Виды музыкальных заня-тий Характеристика




Индивидуальная работа и работа с подгруппами Чаще применяется в занятиях с младшими дошкольниками, которым сложно работать большими группами. Длительность таких занятий - 5-10 минут, частота – 2 раза в неделю. Для эффективности индивидуальных занятий объединяют разные виды деятельности, используют игровые приемы, яркие наглядные атрибуты. Индивидуальные занятия могут понадобиться не только детям, которые отстают от своих сверстников: часто подобная работа направлена на развитие и совершенствование конкретных музыкальных способностей, на обучение игры на музыкальных инструментах. Работа с подгруппами уместна, когда несколько детей проявляют интерес к одному музыкальному виду деятельности.

Фронтальные занятия Охватывают все виды музыкальной деятельности, проводятся с детьми всей группы.

Доминантные занятия Доминантное занятие актуально для развития конкретной музыкальной способности, и заключается в доминировании одного из видов музыкальной деятельности:

• восприятия музыки;

• пения;

• музыкально-ритмических движений;

• игры на музыкальных инструментах;

• детского музыкального творчества.

Тематическая работа Тематические занятия предусматривают использование всех видов музыкальной деятельности, объединенных общей те-мой. Различают 3 вида таких занятий: собственно тематиче-ское (может проводиться вместо утренника), музыкально-тематическое, где тема занятия связана непосредственно с музыкой (например, «Динамика», «Тембр в музыке» и т.д.), и сюжетное, которое объединено единой темой и имеет общую сюжетную линию.

Комплексные занятия Содержат различные виды искусства и художественной дея-тельности, чаще бывают фронтальными, проводятся с груп-пой детей. Целью комплексных занятий является:

• познакомить детей со спецификой различных видов искусства;

• акцентировать внимание на особенностях художе-ственных средств разных видов искусства;

• научить передавать свои мысли и настроения за счет разных видов деятельности.

Рекомендуемая частота таких занятий – раз в месяц.

Типовые занятия Как правило, на типовых занятиях используются различные виды музыкальной деятельности. На практике же выясняется, что во время занятий не используется какой-то один вид дея-тельности, например, игра на музыкальных инструментах. Если это явление имеет непостоянный характер, то наруше-ний в организации типового занятия нет – это норма.

Хороший педагог, профессионал своего дела, составляя музыкальное занятие должен учи-тывать общепринятые требования:

1. Физическую, умственную и эмоциональную нагрузку ребенка.

2. Последовательность используемых видов музыкальной деятельности и репертуара.

3. Связь развития музыкальных способностей, освоения навыков и знаний, разучива-ние музыкального репертуара.

4. Возрастные особенности учеников, наличие и специфику отклонений в развитии.

5. Соответствие занятий учебным задачам музыкального развития.

В большей степени эффективность музыкальных занятий зависит от:

• учебного материала, его качества и содержания;

• поставленных целей и задач;

• особенностей ребенка (возрастных и индивидуальных);

• методов, приемов обучения;

• профессионализма педагога и его умения контактировать с ребенком.

Стандартное занятие на развитие музыкальных способностей ребенка включает 4 основ-ных направления:

1. Слушание музыки.

2. Ритмика.

3. Развитие слуха.

4. Развитие способностей к музицированию.

С каждым новым занятием материал должен усложняться и обогащаться новой информа-цией. Однако не стоит забывать о повторении уже пройденного материала. В каждом му-зыкальном занятии должна присутствовать новизна, сюрприз, элемент неожиданности. Педагог должен тщательно продумывать каждую секунду предстоящего занятия, тща-тельно готовиться к его проведению. В музыкальных занятиях приветствуется импровизация – она позволяет творчески подходить к решению поставленных задач, что очень полезно для развития познавательных процессов ребенка.

В музыкальном занятии должны использоваться разные методы музыкальной деятельно-сти. В целом структура занятия может выглядеть так:

1. Вводная часть занятия: музыкально-ритмические упражнения. Задача: настроить ребенка на занятие, развитие танцевальных навыков, разучивание простых танце-вальных движений.

2. Основная часть занятия:

a) Слушание музыки. Задача: воспитывать в ребенке умение вслушиваться в мело-дию и аккомпанемент, которые создают художественно-музыкальные образы, учить эмоционально реагировать на прослушиваемые произведения.

b) Пение и подпевание. Задача: развивать певческие навыки ребенка, способство-вать развитию музыкального слуха, учить петь чисто, не напрягая голос, правильно забирать и распределять дыхание во время пения.

c) Музыкально-дидактические игры. Задача – познакомить ребенка с музыкальны-ми инструментами, их особенностями и характеристиками; развивать познаватель-ные процессы ребенка и музыкально-сенсорные способности.

3. Заключительная часть занятия. Игра или пляска на выбор. Задача: вызывать у детей интерес к занятиям, желание заниматься музыкой; доставлять эмоциональное наслаждение от выполняемых действий, вызывать чувство радости.

Любое музыкальное занятие можно и нужно корректировать, подстраивать под необходи-мые цели и задачи, учитывая степень усвоения детьми изучаемого материала и их пси-хоэмоционального состояния. И главное помнить, что музыкальное занятие должно обу-чать и развивать способности ребенка.

Существует несколько правил, влияющих на успешность и эффективность музыкальных занятий с детьми.

1. Педагог должен продумать занятие заранее, тщательно изучить его.

2. Материал должен отвечать возрасту ребенка, быть последовательным.

3. Занятия должны включать разные виды музыкальной деятельности.

4. Наличие музыкально-педагогического оборудования на занятиях музыкой обяза-тельно (музыкальные игрушки и инструменты, дидактические игры музыкального характера, звуковые и экранные пособия со специальным оборудованием, записи классической музыки, костюмы, атрибуты и многое другое).

5. Важно использовать игровую методику обучения, моменты неожиданности.

6. Занятия должны быть эмоционально насыщенными, веселыми и интересными.

Не менее важно, чтобы занятия проводились регулярно. Ребенка ничто не должно отвле-кать, пока он занимается музыкой, поскольку несосредоточенность негативно влияет на восприятие и запоминание материала, а значит, занятие будет неэффективным, при этом драгоценное время будет потрачено впустую.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: