Дифференциальная психология. Содержание курса




Дифференциальная психология

Курс «Дифференциальная психология» является частью психолого-педагогического блока дисциплин по подготовке психолога. Основная его задача - развитие интереса у студентов к изучению индивидуальности и формирование умений использовать эти знания в практике работы с разным контингентом.

Курс «Дифференциальная психология» опирается на ранее изученные курсы «Общая психология», «Физиология ЦНС», «Психофизиология», «Дифференциальная психофизиология», «Психогенетика», «Возрастная психология», «Экспериментальная психология», «Математические методы в психологии», спецкурсы по различным областям психологии.

В изучении курса большое место отведено самостоятельной работе студентов, предусматривающей знакомство с психологической литературой, проведение наблюдений и экспериментов, подготовку реферативных выступлений и т.п.

Цель курса - дать представление о дифференциальной психологии как психологии индивидуальных различий, ее предмете, задачах и методах, ее месте в системе научного знания; познакомить с категориальным аппаратом и основными проблемами дифференциальной психологии; изложить современные представления о природе и особенностях человеческой индивидуальности.

Задачи курса:
- показать необходимость психологических знаний об индивидуальности человека;
- развить интерес к познанию и самопознанию;
- способствовать формированию навыков практического психолога, готовить к прохождению психолого-педагогической практики.

Реализация этих задач осуществляется, прежде всего, в ходе учебного процесса. Курс предполагает 34 лекционных и 26 практических часов. Форма контроля знаний – зачет.

Примерное тематическое планирование курса  
Наименование тем Всего часов Аудиторные занятия (час) Самост. работа  
лекции семинары  
Тема1. Психология индивидуальных различий как область знаний          
Тема2. Теория индивидуальных различий          
Тема3. Индивидуальные различия и структура психологических свойств          
Тема4. Происхождение индивидуальных различий          
Тема5. Идеографический анализ-от общих закономерсностей к конкретному человеку          
Тема6. Общевидовая модель индивидуальности          
Тема7. Измерение индивидуальных различий          
ИТОГО          

Содержание курса

Тема 1. Психология индивидуальных различий как область знания
Дифференциальная психология как наука об особенностях людей. Предмет психологии индивидуальных различий. Диапазон исследуемых особенностей. В.Штерн и его вклад в психологию индивидуальных различий. Современное состояние науки.
Место психологии индивидуальных различий среди других психологических дисциплин. Возникновение психологии индивидуальных различий как самостоятельной области знания. Психология индивидуальных различий и психодиагностика. Психология индивидуальных различий и статистика. Направления исследований в современной психологии индивидуальных различий.
Природа и факторы индивидуальных различий. Наследственность и среда как факторы, порождающие индивидуальные различия.

Тема 2. Теории индивидуальных различий
Введение в теорию личных конструктов, разработанную Д.Келли. Личностно-центрированная теория К.Роджерса. Психоаналитическая теория З.Фрейда. Фрейдовские теории психики. Механизмы защиты. Невротические симптомы. Теория детской сексуальности. Оценка теорий З.Фрейда. Проверка теорий З.Фрейда. Эмпирические данные. Теории черт личности. Факторный анализ в приложении к личности. Лексическая гипотеза и теория личности, разработанная Р.Кэттеллом. «Большая пятерка» личностных факторов. Исследование Г.Айзенка и др. теории: доводы «за» и «против».
Социальные детерминанты личности. Биологические основы личности. Биологические основы личности. Политика и индивидуальные различия. Методы изучения проблемы «природа — воспитание». Методы количественной генетики. Генетика способностей. Генетика личности.
Структура умственных способностей человека. Теории способностей Ч.Спирмена и Л.Терстоуна. Триархическая теория способностей А.Стернберга. Представление о коэффициенте интеллекта. Практическое использование тестирования способностей. Обработка информации в нервной системе и общие способности. Прямое измерение скорости проведения нервных импульсов. Косвенные измерения скорости проведения нервных импульсов. Общие способности и когнитивные задачи.
Измерение настроения и мотивации. События, влияющие на уровень настроения и факторы, влияющие на вариативность настроения. Типичное настроение и личность.

Тема 3. Индивидуальные различия и структура психологических свойств
Психологические типы. Первые попытки выделения психологических типов. Построение психологических типологий. Типология темпераментов И.Канта и В.Вундта. Типологии, основанные на клиническом материале (О.Гросс и К.Юнг). Выделение биологических основ психологических свойств (типология Э.Кречмера). Объединение типологий Э.Кречмера и К.Юнга. Соматотипирование.
Черты как элементы индивидуальности. Понятие черт. Способы выделения черт. Концептуализация. Выделение черт на основании семантического сходства. Факторно-аналитическое выделение черт. Исследование индивидуальных различий в теории черт.
Структура свойств интеллекта. Психометрические теории интеллекта. Когнитивные теории интеллекта. Теории множественности интеллектов.
Темперамент и личность. Структура свойств темперамента. Выделение свойств темперамента в ранних исследованиях. Современные исследования свойств темперамента в зарубежной психологии. Исследования структуры свойств темперамента в отечественной психологии. Сопоставление результатов разных исследований. Исследование структуры личностных свойств.
Когнитивные стили. Когнитивные стили, выделяемые в разных направлениях исследования. Полезависимость-поленезависимость. Менингерское исследование когнитивных стилей. Исследования рефлексивности-импульсивности. Психологическое содержание когнитивных стилей.
Структура характеристик, относящихся к разным психологическим сферам. Взаимосвязи между характеристиками разных психологических сфер. Многофакторная система индивидуальности. Соотношение социального и биологического в структуре индивидуальности. Структура психологических свойств в комплексном исследовании индивидуальности. Теория интегральной индивидуальности. Способности в структуре индивидуальности.

Тема 4. Происхождение индивидуальных различий
Групповые различия. Половые различия. Психологические характеристики, различающиеся у женщин и мужчин. Причины половых различий в психологических характеристиках. Расовые различия. Различия в социальном положении. Социально-экономическое положение и интеллект. Структура семьи и интеллект. Объяснение результатов, получаемых при исследований групповых различий.
Психофизиологические основы индивидуальных различий. Выделение свойств нервной системы в структуре психофизиологических характеристик. Свойства нервной системы и динамические параметры деятельности. Функциональные состояния. Задатки способностей. Темперамент. Психофизиологические характеристики и успешность деятельности. Роль активации в связях психофизиологических характеристик с психологическими.
Роль наследственности и среды в формировании индивидуальных различий. Основные понятия и методы исследования. Близнецовый метод. Семейные исследования. Метод приемных детей. Показатели наследуемости и среды. Смысл показателя наследуемости. Экспериментальные исследования природы индивидуальных различий. Выбор характеристик для исследования. Вклад генотипа и среды в индивидуальные различия показателей интеллекта. Исследования личности и темперамента. Содержательный анализ психологических характеристик при исследовании генотип-средовых соотношений. Взаимодействие генотипа и среды. Варианты взаимодействия генотипа и среды. Причинно-следственные связи между генотипом и средой. Взаимодействие генотипа и среды как функция нормы реакции. Био-экологический подход к исследовании генотип-средового взаимодействия.
Индивидуальные различия и развитие. Стабильность и изменение в процессе развития. Типы стабильности. Варианты изменений. Методы исследования процесса развития. Сравнительно-возрастной метод. Лонгитюдный метод анализа. Сочетание лонгитюдного и сравнительно-возрастного методов исследования. Проявление индивидуальных различий в процессе развития. Исследование репрезентативных выборок. Групповой анализ. Индивидуальный анализ.

Тема 5. Идиографический анализ – от общих закономерностей к конкретному человеку
Два подхода к исследованию психологических явлений. Методы идиографического исследования индивидуальности. Анализ профилей психологических черт. Биографический метод. Обобщение документальных материалов. Этологическое исследование. Феноменологические методы оценивания индивидуальности. Интраиндивидуальная вариативность. Соотношение между разными видами изменчивости психологических характеристик. Ситуативность как проявление интраиндивидуальной.

Тема 6. Общевидовая модель индивидуальности
Многообразие подходов к индивидуальности: С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, B.C. Мерлина, П.К. Анохина, А.В. Брушлинского, В.М. Русалова, Э.А. Голубевой, Г. Айзенка, Р. Кеттелла. Разнообразие подходов к индивидуальности: аддитивный, комплексный, субъектно-деятельностный, интегральный, специально-целостный, структурно-функциональный, эволюционно-системный, факторный. Модель полиморфной индивидуальности. Типологический фундамент полиморфной индивидуальности: западные и отечественные подходы. Формально-динамические и содержательные критерии психической реальности. Типы интегральной индивидуальности: творческий, новаторский, созерцательный, реактивный. Значение типологического анализа видовой структуры индивидуальности. Многоуровневая модель всеобщей индивидуальности. Стили деятельности, соответствующие индивидуальности.

Тема 7. Измерение индивидуальных различий
Черты и состояния. Измерение черт. Обработка тестов. Использование тестовых оценок для прогноза поведения. Получение и использование тестов.
Личность в свете интроспекции. Проверка теорий Д. Келли и К. Роджерса. Клинический метод и Q-сортировка. Метод репертуарной решетки. Анализ репертуарных решеток. Изучение метода репертуарной решетки. Критика репертуарных решеток.
Надежность и валидность психологических тестов. Психологические и физические измерения. Измерение в психологии. Надежность умственных тестов. Другие подходы к измерению надежности. Проверка валидности.
Факторный анализ. Изучение исследовательского факторного анализа. Геометрический подход к факторному анализу. Анализ главных компонент и факторный анализ. Использование факторного анализа. Выполнение и интерпретация факторного анализа. Исследовательский факторный анализ. Конфирматорный факторный анализ.
Теория сложности заданий. Характеристическая кривая задания. Определение способностей и параметров задания. Преимущества теории сложности заданий. Адаптивное тестирование.
Проблемы тестов. Внешние смещения в тестах. Внутренние смещения в тестах. Личностные тесты. Факторы, влияющие на выполнение тестов способностей. Конструирование надежного теста. Общие принципы анализа заданий. Конструирование тестов по критериальному принципу. Конструирование тестов с помощью факторного анализа заданий. Конструирование тестов с помощью теории сложности заданий. Классический анализ заданий.
Измерение настроения и мотивации.

Список литературы

Основная
Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. М., 2001.
Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.,1997.
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004.
Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.
Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999.
Мироненко И.А. Дифференциальная психология: конспект лекций. СПб., 2000.
Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 2000.

Дополнительная
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х томах. М., 1984.
Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М., 1998.
Белицкая Г.Э. Типология проблемности социального мышления личности: Автореф. канд. дис. М., 1991.
Белоус В.В. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 1. С. 47-53.
Белоус В.В. Темперамент как инвариант. Пятигорск, 1997.
Белоус В.В., Щебетенко А.И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск, 1996.
Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 6. С. 3-11.
Брушлинский А.В. Психологическая наука и проблема субъекта // Тр. Ин-та психологии РАН / Под ред. А.В. Брушлинского и др. М., 1995. Т. 1. Кн. 1. С. 6-20.
Ганнушкин П. Б. Избранные труды. М., 1964.
Голубева Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Освальда и Павлова к современным исследованиям // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1. С. 64-74.
Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995.
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.
Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1977.
Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.
Орлинкова Н.В. Самостиль и типология интегральной индивидуальности //Тезисы докладов II Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» / Под ред. В.В. Белоуса. Пятигорск, 1998. С. 49-51.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Ростов, 1996.
Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории: Коллективная моногр. / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997.
Психология и психоанализ характера. / Под ред. Райгородского Д. Я. Самара, 1997.
Психология индивидуальности в трудах B.C. Мерлина и ее развитие в современном человекознании: коллект. моногр. / Под ред. В.В. Белоуса. Пятигорск, 1998.
Психология личности: тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. МГУ, 1982.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 2.
Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
Русалов В.М. Некоторые основания специальной теории индивидуальности человека //Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты / Под ред. Б.А. Вяткина. Пермь, 1988. С. 5-10.
Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности: Метод. пособие. М., 1997.
Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. ЛГУ, 1996.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С-Пб., 1997.
Юнг К.-Г. Психологические типы. М., 1995.

Планы семинарских занятий

Тема 1. Психология индивидуальных различий как область знания
1. Дифференциальная психология как наука об особенностях людей.
2. Диапазон исследуемых особенностей.
3. Место психологии индивидуальных различий среди других психологических дисциплин.
4. Возникновение психологии индивидуальных различий как самостоятельной области знания.
5. Междисциплинарные связи дифференциальной психологии.
6. Направления исследований в современной психологии индивидуальных различий.
7. Природа и факторы индивидуальных различий. Наследственность и среда как факторы, порождающие индивидуальные различия.

Задания для самостоятельной работы
1. Изобразить схему, отражающую междисциплинарные связи дифференциальной психологии.
2. Проанализировать публикации журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» с 1985 г. с целью определения роли факторов наследственности и среды в изучении индивидуальности. Выделить изменяющиеся тенденции в научных подходах 80-х, 90-х годов ХХ века и современные тенденции начала XXI века.

Список литературы
Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. М., 2001.
Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.,1997.
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004.
Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.
Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999.
Мироненко И.А. Дифференциальная психология: конспект лекций. СПб., 2000.
Психология индивидуальных различий /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 2000.

Тема 2. Теории индивидуальных различий
1. Основные положения теории личных конструктов Д.Келли с позиции теории индивидуальных различий.
2. Индивидуально-типологический подход в личностно-центрированной теории К.Роджерса.
3. Психоаналитическая теория З.Фрейда как возможность предвидения индивидуальных характеристик человека и его моделей поведения.
4. Лексическая гипотеза и теория личности, предложенные Р.Кэттеллом.
5. «Большая пятерка» личностных факторов.
6. Измерение трех главных аспектов личности в теоретических и эмпирических исследованиях Г.Айзенка.
7. Социальные детерминанты личности.
8. Биологические основы личности.
9. Структура умственных способностей человека.
10. Измерение настроения и мотивации.

Задания для самостоятельной работы:
1. Что означает феноменологический подход к изучению личности?
2. Почему люди, как правило, используют различные конструкты для описания одного и того же элемента? Почему конструкты определяют двумя понятиями, а не одним?
3. Подумайте, почему индивидуум стремиться расширить определенную область своей системы конструктов. Попытайтесь установить, какие эмоции он может переживать перед тем, как с помощью агрессии испытать свою систему конструктов в новой области.
4. Что такое «Я-концепция» и как она может быть обнаружена?

Список литературы
Годфруа Ж. Что такое психология. Кн. 1 и 2. М., 1992.
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.
Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. М., 1999.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

Тема 3. Индивидуальные различия и структура психологических свойств
1. Понятие психологических типов. Основные подходы к их выделению.
2. Черты как элементы индивидуальности.
3. Структура свойств интеллекта.
4. Темперамент и личность.
5. Когнитивные стили.
6. Структура характеристик, относящихся к разным психологическим сферам.

Задания для самостоятельной работы:
1. Представить схему, отражающую взаимосвязи между понятиями «темперамент и личность».
2. Что характеризуют формально-динамические и структурно-содержательные особенности индивидуальной психики?
3. Какие подходы к пониманию темперамента известны?
4. Перечислите основные типы темперамента. На чем основаны эти классификации?
5. Обрисуйте роль темперамента в поведении и жизнедеятельности человека. В чем заключается его адаптивная функция?
6. Приведите литературные и исторические примеры проявления различных типов темперамента.
7. Попробуйте поупражняться в установлении гипотетических связей между особенностями темперамента и: а) полом человека; б) чертами личности; в) направленностью личности.

Список литературы
Кант И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 148-152.
Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 167-171.
Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 219-247.
Мерлин B.C. Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 160-166.
Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 153-159.
Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко ЕЛ. Психогенетика. М., 1999.
Русалов В.М. Пол и темперамент // Психологический журнал. Т. 14. 1993. № 6. С. 55-64.
Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. 1986. Т. 7. № 4. С. 23-35.
Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 252-261.

Тема 4. Происхождение индивидуальных различий
1. Групповые различия.
2. Психофизиологические основы индивидуальных различий.
3. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальных различий.
4. Индивидуальные различия и развитие.

Задания для самостоятельной работы
1. Сформулировать психофизиологические основы индивидуальных различий, опираясь на знания, полученные при изучении курсов «Психофизиология», «Дифференциальная психофизиология», «Физиология ВНД», «Психогенетика»

Список литературы
Гуревич К.М. Проблема социального и биологического в дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 53-58.
Леонтьев А.Н. Индивид и личность // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 15-20.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999.
Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. М., 1999.
Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М., 1988.
Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психологический журнал. 1991. № 5. Т. 12. С. 3-16.
Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. 1986. Т. 7. № 4. С. 23-35.
Типологические свойства нервной системы и. их значение для психологии //. Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 32-38.

Тема 5. Идиографический анализ – от общих закономерностей к конкретному человеку
1. Методы идиографического исследования индивидуальности: анализ профилей психологических черт, биографический метод, обобщение документальных материалов, этологическое исследование, феноменологические методы оценивания индивидуальности.
2. Понятие и характеристика интраиндивидуальной вариативности.
3. Ситуативность как проявление интраиндивидуальной вариативности.

Задания для самостоятельной работы
1. Обосновать применение методов идиографического исследования индивидуальности с целью ее изучения.
2. Какие методы, заимствованные из других наук, использует дифференциальная психология? Как трансформируются общенаучные методы в дифференциальной психологии?
3. Обрисуйте возможности и ограничения основных методов дифференциальной психологии (наблюдение, эксперимент, метод близнецов…) относительно целей и задач этой научной дисциплины.
4. Что такое идиографический и номотетический подходы? Какой из них более адекватен предмету дифференциальной психологии?
5. Сопоставьте позиции В.Штерна и В.П. Зинченко с М.К. Мамардашвили, опираясь на слова В. Штерна о психологической интерпретации: «А как же качественно отличное инобытие другого может стать доступным выводу по аналогии? Благодаря тому, что направление вывода об аналогии становится в определенном смысле перевернутым. Более простой... вывод по аналогии был центробежным; в этом случае я приписывал другому нечто, известное мне по самому себе. Теперь его надо сделать центростремительным чему-то, предполагаемому у другого (на основании симптомов), я должен найти аналог у себя, либо, что еще труднее, создать его».

Список литературы
Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. М., 1982.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2001.
Годфруа Ж. Что такое психология. Кн. 1 и 2. М., 1992.
Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Об объективном методе в психологии // Вопросы философии. 1977. № 7. С. 109-125.
Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.
Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. М., 1999.
Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2001.
Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: Наука, 1998. С. 45.

Тема 6. Общевидовая модель индивидуальности
1. Разнообразие подходов к индивидуальности: аддитивный, комплексный, субъектно-деятельностный, интегральный, специально-целостный, структурно-функциональный, эволюционно-системный, факторный.
2. Модель полиморфной индивидуальности.
3. Формально-динамические и содержательные критерии психической реальности.
4. Типы интегральной индивидуальности: творческий, новаторский, созерцательный, реактивный.
5. Многоуровневая модель всеобщей индивидуальности.
6. Стили деятельности, соответствующие индивидуальности.

Задания для самостоятельной работы
1. Сравнить основные положения теорий индивидуальности С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, B.C. Мерлина, П.К. Анохина, А.В. Брушлинского, В.М. Русалова, Э.А. Голубевой, Г. Айзенка, Р. Кеттелла, выделив самостоятельно линии сравнения. Представить результаты работы в виде таблицы с выводами.

Список литературы
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. журн. 1991. Т. 12. № 6. С. 3-11.
Голубева Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Освальда и Павлова к современным исследованиям // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 1. С. 64-74.
Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Ростов, 1996.
Психология индивидуальности в трудах B.C. Мерлина и ее развитие в современном человекознании: коллект. моногр. / Под ред. В.В. Белоуса. Пятигорск, 1998.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М., 1989. Русалов В.М. Некоторые основания специальной теории индивидуальности
человека // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты / Под ред. Б.А. Вяткина. Пермь, 1988. С. 5-10.
Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности: Метод. пособие. М., 1997.
Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. ЛГУ, 1996.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

Тема 7. Измерение индивидуальных различий
1. Черты и состояния. Измерение черт.
2. Личность в свете интроспекции.
3. Надежность и валидность психологических тестов.
4. Факторный анализ.
5. Теория сложности заданий.
6. Проблемы создания и использования тестов.
7. Измерение настроения и мотивации.

Задания для самостоятельной работы
1. Попытайтесь определить, что из нижеследующего является чертами: музыкальные способности, голод, широта взглядов, гнев, хорошие манеры.
2. Что представляют собой Q-данные, L-данные, Q'-данные, Т-данные, проективные тесты.
3. Почему в тестах используют различные нормы для разных возрастов?

Список литературы
Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. М., 1982.
Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2001.
Годфруа Ж. Что такое психология. Кн. 1 и 2. М., 1992.
Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 2000.
Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2001.

Примерный перечень вопросов к зачету


1. Дифференциальная психология как наука об особенностях людей.
2. Методы дифференциальной психологии.
3. Диапазон исследуемых особенностей.
4. Место психологии индивидуальных различий среди других психологических дисциплин.
5. Возникновение психологии индивидуальных различий как самостоятельной области знания.
6. Междисциплинарные связи дифференциальной психологии.
7. Направления исследований в современной психологии индивидуальных различий.
8. Природа и факторы индивидуальных различий. Наследственность и среда как факторы, порождающие индивидуальные различия.
9. Введение в теорию личных конструктов, разработанную Д.Келли.
10. Личностно-центрированная теория К.Роджерса.
11. Психоаналитическая теория З.Фрейда.
12. Лексическая гипотеза и теория личности, разработанная Р.Кэттеллом.
13. «Большая пятерка» личностных факторов.
14. Основные положения теоретического и эмпирического исследования Г.Айзенка.
15. Социальные детерминанты личности.
16. Биологические основы личности.
17. Структура умственных способностей человека.
18. Измерение настроения и мотивации.
19. Психологические типы.
20. Черты как элементы индивидуальности.
21. Структура свойств интеллекта.
22. Темперамент и личность.
23. Когнитивные стили.
24. Структура характеристик, относящихся к разным психологическим сферам.
25. Групповые различия. Содержание понятия, основные подходы.
26. Психофизиологические основы индивидуальных различий.
27. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальных различий.
28. Индивидуальные различия и развитие.
29. Методы идиографического исследования индивидуальности:
30. Интраиндивидуальная вариативность.
31. Ситуативность как проявление интраиндивидуальной.
32. Разнообразие подходов к индивидуальности: аддитивный, комплексный, субъектно-деятельностный, интегральный, специально-целостный, структурно-функциональный, эволюционно-системный, факторный.
33. Модель полиморфной индивидуальности.
34. Формально-динамические и содержательные критерии психической реальности.
35. Типы интегральной индивидуальности: творческий, новаторский, созерцательный, реактивный.
36. Многоуровневая модель всеобщей индивидуальности.
37. Стили деятельности, соответствующие индивидуальности.
38. Черты и состояния. Измерение черт.
39. Личность в свете интроспекции.
40. Надежность и валидность психологических тестов.
41. Факторный анализ.
42. Теория сложности заданий.
43. Проблемы создания и использования тестов.
44. Измерение настроения и мотивации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: