Урок географии: «Разнообразие внутренних вод России. Реки», 8 класс
Цель урока: Изучить особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках.
Структура и ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая и пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия и Донецкий край богаты водами, которые находятся на суше- это внутренние воды.
- Вспомните, ребята, какие виды внутренних вод мы изучали на уроках географии в 6-7-х классах? Учащиеся записывают в тетради тему урока и виды внутренних вод (Реки, озера, болота, подземные воды, вечная мерзлота, водохранилища, снега, пруды, каналы ).
Учитель: Как вы догадались, мы сегодня будем разговаривать о реках. Тема нашего урока «Внутренние воды России. Реки.» Сегодня мы дадим общее понятие внутренним водам и начнем с просмотра видео: https://www.youtube.com/watch?v=kbrcnMG2_jU
Ребята,
- вспомним части реки, в тетрадях зарисуйте схему, используя географическую терминологию Озеро
Горы
исток
Главное русло
приток
устье
море
с
Что такое исток? Покажите истоки рек на схеме, найдите исток Волги на карте.
Учащиеся работают по карте, атласу.
Что такое устье реки?
Учащиеся делают запись в тетрадь. (море, озеро Устье – конец реки, место впадения реки в, другую реку)
- Что такое речная система? (Главная река с притоками- речная систе ма). Покажите на карте речную систему Волги.
- Что такое речная долина? Расскажите по схеме о строении речной долины.
- Вспомните, что такое бассейн реки? (Местность, с которой река получает питание, называется бассейном).
Учитель: Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он занимает 65% территории страны.
Работа по карте, атласу:
- Найдите и покажите реки, несущие свои воды в Северный Ледовитый океан (реки бассейна Северного Ледовитого океана текут на север): Онега, Сев.Двина, Печора, Объ с Иртышом, Енисей, Лена, Яна, Индигарка, Колыма. Истоки Лены, Енисея, Оби – в горах поэтому в верховьях течение рек быстрее.
- Почему крупнейшие реки России текут на север? (большая территория России имеет уклон на север).
- Найдите и покажите на карте реки бассейна Тихого океана: Амур с Шилкой, Аргунью, Анадырь. Почему крупных рек на востоке России не так уж много, как на севере? (На побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов).
- Рельеф влияет на падение и уклон реки.
III. Изучение нового материала.
ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем в метрах. (Н = Н1 – Н2), где
Н1 – абсолютная высота истока
Н2 – абсолютная высота устья.
– Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0м. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья. Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки.
Решение задач на определение падения реки. Учащиеся решают задачи в тетради.
Задание № 1
Определить падение реки Волги.
Исток – Валдайская возвышенность ~ 300 м
Устье – Каспийское море – (– 28 м)
300 – (– 28) = 328 м.
Задание № 2
Определить падение реки Ангары.
Исток – озеро Байкал – 456 м
Устье – река Енисей – 76 м
456 – 76 = 380 м.
– Величина падения влияет на другую важную характеристику:
УКЛОН – отношение падения реки (в см) к ее длине (в км))(I = Н: L), где
I – уклон;
H – падение;
L – длина.
Решение задач на определение уклона рек.
Задание № 1
Определить уклон реки Ангары.
Падение = 380 м = 38000 см
Длина реки 1826 км
Уклон = 38000: 1826 = 20,8 см/км
Задание № 2
Определить уклон Волги.
Падение = 328 м = 32800 см
Длина реки = 3531 км
Уклон = 32800: 3531 = 9,3 см/км
– Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.
Учитель: Внутренние воды зависят от многих компонентов природы, являясь частью природного комплекса, и сами оказывают огромное влияние на почвы, растительность, рельеф, климат, жизнь и деятельность человека. Но, главным компонентом, влияющим на воды, является климат и рельеф.
Климат влияет на замерзаемость рек. В условиях длительной холодной зимы на реках длительный ледостав, более мощный лед. В засушливом климате речная сеть редкая, реки маловодны и даже могут пересыхать. В России, где зимой выпадает снег, реки имеют весеннее половодье, связанное со снеговым питанием. Реки, текущие в муссонном климат, где зимой снега выпадает мало (вспомните почему? – зимой ветры дуют с суши и не несут влаги), не разливаются весной, а разливаются летом, когда идут муссонные дожди. Реки России делятся по режиму на три группы:
1. Реки с весенним половодьем (реки имеющие смешанное питание. На этих реках весной бывает ожидаемый подъем уровня воды – половодье. (Волга, Объ, Печора).
2. Реки с летним половодьем. Это реки текущие в муссоном климате, разливающиеся во время сезона муссонных дождей. (Амур и его притоки).
3. Реки с паводковым режимом. Разливаются после дождей. (Паводок – внезапный непредсказуемый подъем уровня воды).
Зимой на реках России бывает низкий уровень воды – межень, так как остается только один источник питания – грунтовые воды.
На реки влияет и рельеф: на равнинах реки имеют спокойное течение, широкую долину, а в горах реки бурные с порогами и водопадами, текут в глубоких ущельях.
В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные.
– Равнинных рек больше. Почему? (Большая часть территории России – равнинна)
– Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. Они мало пригодны для судоходства.
– Примером одной из горных рек является река Терек. Вот как описывает в своем стихотворении Терек М. Ю. Лермонтов.
«Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят».