Усыновление (удочерение) в коммерческих целях




 

Усыновлением (удочерением) является оформленное специальным юридическим актом принятие в семью несовершеннолетнего ребенка на правах сына или дочери.

 

Ст.101 "Понятие усыновления (удочерения)" Кодекса о браке и семье Украины в редакции Закона Украины, принятого Верховным Советом Украины 30.01.96 /96 ВР

 

Усыновление (удочерение) в коммерческих целях другими словами можно определить как "торговлю детьми". Именно в связи с фактами продажи сирот за границу с целью усыновления связано возникновение статьи против торговли людьми в Уголовном кодексе Украины.

 

Наиболее яркими примерами торговли детьми из Украины, которые заставили законодателей принять закон против торговли людьми, являются случаи продажи новорожденных из родильных домов. Расследования этих случаев показали, что за период 1992-1994 годов директора нескольких медицинских учреждений были вовлечены в процесс продажи детей.

 

В 1992 году в Тернопольской области осуществлялось криминальное расследование по случаю, когда 124 ребенка-сироты были вывезены на оздоровление в США и 56 из них не вернулись в Украину.

 

За 2002 год около 30 дел было возбуждено по факту применения действий, описанных в 149 статье УК Украины по отношению к несовершеннолетним. Дела касались использования несовершеннолетних в попрошайничестве и порнобизнесе.

 

Статья 169 действующего Уголовного кодекса предусматривает наказание за незаконные действия относительно усыновления (удочерения).

 

Процесс усыновления регламентируется главой 14 действующего Кодекса о браке и семье "Порядком передачи детей, являющимися гражданами Украины, на усыновление гражданами Украины и иностранными гражданами и осуществления контроля за условиями их проживания в семьях усыновителей", утвержденного Кабинетом Министров Украины 20 июля 1996 года (# 755) и другими нормативно-правовыми актами. Согласно этим документам, контроль за процессом усыновления возложен на органы опеки та Центр усыновления детей при Министерстве образования и науки Украины. Центр проводит учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляет проверку поданных документов на лиц, которые изъявили желание усыновить ребенка и направляет эти документы на рассмотрение суда.

 

В соответствии с действующим законодательством Украины, единственным органом, который принимает окончательное решение об усыновлении ребенка, является городской, районный суд.

 

Основное внимание при подборе усыновителей в первую очередь уделяется гражданам Украины, в то время как усыновление украинских детей иностранцами производится в случаях, когда исчерпаны все возможности относительно усыновления, взятия под опеку этих детей в семье граждан Украины и если эти дети пребывают на учете в Центре не менее одного года.

 

Ответственность проверки условий жизни детей, усыновленных иностранцами возложена на Департамент консульской службы МИД Украины. К сожалению, исполнение контрольных функций консульскими учреждениями Украины за границей, остается на сегодняшний день пустой формальностью, так как представительства не имеют необходимого финансового обеспечения для соответствующих судебных исков, адвокатского обеспечения, поездок на место проживания усыновленных детей и т.п. В результате, на 1 апреля 2002 года на консульский учет не было поставлено 1168 усыновленных иностранцами детей. Очевидно, что при отсутствии контроля за судьбой детей они могут использоваться своими приемными родителями в корыстных целях.

 

По данным Центра по усыновлению при Министерстве образования и науки Украины, только за 2002-2002 годы иностранными гражданами усыновлено 4872 украинских детей-сирот. Анализ оперативной информации свидетельствует о многочисленных нарушениях существующего порядка усыновления украинских детей. Так, несмотря на запрет о посреднической коммерческой деятельности относительно усыновления, ее существование стало объективной реальностью. Правовая нерегулируемость деятельности субъектов международного усыновления приводит к тому, что отдельные посредники вступают в сговор руководством родильных домов и домов ребенка, а также с должностными лицами медицинских учреждений и представителями местных государственных администраций, с целью оформления здоровым детям несуществующих заболеваний, что согласно Приказу # 2 Министерства здравоохранения, предоставляет право на их усыновление иностранными гражданами.

 

Так, в 2001 году СУ УМВС Украины в в Херсонской области возбуждено уголовное дело в отношении преступной группировки с международными связями, в состав которой вошли должностные лица Херсонского областного дома ребенка, которые с целью незаконного усыновления украинских детей-сирот гражданами США, в сговоре с врачом-генетиком областного диагностического центра оформили детям несуществующее заболевание, что предоставило право на их усыновление иностранцами. На основе поданных медицинских заключений, в октябре 2001 года районным судом г. Херсона было вынесено решение об усыновлении обозначенных детей.

 

За период с 1999 по 2002 год на территории Украины было возбуждено всего 5 уголовных дел, по признакам преступления, предусмотренного ст. 169 УК Украины (незаконные действия относительно усыновления (удочерения)), что не отображает реального количества нарушений действующего законодательства Украины.

 

Вопросы, связанные с усыновлением, в особенности с международным, - тема очень непростая и деликатная. С одной стороны, при существующем ныне в Украине демографическом кризисе "экспорт" детей за рубеж - явление вроде бы негативное. С другой, особых очередей среди соотечественников, желающих усыновить сироту, не наблюдается. Условия содержания в детдомах и интернатных учреждениях, как известно, оставляют желать много лучшего. Международное усыновление для таких детей нередко оказывается единственным шансом получить право на нормальную жизнь.

 

Однако почти во всех странах, практикующих усыновление за рубеж, рано или поздно поднимается волна скандалов, связанных с нарушением процедуры и злоупотреблениями в этой области. Не стала исключением и Украина. О ситуации, сложившейся вокруг Государственного центра по усыновлению, в отношении сотрудников которого в январе 2003 года было возбуждено уголовное дело по статье 169 УК.

 

Согласно украинскому законодательству, в Центре по усыновлению иностранный усыновитель должен лично выбрать по анкете ребенка, лично с ним познакомиться и присутствовать в суде, где будет вынесено решение об усыновлении. Документы иностранного кандидата в усыновители на рассмотрение в Центр могут принести и так называемые доверенные лица. Нередко они оказывают и другие услуги, помогая за определенную плату выбрать более здоровых детей и ускорить процедуру усыновления. Не секрет также, что, несмотря на правовые запреты предоставлять информацию, работники интернатных учреждений это делают, хотя посредническая, коммерческая деятельность при усыновлении детей в Украине запрещена.

 

В последнее время Генпрокуратура неоднократно отмечала, что "в Украине почти совершенное законодательство по усыновлению" и торговли детьми нет, а есть торговля информацией о детях. Обмен такой информацией между Государством происхождения и Государством принимающим фактически и предусматривает ст.9 Гаагской конвенции. Проблема заключается в том, что сведения о детях, подлежащих усыновлению, согласно украинскому законодательству, являются конфиденциальными.

 

В соответствии со ст.14 конвенции, лица, постоянно проживающие в Договаривающемся государстве, которые желают усыновить ребенка, постоянно проживающего в другом Договаривающемся государстве, обращаются в Центральный Орган государства своего постоянного места жительства. Однако в силу того, что Центральные Органы ряда государств часть своих полномочий передали ассоциациям по усыновлению, а некоторые государства либо еще не присоединились к конвенции, либо не создали подобного Центрального Органа, полномочия по рассмотрению заявлений заинтересованных лиц, желающих усыновить ребенка, иностранным законодателем предоставлены либо административному органу, либо ассоциации, занимающейся усыновлением, либо суду.

 

Например, в США, куда Украина "экспортирует" наибольшее количество детей, не существует какого-либо общефедерального органа, регулирующего национальное и международное усыновление. Вопросы, связанные с усыновлением, решаются в основном на уровне штатов и графств, где ими занимаются местные управления (администрации) по социальным вопросам, в рамках которых действуют специальные отделы по делам семьи, правам ребенка и т.п. В ведение последних входит как оказание помощи в усыновлении детей-сирот, так и лицензирование коммерческих и бесприбыльных агентств, занимающихся этой проблематикой. Лицензия обычно выдается на один год, и ее обладателями являются 4 тысячи таких организаций. Вследствие различий в законодательстве штатов предъявляемые контрольными органами требования к агентствам также могут иметь существенные различия. В последние годы международное усыновление значительно коммерциализировалось и превратилось в довольно доходный бизнес: в условиях, когда усыновление больного ребенка в США обходится американцам в 10-20 тысячи долларов, за здорового они готовы заплатить до 100 тысяч долларов.

 

Материалы по практическому применению Гаагской конвенции в разных странах свидетельствуют, что проблема гонораров актуальна для всех стран-подписантов. И принимаемые ими время от времени рекомендации, касающиеся прозрачности процедур взимания средств за усыновление, ощутимых результатов не приносят. Злоупотребления, нарушения процедуры усыновления, торговля детьми по-прежнему остаются актуальными. И не только для стран происхождения (таких как Румыния, Перу, Филиппины, Венесуэла, Буркина-Фасо, Шри-Ланка), но и для принимающих (например, США, Италии, Испании).

 

Учитывая наши условия и менталитет, когда мы умудряемся обходить даже кажущиеся совершенными законы, присоединение к Гаагской конвенции приведет к еще большей криминализации процесса. Поскольку пресловутая ст.32 конвенции, предусматривающая выплату разумных профессиональных гонораров лицам, принимающим участие в процессе усыновления, может оказаться для некоторых просто-таки Клондайком. К тому же, что значит "разумные"?

 

Ирина Кучерина, бывший начальник отдела надзора за соблюдением прав несовершеннолетних Генеральной прокуратуры Украины, заметила, что у детей из интернатных учреждений плохая наследственность, "заложенная на генетическом уровне". "Поэтому принятие конвенции и даже 32-й статьи никому не угрожает. Мы сейчас очень много говорим о легализации доходов, полученных незаконным путем. Так вот конвенция и обеспечит легализацию доходов фирм-посредников, которые действуют на территории нашего государства с 1996 года".

 

При этом, однако, шансы украинцев, желающих усыновить ребенка, значительно уменьшатся, поскольку слишком многим заинтересованным лицам выгоднее будет отдавать сирот для усыновления за рубеж. Каждый год цифра международных усыновлений будет увеличиваться, а украинских - уменьшаться. Так происходит, например, в России, присоединившейся к Гаагской конвенции, о чем упоминали участники "круглого стола". По данным Национальной службы информации об усыновлении и удочерении США, в 1997 году только американскими гражданами в России было усыновлено 3816 детей, в 2000-м - 4348, а в 2002-м - 4939 детей (второе место после Китая - 5053). Украина в 2002 году заняла пятое место по "экспорту" детей - 1106.

 

По оценкам бюро консульских связей госдепартамента США, география усыновлений объясняется в первую очередь особенностями законодательств соответствующих стран. Чем сложнее вывезти ребенка из страны, тем реже этим занимаются американцы. Многие государства Африки и Ближнего Востока вообще запрещают усыновление своих детей иностранцами. Этой же политики придерживается большинство государств Западной Европы.

 

Безусловно, для многих украинских детей усыновление иностранцами является единственным шансом получить право на нормальную жизнь. Однако ситуация с рождаемостью в Украине сейчас крайне неутешительна. И государство просто обязано дать приоритет отечественным усыновителям. Это предусматривает и Конвенция ООН по правам ребенка (1989 год), к которой присоединилась Украина: кандидатом на международное усыновление ребенок становится лишь тогда, когда все возможности усыновить его на родине исчерпаны. Об этом же, впрочем, говорит и Гаагская конвенция.

 

За 6 лет в Украине через Государственный центр усыновления иностранцы усыновили более 8,4 тысяч детей. Как выяснилось, о судьбе более 4 тысяч из них в Центре усыновления отсутствуют какие-либо данные.

 

Бывают случаи, когда детей продают прямо из роддома, при этом матери говорят, что ребенок умер. В основном, заказчики из-за границы, которые могут выложить солидную сумму за такую "спецоперацию". Один такой случай, связанный с торговлей детьми в Украине, был зафиксирован правоохранительными органами летом прошлого года в Донбассе. Прокуратура Донецкой области расследовала уголовное дело относительно заведующего родильным отделением Макеевской городской больницы # 2 по подозрению в похищении младенца и попытке его продажи за 500 долларов.

 

Несколько лет назад подобное было зафиксировано во Львовской области, где подозревалась целая группа врачей.

 

В роддомах, где зарплаты стабильно невысокие и не покрываются даже традиционными "родовыми поборами", будет существовать риск торговли младенцами.

 

Порнобизнес

 

На сегодняшний день Министерством внутренних дел Украины зарегистрировано несколько фактов торговли людьми с целью использования в порнобизнесе. Опыт работы общественных организаций во многих странах мира также показывает, что такие преступления в совокупности с торговлей людьми имеют место. Например, известен факт принуждения украинской женщины к вступлению в половой акт для дальнейшего размещения фотографий на порнографическом сайте. Часто фотографии и видеосъемки подобного рода делают помимо воли человека, для шантажа человека и установления контроля над ним.

 

Еще одним примером может быть дело, возбужденное в отношении гражданина Германии, который организовал деятельность подпольной киностудии по производству порнографических фильмов. Для съемок в фильме в Приднестровье набирались девочки в возрасте 10 - 15 лет. Не исключено, что среди них могли быть и украинки. Родителям говорили, что девочки будут сниматься в рекламных роликах и те беспрепятственно отпускали своих чад. Следствием установлено, что из Украины было вывезено до 40 тонн пленки с порнографической продукцией.

 

В Украине также используют детей в порнобизнесе, в основном девочек в возрасте 10-18 лет. Не всегда их вывозят из страны. Чаще их обманным путем заставляют сниматься в откровенных фотосессиях или, что еще хуже, принуждают заниматься проституцией. В 2004 году в Киеве прикрыли такую "фотостудию", которая еще и транслировала онлайн в интернете порносцены.

 

Бывают случаи похищения детей на улицах или покупка у бедных, но многодетных родителей. В 1998 году в Закарпатье была раскрыта группа преступников, которые воровали детей. Киднепперы захватывали несовершеннолетних детей прямо на улице. Через некоторое время перевозили на железнодорожную станцию "Мукачево", где сообщники поездом "Москва-Чоп" доставляли малышей во "всесоюзный табор" по распределению детей - подмосковную станцию "Обухово". Здесь жертвы постигали премудрости своей будущей "профессии": детей от 2 до 5 лет обучали попрошайничеству, старших учат красть, а наиболее здоровых использовали как доноров различных органов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: