Тест на проверку способности саморегуляции.




Занятие 5. Внимание, наблюдательность, воображение в деятельности педагога

Цель:

1. Раскрыть значение данных навыков в деятельности учителя, Развить навыки управления вниманием

2. С помощью специальных упражнений тренировать професионально-педагогические особенности внимания, наблюдательности и воображения.

Теоретическая часть:

1. Значение воображения и внимания в деятельности учителя.

2. Воображение как разновидность образного педагогического мышления. Физическая свобода.

3. Внимание и наблюдательность как профессиональные умения учителя.

Практическая часть включает:

· Упражнения на выработку мышечного контроля

· Упражнения на развитие фантазии

· Упражнения на развитие навыков управления вниманием, на развитие умения переключать и распределять внимание

· Упражнения на уяснение сущности и целесообразности педагогического воображения

· Упражнения для тренировки зрительной памяти и наблюдательности.

· Литература: 3, 23, 24, 26, 39, 48, 56, 68, 72.

 

Обязательные Творческие задания:

1. Пользуясь дополнительной литературой, составьте таблицу «Управление эмоциональным состоянием»:

Показатели эмоционального состояния Способы саморегуляции
Хорошее настроение  
Выдержка  
Спокойствие  
Внимательность  
Доброжелательность  
Оптимизм  
………………  

Литература:

1. Беляв Г.С. и др. Психологическая саморегуляция Л., 1983.

2. Водейко Р.И., Мазо Г.Е. Как управлять собой. Минск., 1983.

3. Гримак А.П. Резервы человеческой психики М., 1989

4. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М., 1986.

5. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства. М., 1989.

6. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. М., 1991

7. Кочетов И.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск, 1991

8. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1990.

9. Макаренко А.С. Проблемы щкольного советского воспитания //Пед. соч.: В 8т. – Т. – С.196-201

10. Немов Р.С. Психология. Кн.2. Психология образования. М., 1994

11. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991

12. Сухомлинский В.А. Сто советов учителя//Избр. произв.: В 5 т. – Т. 2

13. Сытин Г. Приемы самовнушения//Воспитание школьников. 1991-№2, 5, 6, 1992- №1-2, №3-4, 1993- №1, 2.

Тест на проверку способности саморегуляции.

Ответьте «да» или «нет» на вопросы, касающиеся самочувствия и настроения:

1. Вы всегда спокойны и выдержаны.

2. Ваше настроение, как правило мажорное

3. Во время занятия в аудитории и дома вы всегда внимательны и сосредоточены

4. Вы умеете управлять своими эмоциями

5. Вы всегда внимательны и доброжелательны в общении с товарищами и близкими

6. Вы легко усваиваете изученный материал

7. У вас нет вредных привычек, от которых хотелось бы избавиться

8. Вам не приходилось жалеть, что в какой-то ситуации вы вели себя не лучшим образом

Оценка результатов.

· Если на большинство вопросов вы ответили «да», то это свидетельствует о спокойствии, умении управлять собой или о завышенной самооценке.

· Если на большую часть вопросов вы ответили «нет», то это говорит о тревожности, неуверенности. Неудовлетворенности собой, самокритичности.

· Смешанные ответы (да и нет) указывают на умение видеть свои недостатки, а это первый шаг к самовоспитанию.

Задание 3.

Изучив литературу по теме, заполните сравнительную таблицу:

Стиль общения   Демокра- тический   Авторитарный   Либеральный
Основные характеристики
Характер отношения к ребенку      
Методы и приемы      
Возможный результат воспитания      
Методы и приемы      
Возможный результат воспитания      

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.М.,1985.

3. Айзенк Г. Проверьте свои способности. М., 1992.

4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.,1990.

5. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

6. Белозерцев Е.П.Подготовка учителя в условиях перестройки М. 1989.

7. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М., 1986.

8. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

9. Борисова Л.Г. Молодой учитель: труд, быт, творчество. М., 1984.

10. В.О.Пунский. Азбука учебного труда. М., 1988.

11. Введение в педагогическую культуру: Учеб.пособие / под ред. Е.В.Бондаревской. Ростов – на –Дону., 1995.

12. Введение в специальность: Учебное пособие для студ. пед. инс../ под ред. Л.И.Рувинского. М., 1990.

13. Водейко Р.И., Мазо Т.Я. Как управлять собой: Психолого-физиологическая саморегуляция. Минск, 1983.

14. Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность. Педагогика, №2 – 1995.

15. Граник Г.Г. Как учить школьников работать с учебником. М., 1987.

16. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.

17. Гончарова Т.И. Когда учитель – властитель дум.

18..Добрович А. Общение: наука и искусство. М., 1996.

19. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. М., 1986.

20. Грибов Ю.А. Психолого-педагогические условия творческого самовыражения ученика и учителя. // Вопросы психологии., №2 – 1989.

21. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М., 1986.

22. Ерастов Н. П. Методика самостоятельной работы. М., 1985.

23. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. М., 1987.

24. Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителя. М., 1986.

25. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1980.

26. Кан – Калик В.А. Педагогическое творчество.М.,1990.

27. Кан –Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

28. Караковский В.А. Любимые мои ученики. М., 1987.

29. Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать на людей влияние. М., 1990.

30. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1990.

31. Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. М., 1985.

32. Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. М., 1988.

33. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. М., 1987.

34. Кочетов А.И, Как заниматься самовоспитанием. Минск, 1991.

35. Кузьмина Н.В. Способность, одаренность, талант учителя. Л., 1985.

36. Куриленко Т.М. Задачи и упражнения по педагогике. Минск, 1970.

37. Л.Г.Квиткина. Научное творчество студентов. М., 1982.

38. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М., 1994.

39. Левитан Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1985.

40. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

41. Личность в педагогической деятельности./под ред.Рогова Е.И. М.,1994.

42. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1992.

43. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя.// Педагогика, №6 – 1995.

44. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

45. Маркуша А.А. Если Вы учитель. М., 1989.

46. Методы системного педагогического исследования / под ред. Н.В.Кузьминой Л., ЛГПУ, 1980.

47. Мишина Л.К. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

48. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986.

49. Новое педагогическое мышление/ под ред. А.В.Петровского М., 1988.

50. Орлов А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность. Педагогика, № 6 – 1995.

51. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

52. Основы педагогического мастерства /под ред. И.А.Зязюна Киев, 1987.

53. Осухова Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога.// Педагогика, №3 –4, 1992.

54. Педагогический поиск./ сост. И.Н.Баженова. М.,1990.

55. Пискунов А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание.// Педагогика, №4 – 1995.

56. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.

57. Профессиональная культура учителя. / под ред. Сластенина В.А. М., 1993.

58. Профессия – учитель: Беседы с молодыми учителями /под ред. Онушкина В.Г. М., 1988.

59. Раченко И.П. НОТ учителя.М.,1989.

60. А.Резник. Картотека вместо конспекта. // Нар.обр., №3 - 1991.

61. Ризз Г. И. Размышления о педагогической деятельности, культуре, мастерстве.// Педагогика, № 4 – 1995.

62. Рубакин Н.А. Как заниматься самообразованием. М., 1962.

63. Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. М., 1983.

64. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности // Психологические исследования, №4, 1983.

65. Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М., 1986.

66. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Профессионально – педагогическая подготовка современного учителя.// Сов. Педагогика, №10 – 1991.

67. Соловейчик С.Л. Час ученичества. М., 1989.А

68. Учителю о педагической технике / под ред. Л.И.Рувинского. М., 1987.

69. Учитель, которого ждут: Из опыта работы Полтавского пединститута./ под ред. И.А.Зязюна М., 1988.

70. Учись читать, размышлять, выступать. М., 1980.

71. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.

72. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация, теория и методика. М., 1992.

73. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. М., 1988.

74. Храпов В.Е. Твой лучший учитель, школа! М., 1989.

75. Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. Киев, 1990.

76. Якобсон С.Г. Становление этической регуляции поведения. М., 1981.

 

Список обязательной литературы:

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.,1990.

2. Введение в специальность: Уч.пособие для студентов пед.инст./под ред. Рувинского Л.И. М.,1990.

3. Введение в педагогическую культуру: Уч.пос. под ред. Е.В.Бондаревской. Ростов-на-Дону, 1995.

4. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М., 1986.

5. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. М., 1990.

6. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. М.,1987.

7. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

8. Основы педагогического мастерства. Под ред. И.А.Зязюна. Киев., 1987.

9. Педагогический поиск. Сост. И.Н.Баженова. М.,1990.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: