Музыка в истории культуры. Чередниченко.




26.05.15

Австрия и Германия – центр романтической музыки. Музыкальный романтизм возник достаточно поздно в сравнении с литературой. В 20 и 30 гг 19 в – расцвет музыкального романтизма.

Уже про Бетховена и Моцарта говорили, что «романтическая» музыка тк не укладывались в классическую эпоху. Но строго говоря, они венские классики, конечно.

Шуберт, Шуман, Шопен – первые романтические миниатюры. Миниатюра – камерный жанр. Может быть 2-3, миниатюры, образующие опус. Но чаще – крупные циклы, которые строятся по какому-то драматическому принципу, в тч на основе литературной программы, открытой или зашифрованной в звуках, в названии. Инструменты: голос, культура кот.меняется в романтической музыке, приходит романтическая речевая выразительность, которая передает тонкие нюансы человеческих переживаний, переходит к напевности. Романтическое фортепиано (идеал – поющий Бетховен), тонкие градации и нюансы. Чуткость к душе, прикосновению (можно варьировать певучесть звука), фортепиано – зеркало человевеческой души по представлениям романтиков. У поэтов и писателей-романтиков было предслышанеи музыки. Музыка природы, шелест ветра, шелест ветвей. Нежные тихие созвучия, которые понимаются как подлинная и единственная музыка сферы.

Один из любимых инструментов – иолова арфа, сам ветер с ней играл. Легкое прикосновение к человеческой душе.

Музыка выражает не что-то общезначимое, а что-то в человеческой душе, что сказать обычными словами невозможно.

Музыка провозглашается высшим искусством тк другим худ языком высказать то, что может она, не получится. Игра на грани тишины и молчания. Глубоко интимное и доверительное высказывание. Новая коммуникативная ситуация для романтической музыки. Это означает большие духовные перемены в духовной жизни Европы.

Тут и бегство от гнетущей действительности имеет место. Шуберт, например, страдал от венской полиции, кружок, в котором он пел свои песни, находился под полицейским надзором. Шуберт – прожил 31 год.

Но ситуация музицирования была описана раньше, чем в 20-30 гг, соответственно, не только внешние социальные причины сыграли роль. Тут от церковной веры в бога, через поиски теодицеи (оправдание бога и мира, который он сотворил) все приходит к тому, что святость – не в церкви, в истории и на природе, а святость – в общении двух людей, причем предельно открытых друг другу, заинтересованных. То есть двое возлюбленных. Интимность и задушевность романтической музыки – не обязательно любовная ситуация. Но идеал – это влюбленность.

Новое духовное сознание Европы. Человечское понимание и сочувствие, не религиозное, но подлинно святое. Романтчиеская любовь противопоставляется церковной морали и морализму как нечто подлинное по отношению к тому, что только узурпирует святость и представляет ее в выхолощенном и косном мире.

Романтчиеская любовь очень хрупкая и сложная, ибо долго оставаться на грани невысказанного и непроясненного – трудно. Это целый ритуал. Потому что с одной стороны – слова, с другой – дела. Это может чистоту и хрупкость ситуации разршушить. Предельная откровенность и сокровенность очень близки.

Танец этого времени – романтический вальс, который воспринимался долго как вульгарный танец тк кавалер прикасается к таким частям дамы, к которым обычно прикасаются, когда дамой владеют (ЦИТИРУЮ))))). Но в то же время сохраняется духовность. Балансирование между полной телесной принадлежностью и дистанцированность разыгрывается в вальсе как некий ритуал. Сложность любовной игры.

Эта особая культура человеческих отношений вроде и наследует европейскую куртуазность, но вместе с тем, особенно пронзительна и трагична, потому что из этой ситуации нет выхода.

Романтическая любовь в своем полном смысле – уникальный и странный феномен. Без понимания, что это некое последнее прибежище святости, мы мало что сможем понять.

Эти способы высказаться о любви требуют особых средств. Надо учить говорить не только мелодию, но и музыкальную фактуру. Вся музыкальная ткань становится говорящей. Но это не конкретные слова, которые можно проинтонировать, а журчание человеческой речи. Один из главных героев песенного цикла Шуберта – фортепиано, которое персонифицируется как ручей.

Буквальное изображение – бьющая лопастями по воде водная мельница.

Вильгельм Мюллер (мельник по -немецки) – автор песни про мельничку.

Песня «Шарманщик» - одна из самых известных у Шуберта.

 

27.05.15

Золото Рейна

Вагнер показывает, что любовь – это спасительная сила. Но издевательства русалок над Альберихом, с другой стороны, показывают, что природная любовь бывает и сложна.

Русалки уверены: уродливый карлик не предпочтет рейнское золото любви, но издевательства и унижения довели его: он готов пренебречь любовью.

 

Валькирия

Диалектика любви – нерв творений Вагнера. Спасительная любовь и любовь, которая превращает жизнь в ад.

В германском ясене оставлен меч, который станет орудием спасения мира. Зигмунд его вытащит. Героический подвиг Зигмунда – любовь к Зиглинде, которая становится от него беременна при живом муже.

Они бегут.

Валькирия Бурнгильда отправлена, чтобы быть гвардией Вотона.

Фрикка все портит – мешает предполагаемой помощи Зигмунду, и он должен умереть.

Должен отправиться на Вальгалу (после смерти), но Зигумунд отказывается ради этой чести ради того, чтобы умереть рядом с Зиглиндой. Ему не нужна милость богов, которая разлучает его с любимой. Не готов даже ради восхождения на эту гору богов. Готов заколоть супругу и себя. Это бунт человека против судьбы и его божественного назначения.

Брунгильду это поражает. Она пытается даровать победу Зигмунду. И тогда ее бог-отец спускается сам с небес и делает все, чтобы Хундинг заколол его любимого (незаконного) сына, на которого были возложены надежды по спасению любовного мира.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: