Тема 19
Информация сегодня становится самостоятельной ценностью. Современный человек должен уметь перерабатывать и реализовывать различные информационные продукты. Умение свободно работать с большим объемом текстовой информации становится главным ресурсом современного общества.
Для чего необходима грамотная переработка текста?
Очень часто в своей деятельности – социально-общественной, учебно-научной и даже повседневной – мы стакиваемся с необходимостью переработать оригинальный текст (публицистический, художественный, научно-популярный и др.). Переработка текста представляет собой процесс извлечения необходимой информации из текста-источника. Эффективное преобразование (выписки, план, тезисы, аннотации, резюме, конспект) позволяет сократить исходный текст и кратко или развернуто передать его содержание. При этом мы повышаем уровень практического применения первичного текста, максимально упрощаем работу с ним.
Особенности переработки исходного текста
Существует множество способов переработки первичного текста. Запоминание и усвоения прочитанного – процесс творческий, требующий определенных умений и навыков человека, его зрительной и слуховой памяти. Следует уточнить, что запись вторичного текста не должна сводиться к простому переписыванию исходного материала. Для качественной передачи в сжатой форме главной мысли автора необходим подробный анализ прочитанного, определение главной и второстепенной информации. Большую роль играет также назначение подобных записей: для лекции перед учениками, для выступления на семинаре, для защиты проектной работы и т.д. Выбор формы записи зависит от индивидуальных свойств человека, его речевой практики, особенностей памяти и мышления.
|
Основные виды записи исходного текста
Существует множество эффективных способов переработки информационного текста:
план,
тезисы,
выписки,
аннотация,
резюме,
конспект.
1.Составление плана (простого или сложного) | Простой план предполагает деление текста на три части: вступление, основную часть, заключение. Сложный план делит каждую из трех частей на подпункты. |
2.Составление тезисов | Краткое изложение содержания цитатами из текста или своими словами. |
3.Составление конспекта | Краткое, но более подробное, чем тезисы, изложение содержания текста. |
4.Составление реферата | Изложение, близкое к тексту, но не расчлененное, как это допускается в конспекте, а связное; от текста отличается меньшими размерами, наличием собственных выводов. |
5.Составление аннотации | Краткая характеристика в виде перечисления главных вопросов; помещается на обратной стороне титульного листа, состоит из трех-четырех предложений. |
6.Составление рецензии | Информирование о новом произведении; содержит его краткий анализ и оценку |
7.Составление отзыва | Изложение впечатления от знакомства с текстом (с возможным указанием его особенностей). |
Наиболее краткой формой записи текстовой информации является план.
Виды плана
По соотношению обобщающих и конкретных формулировок | По речевому оформлению заголовков |
1.Простой. | 1.Цитатный. |
2.Сложный. | 2.Нецитатный. |
3.Смешанный. |
Как составлять план текста
1.Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
|
2.Определите тему и основную мысль текста.
3.Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
4.Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
5.Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести текст.
Составлять план весьма полезно, так как в процессе работы мы учимся выделять главное в содержании, соблюдая при этом авторскую логику подачи материала. Важно уловить связь между частями текста. Грамотно составленный план помогает лучше ориентироваться в содержании любого по объему текста.
Например, развернутый план рассказа М. Шолохова "Судьба человека" может выглядеть так:
Встреча повествователя и героя;
До войны: женитьба, рождение детей;
Война: расставание с семьей, первые дни войны, плен, побег из плена, известие о гибели семьи, надежда на встречу с сыном, крушение надежд;
После войны: работа шофером, встреча с мальчиком-сиротой, усыновление;
Прощание рассказчика и героя.
Однако подобный по структуре план невозможно составить по небольшому тексту Д. С. Лихачева «Самое большое» (из книги «Письма о добром и прекрасном»). Скорее всего, примерный сжатый план по такому тексту будет содержать дословные выдержки:
Самая большая цель в жизни;
Любовь и привязанности;
Патриотизм и национализм;
Большая цель добра;
Любовь и мудрость;
Верность принципам.
План может стать хорошей основой для составления тезисов.
Тезисы – один из наиболее сложных видов сокращения текста, поскольку требует от читателя умения делать выводы и обобщения. В отличие от пункта плана, тезис не просто озаглавливает ту или иную часть текста, а коротко излагает авторскую мысль в форме цитаты или утверждения, которую автор или оратор намерен развивать, доказывать, защищать или опровергать в своем сочинении или выступлении.
|
При составлении тезисов важно помнить, что все они должны быть связаны внутренней логикой, последовательно раскрывать тему и основную мысль высказывания.
Умение грамотно подбирать тезисы велико. Подобрав к каждому из тезисов вашего выступления аргументы (факты, цитаты и т.д.) и изложив их, вы получите текст вашего сочинения, ваш ответ на предложенную тему.
Вот как могут быть оформлены краткие тезисы текста Д. С. Лихачева «Самое большое»:
Самая большая цель в жизни – увеличивать добро в окружающем;
Большое и глубокое чувство – любить в человеке человека;
Надо быть патриотом, а не националистом;
Большая цель – желание добра близким;
Любовь должна быть соединена с мудростью;
Общее – верность принципам – правде-истине и правде-справедливости.
Как мы видим, тезисы позволяют эффективно обобщить текстовый материал, показать его суть в кратких формулировках.
Конспект - краткое, но связное и последовательное изложение существенного содержания статьи, главы книги, брошюры, лекции и т. д.. В конспект обычно заносятся основные положения, важнейшие факты, примеры, цифры, цитаты.
При составлении конспекта вы можете воспользоваться двумя приемами:
1.Мысль автора текста (статьи и т. д.) передана его же словами, только сокращен объем высказывания.
2.Мысль автора текста изложить своими словами, сохранив при этом основную мысль.
Важно: то главное, что сообщает автор, его основные положения должны быть переданы без малейшего искажения смысла.
Реферат - краткое изложение в письменном виде, в форме сочинения или доклада какого-либо научного труда или нескольких статей, книг на определенную тему.
Реферат должен быть структурирован (по главам, разделам, параграфам). Его следует составлять из 4 частей: введения, основной части, заключения и списка литературы. В зависимости от специфики предмета и тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы т.д.
Общий объем введения, основной части и заключения должен составлять 10-15 страниц машинописного текста; введение - 10-20% от объема названных частей; заключение - 10%.
Аннотация-резюме, краткое изложение содержания книги, статьи, обычно содержит элементы оценки и рекомендации к использованию в практической деятельности.
Составление аннотации - один из видов упражнений в связной речи учащихся, вид реферативной работы, близкий к сжатому изложению.
Рекомендуемый средний объем аннотации - 500 печатных знаков.
Чаще всего оформляется мелким шрифтом на первой или последней странице книги, в библиографическом указателе, в журнале, в газете.
Привычка пользоваться аннотацией - одна из главных привычек серьезного читателя.
Рецензия, по выражению В.Г. Короленко, «легкая критическая кавалерия».
Задача рецензии - дать, во-первых, характеристику текста и, во-вторых, объективную оценку данного произведения. Эти две задачи неотделимы друг от друга. Оценка без характеристики является лишь голословным, бездоказательным утверждением.
Под характеристикой следует понимать библиографическое описание произведения (сообщение, информация о рассматриваемом произведении, его авторе, времени и месте создания); раскрытие темы, проблематики, идеи произведения; анализ средств выражения темы и идеи, системы образов. Тут можно использовать такие методы и приемы, как пересказ и комментарий сюжета, цитирование произведения, др.
Под оценкой понимают определение достоинств и недостатков произведения на основе его характеристики.
Тема текста - это то, о чем (или о ком) в нем говорится. По словам В. Даля, «положение, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют». Очень часто тема текста отражается в его заглавии.
Основная мысль текста (идея) - это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.
Проблема - вопрос, требующий решения, освещения. Писатель освещает проблему, выражает свои суждения, свое мнение. Под проблемой подразумевается и острое жизненное противоречие, и точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным.
План рецензии
1.История создания.
2.Жанровое своеобразие.
3.Тема, идея, проблематика.
4.Композиционные особенности.
5.Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
6.Изобразительно-выразительные средства языка.
7.Авторская позиция.
8.Ваше отношение.
Отзыв - это суждение, мнение, содержащее оценку кого-либо, чего-либо.
Дать отзыв о книге - значит высказать и обосновать свое мнение о ней, поделиться впечатлениями о прочитанном.
Отзыв может быть написан в виде рассуждения, тогда он обычно содержит тезис (мнение читателя о книге); доказательства справедливости этого мнения; вывод (общая оценка книги); рекомендации (кому прочитать данную книгу).
В отзыве могут сочетаться разные типы речи.
Эссе
Эссе (от франц.- проба пера, попытка, набросок) - прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Цель эссе - уйти от формальных рамок, в свободной форме выразить свое видение проблемы, заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль, потребность в самовыражении.
Поводом для написания эссе является «точка удивления», то, что поразило вас и чем вы можете удивить и обогатить читателя.
К характерным особенностям эссе обычно относят небольшой объем (150 слов), конкретную тему и подчеркнуто субъективную ее трактовку, свободную композицию, склонность к парадоксам, ориентацию на разговорную речь и т.д.
Из требований к эссе можно принять только одно - наличие заголовка.
Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма, то требовать обязательного повторения выводов в конце работы неуместно. Они могут быть включены в текст или заголовок. Аргументация может предшествовать формулировке проблемы, которая может совпадать с финальным выводом.
Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова.
Способы оформления цитаты | Примеры |
1.Предложение с прямой речью | В письме от 6 августа 1924 года Куприн жаловался Репину: «Эмигрантская жизнь вконец изжевала меня» |
2.Предложение с косвенной речью | А.П.Чехов подчеркивал, что «…праздная жизнь не может быть чистою». |
3.Предложение с вводными словами | По словам Горького, «искусство должно облагораживать людей». |
4.Текст-цитата как часть предложения (указ. на автора)-текст | Куприн так ярок, так «чрезвычайно талантлив» (слова Бунина), что его повествование… |
5.При цитировании стих. текста с точным соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся. | …обращался к стихотворению Г.Р.Державина: Река времен в своем стремленье Уносит все дела людей… |
6.Эпиграф-изречение, помещаемое перед произведением и сосредоточивающее мысль на его идее. В кавычки не берется; ссылка на источник дается на следующей строке без скобок. | Да, есть слова, что жгут, пламя. А.Т. Твардовский |
Безусловно, владение умениями и навыками переработки текста поможет вам успешно подготовиться к публичному выступлению защиты проекта.
Оформление ссылок
С 1 января 2009 года введен в действие новый ГОСТ Р. 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка», разработанный ФГУ «Российская книжная палата» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Данный стандарт «устанавливает общие требования и правила составления библиографической ссылки: основные виды, структуру, состав, расположение документов. Стандарт распространяется на библиографические ссылки, используемые в опубликованных и неопубликованных документах на любых носителях. Стандарт предназначен для авторов, редакторов, издателей»[1].
Согласно «Общим положениям» «Библиографической ссылки» (п. 4.6.), «по месту расположения в документе различают библиографические ссылки: внутритекстовые, помещенные в тексте документа; подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску); затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску)»[2].
Список использованной литературы, помещенный в конце исследования, является совокупностью затекстовых ссылок.
Отсылка к затекстовой ссылке заключается в квадратные скобки[3]. Отсылка может содержать порядковой номер затекстовой ссылки в перечне затекстовых ссылок, имя автора (авторов), название документа, год издания, обозначение и номер тома, указание страниц. Сведения в отсылке разделяются запятой.
Отсылки оформляются единообразно по всему документу: или через указание порядкового номера затекстовой ссылки, или через указание фамилии автора (авторов) или названия произведения. Отсылка оформляется следующим образом: [10, с. 37] или [Карасик, 2002, с. 231], при наличии нескольких авторов – [Карасик, Дмитриева, 2005, с. 6–8].
Если у книги автор не указан (например, книга выполнена авторским коллективом, и указан только редактор), то в отсылке указывается название книги. Если название слишком длинное, то его можно сократить до двух первых слов, например, [Интерпретационные характеристики …, 1999, с. 56][4].
[1] Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления: издание официальное. М.: Стандартинформ, 2008. URL: https://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511 (дата обращения: 05.10.2008). С. 4.
[2] Там же. С. 5.
[3] В круглые скобки заключаются только внутритекстовые ссылки, для отсылок к затекстовым ссылкам, согласно ГОСТу Р 7.0.5 – 2008, они не используются.
[4] Многоточие, заменяющее часть названия в отсылке, является в данном случае предписанным знаком, а не пунктуационным, поэтому до него и после него ставится пробел.