Тема: «Особенности развития этнических представлений в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах»
Тем не менее, остаётся практически не исследованной проблема формирования, становления и динамики этнических представлений детей как одного из важных аспектов социализации. Анализ имеющихся работ в исследуемой области позволил выделить противоречия между:
4. необходимостью взаимодействий в мультикультурной среде и отсутствием в сознании ребенка комплексов представлений, позволяющих в ней ориентироваться;
5. необходимостью развития этнических знаний в дошкольном и школьном возрастах и отсутствием представлений о возрастно-психологических возможностях ребенка для их усвоения;
6. расширяющимся по мере взросления объемом разнообразной этнической информации о своей и чужих этнических группах и возможностью ориентации в ней ребенка только на основе ограниченного набора этнодифференцирующих признаков.
Данные противоречия позволяют поставить в качестве исследовательской следующую проблему: какая именно этнически окрашенная информация отражается в сознании русского ребенка в процессе его развития. Необходимо выделить этнодифференцирующие признаки, на которые опирается ребёнок при понимании особенностей представителей своего и других этносов. Возникает необходимость исследования процесса становления и изменения этнических представлений в разных возрастах, а также основных факторов, влияющих на изменение их содержания.
Тема: «Структурно-содержательные характеристики готовности к фасилитации у будущих учителей начальных классов»
Очевидными являются противоречия между:
|
7. необходимостью всестороннего изучения готовности к фасилитации у учителей начальных классов, значимостью данного феномена в условиях образовательного процесса и недостаточной изученностью его структурно-содержательных характеристик;
8. необходимостью оптимизации в обучении процесса фасилитации и недостаточной теоретической обоснованностью способов и средств формирования готовности к фасилитации у будущих учителей начальных классов;
9. отсутствием эффективных программ формирования готовности к фасилитации и потребностью психолого-педагогического сопровождения будущих учителей начальных классов на этапе их профессионального становления.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему данного исследования.
В теоретическом плане – отсутствие концептуальной определенности структурно-содержательных характеристик готовности к фасилитации и их развития при высокой потребности формирования данного личностного образования с целью эффективной реализации профессиональных задач учителем.
В практическом плане – отсутствие разработанных программ, направленных на формирование структурно-содержательных характеристик готовности к фасилитации, входящей в структуру профессиональной компетентности учителя начальных классов, при необходимости ее развития в процессе профессионального образования.
Тема: «Психологические особенности профессионального отчуждения педагогов»
Исследование проблемы профессионального отчуждения педагога обусловлено следующими противоречиями:
|
10. между объективно необходимой профессиональной позицией причастности педагога к смыслам, ценностям, морали профессиональной среды и его неспособностью в процессе профессионального развития конструктивно решать вопросы личностного роста, самопознания, самоопределения, достижения самоидентичности;
11. между необходимостью изучения профессионального отчуждения как деструкции профессиональной направленности личности педагога и недостаточной теоретической и методологической разработанностью вопросов её комплексного изучения.
В связи с этим проблема исследования заключается в психологическом объяснении профессионального отчуждения педагога как деструкции профессиональной направленности личности, а также причин и механизмов её возникновения, в выявлении её психологических особенностей у педагогов с признаками профессионального отчуждения.
Тема: «Формирование диалогического взаимодействия в учебно-профессиональной деятельности (на примере студентов-психологов)»
12. Учитывая современную тенденцию практикоориентированности, на сегодня отсутствует специально разработанная технология диалогического взаимодействия со студентами в Вузе, что приводит к обострению противоречия между необходимостью получить компетентного специалиста и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и практике Вуза.
Провести анализ выделенных противоречий, заполнить Таблицу:
Характеристика противоречия | Пример противоречия | |
1. | между необходимостью и наличием способов и средств, позволяющих реализовать что-то в новых условиях | 3, 8, 9, 12 |
2. | между условиями реальной ситуации и предъявляемыми ею требованиями у человеку | 4, 10, 6 |
3. | между теоретическими положениями психологии и практикой их реализации | |
4. | между различными точками зрения на сущность психических явлений или их проявлений | |
5. | противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении какого-либо явлений, или их проявлении, процессов, и требующая адекватной теории для ее разрешения | |
6. | противоречие можно обнаружить в самой природе явления или объекта | |
7. | несоответствием уровня психологического знания потребностям общества и личности | 2, 5, 7, 11 |
8. | Иное |
|