Тип урока: Открытие новых знаний
Цель и ожидаемый результат: сформировать представление о географическом положении Японии, природе, быте и культуре японского народа.
Задачи урока:
1. Актуализировать знания обучающихся о стране Японии, которая находятся на границе с Россией.
2.Создать условия для выявления обучающимися существенных особенностей страны Японии.
3. Способствовать выявлению сходства и различия культуры страны, граничащей с нашим государством.
4. Развивать познавательную активность обучающихся по данной теме.
5. Организовать самооценивание обучающихся по данной теме.
6.Воспитывать доброжелательность и эмоционально - нравстенную отзывчивость.
Оборудование к уроку:
Презентация «Япония – страна восходящего солнца»,
листы с печатными текстами, учебник «Окружающий мир 4 класс 2 часть», автор Н.Ф. Виноградова, словарь, карта, звукозапись японской музыки, сведения из энциклопедии.
Этапы урока: | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I.Организационный момент II.Актуализация знаний обучающихся | Включение в деловой ритм. Приветствие. - Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в загадочную, необыкновенную и удивительную страну, которую называют очень странно: «Страна наоборот» и для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, кошки безхвостые, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. -Вы догадались, о какой стране пойдёт речь? | Подготовка класса к работе. - Да, речь пойдет о Японии. | Личностные: проявлять внимание и положительное отношение к познавательному процессу. Регулятивные: нацеливание на позитивную деятельность. Познавательные: осуществлять мыслительную операцию, выделять необходимую информацию |
III. Целеполагание Определить тему урока, поставить цель, наметить план учебных действий | - Вы правильно думаете, мы сегодня будем знакомиться с Японией! Прочитайте тему урока. - У России много государств-соседей. - А зачем нам надо знать соседей своей страны? -Как вы думаете, можно ли успешно общаться с соседями, если не знаешь, как их зовут, что они любят, чем интересуются? - А что вы знаете о Японии? - А можете вы мне ответить на вопрос: В чём особенность страны-соседа Японии? - А что бы вы хотели узнать о Японии? (давайте наметим план наших действий по достижению цели урока) - Сегодня мы с вами, конечно, не сможем всё узнать про Японию, но попытаемся исследовать это государство, ответив на пункты нашего плана. - Во время путешествия мы с вами будем вести записи: (в виде кластера) Записки путешественника – так назовём – сюда вы будете заносить самые интересные факты по каждому пункту плана | Чтение обучающимися темы урока. «Соседи России: Япония – Страна восходящего солнца» - Чтобы общаться с соседями, надо знать особенности страны, язык, обычаи. - Чтобы сохранить дружеские отношения, нужно знать их особенности и с уважением к ним относиться. Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей 1. Дать описание географическому положению страны. 2. Изучить особенности рельефа и архитектуры. 3. Выявить особенности занятий людей. 4. Выявить особенности искусства и традиций. | Коммуникативные УУД 1.Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные: мотивация к новому учебному материалу Познавательные УУД 1.Развиваем умения извлекать информацию из услышанного. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
VI. Открытие новых знаний Учиться выделять существенные черты страны Японии и её жителей, умение выдвигать предположения и гипотезы по решению проблемы, делать выводы. | -Приступим к работе по первому пункту плана. Издавна Японию (по-японски Ниппон, Нихон) называют «Страной восходящего солнца», -А попробуйте предположить почему? - Посмотрите на флаг Японии. - Как вы думаете, что символизирует круг красного цвета в центре белого флага? Легенда о происхождении Японии ...Когда бог Идзанаги спускался с неба, чтобы отделить земную твердь от хляби, он ударил своим богатырским копьем по зыбко колыхавшейся внизу пучине. И тогда с его выдернутого копья упала вереница капель, образовав изогнутую цепь островов. Сотворение Японии, которому посвящена данная легенда, еще не завершено. Капли, упавшие с исполинского копья, еще не застыли окончательно. Молодая суша из конца в конец вздулась волдырями вулканов, то и дело ходит ходунов из-за землетрясений. Японцам приходится жить, словно на вздрагивающей спине, которую выставил из пучины океанский дракон. Вулканические извержения и подземные толчки дли них не редкая трагическая случайность, а скорее нечто неизбежное, как жара летом или холод зимой. -Но это легенда, а мы с вами воспользуемся достоверными фактами и ответим на 1 пункт плана. -Исследуем географическое положение страны. -Что нам в этом поможет? - Где мы можем найти информацию? -Работаем в парах. Используя карту и текст найдите ответы на вопросы и занесите кратко в «Записки путешественника» - Выслушаем ответ На какой вопрос мы получили с вами ответ? - Переходим ко второму пункту плана. Прочитайте, каков следующий этап нашего исследования? - Посмотрите на карту. - Какие цвета преобладают? - О чём это говорит? - Необычность архитектуры связана с особенностями рельефа, а в чём особенность рельефа, выясните самостоятельно. Учебник стр. 59 Так как в Японии характерны землетрясения, то с этим природным явлением связаны особенности японского дома. Послушайте сообщение, выделите особенности, что необычного в японских домах? - Что в рассказе вас удивило? -Почему ни одна тяжёлая вещь не должна находиться выше головы? - Подведём итог по 2 пункту плана. - Японская мудрость гласит: Всматривайтесь в привычное – и вы увидите необычное, Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое, Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое -Какие главные слова этой мудрости? - Японцы видят красоту в простом, повседневном, незаметном. В Японии полагают, что тому, кто не воспринимает красоту Природы, нельзя доверять ни в чём, поскольку у него «Сердце из камня» - С каждым временем года у японцев связаны определённые обычаи и обряды. - Особую известность получили ханами – любование цветами. - У большинства японцев ханами ассоциируется с сакурой. - А кто знает, что такое сакура? - Праздник цветущей сакуры – один из древнейших обрядов японцев, цветение сакуры очень кратковременное – всего несколько дней, а иногда несколько часов и это явление для японцев символизирует то, что жизнь быстротечна и надо дорожить каждым её мгновением. Каждый год в конце марта, когда начинает цвести сакура, тысячи туристов приезжают в Японию. Я вам предлагаю немного отдохнуть, расслабиться и насладиться прекрасной японской музыкой и полюбоваться цветением сакуры. Физкультминутка - Важнейшая черта японца – это трудолюбие, что позволило им добиться успехов во многих отраслях промышленности, в чём именно – узнаете, прочитав сведения из энциклопедии. Послушайте задание: прочитайте текст и составьте по два вопроса об основных занятиях жителей Японии. Сделаем вывод по 3 пункту плана. - Прочитайте последний пункт плана. Что такое традиция? Открываем учебник стр. 60 Какие праздники отмечаются в Японии? - Подведём итог: (Краткий блиц-опрос) -Национальная одежда -Любимый народный праздник -Детские праздники | (это родина солнца) - Круг красного цвета в центре белого флага символизирует восходящее солнце, а её герб – золотая хризантема – тоже символ солнца. Ответы детей - На карте Работа в парах. Используя карту и текст дети находят ответы на вопросы и заносят кратко в «Записки путешественника» А) Где находится Япония относительно России? Б) Какие моря омывают? В) Сколько островов, какие самые крупные? Г) Столица Японии? Заслушиваются ответы на вопросы с использованием карты. - Географическое положение страны. - Особенности рельефа и архитектуры - Коричневые - Преобладают возвышенности Самостоятельная работа, читают текст и выбирают особенности рельефа. Доклад ученика Ответы детей Дети записывают кратко ответ в свои кластеры. Дети делают вывод -Всматривайтесь и увидите - Это японская вишня Ответы детей Дети делают вывод Обычаи и традиции Тради́ция — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений. Самостоятельная работа детей Дополнительный рассказ ученика -Кимано -Цветение сакуры -День девочек, день мальчиков | Коммуникативные УУД 1.Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
V.Формирование первичных умений на основе самоконтроля Учиться распознавать особенности Японии | Работа в тетради - Выбрать то, что относится к Японии, сравнить с Россией Найти, что есть общего в наших странах. - Используя свои кластеры, сделайте вывод об особенностях Японии | Самостоятельная работа детей Вывод | Познавательные: логический вывод Коммуникативные: высказывания детей Коммуникативные высказывания детей, работа в паре. |
VI.Рефлексия Формирование умения оценивать себя | Обратимся к поставленным в начале урока задачам. Все ли учебные задачи решены? Достигнута ли цель урока? Решение каких задач вызвало у вас затруднение? Почему? Что нового узнали? Почему это важно для нас? Давайте обменяемся мнениями по теме данного урока. Для этого продолжим фразы: Я узнал (а)… Я понял (а)… Я могу… Хотели бы вы побывать в этой стране? | Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Самооценка обучающихся | Регулятивные: удержание цели, внесение корректив. Личностные: компетентность в поступках и деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности |
Выбор домашнего задания | Я предлагаю вам несколько вариантов домашнего задания. | Выбор детей |
|