Цели:
• развитие уменийвоспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Организационный момент. | Снег летает и сверкает В золотом сиянии дня, Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег – снежок, Начинаем наш урок. - Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы. Начнем урок. | Приветствие учителя. Эмоциональный настрой на работу. | Личностные: проявлять внимание и положительное отношение к познавательному процессу. Регулятивные: нацеливание на позитивную деятельность. |
II. Проверка домашнего задания. III. Работа со стихотворением К. Бальмонта «Снежинка» 1. Подготовка к первичному восприятию литературного произведения 2. Первичное восприятие текста. 3. Проверка первичного восприятия текста. 4. Перечитывание и анализ стихотворения. Физкультминутка IV. Работа со стихотворение К. Бальмонта «Камыши» 1. Подготовка к первичному восприятию текста. 2. Первичное восприятие текста 3. Проверка первичного восприятия текста. 4. Перечитывание и анализ стихотворения. VII. Итог урока. VIII. Рефлексия. IX. Домашнее задание. | - С чьим творчеством мы знакомились на прошлом уроке? - Что читали? - Кто хочет прочитать наизусть одно из стихотворений? - Кто может рассказать, как идёт снег? Может это происходить по-разному. Опишите картины, которые вы наблюдали во время снегопада. - Сегодня я хочу предложить вам послушать еще одно стихотворение Константина Бальмонта. - Но сначала прочитаем слова, которые встретятся в стихотворении, и попробуем объяснить их значение: 1) Проносится – 2) Взметается – 3) Крутится бешено – 4) Веющим – 5) Лелеющем – 6) Утешена – 7) Светло-пушистая – 8) Лазурную 9) Звезда кристальная – - Как вы думаете, о чем будет говориться в стихотворении? Внимательно послушайте аудиозапись этого стихотворения и проверьте оправдались или нет ваши предположения. - У кого предположения оказались верными? – Вы почувствовали настроение этого стихотворения? Какое оно? – Какие картины представляли, когда читали? Расскажите. - Почему поэт так называет снежинку – «смелая»? Что можете предположить?) «Бурная дорога» – это какая? Это дорога с небес на землю. А снежинка «легко проносится», не боится, ей хочется на землю... - С кем снежинка дружит? – Представьте себе эти картины: снежинка то взлетает, но крутится, то медленно качается, как на качелях... - Увидели снежинку? Она похожа на... Расскажите, какой вы её представили. - Что вы заметили в этой строфе? - Почему поэт повторяет эти строчки, как вы думаете? - Обратите внимание: в 1-й и последней строфах в конце стоит восклицательный знак. Беседа, подготовка к выразительному чтению. а) –В стихотворении поэт выразил свои чувства, настроение. Попробуйте выбрать из ряда слов те, которые называют их наиболее точно: удивление, радость, восхищение, восторг, умиление, огорчение, отчаяние, грусть, сочувствие, счастье. б) – Какой приём использовал поэт, чтобы мы могли увидеть, представить себе эту снежинку? в)–Как будем читать это стихотворение? Выразительное чтение (дети, затем учитель). После отдыха, я предлагаю вам побывать… Догадайтесь где? Все обходят это место. Здесь земля, как будто тесто. Здесь осока, кочки, мхи.. Нет опоры для ноги. - Все представляют себе, что такое болото, как оно выглядит? -Я предлагаю вам прослушать стихотворение «Камыши». - Что поразило больше всего в этом стихотворении. Какие чувства вы испытали, услышав это произведение? - Какие художественные средства использовал автор, чтобы передать на это чувство? Чтобы узнать это перечитайте еще раз стихотворение. выпишите примеры и художественные средства из стихотворения. Работайте в паре. Проверка: олицетворения – камыши шепчут, говорят, месяц поник, сырость ползет, трясина заманит, засосет. Эпитеты – месяц багряный, погибшая душа. Метафора – вздох погибшей души – шуршат камыши. Наблюдение за звукописью. - В этом стихотворении автор использует один интересный прием. Может кто-то обратил внимание? - Поэт повторяет созвучные согласные для усиления выразительности художественной речи. - Перечитайте первое двустишье. Какой звук часто повторяется? - Такое художественное средство называется звукопись. Проведение рубрики «По следам прочитанного». - Ответьте на вопросы: «Я бы продолжил (а) написанное так...» «Если бы я был (а) иллюстратором, то нарисовал (а) бы...» «Наиболее радостным мне показался эпизод о...» «Произведение вызвали у меня следующие чувства…» Продолжить предложения: «Я доволен (а) своей работой, потому что…» «Я допустил (а) ошибку…» «Мне следует поработать над…» - Выучите одно из стихотворений «Снежинка» или «Камыши» наизусть. | - С творчеством Константина Дмитриевича Бальмонта. - Читали такие стихи как «У чудищ», «Как я пишу стихи», «Русский язык», «Золотая рыбка». Выразительное чтение одного из заданных стихотворений. Слушаются несколько человек. Остальные обучающиеся делают словесную оценку выступающим. двигается очень быстро стремительно; поднимается высоко к верху; вращаться вокруг себя очень быстро; веять, т. е. дуть, обдувать; лелеять, заботливо ухаживать за кем-нибудь; успокоить чем-нибудь радостным; светлая и пушистая; цвет лазури, светло-синий; звезда в форме кристалла. Ответы детей. Слушают стихотворение. Ответы детей. - Светлое, приподнятое, поэт восхищается смелостью снежинки, любуется её красотой... Ответы детей. Чтение стихотворения по отдельным частям. Чтение отрывка: Светло-пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! - Потому что она не боится ни «ветра веющего», ни «метелей бешеных». Снежинка смело просится в «безвестную страну». Чтение отрывка: Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную – На землю просится. - Трудная, опасная. Чтение отрывка: Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нём, лелеющем, Светло качается. Его качелями Она утешена, С его метелями Крутится бешено. – С ветром, он её и крутит, и лелеет, и утешает. Чтение отрывка: Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается Звезда кристальная. - Звезду из кристаллов. Ответы детей. Чтение отрывка: Лежит пушистая Снежинка смелая. Какая чистая, Какая белая! – Она почти дословное повторение 1-й строфы. Ответы детей. - Олицетворение. - Торжественно, с восторгом, удивлением, с восклицательной интонацией в 1-й и последней строфах... - Болото Ответы детей. - Мы считали, что болото – это что-то неподвижное, однако у него своя жизнь – ужасная, жуткая Работа в парах. Самооценка своих работ Ответы детей Перечитывают - Повторяется звук [ш] | Коммуникативные УУД: 1)формирование умения слушать и понимать других; 2)формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3)формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. Коммуникативные УУД: 1)формирование умения слушать и понимать других; 2)формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3)формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. Личностные УУД: 1) формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1)Проговаривать последовательность действий на уроке; 2)Учиться высказывать своё предположение на основе прочитанного. Познавательные УУД: 1) формирование умения извлекать информацию из текста; 2) формирование умения на основе анализа текста делать выводы; 3) формирование умения обобщать и классифицировать по признакам. Личностные результаты:развитие умения выказывать своё отношение к прочитанному, выражать эмоции. Коммуникативные УУД 1) Развитие умения слушать и понимать речь других; 2) Выразительно читать текст; 3) Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; 4) Умение работать в паре и в группах. Коммуникативные УУД: 1)формирование умения слушать и понимать других; 2)формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3)формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. Личностные УУД: 1) формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
|