Характеристика личностного развития современных первоклассников




 

На рубеже 20-21 вв. система дошкольного и начального школьного образования в России претерпела значительные изменения. В старшем дошкольном возрасте традиционные дошкольные виды деятельности в значительной степени были вытеснены занятиями по школьному типу. В дошкольных учреждениях проводятся «тренировочные» занятия по математике, родному языку и т.д. Многие дети, начиная с 5-6 лет, начали обучаться в подготовительных к школе группах. На настоящий момент можно говорить об изменении социальной ситуации развития современных дошкольников. В связи с этим, встает вопрос: изменились ли возрастные границы, отделяющие дошкольный и младший школьный возраст, и к какому психологическому периоду развития ребенка относится большинство современных первоклассников.

Задачей данного исследования являлось посмотреть на основе эмпирического исследования, на сколько современные первоклассники по уровню своего личностного развития соответствуют младшему школьному возрасту.

Для выявления уровня готовности к школьному обучению использовалась «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению» Н.И. Гуткиной (2002). Для определения школьной мотивации использовалась «Анкета по оценке уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой (1999). Для исследования мотивационной сферы детей использовалась проективная методика «Три желания». Для исследования самооценки детей использовался модифицированный вариант методики Дембо-Рубинштейн (А.М. Прихожан, 1988). Для статистической обработки данных использовались критерии Колмогорова–Смирнова, (статистический пакет SPSS for Windows vers. 11.5) и t-критерий Стъюдента для процентов (С. Гланц, 1999; Н.А. Плохинский, 1970).

Всего было обследовано 228 первоклассников из трех общеобразовательных школ. Среди них были выделены две крайние группы испытуемых: первую группу составили дети, с высокой степенью готовности к школьному обучению (60 человек), вторую – с низким (65 человек).

Результаты исследования показали, что практически все готовые к школе первоклассники находятся на первом – самом высоком (65%) и втором (33%) уровне школьной мотивации (по методике Н.Г. Лускановой, 1999). В группе не готовых к школе учеников на первом уровне школьной мотивации находится всего 8% учеников, на втором - 35%. Большинство испытуемых находятся на третьем (26%), четвертом (23%) и пятом (8%) уровнях школьной мотивации, характеризующихся отсутствием учебных мотивов, что не свойственно младшему школьному возрасту. При статистическом сравнении двух групп испытуемых обнаружены значимые различия. Это согласуется с результатами, полученными по методике «Три желания». В группе готовых к школе детей преобладают желания, связанные со школой и учебой, что говорит о важности учебной деятельности и позиции школьника для ребят. В группе не готовых к школе детей преобладают желания, связанные с игровой деятельностью, что свидетельствует о выраженной потребности в игре. В группе первоклассников, психологически не готовых к школе, средний показатель самооценки (медиана) очень высок - 100 баллов. Самооценка первоклассников данной экспериментальной группы характеризуется инфантильными чертами более свойственными детям дошкольного возраста. В группе детей, готовых к школьному обучению, показатель самооценки статистически значимо ниже - 85 баллов (различия достоверны на 0,1% уровне значимости по критерию Колмлгорова-Смирнова). Результаты свидетельствуют о более адекватной самооценке у испытуемых этой группы, что соответствует возрастным закономерностям формирования образа Я в младшем школьном возрасте.

На момент проведения исследования всего 26% первоклассников обладали психологической готовностью к школьному обучению, 29% детей были не готовы к школе, остальные дети обладали частичной готовностью.

Мотивационная сфера, отношение к школе и самооценка первоклассников, готовых к школьному обучению, характеризуются особенностями, свойственными младшему школьному возрасту. Мотивационная сфера, отношение к школе и самооценка первоклассников не готовых к школе, характеризуются особенностями, свойственными дошкольному возрасту.


Заключение

 

Данное исследование показало, что современные первоклассники по своему личностному развитию не становятся младшими школьниками автоматически, одновременно с приходом в школу. У многих детей продолжают ярко проявляться личностные особенности свойственные дошкольному возрасту (доминирование игровой мотивации и т.д.).

Объединение в одном классе первоклассников, психологически готовых и не готовых к школьному обучению, означает для педагога, что он одновременно должен работать с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, учитывая своеобразие каждого психологического возраста и закономерности развития в этом возрасте. В противном случае нарушается дальнейшее психическое развитие ребенка.


Список литературы

1. Васильев И.А. Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в современных исследованиях эмоций // Психологический журнал. –2006. – №6.

2. Выготский Л.С. Кризис семи лет. // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. /Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. –– М.: «Академия», 2009.

3. Гаврилко Т.И. Динамика понимания эмоциональных состояний других людей слабовидящими младшими школьниками. Дисс. … канд. психол. наук. – Мн., 2003.

4. Кравцов Г.Г. Единство аффекта и интеллекта в теории и практике. // Л.С. Выготский и современность. Тезисы международного конгресса, посвященного 100-летию со дня рождения ученого. - Мн., 2007.

5. Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Эмоции и аффекты: общепсихологический и патопсихологический аспекты // Психологический журнал, 2008. – №4.

6. Безруких М.М., Ефимова С.П. “Ребенок идет в школу” - Москва, 2007.

7. Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты» - Москва, 2004

8. Романова Е.С. “Графические методы в практической психологии” - Спб, 2008.

9. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» - Москва, 2009.

10. Цылев В.Р. “О проблеме психологической адаптации школьников”// Психологическая наука и образование, 2009, № 3-4

11. Гузанова Т.В. Проблема методического обеспечения школьных страхов в начальной школе./ Векторы развития современной России: Материалы шестой международной научно-практической конференции. – М.: МВШСЭН, 2007.

12. Гузанова Т.В. Психологический анализ содержания школьных страхов современных детей 7-9 лет./Материалы XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2007». Секция «Психология». – М., МГУ, 2007.

13. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб., речь, 2005.

14. Лебедева Л.Д. Учителю о детских страхах и методах их коррекции// Дидакт. – 2000. - №4.

15. Петченко В.А. Методика шкалированной оценки степени выраженности объектных школьных страхов детей младшего школьного возраста.// Прикладная психология, № 4, 2009 г., С. 80-92.

16. Щербатых Ю.В. Психология страха: популярная энциклопедия. – М.: Изд-во «Эсмо», 2007.

17. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- М., 2008.

18. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М., 2007.

19. Гланц С. Медико-биологическая статистика. – М., 2007.

20. Плохинский Н.А. Биометрия. – М., 2005.

21. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М., 2007.

22. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога.//Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. – М., 2008.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: