Активный и пассивный запас лексики




В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно всем людям, говорящим на данном языке. К лексике пассивного запаса относятся устаревшие и новые (неологизмы) слова.

Устаревшие слова – это слова, вышедшие из активного употребления. Например, благодеяние - одолжение, тракт- большая наезженная дорога, отведай.

Словарь синонимов из Открытого Банка ОГЭ

Синонимы – слова одной и той же части речи, совпадающие или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

Без натуги – легко

Благодеяние-одолжение

Болтали – разговаривали

Брякнулся –упал

во всеуслышание - громко

Впрямь- действительно, правда

Враньё- обман

Вторгаться- вмешиваться

Вызволить- спасти

не) вздумала – решила

внушало ужас – пугало

голосишь -кричишь

Долговязый- нескладный

Загвоздка - затруднение

Зашушукались-зашептались

Здорово-очень

Лютый- жестокий

Раз - если

Радостно-весело

Невозмутимо - спокойно

Невнимательный –рассеянный

Непреходящего-постоянного

Нынешние- современные

Идти- шагал

Сказал – промямлил

Смазал – ударил

Смахивал - похож

Смело-храбро

Сомкнув-смежив

Стырил –украл

Страшно- очень

Трепет- волнение

Надлежало-предстояло

Невзначай -случайно

Неужто –разве

Небось - наверное

Неизвестный-неведомый

Ляпнуть-скажет

Орава -толпа

Отречься –отказался

Отныне - теперь

Парня-юношу

Послание -письмо

Почище-лучше

Простой-незатейливый

Питомцы – воспитанники

Пиликал - играть

Чудились- казались

Чудно- странно

Храбро - смело

Шлёпнулся- упал

Штуками – предметами

Щуплый –худой

Украдкой -тайком

Угомонились -успокоили

Экий- какой

СЛОВАРЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ИЗ ОТКРЫТОГО БАНКА ОГЭ

Фразеологизмы - устойчивые неделимые словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Значение фразеологизма зачастую можно выразить одним словом.

На произвол судьбы — без какой либо помощи, поддержки, без присмотра

Ровным счётом ничего - ничтожно мало; абсолютно (ничего).

Сколько душе угодно - очень много, в большом количестве чего либо.

Уносить ноги - удирать, спасаться бегством.

Как по писаному — (говорить) гладко, без запинки

Будь здоров - пожелание

Разводить руками разводить/развести руками -удивляться, недоумевать; не знать, как поступить в затруднительном положении

Не давать/не дать в обиду -не позволять обижать кого-либо, заступаться за кого-либо.

Время от времени — иногда.

Взяться за ум - прекратить заниматься ерундой и начать делать дело

Как <будто> ни в чём не бывало - делая вид, что ничего не произошло, не случилось.

Днем с огнем (не сыщешь) – показывает крайнюю редкость того, что приходится искать,

Из рук в руки - от одного к другому

Не то слово - о чем-то, что значительно отличается от прозвучавшей оценки.

ПРАКТИКА

Задания из Открытого банка ОГЭ

1) Замените просторечное слово «впрямь» из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши?

Ответ:

2) В предложениях 12–19 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

Начало формы

Конец формы

 

Начало формы(12)И он оделся и пошёл на работу. (13)А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.(14)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула из неё здоровущего плюшевого мишку.

– (15)Вот. (16)Хороший мишка, отличный. (17)Погляди, какой тугой! (18)Чем не груша? (19) Давай тренируйся сколько душе угодно!

Ответ

 

3) В предложениях 11–16 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологиз

 

Начало формы

Конец формы

Начало формы(11)Шарик! – окликнул я его дрогнувшим голосом.

(12)Он вздрогнул, испуганно остановился, но тут же отвернулся и свернул с тропы.

– (13)Шарик!

(14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он, конечно, узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча была неприятна ему...

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

4) В предложениях 26–31 найдите слово с лексическим значением «растеряться от неожиданности, испуга». Выпишите это слово.

(26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко...(28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. (29)Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего. (30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё.

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

5) В предложениях 2–3 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

(2)Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком.

(3)Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего ещё не понимал в жизни ровным счётом, а матери всё нет, несмотря ни на какие жалобы.

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

6) В предложениях 6–9 найдите слово с лексическим значением «вежливо». Выпишите это слово. (6)Митя не уставал хвастаться своим домом: «Когда глядишь на Москву с шестого этажа…», «Не понимаю, как люди обходятся без лифта…» (7)Я деликатно напомнил, что совсем недавно он жил в нашем доме и прекрасно обходился без лифта. (8) Глядя на меня влажными тёмными глазами, Митя брезгливо сказал, что это время кажется ему страшным сном. (9)За такое следовало набить морду.

Начало формы

Конец формы

 

Ответ:

Начало формы

7) В предложениях 1–6 найдите слово с лексическим значением «нападающий игрок в командных играх с мячом». Выпишите это слово. (1)В нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым. (2)Недоброжелатели считали, что Павлик был приложением ко мне. (3)На первый взгляд так оно и было. (4)Меня нельзя было приглашать на день рождения без Павлика. (5)Я покинул футбольную дворовую команду, где считался лучшим бомбардиром, когда Павлика отказались взять хотя бы запасным, и вернулся вместе с ним. (6)Так возникла иллюзия нашего неравенства. Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

8) Подберите синоним к слову «лютого» из предложения 20. Выпишите этот синоним. (20)Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька. Ответ:

Конец формы

Конец формы

Конец формы

 

 

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

9) В предложениях 7–14 найдите просторечное слово. Выпишите это слово.

(7)Ты на всё лето приехала? (8)А с нами дружить будешь? (9)А на реку пойдёшь?

(10)Девочка улыбалась.

– (11)Косуля пришла, – вдруг сказал Прошка и спрятался за чью-то спину: за «Косулю» Аниска и влепить не замедлит.

– (12)Косуля? – спросила чужая девочка. – (13)А почему же Косуля? (14)Косули – ведь это животные такие. (15)Ну, вроде оленей, что ли...

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

10) В предложениях 3–8 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм. (3)Через полчаса стало ясно, что нужно уносить ноги, и чем быстрее, тем лучше. (4)Тёмная полоска вытягивалась в огромную крокодилью морду и явно норовила заглотить нас вместе с машиной. (5)Дождь со снегом всё усиливался. (6)Земля мгновенно раскисла и превратилась в суперклей. (7)Резко похолодало. (8)Я завёл машину, но проехать удалось немного: липкая грязь забила колёса, и двигатель заглох. Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

11) В предложениях 27–33 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

– (27)Наш отряд передаёт тебе привет.

– (28)Спасибо. (29)Апчхи!

(30)Смирнова говорила сухо, как по писаному. (31)Она, видимо, получила задание: навестить больного товарища. (32)И теперь выполняла поручение без всякого энтузиазма.

(33)Но Коля Луковкин неожиданно почувствовал себя человеком значительным. (34)О его здоровье справляются, ему передают привет.

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

12)Лексический анализ. В предложениях 5–8 найдите слово со значением «отнестись без внимания к чему-либо». Выпишите это слово.

(5)В альбоме с марками его привлекли портреты царей, шахов, султанов, магараджей, президентов и прочих правителей кануна мировой войны, когда этот альбом был выпущен, – коллекцией моей он пренебрёг. (6)Раздражение моё против гостя росло.

– (7)Альбом – вещь, а марки – мусор, – подвёл итоги Оська. – (8)Что у тебя ещё есть?

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

13) В предложениях 30–36 найдите разговорное слово с лексическим значением «виднеться в отдалении». Выпишите это слово.

– (30)Наталья, лебеди у меня там, – признался Сергей, – на озере лёд, погибнуть они могут.

(31)Свет в подвал проникал через зарешеченное окошко, и глаза к темноте привыкли не сразу.

– (32)Тут вода! – поёжилась Лоскутикова возмущённо.

(33)Серый взял Наталью за руку, вывел на сухое место, и тут она увидела: в сумраке маячили лебединые шеи. (34)Серый достал из карманов хлеб, растёр в ладонях, кинул лебедям.

– (35)Это и есть белые лебеди?! – усмехнулась Лоскутикова.

– (36)Самые настоящие, – погордился Серый.

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

14)Лексический анализ. В предложениях 12–16 найдите слово с лексическим значением «сомкнув, закрыв». Выпишите это слово.

(12)Однажды Уродливый попытался подружиться с соседскими собаками. (13)Из своего окна я услышал его крики и тут же бросился на помощь.

(14)Когда я добежал до него, Уродливый был сильно покусан. (15)Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос. (16)Но что удивительно: пока я нёс его домой, он хрипел, задыхался, но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком.

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

15)Лексический анализ. В предложениях 4–7 найдите слово с лексическим значением «углубление в грунте, по которому течёт водный поток».

(4)Наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, легко рассеял туман и вылился по реям в алые формы, полные роз. (5)Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, всё было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.

(6)Пока «Секрет» шёл руслом реки, Грэй стоял у штурвала, не доверяя руля матросу, – он боялся мели. (7)Рулевой сидел рядом и по-прежнему не чувствовал никакой связи между алым убранством и прямой целью Грэя.

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

16)Лексический анализ. В предложениях 18–22 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.

(18) На тротуаре стояла круглолицая девочка с двумя короткими толстыми косичками. (19) В руке девочка держала огромный виолончельный футляр.

– (20)Опять ждёшь Диану? – спокойно спросила девочка.

(21)Её голос заглушил скрипку. (22)Мальчик недовольно поморщился и пробурчал:

– Никого я не жду.

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

17)Лексический анализ. В предложениях 31–36 найдите антоним к слову «спрашивать». Выпишите этот антоним.

(31)У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32)И каждый хорошо знает свою роль.

– (33)Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?

– (34)Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик.

– (35)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?

– (36)Мои сыновья, Семён и Василий.

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

18)Лексический анализ. В предложениях 38–43 найдите антоним к слову «отдёрнуть». Выпишите этот антоним.

(38)Кэт подолгу стояла на морозе перед дровяным складом, а Урс сидел на снегу и смотрел на неё сквозь шерстяные сосульки. (39)И вместо клыков выпускал кончик языка.(40)Потом Кэт протянула ему руку. (41)Он зарычал по привычке и тут же поджал хвост – от стыда. (42)Кэт не отдёрнула руку. (43)Она была или очень смелой, или очень доверяла Урсу.

Ответ:

 

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

19)Лексический анализ. В предложениях 24–30 найдите слово с лексическим значением «чувство собственного достоинства, самоуважения». Выпишите это слово.

(24)Как он тогда крепко сжимал губы и гордился внутренне тем, что не произнёс за весь вечер ни слова.

(25)Он уже забыл про свою гордость. (26)Ему хотелось закричать. (27)Но тут, к своей великой радости, он услышал, как мать заворочалась в постели. (28)Потом отец сонным голосом спросил:

– Который час?

– (29)Спи, спи, – ответила мать. – (30)Ещё рано.

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

20)Лексический анализ. В предложениях 30–40 найдите слово с лексическим значением «учреждение, оборудованное для астрономических, метеорологических, геофизических наблюдений». Выпишите это слово.

(30)Она засмеялась.

– (31)Он иногда заплывает вон на ту скалу в море и поёт песни из кинофильмов или читает стихи.

– (32)А однажды он устроил там обсерваторию, – сказал первый мальчик. (33)Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.

– (34)А я слышал, – сказал второй мальчик, – как он разговаривал с морем. (35)Иду я. (36) Тихо. (37)И вдруг слышу: «Молчишь, не отвечаешь? (38)Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! (39)Иногда ты мне кажешься очень хитрым. (40)А иногда – добрым, когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения».

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

21)Лексический анализ. В предложениях 44–50 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

(44)Ты же видишь, какая погода, – сказала мать. – (45)Сейчас дождь, и, следовательно, ты можешь простудиться. (46)Краски купим на обратном пути.

(47)Мальчик ничего не ответил.

– (48)Ну, будь здоров! – сказал лётчик мальчику. – (49)Рад был познакомиться.

(50)Когда мальчик с матерью стояли в очереди, чтобы сесть в симферопольский «Ту-104», когда мальчик уже забыл про краски и нетерпеливо ждал своей очереди, вдруг перед ними появился лётчик.

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

22)Лексический анализ. В предложениях 31–38 найдите синоним к слову «невнимательный». Выпишите этот синоним.

«(31)Этот долетит, – подумал я, – этот долетит!» (32)Я вспомнил, как во время войны прыгал с парашютом и как это страшно, когда прыгаешь в пустоту. «(33)А ведь тем, кто полетит в космос, будет ещё страшней. (34)Но этот всё равно полетит».

– (35)Тогда я не возражаю, раз такое дело, – сказал я.

(36)За три месяца он не пропустил ни одного занятия физического кружка. (37)А потом вдруг перестал ходить. (38)И на уроках он был рассеянным и даже похудел.

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

23)Лексический анализ. В предложениях 57–63 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

(57)Паренёк удивился:

– Так они же, товарищ командир, говорили по-немецки!

– (58)Знаю, что не по-турецки. (59)Ты сколько окончил классов? (60)Девять? (61)Так ты же должен был хоть что-нибудь понять из их разговора?

(62)Он уныло и огорчённо развёл руками:

– Эх, товарищ командир! (63)Кабы я про эту встречу знал раньше...

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

24)Лексический анализ. В предложениях 2–9 найдите синоним к слову «идти». Выпишите этот синоним. (2)Он шагал прямиком по степи. (3)Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути. (4)Но сумерки сгущались. (5)И горизонт растаял. (6)А скоро совсем ничего не стало видно, даже свою вытянутую руку. (7)И не было звёзд. (8)Глухая тёмная ночь навалилась, как тяжёлая чёрная вата. (9)Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лёг спать в сухой траве. Ответ:

 

Начало формы

25)Лексический анализ. В предложениях 1–6 найдите слово с лексическим значением «костюм, представляющий собой соединение верхней части одежды и брюк». Выпишите это слово.

(1)В детстве я мечтал быть скульптором. (2)Это устраивало всех: я тихо сидел у стола и лепил из пластилина. (3)Я лепил лошадей со всадниками и без, экипажи с людьми, кошек вместе с подоконниками, домики для жуков и кузнечиков и самолёты с сидящими внутри лётчиками в шлемах и комбинезонах. (4)Всё это было очень маленьким, миниатюрным.

(5)Однажды я вылепил целую армию. (6)Я вылепил танк, и истребитель, и бронетранспортёр, и везде сидели экипажи, и у экипажей были автоматы и знаки различия на погонах.

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

26)Лексический анализ. В предложениях 10–16 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.

(10)Вот, держи. (11)Будем ездить по очереди. (12)Давай, ты первый, а я пока на лавочке посижу.

(13)Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. (14) Вокруг дома он объехал сразу несколько раз. (15) И вдруг – бабах!

(16)Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу.

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

27)Лексический анализ. В предложениях 12–17 найдите словос лексическим значением«чувство близости, основанное на преданности и симпатии». Выпишите это слово.

(12)Светлана Леонидовна весело рассмеялась.

– (13)Дорогие мои девочки, это вы сейчас так думаете, потому что никаких забот у вас нет. (14)Потом, когда появятся у вас семьи, заботы, личные интересы, а времени свободного будет оставаться всё меньше и меньше, тогда и проверится ваша дружба. (15)Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?

– (16)Кстати, о мелочах, – продолжала Светлана Леонидовна. – (17)Расскажу вам историю, как мои друзья помогли мне в одной мелочи.

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

28)Лексический анализ. В предложениях 39–43 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

(39)Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. (40)Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. (41)Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:

– С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной: он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст.

– (42)Да, – тихо, но очень твёрдо сказал Андрюша.

(43)И они пошли вместе.

Ответ:

 

 

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

29)Лексический анализ. В предложениях 4–9 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы. 4)И я рисовал когда-то – давно это было, – примостясь у керосиновой лампы на обеденном столе. (5)От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой. (6)Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке. (7)Иван Царевич на Сером Волке скакал по еловому лесу. (8)Ёлки были меньше Серого Волка. (9)Иван Царевич сидел верхом на Волке так, как эвенки ездят на оленях, почти касаясь пятками мха. Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

30)Лексический анализ. В предложениях 6–9 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.

(6)Володя заметно важничал: должно быть, он гордился тем, что приехал на охотничьей лошади, и притворялся, что очень устал. (7)Может быть, и то, что у него уже было много здравого смысла и слишком мало силы воображения, чтобы вполне наслаждаться игрою в Робинзона. (8)Игра эта состояла в представлении сцен из Робинзона, которого мы читали незадолго перед этим.

– (9)Ну, пожалуйста... отчего ты не хочешь играть с нами? – приставали к нему девочки.

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

31)Лексический анализ. В предложениях 41–46 найдите антоним к слову «проснуться». Выпишите этот антоним.

(41)И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй. (42) Она сунула в маленькую сухую руку прадеда стёклышко и механизм. (43)А когда все слёзы, которые были, вылились, она крепко уснула.

(44)Когда Дина проснулась, прадед сидел за столом, а перед ним стояла фарфоровая коробочка с инструментами: пинцетами, щёточками, колёсиками и круглым увеличительным стеклом. (45)Дина подошла к нему на цыпочках и прижалась к острому плечу. (46) Он засовывал ремешок в ушки целых часов.

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

32)Лексический анализ. В предложениях 1–7 найдите слово с лексическим значением «обещающий успех, выгоды, удовольствие». Напишите это слово.

(1)Мы сидели на майском берегу, под щедро распустившимся летним солнцем, у тонкой реки и быстрой воды. (2)Вода называлась Истье, а недалекая деревня – Истцы. (3)Вдруг Корин, друг отца, выступил с заманчивой идеей:

– Захар, а помнишь? (4)Мы с тобой катались на велосипедах через лес в старые монастыри. (5)Давай сплавимся туда по реке! (6)На велосипедных колесах туда добираться полчаса. (7)А по речке часа за два, ну, за три спустимся.

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

33)Лексический анализ. В предложениях 20–28 найдите слово с лексическим значением «специалист, достигший высокого искусства в своём деле». Выпишите это слово.

Конец формы

(20)Мечта должна быть достижимой, – возражал Средний. – (21)Говорят, чтобы жизнь прошла не напрасно, нужно построить дом, посадить дерево и вырастить сына. (22) Это и есть моя Мечта.

– (23)А я мечтаю о Совершенстве, – всё так же, не поднимая глаз, тихо произнёс Младший. – (24)Я мечтаю быть мастером и помогать другим стать мастерами, потому что мастерство умирает, оставаясь в одном человеке.

(25)После недолгого молчания Средний сказал:

– (26)А что, братья, не пора ли нам отправиться навстречу своей Мечте?

– (27)Пора! – горячо ответили братья.

– (28)Тогда решено: завтра – в путь!

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

34)Лексический анализ. В предложениях 14–20 найдите слово со значением «подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, картон, бумагу». Выпишите это слово. (14)На подмостки выходит высокий, стройный человек с симпатичным лицом. (15) Оба рукава его пиджака совершенно пусты сверху донизу, и концы рукавов заложены в оба кармана. (16)Это и есть безрукий художник. (17)Он кланяется зрителям без улыбки, с достоинством. (18)Художник садится на стул перед мольбертом. (19)Человек с мятым лицом вставляет кусок угля в пальцы ноги художника. (20)И художник начинает рисовать ногой Ответ:

 

Начало формы

35)Лексический анализ. В предложениях 18–25 найдите синоним к слову «неизвестный, незнакомый». Выпишите этот синоним.

(18)Оно лежало на самом кончике линейки. (19) Зёрнышко казалось таким далёким, и идти за ним так боязно!

(20)Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. (21)С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. (22)Её особенно поразили живые зелёные цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.

– (23)Ты здесь живёшь?

– (24)Да.

– (25)А почему здесь нет снега?

Синоним:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

36)Лексический анализ. В предложениях 23–28 найдите антоним к слову «жизнь». Выпишите этот антоним.

(23)Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда всё берётся. (24)Цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь…

– (25)А трава и рожь тоже главное делают? – спросил Афоня.

– (26)Одинаково, – сказал дедушка Тит.

– (27)А мы с тобой?

– (28)И мы с тобой, мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем.

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

37)Лексический анализ. В предложениях 44–52 найдите слово с лексическим значением «победить, нанеся поражение». Выпишите это слово.

– (44)Сахарину! (45)Вот это да! (46)Так это ж на объеденье кисель получится.

(47)Обед был праздничный, полный – из трёх блюд. (48)Вкусный обед! (49)На славу!

(50)Не знали блокадные дети других обедов.

(51)900 дней продолжалась блокада города, но устояли ленинградцы, разбили фашистов. (52)Пришла в Ленинград победа!

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

38)Лексический анализ. В предложениях 3–9 найдите антоним к слову «весёлый». Выпишите этот антоним.

(3)Забыться было невозможно.

(4)Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма. (5)Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть. (6)В эти понятия, между этими полюсами в два коротких слова вмещалось всё.

(7)В Третьяковке почти на половине картин изображалось что-то грустное.

(8)Однажды Лина пошла в зоопарк. (9)Но и тут ей не понравилось: жалко было попрошаек медведей, зады у которых были вытерты и голы оттого, что они часто на потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок булки

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

39)Лексический анализ. Замените просторечное слово «ляпнуть» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно… Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

40)Лексический анализ. Замените книжное слово «надлежало» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом (синонимичным выражением). Напишите этот синоним. 1)На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора. Ответ:

 

Начало формы

41)Лексический анализ. Замените просторечное слово «здо́рово» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом (синонимичным выражением). Напишите этот синоним. (19)Винт здо́рово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате. Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

42)Лексический анализ. Замените книжное устаревшее слово «благодеяние» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно́: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости Ответ:

 

 

Начало формы

43)Лексический анализ. В предложениях 1–7 найдите синоним к словам «простой, незамысловатый». Выпишите этот синоним. (1)Солнце садилось. (2)Вокруг пахло вечерней прохладой. (3)Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5)Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь. Ответ:

Начало формы

44)Лексический анализ. Замените разговорное слово «зашушукались» из предложения 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (26)Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову. Ответ:

 

Начало формы

45)Лексический анализ. Замените просторечное слово «вызволить» из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. – (12)Я сейчас тебя вызволю! – кричит он, точно собака понимает его. Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

46)Лексический анализ. Замените книжное слово «вторгаться» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками. Ответ:

 

Начало формы

47)Лексический анализ. В предложениях 34–40 найдите устаревшее слово с лексическим значением «большая наезженная дорога». Выпишите это слово.

(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.

(37)Мама. (38)Мамочка.

(39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери.

Ответ:

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

48)Лексический анализ. В предложениях 24–27 найдите слово с лексическим значением «испытанный, надёжный товарищ». Выпишите это слово. (24)Отныне медведь сидит у меня в гараже на самом видном месте, а иногда я устанавливаю его на вилку мотоцикла, и мы катаемся по городу или в мотоколоннах. (25) Соратники из клуба сначала смеялись, а потом привыкли, и игрушка даже в некотором роде стала нашим талисманом. (26)У меня давно была мечта – свой клуб для байкеров, и я его открою. (27)Я даже придумал ему название – «Одноглазый медведь». Ответ:

 

Начало формы

49)Лексический анализ. Замените книжное слово «непреходящего» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (1)Нина уже давно существует в состоянии непреходящего душевного напряжения Ответ:

 

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

50)Лексический анализ. Замените разговорное слово «почище» в предложении 49 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (49)Прежде, года три назад, с таким выражением Верочка кидалась драться (и дралась почище мальчишек) Ответ:

 

Начало формы

51)Лексический анализ. Замените разговорное слово «чудились» из предложения 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие Ответ:

Начало формы

52)Лексический анализ. Замените разговорное слово «болтали» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном Ответ:

 

Начало формы

53)Лексический анализ. Замените разговорное слово «долговязый» из предложения 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (30)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать... Ответ:

 

Начало формы

54)Лексический анализ. Замените книжное слово «трепет» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (2)И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности. Ответ:

 

Начало формы

55)Лексический анализ. Замените просторечное слово «стырил» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом (синонимичным выражением). Напишите этот синоним. (22)Кнабель, это ты стырил книгу? Ответ:

 

Начало формы

56)Лексический анализ. Замените разговорное слово «страшно» из предложения 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (2)Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. Ответ:

 

Начало формы

57)Лексический анализ. Замените разговорное слово «(не) вздумала» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его. Ответ:

 

Начало формы

58)Лексический анализ. Замените разговорное слово «раз» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (34)Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг! Ответ:

 

Начало формы

59)Лексический анализ. В предложениях 34–39 найдите разговорный синоним к слову «сказал». Выпишите этот синоним.

(34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь. (35)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (36)Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.

(37)Дверь открыла Алла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки астры:

– Это тебе... эти ледянистые...

(39)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, сл



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: