Как писать сочинения различных типов речи
Сочинение-рассказ
Тип речи – повествование (что происходит и в какой последовательности?)
Изложение последовательности определенных действий, поступков, явлений…
Много глаголов, конкретных имен существительных, фактов…
Если вы фотограф – получится несколько кадров
Пример – сказка «Курочка Ряба»
Общая структура:
1. Экспозиция – знакомство с местом действия, временем и основными героями
2. Завязка – обнаружение конфликта (противоречия)
3. Развитие действия – что происходит
4. Кульминация – момент наивысшего развития действия (самое главное событие)
5. Развязка – разрешение конфликта
6. Эпилог – дальнейшая судьба героев (может отсутствовать)
План:
1. Вступление (введение в тему: может быть традиционным, лирическим, ассоциативным, философским…)
Однажды…
Несколько лет назад…
Эту историю рассказал мне дедушка…
Вы хотите узнать, что произошло вчера с моей кошкой? Тогда слушайте…
Этим летом наконец сбылась моя мечта…
2. Основная часть (начало действия, развитие действия, кульминация – может быть несколько абзацев)
3. Заключение (развязка, эпилог – указание на то, чем завершились изложенные события)
И чем всё закончилось?..
А завершилось всё очень просто:…
С тех пор в этот странный дом никто не ходит, потому что…
Сочинение-описание
Тип речи – описание (что представляет собой некий предмет или некое явление, какой он?)
Полная характеристика предмета или явления
Много имен прилагательных, причастий, наречий, оценочных имен существительных, восклицательных предложений
Если вы фотограф – получится один кадр
Пример – любая картина
Виды описаний:
1. людей или животных – это портрет
2. помещения – это интерьер
3. природы – это пейзаж
4. овощей и фруктов – это натюрморт
5. действий – это инструкция
План характеристики героя:
1. Вступление (введение в тему: может быть традиционным, лирическим, ассоциативным, философским; если сочинение по литературе, то можно кратко написать об истории создания произведения, его теме, основной идее)
2. Основная часть:
- первое знакомство с героем
- внешность
- характер
- мировоззрение (увлечения, пристрастия, цель жизни…)
- поступки
- взаимоотношения с другими героями
- отношение автора произведения к этому герою
3. Заключение (итог: особенности героя, его сущность и ваше отношение к герою произведения)
! В сочинении по литературе обязательно должны быть цитаты из текста, которые или подтверждают ваши мысли, или ярче всего характеризуют героя!
Сочинение-рассуждение
Тип речи – рассуждение (почему это происходит, зачем, с какой целью?)
Размышление по определенному вопросу, собственная точка зрения и её доказательство
Цель – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления автора о них, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение.
Много отвлеченных имен существительных, вводных слов, вопросительных и восклицательных предложений, используется вопросно-ответная форма изложения мыслей
Если вы фотограф – кадры не получатся: мысли сфотографировать нельзя
Пример – ответ на любой вопрос
Общая структура:
1. Тезис (некое утверждение, высказывание своей точки зрения)
2. Доказательство (аргумент, подтверждающий тезис – факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии…)
3. Второе доказательство (аргумент, подтверждающий тезис)
4. Вывод
План:
1. Вступление (введение в тему: может быть традиционным, лирическим, ассоциативным, философским… Главное – оно должно быть связано с ключевым понятием темы сочинения, это ключевое (самое значимое) понятие следует пояснить)
Я считаю …
Я думаю, что …
Мне кажется, …
По моему мнению, …
2. Основная часть:
- первый аргумент
Во-первых, …
В качестве первого аргумента, подтверждающего мои мысли, могу привести пример из художественной литературы. Вспомним произведение …
В качестве первого аргумента, подтверждающего мои мысли, могу привести пример из собственной жизни …
- второй аргумент
Во-вторых, …
А …
3. Заключение (вывод или следствие)
Итак, …
Таким образом, …
Завершая свои размышления, хочу еще раз подчеркнуть: …
Хочется верить, что …
Сочинение-рассказ «Мой день в школе»
Школа еще совсем пустая. Непривычно тихо. Я быстро поднимаюсь на третий этаж и подхожу к окну. Сегодня я пришла раньше, потому что мы с Мариной дежурные. Но она почему-то опаздывает.
Проходит десять минут, и коридоры наполняются веселым ребячьим шумом. Звенит звонок, и все расходятся по своим классам. В кабинет входит наш учитель истории. Он рассказывает нам о героических подвигах древних римлян и греков. Это захватывающе интересно!
На первой перемене у нас зарядка, которую проводят старшеклассники. Впереди еще четыре урока. Среди них мой самый любимый - география. Сегодня я узнала, как нужно ориентироваться на местности. Теперь можно смело отправляться с друзьями в поход - не заблудимся. Так на каждом уроке мы изучаем что-то интересное, узнаем много нового и полезного.
Окончились уроки. Куда пойти? Как много нужно успеть сделать! Хочется сходить на выставку цветов, поиграть с младшей сестрой. Но сейчас я спешу на тренировку, где меня ждут теннисная ракетка и мяч. Тренер снова будет учить отрабатывать удары и совершенствовать технику игры. Возможно, скоро я поеду на показательные соревнования. А после тренировки я спешу домой, ведь сколько уроков нужно успеть выучить.
Свободного времени почти не остается, но я рада, что день был плодотворным и я не потратила время зря.