I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации
и проведения Регионального конкурса исследовательских проектов «Без срока давности» среди обучающихся 8–11 классов образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего образования и обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в 2021-2022 учебном году (далее – Конкурс).
1.2. Учредителем Конкурса выступает Министерство просвещения Российской Федерации.
Конкурс проводится Министерством просвещения Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление
в сфере образования.
1.3. Организатором Конкурса на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры выступает Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – организатор).
1.4. Региональным оператором Конкурса является автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан
к военной службе» (далее – Оператор).
1.5. Информационно-методическое сопровождение организации
и проведения Конкурса осуществляется на официальном сайте образовательно-просветительских мероприятий проекта «Без срока давности» https://ec.memory45.su в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сайт Конкурса).
II. Цели и задачи Конкурса
2.1. Конкурс проводится в целях формирования и (или) развития
у обучающихся исследовательских навыков посредством изучения источников исторической памяти о драматических событиях в жизни мирного населения на территории РСФСР в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, а также умений представлять результаты проектной деятельности.
|
2.2. Задачами Конкурса являются:
формирование навыков поисковой работы и источниковедческого анализа архивных документов и периодической печати;
повышение культуры изучения источников личного происхождения (мемуаров, дневников, писем);
обучение выявлению в произведениях искусства военного времени объективной исторической информации;
развитие критического мышления в оценке содержания послевоенной массовой культуры;
формирование навыков анализа мемориальных комплексов
и (или) памятников (памятных знаков, досок и т. п.);
обучение методике историко-социологических исследований (через проведение интервью и анкетирования сверстников);
формирование и (или) развитие у обучающихся умений представлять результаты проектной деятельности.
повышение уровня исследовательской культуры обучающихся;
расширение представлений подростков и молодежи о жизни мирного населения СССР в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.;
возможная грантовая поддержка победителей, призеров
и педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих общее руководство и сопровождение работы над проектом (далее ‒ кураторы проекта), в целях изучения нового комплекса источников на основе предложенной технологии их анализа.
III. Участники Конкурса
3.1. Участие в Конкурсе добровольное.
|
3.2. Конкурс проводится среди следующих категорий обучающихся при участии куратора проекта:
обучающиеся 8–11 классов образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования [1];
обучающиеся образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.
3.3. Количество участников каждого исследовательского проекта –
не более 3 обучающихся и 1 куратор проекта.
IV. Тематика исследовательских проектов
4.1. Участникам Конкурса предлагается реализовать исследовательские проекты в рамках следующих подпрограмм:
1) архивные документы и периодическая печать: подготовка видеороликов на основе анализа не менее 3 архивных документов [2]
и (или) публикаций в периодической печати;
2) источники личного происхождения: подготовка видеороликов
на основе анализа не менее 3 мемуаров, дневников и (или) писем;
3) произведения искусства военных лет: подготовка видеороликов
на основе анализа не менее 3 произведений одного или нескольких видов искусства (литературы, живописи, графики, скульптуры, массовой песни, театра и кино) периода войны;
4) военная хроника и отечественный кинематограф послевоенных лет: подготовка видеороликов на основе анализа не менее 3 произведений советских и (или) постсоветских художественных и документальных фильмов;
5) памятные объекты: подготовка видеороликов на основе анализа
не менее 3 мемориальных комплексов и (или) памятников (памятных знаков, досок и т. п.);
6) результаты опросов граждан: подготовка видеороликов на основе интервью или анкетирования нескольких сверстников, родственников и (или) очевидцев изучаемых событий на тему изучения семейных историй, оценки тех или иных событий, произведений, памятников и т. п.
4.2. Выбор подпрограммы осуществляется обучающимися
и куратором проекта самостоятельно.
4.3. Методические рекомендации членам жюри Конкурса
и координаторам проекта «Без срока давности» в субъектах Российской Федерации – представителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление
в сфере образования, утвержденным учредителем Конкурса, ответственным за проведение просветительско-образовательных мероприятий проекта «Без срока давности» в субъектах Российской Федерации, включая Конкурс
(далее – Координаторы), размещаются на сайте Конкурса.