками логистической системы, проходящими через все её звенья. Данное направление вполне согласуется со структурным делением логистической системы на функциональные области (логистику снабжения, производства и распределения), деятельность которых подчиняется общей (корпоративной) цели всей системы в целом. Такое деление позволяет более точно определять и решать локальные задачи организации и контроля внутри звеньев и элементов логистической системы, поскольку объектами практической логистики могут быть не только потоки, но и единичные трансакции. К тому же логистическая парадигма воплощается, как правило, в конкретной системе, функционирующей в реальной организационной среде. При этом процесс формирования логистической системы основан на обеспечении и поддержании жизненного цикла продукта: от замысла до ликвидации, центром создания логистической системы в данном случае является непосредственное производство товара/услуги. Также, интегрированный подход требует объединения различных функциональных областей и их участников в рамках единой логистической системы в целях ее оптимизации. Такой подход распространяется как на микроэкономический уровень самой компании, так и на платформу бизнеса. Важно, чтобы, решая проблемы оптимизации управления на микроуровне, в пределах предприятия, менеджеры исходили из задачи оптимизации логистической системы в целом. Объединение снабжения, производства и распределения является единственной возможной перспективой в решении вопросов достижения целей в рамках логистической системы. Именно такой подход позволяет получить точную информацию о состоянии и местонахождении продукции предприятия в любой момент — от «входа» у источника сырья до «выхода» — получения товара конечным потребителем.
|
Преимущества интегрированного подхода предприятий машиностроительной отрасли выражаются в следующих моментах:
♦ разделение вопросов распределения, управления производством и снабжения на машиностроительных предприятиях может привести к разногласиям между функциональными областями и соответствующими подразделениями, что препятствует оптимизации системы в целом;
♦ между производством и маркетингом в рассматриваемой отрасли существуют многочисленные противоречия. Объединение в систему является наиболее продуктивным способом их разрешения;
♦ требования к системе информации и к организации управления имеют единую природу и относятся ко всем типам логистических операций. Задача координации состоит в оптимальной увязке на оперативном уровне различных требований, возникающих в логистической системе.
Таким образом, интегрированный подход позволит создать реальную возможность объединения функциональных областей логистики путем координации действий, выполняемых независимыми звеньями логистической системы, разделяющими общую ответственность в рамках целевой функции.
|
4. Под межфункциональной логистической координацией понимается согласование при управлении предприятием деятельности подразделений но параметрам конфликтов, относящихся к логистике. Параметрами конфликтных ситуаций, требующих логистической координации, наиболее часто являются: периодичность закупок, продолжительность цикла доставки, уровень создаваемых запасов, величина закупаемой партии, тара и товароноситель, ассортимент грузовой единицы, набор предоставляемых услуг и качество сервиса. В основном эти параметры относятся к тактическому и оперативному управлению. На стратегическом уровне конфликты по параметрам логистики также могут возникать, и они в основном касаются выбора регионов сбыта продукции, политики обслуживания потребителей. Межорганизационная логистическая интеграция — это согласование действий фирмы, поставщиков, потребителей, логистических посредников для достижения целей управления цепью поставок. Необходимость межорганизационной логистической интеграции вызвана наличием конфликтных ситуаций между фокусной компанией и се "тремя сторонами" (поставщиками, потребителями и логистическими посредниками), причинами которых являются:
Компромиссные варианты направлений затрат в маркетинге и логистике
• различия в целях и приоритетах функционирования организаций, что обусловливается разными стратегиями развития организаций, участвующих в одной цепи поставок;
• разные мощность, уровень концентрации капитала, финансовое положение;
• различия в требованиях к составу и величине параметров качества логистического сервиса;
• нестыковка технических характеристик и параметров транспортно-складских подразделений, технологического оборудования для складирования и грузопереработки, транспортных средств;
• разные стили и структуры управления, традиции, уровни квалификации и т.д.
Цели межорганизационной интеграции контрагентов в логистической системе направлены прежде всего на согласование действий всех звеньев логистической системы, устранение и предотвращение конфликтных ситуаций между фирмой и ее "тремя сторонами". Достижение этих целей находится в зависимости от качества планирования, интегрированного циклом выполнения заказа потребителя.