Виды переработки чужого текста




Тема 19

Информация сегодня становится самостоятельной ценностью. Современный человек должен уметь перерабатывать и реализовывать различные информационные продукты. Умение свободно работать с большим объемом текстовой информации становится главным ресурсом современного общества.

Для чего необходима грамотная переработка текста?

Очень часто в своей деятельности – социально-общественной, учебно-научной и даже повседневной – мы стакиваемся с необходимостью переработать оригинальный текст (публицистический, художественный, научно-популярный и др.). Переработка текста представляет собой процесс извлечения необходимой информации из текста-источника. Эффективное преобразование (выписки, план, тезисы, аннотации, резюме, конспект) позволяет сократить исходный текст и кратко или развернуто передать его содержание. При этом мы повышаем уровень практического применения первичного текста, максимально упрощаем работу с ним.

Особенности переработки исходного текста

Существует множество способов переработки первичного текста. Запоминание и усвоения прочитанного – процесс творческий, требующий определенных умений и навыков человека, его зрительной и слуховой памяти. Следует уточнить, что запись вторичного текста не должна сводиться к простому переписыванию исходного материала. Для качественной передачи в сжатой форме главной мысли автора необходим подробный анализ прочитанного, определение главной и второстепенной информации. Большую роль играет также назначение подобных записей: для лекции перед учениками, для выступления на семинаре, для защиты проектной работы и т.д. Выбор формы записи зависит от индивидуальных свойств человека, его речевой практики, особенностей памяти и мышления.

Основные виды записи исходного текста

Существует множество эффективных способов переработки информационного текста:

план,

тезисы,

выписки,

аннотация,

резюме,

конспект.

 

1.Составление плана (простого или сложного) Простой план предполагает деление текста на три части: вступление, основную часть, заключение. Сложный план делит каждую из трех частей на подпункты.
2.Составление тезисов Краткое изложение содержания цитатами из текста или своими словами.
3.Составление конспекта Краткое, но более подробное, чем тезисы, изложение содержания текста.
4.Составление реферата Изложение, близкое к тексту, но не расчлененное, как это допускается в конспекте, а связное; от текста отличается меньшими размерами, наличием собственных выводов.
5.Составление аннотации Краткая характеристика в виде перечисления главных вопросов; помещается на обратной стороне титульного листа, состоит из трех-четырех предложений.
6.Составление рецензии Информирование о новом произведении; содержит его краткий анализ и оценку
7.Составление отзыва Изложение впечатления от знакомства с текстом (с возможным указанием его особенностей).

 

Наиболее краткой формой записи текстовой информации является план.

Виды плана

По соотношению обобщающих и конкретных формулировок По речевому оформлению заголовков
1.Простой. 1.Цитатный.
2.Сложный. 2.Нецитатный.
  3.Смешанный.

 

Как составлять план текста

1.Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2.Определите тему и основную мысль текста.

3.Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.

4.Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.

5.Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести текст.

Составлять план весьма полезно, так как в процессе работы мы учимся выделять главное в содержании, соблюдая при этом авторскую логику подачи материала. Важно уловить связь между частями текста. Грамотно составленный план помогает лучше ориентироваться в содержании любого по объему текста.

Например, развернутый план рассказа М. Шолохова "Судьба человека" может выглядеть так:

Встреча повествователя и героя;

До войны: женитьба, рождение детей;

Война: расставание с семьей, первые дни войны, плен, побег из плена, известие о гибели семьи, надежда на встречу с сыном, крушение надежд;

После войны: работа шофером, встреча с мальчиком-сиротой, усыновление;

Прощание рассказчика и героя.

Однако подобный по структуре план невозможно составить по небольшому тексту Д. С. Лихачева «Самое большое» (из книги «Письма о добром и прекрасном»). Скорее всего, примерный сжатый план по такому тексту будет содержать дословные выдержки:

Самая большая цель в жизни;

Любовь и привязанности;

Патриотизм и национализм;

Большая цель добра;

Любовь и мудрость;

Верность принципам.

План может стать хорошей основой для составления тезисов.

Тезисы – один из наиболее сложных видов сокращения текста, поскольку требует от читателя умения делать выводы и обобщения. В отличие от пункта плана, тезис не просто озаглавливает ту или иную часть текста, а коротко излагает авторскую мысль в форме цитаты или утверждения, которую автор или оратор намерен развивать, доказывать, защищать или опровергать в своем сочинении или выступлении.

При составлении тезисов важно помнить, что все они должны быть связаны внутренней логикой, последовательно раскрывать тему и основную мысль высказывания.

Умение грамотно подбирать тезисы велико. Подобрав к каждому из тезисов вашего выступления аргументы (факты, цитаты и т.д.) и изложив их, вы получите текст вашего сочинения, ваш ответ на предложенную тему.

Вот как могут быть оформлены краткие тезисы текста Д. С. Лихачева «Самое большое»:

 

Самая большая цель в жизни – увеличивать добро в окружающем;

Большое и глубокое чувство – любить в человеке человека;

Надо быть патриотом, а не националистом;

Большая цель – желание добра близким;

Любовь должна быть соединена с мудростью;

Общее – верность принципам – правде-истине и правде-справедливости.

Как мы видим, тезисы позволяют эффективно обобщить текстовый материал, показать его суть в кратких формулировках.

Конспект - краткое, но связное и последовательное изложение существенного содержания статьи, главы книги, брошюры, лекции и т. д.. В конспект обычно заносятся основные положения, важнейшие факты, примеры, цифры, цитаты.

При составлении конспекта вы можете воспользоваться двумя приемами:

1.Мысль автора текста (статьи и т. д.) передана его же словами, только сокращен объем высказывания.

2.Мысль автора текста изложить своими словами, сохранив при этом основную мысль.

Важно: то главное, что сообщает автор, его основные положения должны быть переданы без малейшего искажения смысла.

Реферат - краткое изложение в письменном виде, в форме сочинения или доклада какого-либо научного труда или нескольких статей, книг на определенную тему.

Реферат должен быть структурирован (по главам, разделам, параграфам). Его следует составлять из 4 частей: введения, основной части, заключения и списка литературы. В зависимости от специфики предмета и тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы т.д.

Общий объем введения, основной части и заключения должен составлять 10-15 страниц машинописного текста; введение - 10-20% от объема названных частей; заключение - 10%.

Аннотация-резюме, краткое изложение содержания книги, статьи, обычно содержит элементы оценки и рекомендации к использованию в практической деятельности.

Составление аннотации - один из видов упражнений в связной речи учащихся, вид реферативной работы, близкий к сжатому изложению.

Рекомендуемый средний объем аннотации - 500 печатных знаков.

Чаще всего оформляется мелким шрифтом на первой или последней странице книги, в библиографическом указателе, в журнале, в газете.

Привычка пользоваться аннотацией - одна из главных привычек серьезного читателя.

Рецензия, по выражению В.Г. Короленко, «легкая критическая кавалерия».

Задача рецензии - дать, во-первых, характеристику текста и, во-вторых, объективную оценку данного произведения. Эти две задачи неотделимы друг от друга. Оценка без характеристики является лишь голословным, бездоказательным утверждением.

Под характеристикой следует понимать библиографическое описание произведения (сообщение, информация о рассматриваемом произведении, его авторе, времени и месте создания); раскрытие темы, проблематики, идеи произведения; анализ средств выражения темы и идеи, системы образов. Тут можно использовать такие методы и приемы, как пересказ и комментарий сюжета, цитирование произведения, др.

Под оценкой понимают определение достоинств и недостатков произведения на основе его характеристики.

Тема текста - это то, о чем (или о ком) в нем говорится. По словам В. Даля, «положение, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют». Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

Основная мысль текста (идея) - это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.

Проблема - вопрос, требующий решения, освещения. Писатель освещает проблему, выражает свои суждения, свое мнение. Под проблемой подразумевается и острое жизненное противоречие, и точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным.

План рецензии

1.История создания.

2.Жанровое своеобразие.

3.Тема, идея, проблематика.

4.Композиционные особенности.

5.Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

6.Изобразительно-выразительные средства языка.

7.Авторская позиция.

8.Ваше отношение.

Отзыв - это суждение, мнение, содержащее оценку кого-либо, чего-либо.

Дать отзыв о книге - значит высказать и обосновать свое мнение о ней, поделиться впечатлениями о прочитанном.

Отзыв может быть написан в виде рассуждения, тогда он обычно содержит тезис (мнение читателя о книге); доказательства справедливости этого мнения; вывод (общая оценка книги); рекомендации (кому прочитать данную книгу).

В отзыве могут сочетаться разные типы речи.

Эссе

Эссе (от франц.- проба пера, попытка, набросок) - прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Цель эссе - уйти от формальных рамок, в свободной форме выразить свое видение проблемы, заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль, потребность в самовыражении.

Поводом для написания эссе является «точка удивления», то, что поразило вас и чем вы можете удивить и обогатить читателя.

К характерным особенностям эссе обычно относят небольшой объем (150 слов), конкретную тему и подчеркнуто субъективную ее трактовку, свободную композицию, склонность к парадоксам, ориентацию на разговорную речь и т.д.

Из требований к эссе можно принять только одно - наличие заголовка.

Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма, то требовать обязательного повторения выводов в конце работы неуместно. Они могут быть включены в текст или заголовок. Аргументация может предшествовать формулировке проблемы, которая может совпадать с финальным выводом.

Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова.

Способы оформления цитаты Примеры
1.Предложение с прямой речью В письме от 6 августа 1924 года Куприн жаловался Репину: «Эмигрантская жизнь вконец изжевала меня»
2.Предложение с косвенной речью А.П.Чехов подчеркивал, что «…праздная жизнь не может быть чистою».
3.Предложение с вводными словами По словам Горького, «искусство должно облагораживать людей».
4.Текст-цитата как часть предложения (указ. на автора)-текст Куприн так ярок, так «чрезвычайно талантлив» (слова Бунина), что его повествование…
5.При цитировании стих. текста с точным соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся. …обращался к стихотворению Г.Р.Державина: Река времен в своем стремленье Уносит все дела людей…
6.Эпиграф-изречение, помещаемое перед произведением и сосредоточивающее мысль на его идее. В кавычки не берется; ссылка на источник дается на следующей строке без скобок. Да, есть слова, что жгут, пламя. А.Т. Твардовский

 

Безусловно, владение умениями и навыками переработки текста поможет вам успешно подготовиться к публичному выступлению защиты проекта.

Оформление ссылок

С 1 января 2009 года введен в действие новый ГОСТ Р. 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка», разработанный ФГУ «Российская книжная палата» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Данный стандарт «устанавливает общие требования и правила составления библиографической ссылки: основные виды, структуру, состав, расположение документов. Стандарт распространяется на библиографические ссылки, используемые в опубликованных и неопубликованных документах на любых носителях. Стандарт предназначен для авторов, редакторов, издателей»[1].

Согласно «Общим положениям» «Библиографической ссылки» (п. 4.6.), «по месту расположения в документе различают библиографические ссылки: внутритекстовые, помещенные в тексте документа; подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску); затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску)»[2].

Список использованной литературы, помещенный в конце исследования, является совокупностью затекстовых ссылок.

Отсылка к затекстовой ссылке заключается в квадратные скобки[3]. Отсылка может содержать порядковой номер затекстовой ссылки в перечне затекстовых ссылок, имя автора (авторов), название документа, год издания, обозначение и номер тома, указание страниц. Сведения в отсылке разделяются запятой.

Отсылки оформляются единообразно по всему документу: или через указание порядкового номера затекстовой ссылки, или через указание фамилии автора (авторов) или названия произведения. Отсылка оформляется следующим образом: [10, с. 37] или [Карасик, 2002, с. 231], при наличии нескольких авторов – [Карасик, Дмитриева, 2005, с. 6–8].

Если у книги автор не указан (например, книга выполнена авторским коллективом, и указан только редактор), то в отсылке указывается название книги. Если название слишком длинное, то его можно сократить до двух первых слов, например, [Интерпретационные характеристики …, 1999, с. 56][4].

 


[1] Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления: издание официальное. М.: Стандартинформ, 2008. URL: https://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511 (дата обращения: 05.10.2008). С. 4.

[2] Там же. С. 5.

[3] В круглые скобки заключаются только внутритекстовые ссылки, для отсылок к затекстовым ссылкам, согласно ГОСТу Р 7.0.5 – 2008, они не используются.

[4] Многоточие, заменяющее часть названия в отсылке, является в данном случае предписанным знаком, а не пунктуационным, поэтому до него и после него ставится пробел.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: