Конспект
Подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Зимушка, зима»
Дыхательное упражнение «Снежки»
Цель: Воспитание физиологического дыхания, выработка направленной воздушной струи.
Логопед предлагает детям встать и даёт каждому из них пол комочку ваты, предлагая положить его на ладонь, расположенную на уровне рта на расстоянии не более 10 см.
Логопед. Сделайте вдох и подуйте на «снежок», не раздувая щёк, вытянув губы трубочкой. Упражнение выполняется 3-4 раза.
Вьюга.
Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабой Ягой.
Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)
Стонут берё зы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш».
Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».
МЕЛКАЯ МОТОРИКА
2. Пальчиковая гимнастика «Снежок». (Координация речи с движением, развитие воображение.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Мы с тобой снежок слепили. «Лепят», меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий
Показывают круг, сжимают ладони вместе,
гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз – подбросим, Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.
Два – поймаем, Приседают, ловят воображаемый снежок.
Три – уроним, Встают, роняют воображаемый снежок.
И … сломаем. Топают.
Выполнить движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения. «Мы во двор пошли гулять».
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибать пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять.
|
Бабу снежную лепили.
(Имитировать лепку комов.)
Птичек крошками кормили,
(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались.
(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А ещё в снегу валялись.
(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли,
(Отряхивать ладошки.)
Съели суп и спать легли.
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щёку.)
ЗРИТЕЛЬНОЕ И СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ
3. Дидактическая игра «Нади тень»
Цель: развивать внимание, память и воображение.
Каждый играющий получает один комплект картинок.
ЛЕКСИКА
Дидактическая игра «Подбери антонимы»
Зимой ночь длинная, а день короткий;
Снег белый, а асфальт … (чёрный);
Зимой ветер холодный, северный, а летом … (тёплый, южный).
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Игра «Подбери родственные слова»
Снег (какой?) – снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад;
Снегурочка, подснежник, снегирь …;
Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые …;
Мороз (какой?) – морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое;
Лёд (какой?) – ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололёд, ледовый.
Ёлка (какая?) – зелёная, колючая, пушистая, нарядная, яркая, блестящая;
Праздник (какой?) – весёлый, радостный;
Ёлочные игрушки (какие?) – большие, маленькие, разноцветные, красивые.
Попробуй посчитай.
Одна снегурочка, две снегурочки, три снегурочки, пять снегурочек, и т.д.
Одна ёлка, две ёлки, три ёлки, четыре ёлки, пять ёлок и т.д.
|
Одни ёлочные игрушки, две ёлочные игрушки, три ёлочные игрушки, четыре ёлочные игрушки, пять ёлочных игрушек и т.д.
7. Связь слов в предложении «Составь предложения по опорным словам».
Дети, снеговик, слепили.
Ответ: Дети слепили снеговик.
Дети, санки, катаются.
Ответ: Дети катаются на санках.
Снежки, играют, мальчики.
Ответ: Мальчики играют в снежки.
Снежинки, падать, лёгкие, тихо.
Ответ: Снежинки падают легко и тихо.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Рассказ по сюжетной картинке «Дети и снеговик»
Выпало много снега. Дети вышли на улицу. Дети (Петя, Саша и Маша) стали лепить снеговика. Сначала скатали большой ком, потом – средний, а затем – маленький. Вместо глаз вставили камешки, вместо носа – морковку, вместо рта – веточку. Снеговик получился красивый.
Итог занятия:
Логопед: О чем мы сегодня говорили? Что вам понравилось больше всего?