Презентация «История тагильской розы»




Тема «Подносный промысел»

Группа 22Пр

Дата:14.12.2020г.

Время 14.00-16.45

Добрый день,

дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Как вы уже догадались, нас ждет путешествие в историю самого знаменитого тагильского промысла - подносного.

Цель: изучение истории подносного промысла посредством творческого задания.

Задачи:

- познакомить с историей возникновения и развития подносного промысла в Нижнем Тагиле;

- проверить умение самостоятельно работать по шаблонам;

- способствовать развитию творческого воображения, фантазии учащихся.

Оборудование и материалы:

На рабочем месте у каждого учащегося:

¾ лист черного картона,

¾ карандаш простой.

¾ клей,

¾ цветные карандаши, фломастеры, мелки восковые,

¾ цветная бумага,

¾ ножницы,

¾ шаблон подноса, розы.

Ход занятия

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

В начале занятия открываем старинный сундучок,

а в сундучке письмо: «Дорогие ребята! Приглашаем вас в Страну мастеров. Но чтобы узнать к какому мастеру мы отправимся, нужно отгадать загадку:

«Железный лист в станке прогнали, на нем цветы нарисовали».

 

Правильно ребята, это наш знаменитый тагильский поднос.

 

Для знакомства с историей подносного промысла и его развитием вам необходимо познакомиться с презентацией и прочитать пояснения к слайдам.

Презентация «История тагильской розы»

Слайд №2. Нижний Тагил - крупнейший промышленный центр Урала является родиной русского расписного железного подноса. В нем воплотился сплав высокого профессионального мастерства, кропотливого труда мастеров по металлу, стремление к прекрасному и талант народных живописцев.Отсчет истории его идет от условной даты - 1746 год, к которой относят самые ранние архивные сведения о железных подносах с художественной отделкой.

 

Слайд №3. Тагильская роспись основана благодаря заводчику Демидову и его потомкам в 18 веке. Зародился промысел во время того, как в Россию из Европы пришла мода на лакированные изделия.

 

Слайд №4,5. Мастерами становились крестьяне-самоучки - Яков Журавлев, Андрей Худояров с сыновьями, эти художники внесли большой вклад в развитие живописно-лакировального мастерства в Нижнем Тагиле. В школу по росписи подносов принимались мальчики с 12 лет на полное господское обеспечение. Обучение проходило четыре года, им руководил выпускник Академии художеств В.И. Албычев - профессиональный художник. Это самым положительным образом повлияло на качество росписей. В этот период популярность приобрели подносы-картины, когда в центре писалась маслом копия картины (с бумажных гравюр), при этом она мастерски вписывалась в заданную форму и размер. При этом гравюры часто были черно-белыми, поэтому цветовые решения полностью принадлежали художнику. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в рамку, образуемую тонким трафаретным золотным орнаментом: сказочные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, эффектные кисти винограда, ягоды, уголки формы четко фиксируют вазоны с пышными букетами. Формы использовались разные, в том числе 6-8 восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечный бортов изделия.

Слайд №6. Однако, когда заводы стали испытывать трудности с рабочей силой, заводовладельцы приняли ряд мероприятий по замене мужчин-живописцев женщинами. И где-то с середины XIX века роспись подносов становится исключительно женской территорией. В это время в Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий - подносов, сундуков, шкатулок - Дубасниковых, Головановых, Перезоловых, Бердниковых, Морозовых. Все они имели полный цикл производства, начиная от отковки и кончая лакировкой и упаковкой подносов. Их изделия хранятся в крупнейших музеях России. Именнов это время появляется знаменитая «тагильская роза», когда в центре подноса располагался букет, основу которого составляли две или три розы, окруженные разнообразными цветами и лепестками.

 

Слайд №7. Своеобразие уральской росписи заключается в том, что художник берёт на кисть сразу несколько оттенков краски.Роспись называлась "маховым" письмом в один мазок. Принцип такой росписи заключается в том, что краску наносили свободным веерообразным движением, и объема добивались одним мазком. На границе цветов краски неизбежно смешиваются, и при ведении такой кистью по бумаге или другой поверхности даже этот один мазок получается удивительно красивым - он содержит в себе всю гамму переходов от одного цвета к другому. С первого раза набрасывается эскиз. Затем, чтобы головки бутонов выглядели объёмными, делятся "оживка" и бликовка.

 

Слайд №8. Краски изготавливались из уральских минералов, так как они лучше держатся на металле. Разноцветные каменья измельчались в пудру, замешивались на льняном, ореховом, маковом масле с добавлением натуральных смол. После настаивания в плотно закупоренных сосудах краски разбавлялись секретной олифой и были готовы к употреблению.
В основе уральского лака был копал - общее название реликтовых смол, ныне почти исчезнувших деревьев тропического пояса. Он придавал лаковой плёнке прочность, влагостойкость. Секрет лака Худояровых заключался в точной дозировке компонентов: копало, льняного или конопляного масло, терпентина местных хвойных пород, растворяемых скипидаром и оптимальный температурной росписи. На востоке применялся холодный способ лакирования. Тагильчане изобрели, горячий способ при температуре t* в 300 градусов быстрого высыхания в лак добавляли окислы марганца и свинца. Лак получался бесцветным, прозрачным, что оживляло краски. О секретах тагильского лака писал в своем сказе «Хрустальный лак» Павел Петрович Бажов.

 

Слайд №9. В конце XIX века кустарное производство в России переживало кризис, не миновал он и тагильский подносный промысел. Приходилось приспосабливаться к ускоряющемуся темпу жизни. После революционных событий начала XX века, жизнь промысла замерла, поскольку были почти забыты все приемы традиционного цветочного письма. Замерла, но не остановилась. Артели "Пролетарий", "Металлист", "Красная заря" наладили выпуск подносов с росписью. Впоследствии в 1957 году на базе этих артелей был создан Нижнетагильский завод эмалированной посуды, который последствии и стал центром возрождения тагильского подноса.

Слайд№10. В 1974 году правительство страны принимает решение о возрождении подносного промысла. Но, чтобы соединить цепь между прошлым и будущим, теорию и практику, требовалось одно звено - мастер, владеющий старым двуцветным мазком и способный передать это мастерство. Им стала Агриппина Васильевна Афанасьева.

 

Слайд №11. Важнейшей часть процесса возрождения стало создание в городе в 1991 году музея истории подносного промысла, который стал составной частью Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал". Музей расположился в доме, в котором когда-то жили известные художники Худояровы.

Мы с вами познакомились с основными этапами истории тагильского промысла. Давайте повторим вместе, что нового мы узнали.

Предлагаю ответить на вопросы викторины.

Викторина.

1. Назовите первый в России по времени возникновения центр росписи подносов.

2. Работы, каких художников по росписи подносов особенно славились?
3. Что традиционно изображали в центре тагильского подноса.

4. Какое произведение написал Павел Бажов об удивительных свойствах хрустального лака?

5. Раньше подносы имели еще одно название….

Физкультминутка

Цветы. Наши нежные цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головой качают. Плавно раскрывают пальцы. Помахивают руками перед собой Закрывают пальцы, сжимают в кулачки. Плавно опускают руки.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: