Духовная опера, духовный диалог и оратория в Риме эпохи Контрреформации.




Римская контрреформация возникает как ответ на реформы Лютера, Кальвина, Цвингли и других. Основная его цель – возвращение влияния Римско-католической церкви. В западной литературе действия католической церкви принято называть католическая реформация, подчеркивая положительные черты (идея обновления и очищения церковных институтов от тех недостатков, в которых их упрекали современники), а не только идеологическую борьбу с протестантами. На Тридентском соборе (1545-1563) были обозначены воззрения по основным духовным вопросам, утверждены положения относительно священных текстов, обрядов и таинств. Этот собор считается началом контрреформации. В ходе Контрреформации постепенно происходит централизация католической Европы вокруг Рима.

В ходе контрреформации были созданы новые монашеские ордена: орден францисканцев, орден театинцев, орден варнавитов, орден св.Урсулы (занимался попечением и воспитанием молодых девушек), орден иезуитов (1540). Иезуитский орден поддерживался Папой. Иезуит – проповедник, миссионер, законоучитель. Отстаивали принцип верховенства власти Папы во всех сферах духовной жизни. Никогда не жили в монастырях, всегда «работали» в миру.

Братство Филиппа Нери. Филипп Нери (1515-1595) родился во Флоренции, получил образование в доминиканском монастыре святого Маркса. Его называют римским апостолом. Основной тезис, которого он придерживался, - каждый человек может приобщиться к духовной жизни. В 1548 году он организовал Братство Святой Троицы. 1550 год был святым для католической церкви. В этот год Нери организовал службы, на которых встречался с паломниками, во время служб читались Евангелие, исполнялись лауды. Сам Филипп Нери писал лауды (простые песни с четким ритмом, вроде духовных фроттол). Около 1558 года Нери начинает проводить специальные встречи, названные оратории. 1564 году становится настоятелем церкви св. Иоанна, где продолжает проводить такие встречи.

Изменение духовной жизни Рима приводит к публикации томов духовных лауд (для братства Нери), диалогические лауды становятся довольно популярными. Постепенно происходит аристократизация собраний в ораториях.

В эпоху, начавшуюся после Тридентского собора, католический Рим придавал развитию искусства особое значение. Музыка была орудием наставления верующих. Развитию музыкального искусства способствовала мощная поддержка римских меценатов: папы Урбана XVIII и его окружения, отрекшейся от престола Кристины Шведской, маркиза Франческо Мария Русполи, кардиналов Бенедетто Памфили и Пьетро Оттобони. Рим становится центром духовной музыки и одной из культурных столиц Европы. 8 февраля 1600 года исполняется «Представление о душе и теле» Кавальери (часто его называют первой духовной оперой). По поэзии оно близко диалогической лауде, сделана в традициях поучительных игр (rapresentazione). Состоит из 3 действий и пролога. 1 – диалог души и тела (в стиле театральной декламации с basso continuo, декламация с пропеванием). 2 и 3 – преподавание уроков телу. Появление удовольствий, которые искушают. 3 действие – изображение ада и небес. Здесь находит отражение моральный акцент, характерный для эпохи: призыв к аскетизму и покаянию.

Рим стал первым итальянским городом, в котором возникли постоянные оперные постановки. Это было связано с поддержкой правящих семей, меценатов и Папы. Был построен дворец Барберини, где возникла первая библиотека и первый театр, в котором с 1632 года существовали оперные сезоны. В этом году была поставлена оперы Стефано Ланди «Святой Алексей». В основе оперы – миф о святом Алексее, который был аскетом. Его испытания – моральные терзания. Опера о том, как дьявол искушает Алексея. Дьявол показан как еомический персонаж. Ланди создает богатый и разнообразный речитативный стиль, включает канцонетты, которые часто являются завершением декламационных сцен. Состоит из 3 действий. Идея: после всех жизненных страданий смерть оказывается желанной. Идея мучительной святости. Основное назначение подобных представлений – показание святости Рима.

Культурная политика Рима этого времени была основана на праве призывать к праведничеству. Постепенно римская культура становится универсальной, а католичество превращается в культурный феномен. Особо важной задачей считалась репрезентация святости Рима, которая происходила в римских ораториях. Репертуар ораторий был разнообразен – духовные мадригалы, диалоги, истории, кантаты. Наиболее точное определение для жанров первой половины XVII века – духовный диалог. В духовном диалоге все события преподносятся от первого лица, характерна диалогичность, декламационность, использование нового стиля – stille recetativo. Можно выделить три группы часовен (ораториев) в зависимости от того, какая музыка в них звучала:

· Часовни для простых римских прихожан, где духовные диалоги исполнялись на итальянском языке (так называемая oratorio volgare)

· Церковь св. Марцелло и ораторий Святого Распятия при ней. В братство входили самые значительные и богатые люди Рима. Чаще собирались в дни Великого поста, исполнялись оратории на латинском языке (так называемая oratoria latina). Музыка была написана в новом стиле, но на духовные темы. Сохранилось большое количество диалогов на латинском языке (диалоги Луиджи Росси, Джаокомо Кариссими 1605-1674)

· Церковь св. Аполинария при германо-венгерской иезуитской коллегии, где много времени уделялось пению. Иезуиты вообще придавали музыке особое значение как искусству, способному оказать психо-эмоциональное воздействие на человека. Игнатий Лайола ввел свою систему духовных практик, где музыка занимала особое место как универсальный язык, воздействующий на любого человека. Афанасий Кирхер мечтал снабдить всех миссионеров карточками для сочинения музыки (ars combenatore). Исполнялись не обычные литургические произведения: либо диалоги на не литургические тексты, либо литургические мотеты (так называемые «ураганные мотеты»). Но всеобщее распространение такой практики не допускалось.

Диалоги могли быть весьма развернутыми, с большим количеством хоров. Сюжеты: Всемирный потоп, Страшный суд, Суд Соломона, Иов, Авраам и Исаак. Ветхозаветные сюжеты рассматривались как предвосхищение преображающих евангельских событий. Такие произведения могли нести идеолого-политический смысл. Структура: сначала диалог (история), потом – подведение морали. Всегда присутствует партия историка (testo, historicus). Партия исполняется разными голосами. Многих диалогов не сохранилось автографов, но сохранились копии с партией continuo.

Пример диалога – «Иефай» Кариссими.

Оратория возникает в 70-80-е годы XVII века. Впервые понятие оратория было применено к музыке в 1640 году, но не как обозначение жанра, а в понятии исполняемого постоянно в ораториях произведения. 1706 – Арканджело Спанья издает ораториальные либретто, трактат о теории оратории (?). Оратория чисто римское явление, произведение без сценического действия, на духовный сюжет. Сюжеты могли быть взяты из жития святых. Структура: 2 диалога, в центре – проповедь священника. В итальянской оратории - отказ от партии testo, переход от эпико-драматической модели либретто к чистой драме. Большой исполнительский коллектив (инструменты и певцы), но состав камерный. Пример: Страделло – «Св. Иоанн Креститель» (1675) на либретто Ансальти. Выражение разных аффектов. Отличие диалога и оратории: в диалоге нет членения на номера и на части,опирается на текст канонический; оратория: номерная структура, разделение на 2 части, либретто, сочетающее короткие стихи и мадригальную поэзию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: