Причины вторичного сиротства




Значение усыновления

Из двух форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей — усыновления и опеки — усыновление является оптимальной, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребёнок в своих правах и обязанностях полностью приравнивается к кровному, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности[3].

Усыновление позволяет ребёнку почувствовать себя полноценным членом семьи. Только при усыновлении ребёнок приобретает права наследования в отношениях с новыми родителями. Усыновитель может присвоить ребёнку свою фамилию, а также поменять имя и отчество ребёнка.

Разделение братьев и сестёр при усыновлении не допускается, за исключением тех случаев, когда подобное разделение действительно отвечает интересам детей (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья)[4]. Не каждый ребёнок, лишённый родительского попечения, может быть усыновлён, а только дети-сироты, дети, родители которых дали согласие на усыновление, и дети, у которых оба родителя уже были лишены родительских прав. При усыновлении ребёнка старше 10 лет требуется официальное согласие самого ребёнка.

Усыновление можно оформить на одного усыновителя или на супругов. Верхнего ограничения по возрасту для усыновителей не существует. Однако одинокий усыновитель должен быть старше усыновляемого ребёнка не менее чем на 16 лет. В отличие от установления опеки над ребёнком, где решение принимается органами опеки и попечительства, решение об усыновлении принимается судом и регистрируется в актах гражданского состояния. Проверка состояния воспитания и содержания ребёнка должна проводиться органами опеки один раз в год в течение трёх лет после усыновления и далее может быть снята.

Усыновление имеет приоритет над опекой. В том случае, если одного ребёнка хотели бы взять на воспитание несколько семей, предпочтение отдаётся той семье, которая готова усыновить ребёнка, перед семьей, согласной только на опеку. Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие в письменной форме их опекунов. По закону о федеральном банке данных, дети, устроенные под опеку или в приемную семью, снимаются с учета и на усыновление не предлагаются. Детей в возрасте до 1 года, как правило, не отдают под опеку, так как их шанс на усыновление довольно велик.

Во многих регионах России при усыновлении ребёнка выплачивается единовременное пособие из местных бюджетов, сумма которого может достигать 300 000 рублей[5]. В некоторых регионах данное пособие планируется увеличить до 500 000 рублей[6]. А в ряде регионов усыновителям выдают жилищные сертификаты[6].

Подобная материальная заинтересованность иногда вызывает озабоченность мотивами усыновителей и приёмных родителей[6]. В США, как и в большинстве других стран мира, усыновители не получают каких-либо пособий от государства, наоборот, процедура усыновления обходится им в десятки тысяч долларов[7] (хотя усыновителям предоставляется налоговый вычет[8], в сумме до $12650 на 2012й год), что, тем не менее, не уменьшает количества американцев, готовых усыновить ребёнка, причём не только из своей, но и из других стран мира.

Порядок усыновления

Порядок усыновления детей (процедуры, перечни документов и сроки) был установлен Постановлением Правительства РФ № 275 от 29 марта 2000 года «Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации»[9].

Основными этапами процедуры усыновления для российских граждан являются:

1. Обращение в органы опеки по месту жительства и знакомство с сотрудниками, отвечающими за работу с усыновителями.

2. Прохождение медосмотров, сбор справок и подготовка необходимого пакета документов.

3. Подача собранного пакета документов в органы опеки, рассмотрение документов специалистом опеки, обследование жилищных условий и оформление акта данного обследования.

4. Получение заключения о возможности быть усыновителем.

5. Поиск ребёнка. Получение направления на знакомство с ребёнком (детьми). Если по месту собственного проживания нет детских учреждений или не удалось подобрать ребёнка, то обращение в любой другой орган опеки или к региональному оператору банка данных о детях оставшихся без попечения родителей с имеющимся на руках заключением о возможности быть усыновителем.

6. Знакомство с ребёнком, при желании, независимое медицинское обследование ребёнка, принятие окончательного решения о желании усыновить данного ребёнка.

7. Подача заявления в суд, ожидание даты заседания суда. В это время орган опеки по месту проживания ребёнка готовит заключение о целесообразности усыновления конкретного ребёнка и документы на ребёнка для суда.

8. Рассмотрение заявления судом. Получение копии решения суда на руки.

9. Получение в ЗАГСе свидетельства об усыновлении, нового свидетельства о рождении ребёнка, внесение записи о ребёнке в паспорт.

10. Регистрация ребёнка по месту проживания усыновителя.

Для российских граждан все процедуры усыновления, включая медицинские освидетельствования, и получение всех необходимых справок — полностью бесплатны[10]. Госпошлина в суде не взимается[10].

]Разнообразие форм устройства детей-сирот

 

Усыновление не является единственной формой семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Дети также могут быть переданы под опеку (попечительство), которая существует в безвозмездной и возмездной форме[11]. К последней форме относится передача детей в приёмные семьи, патронатные семьи или под другие виды возмездной опеки[11].

В 2010 году в семьи было передано 75,8 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей[12]. Из них 64,1 % детей были переданы под безвозмездную опеку, 21,3 % были переданы под возмездную опеку (почти все из них- в приёмные семьи), и лишь 14,6 % детей было усыновлено[12] (из которых 70 % были усыновлены российскими гражданами, а 30 % — иностранцами[13]).

Усыновление является единственной формой устройства детей-сирот в иностранные семьи.

]Безвозмездная опека

Безвозмездная опека (попечительство) часто устанавливается близкими родственниками (бабушками, дедушками, тетями или дядями) над ребёнком, чьи родители были лишены родительских прав, оказались в местах лишения свободы или погибли. Опека может быть установлена над ребёнком в возрасте до 14 лет, а попечительство устанавливается над подростками в возрасте от 14 до 18 лет[14].

В случае когда дети добровольно переданы под опеку родителями по заявлению о назначении их ребёнку опекуна (попечителя) они остаются на содержании своих родителей. А в случаях, когда родители умерли, или находятся в местах лишения свободы, или когда дети оставлены в детских учреждениях, или их родители лишены прав, опекунам выплачивается пособие на содержание ребёнка.

По результатам исследования лаборатории социального сиротства НИИ детства РДФ, проводившегося в течение ряда лет в разных регионах России, опекунами в подавляющем большинстве становились бабушки ребёнка (88 %), в меньшем (12 %) — дедушки, а посторонних граждан среди опекунов было не более 2 %[15]. Таким образом опека сложилась как форма устройства ребёнка в семью родственников[15]. Чаще всего опекунами становились пенсионеры[15]. По данным исследователей, в 20 % причиной установления опеки являлась смерть одинокой матери, при этом имелся отец, не лишенный родительских прав, но живший в другой семье, и будучи благополучным, он тем не менее не желал заботиться о ребёнке от первого брака[15]. Это исследование было опубликовано в 2004-м году. [1] С тех пор ситуация изменилась, неродственная опека оформляется все чаще, на конец 2010-го года в семьях опекунов-неродственников уже были 103 тысячи детей, это 24% от числа всех детей под опекой [2]

[Возмездная опека

Возмездная опека оформляется, как правило, в форме приёмной семьи. Одним из видов возмездной опеки считается патронатное воспитание, однако данная форма возмездной опеки сейчас является довольно редкой[16]. В 2010 году 13 625 детей попали в приёмные семьи, а в патронатные- только 498 детей[16].

Приёмные семьи создаются на основании договора между приёмными родителями и органами опеки. В отличие от усыновления, где ребёнок принимается в семью на правах кровного, приёмные дети находятся на воспитании у приёмных родителей лишь до момента достижения совершеннолетия. Приёмный ребёнок не может претендовать на наследство приёмных родителей.

За воспитание приёмных детей приёмным родителям ежемесячно выплачивается заработная плата (вознаграждение), а также пособие на ребёнка. Согласно постановлению Правительства РФ от 2007 года, минимальный размер ежемесячного вознаграждения был установлен в 2500 рублей, а пособия- в 4000 рублей[17], но благодаря доплатам из региональных бюджетов общая сумма выплат сейчас достигает иногда почти 17 000 рублей на одного ребёнка без учета районных коэффициентов (9673 рубля- вознаграждение и 7210-пособие)[17]. При этом, приёмные родители обязаны отчитываться о расходовании только пособия на содержание ребёнка, а вознаграждением они могут распоряжаться по собственному усмотрению[18]. Опекуны или попечители также имеют право использовать и управлять движимым и недвижимым имуществом своего подопечного[19].

Количество детей в приемной семье, включая родных, как правило, не должно превышать восьми человек[20]. Обычно в приемные семьи стараются устраивать детей, которых граждане не хотят усыновлять или брать под опеку из-за подросткового возраста ребёнка, проблем со здоровьем, юридическим статусом (например, детей заключенных), или наличия братьев и сестер.

Дети в приёмных семьях получают также и все льготы, предоставляемые детям переданным под безвозмездную опеку, например — на внеочередное устройство в дошкольные учреждения, получение образования, медобслуживания, отдых, а также проезд[21]. По достижении 18 лет дети-сироты также получают право на бесплатное получение жилья.

]Ещё одной формой семейного устройства детей является их возвращение в родную семью. Российское государство пока прикладывает крайне мало усилий, чтобы дать детям возможность расти в родных семьях[22].

С конца 1990-х годов один из негосударственных детских домов, «Приют Св. Николая» в Новосибирске, первым начал работать с биологическими семьями. Сотрудники этого детского дома начали посещать родителей своих воспитанников, пытаясь установить какая помощь может быть оказана, чтобы помочь родителям детей вернуться к социально-полноценной жизни: больным помогали достать лекарства, безработным- найти работу, алкоголикам- закодироваться и т. п. В результате 23 ребёнка из 50 в этом детском доме смогли в итоге вернуться в свои родные семьи.

Однако, данный пример до сих пор является слишком редким в нашей стране. Органы опеки по-прежнему более ориентированы на изъятие детей из неблагополучных семей, с целью их последующего устройства в более благополучные, но чужие для детей приёмные семьи, чем на помощь биологическим родителям детей[22].

Некоторые благотворительные организации работают над профилактикой абортов и отказов от детей. Первой подобной организацией в России стала «Материнская обитель св. Софии», основанная в Новосибирске Благотворительной католической организацией «Каритас» в 1996 году[23]. Женщинам, которые хотели бы сделать аборт, или отказаться от своего ребёнка сразу после рождения, из-за трудных жизненных обстоятельств (например, несовершеннолетние мамы или мамы, жизнь и здоровье которых в семье находится под угрозой) предоставляется возможность родить и воспитывать своего ребёнка, проживая в комфортабельной «Материнской обители»[24]. Все расходы на проживание и содержание матерей и детей берёт на себя благотворительная организация. В обители социальные педагоги и психологи помогают матерям развить материнское чувство, а также приобрести навыки ухода за ребёнком и жизни в обществе. Матери могут проживать с детьми в обители в течение нескольких лет, пока их дети не подрастут, а матери не получат профессиональную подготовку для самостоятельной жизни вне обители.

]Международное усыновление

В соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, подписанной и ратифицированной Россией в 1990 году, международное усыновление может применяться, «если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным»[25]. При этом Конвенция отмечает, что страны-участницы обязаны обеспечить, «чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны»[25].

В 2000 году Россией была подписана, но до сих пор не ратифицирована Гаагская конвенция «О защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления» от 29 мая 1993 года. В развитие Конвенции о правах ребёнка в ней формулируются важные общие требования к международному усыновлению, направленные на соблюдение прав всех заинтересованных лиц, и в первую очередь ребенка, а также определяются общие правила взаимодействия заинтересованных государств.[26][27][28]

На европейском пространстве действует Европейская конвенция об усыновлении детей 1967 г. В 2008 г. Европейская конвенция 1967 г. была пересмотрена. В частности, в п. 1 (b) ст. 5 была закреплена норма, предусматривающая обязательное получение согласия ребенка на усыновление, если он находится в достаточно сознательном возрасте (минимальный возраст, с которого требуется получение согласия ребенка на усыновление, устанавливается государствами-участниками конвенции в рамках национального законодательства, но не может превышать 14 лет). Кроме того, ст. 7 конвенции признает право на усыновление за разнополыми парами, состоящими в зарегистрированных гражданских партнерствах, а также за одинокими лицами. Также конвенция оставляет на усмотрение государств право разрешать усыновление однополым парам, живущим вместе и имеющим устойчивые взаимоотношения. Согласно п. 1 ст. 9 возраст усыновителей устанавливается между 18 и 30 годами, а предпочтительная разница в возрасте должна быть не менее 16 лет. Конкретный минимальный возраст усыновителей государства-участники конвенции закрепляют в своем национальном законодательстве, учитывая вышеуказанное предписание.[29]

В России российские граждане имеют приоритет над иностранными усыновителями. В соответствии с п.4 ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление детей в России иностранными гражданами допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории РФ[30]. В соответствии с этим же пунктом, дети могут быть переданы на международное усыновление только по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях-сиротах и отсутствии российских усыновителей, опекунов или приёмных родителей, пожелавших взять данного ребёнка[30].

В России процедура усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, различается для российских и иностранных усыновителей. Граждане России, постоянно проживающие за рубежом, обязаны следовать процедуре усыновления для иностранных граждан[31].

]Стоимость

Для российских граждан процедура усыновления является полностью бесплатной[10]. Более того, в различных регионах предусмотрена выплата единовременных денежных пособий российским гражданам, усыновившим детей: 225 780 рублей в Пензенской области[32], 300 000 рублей в Краснодарском крае[5] и т. д.

Для иностранных граждан стоимость процедуры усыновления одного российского ребёнка составляет в среднем от 40 000 до 50 000 долларов США[33]. При этом, никакие пособия иностранные усыновители, в отличие от российских, не получают.

Для того, чтобы рядовые американцы могли позволить себе процедуру международного усыновления, некоторые американские банки предоставляют специальные кредиты на эти цели на льготных условиях. Также американские граждане могут получить в США налоговый вычет в тот год, в который они усыновили ребёнка. Однако сумма данного вычета не превышает 13 360 долларов[7], что в несколько раз меньше общей суммы затрат на усыновление одного ребёнка из России[7].

]Другие особенности

Продолжительность процедуры усыновления также различна. Для российских граждан она, как правило, составляет от одного до трёх месяцев[34], а для иностранных граждан занимает в среднем около 18 месяцев[33].

Иностранные усыновители обязаны пройти все медосмотры, предусмотренные для российских усыновителей, а также собрать полный пакет документов на усыновление[35]. Но, в отличие от российских усыновителей, все предоставляемые ими документы также должны быть легализованы в установленном порядке, переведены на русский язык, при этом подпись переводчика должна быть удостоверена в дипломатическом представительстве Российской Федерации[35].

Большинство российских граждан предпочитает усыновлять младенцев в возрасте до 1 года — в 2010 году 60 % усыновлённых россиянами детей (4674 из 7802) были младенцами до одного года[13][36]. Иностранцам очень редко даётся разрешение на усыновление младенцев — лишь 5 % усыновлённых ими в этом году детей (169 из 3355) были в возрасте до одного года[13][36].

Что касается усыновления детей-инвалидов, то в 2008 году 5,2 % детей (213 из 4125), усыновлённых иностранцами, были инвалидами[37]. Среди детей усыновлённых россиянами, только 0,3 % детей (26 из 9048) оказались инвалидами[37]. Это объясняется тем, что, усыновив ребёнка-инвалида, россиянам пришлось бы оплачивать расходы на лечение и содержание ребёнка из собственных средств, как, например, иностранным усыновителям. Поэтому россияне чаще берут детей-инвалидов в приёмные, патронатные семьи или под возмездную опеку, чтобы иметь возможность получать ресурсы на лечение и содержание ребёнка от государства. Так, в этом же 2008 году, из детей переданных российским гражданам под опеку инвалидами были 1,6 % детей (1196 из 75933); из детей переданных в приёмные семьи инвалидами были 2,8 % (609 из 21388), а в патронатные семьи 3,5 % (113 из 3257)[37]. Всего за этот год из детей устроенных в российские семьи 1,8 % детей (1944 из 109626) были инвалидами[37]. Причём 54 % из детей-инвалидов (1043 из 1944) устроенных в российские семьи были переданы под родственную опеку[37].

Российские дети, усыновленные гражданами США, при въезде в США автоматически получают американское гражданство[38]. Российское гражданство за детьми также сохраняется, но может быть прекращено на основании заявления усыновителей[39].

]Проблемы

С 1993 года иностранными гражданами усыновлено более 80 тысяч российских детей, оставшихся без попечения родителей[40]. При этом, согласно данным эксперта Уполномоченного по правам ребёнка в Москве Галины Семьи:

«С 1991 года из общего количества детей, усыновленных иностранными гражданами, погибли пятеро детей, и еще 16 стали жертвами несчастных случаев», в России за этот же период погибли 1220 детей, из них 12 человек были убиты своими усыновителями"[41].

Директор департамента Министерства образования и науки Алина Левитская отметила, что «к сожалению, в обществе на эту статистику нет такой реакции, которая бывает, когда случается какой-то печальный случай с нашим ребёнком за рубежом. С одним ребёнком что-то случается и посмотрите, что происходит в СМИ, как ведут себя известные политики. Здесь печальная статистика — тысячи и при этом сказать, что наши депутаты и политики, другие известные люди также бы себя вели и также обращали внимание, такого, к сожалению, нет»[4].

Поведение, описанное Алиной Левитской, особенно характерно для Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка Павла Астахова, резко реагирующего на случаи жестокого обращения с детьми со стороны иностранных усыновителей[42], но игнорирующего тысячи подобных случаев с детьми в российских приёмных семьях[43].

В апреле 2010 года гражданка США Торри Энн Хансен через полгода после усыновления вернула 8-летнего Артёма Савельева обратно в Россию. Павел Астахов привлёк внимание множества СМИ к этому инциденту, несмотря на то, что каждый год тысячи детей возвращаются в детские дома из российских приёмных семей[44].

В декабре 2011 года Павел Астахов заявил, что он — «абсолютный противник международного усыновления»[45] и обратился к Владимиру Путину с предложением полностью запретить международное усыновление в России[45].

В декабре 2012 года в Госдуму РФ был внесён законопроект, одна из поправок к которому предусматривает запрет усыновления российских детей гражданами США. По оценке правительства,[46] этот законопроект противоречит Семейному кодексу, Конвенции о правах ребёнка и Венской конвенции о праве международных договоров. А Совет по правам человека при президенте выпустил заключение, в котором заявил о том, что положения законопроекта противоречат Конституции и международным договорам России, а также указал на нарушения 72-й статьи и положений федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ при его принятии.[47]

Кроме того, Российская Федерация подписала, но не ратифицировала Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления и поэтому на нее не распространяются ее требования и права. Согласно Конвенции запрет на иностранное усыновление недопустим и подписание Россией закона на запрет усыновления детей гражданами США противоречит ему. Единственной страной СНГ которая ратифицировала и соблюдает указанную Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления является Казахстан. Указанная Конвенция дает возможность защищать права детей и регулирует все вопросы в отношении иностранного усыновления.

]Вторичное сиротство

Вторичное сиротство — это социальный феномен в современной России, вызываемый отказом опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей или усыновителей от своих приемных детей[22]. Вторичное сиротство глубоко травмирует детей и влечёт их нравственную и психическую деградацию[22]. Будучи брошенными второй раз в жизни, дети теряют оставшееся доверие к взрослым и разочаровываются в институте семьи, у них углубляются проблемы с привязанностью к близким людям.

Количество случаев возврата детей обратно в детские дома росло и достигло нескольких тысяч ежегодно. Так, согласно официальной статистике, в 2007 году было 6136 таких случаев[48], в 2008 году- 7834 случая[37], а в 2009 году- уже 8474 случая[49]. В 2011-м году снизилось выявление детей, следом снизилось семейное устройство и уменьшилось число возвратов. По данным в докладе А. Левицкой на конференции в апреле 2012-го года в 2011-м году было 6337 отмен усыновления и опеки [3]. Почти все случаи возврата относятся к российским семьям. Например, в 2009 году из российских семей в детские дома было возвращено 8473 ребёнка, а из иностранных- лишь один ребёнок[49]. При этом, количество граждан, бравших на воспитание детей из детских домов снижалось с каждым годом[16]: 129 561 в 2007 году[50], 113 751 в 2008 году[50], 90 639 в 2009 году[16].

Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина сообщила, что подобный «бум возврата» расценивается специалистами как гуманитарная катастрофа[51].

Большинство детей возвращаются в детские дома по инициативе людей, которым они были переданы на воспитание. Так, в 2008 году 64 % детей (5057 из 7834) были возвращены обратно по инициативе их усыновителей, опекунов, попечителей или приёмных родителей[37]. 78 % возвращённых детей (6114 из 7834) проживали в семьях, получавших денежные средства на их содержание (4946 детей под опекой, 931 ребёнок в приёмных семьях, 237 детей в патронатных семьях)[37]. В 2009-м году из 8472 отмен усыновления и опеки 6228 случаев относились к родственной опеке [4].

Как отмечают эксперты, тема вторичного сиротства зачастую умалчивается, из-за развернутой «ударными темпами»[51] государственной кампании по тотальной передаче детей-сирот на воспитание в приёмные семьи[22].

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Павел Астахов в феврале 2012 года заявил, что «большинство детских домов и интернатов в России в ближайшие 5-8 лет закроются, а их воспитанников переведут в приемные семьи»[52].

Причины вторичного сиротства

Согласно оценкам некоторых экспертов основная причина вторичного сиротства заключается в том, что вместо создания полноценной системы подготовки и профессионального сопровождения замещающих семей, был сделан расчёт на материальную поддержку граждан в качестве главной меры государственной политики по решению проблемы сиротства в России[22]. В результате сироты передаются на воспитание в неподготовленные приёмные семьи[22].

Коммерческий характер устройства детей в семью привёл к тому, что, как это описала председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина:

«ради материальных выгод берут ребёнка в семью, а потом с легкостью отказываются от него, когда материальная выгода получена»[51].

В результате проблема сиротства не решается, а количество детей-сирот увеличивается[51].

Приёмные родители, как правило, стараются взять на воспитание дошкольников[22]. По достижении приёмными детьми переходного возраста, начиная испытывать трудности в общении с подростками, приёмные родители нередко расторгают договор о воспитании детей и возвращают их обратно в детские дома[22]. А шансы подростков найти новых родителей, в отличие от дошкольников, крайне малы[22].

Как указывают эксперты, существенные материальные стимулы, в виде выплат до 300 000 рублей при усыновлении ребёнка[5], выдачи жилищных сертификатов[6], или заработные платы родителям в размере до 17 000 рублей в месяц за каждого приёмного ребёнка[17], а также другие льготы, привели к тому, что граждане, желающие улучшить своё материального благосостояние, решают воспользоваться данной возможностью, не обладая при этом какой-либо педагогической подготовкой[22]. Особенную популярность приёмные семьи приобрели в сельской местности России, где уровень зарплат гораздо ниже городских, а приусадебное хозяйство требует лишних рук.

Существующие правила разрешают брать до восьми детей в одну приёмную семью[20], что многократно увеличивает доход приёмных родителей, однако превращает подобные приёмные семьи в уменьшенные подобия детских домов. При этом в детских домах работают профессиональные педагоги, хорошо знакомые со спецификой работы с детьми-сиротами. Детские учреждения укомплектованы психологами, методистами, медицинскими сотрудниками и т. д. А непрофессиональные приёмные родители, заинтересованные, в первую очередь, в материальных стимулах, при наступлении у детей переходного возраста оказываются не в состоянии справиться с их воспитанием и возвращают их обратно в детские дома[22].

В некоторых случаях органы опеки сами вынуждены изымать детей из приёмных семей. Например, за 2008 год 1261 ребёнок был изъят из семей в связи с ненадлежащим выполнением усыновителями, опекунами, попечителями или приёмными родителями обязанностей по воспитанию детей, а 48 детей были изъяты из таких семей по причине жестокого обращения с детьми[37]. За 2009 год к уголовной ответственности за преступления в отношении детей, принятых на воспитание, были привлечены 105 граждан России, из них 24 человека - за совершение преступлений, повлекших гибель либо причинение вреда здоровью приёмных детей[4].

По мнению экспертов сокращение числа желающих взять на воспитание ребёнка из детского дома в 2009 году связано с ужесточением правил передачи детей в приёмные семьи и ужесточением уголовных наказаний за ненадлежащее содержание и воспитание детей, а также с волной скандалов вокруг жестокости российских приёмных родителей в начале 2009 года (убийство Данилы Бойко, избиение Глеба Агеева и др.)[53]. Оксана Иванникова из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отметила, что в 2009 году 90 % материалов в СМИ о приёмных семьях носило крайне негативный характер[54]. По мнению главы думского комитета по законодательству Павла Крашенинникова «скандалы вокруг жестокого обращения сыграли двоякую роль: с одной стороны, детей защитили, с другой — потенциальных усыновителей напугали»[53].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: