Методические рекомендации. Методические рекомендации по предупреждению или коррекции школьной и социальной




Методические рекомендации по предупреждению или коррекции школьной и социальной дезадаптации детей

 

Выполнила:

студентка II курса группы СДО-26

Алтынбаева Гульназ

 

 

г.Стерлитамак, 2020

Методические рекомендации по предупреждению или коррекции школьной и социальной дезадаптации детей

Актуальность:

В соответствии с федеральным законодательством, основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ являются:

· Обеспечение воспитания, образования и развития детей;

· Поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

· Создание условий для обеспечения психологической безопасности детей в ОУ, защиты их основных социальных прав В качестве приоритетных направлений реализации «Стратегии действий в интересах детей Вологодской области (2012-2017 гг.)» определены следующие:

· Обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях.

· Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения

 


 

В условиях образовательного учреждения адаптация рассматривается как процесс приспособления обучающихся к требованиям и условиям учебной деятельности, социальному окружению.

Адаптация - это процесс активного освоения личностью внешней среды условия обучения в основной школе с целью приспособления ее к своим индивидуальным интересам, склонностям, возможностям.

Дезадаптация - это социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него (ребенка) конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию.

Учебная дезадаптация – рассматривается как социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию.

Социальная дезадаптация – характеризуется серьезными проблемами в личностном и в социальном развитии ребѐнка, вызванные нарушением социальных связей и межличностных отношений с семьѐй, сверстниками.

Дезадаптация развивается поэтапно в двух аспектах – деятельностном и в сфере отношений.

В учебной деятельности при неблагоприятном развитии школьной ситуации развитие дезадаптации проходит 5 этапов:

- первичные трудности в учебе (1 этап) перерастают в пробелы в знаниях (2 этап);

- отставание в усвоении программы по одному или нескольким предметам (3 этап)

– переходит в неуспеваемость частичную или общую (4 этап);

- далее возможен крайний случай

– отказ от учебной деятельности

– ребенок может перестать посещать учебные занятия (5 этап). В сфере социальных отношений отрицательная динамика выражается в том, что первично возникшее напряжение ребенка в отношениях с родителями и педагогами (1 этап) перерастают в смысловые барьеры (2 этап), в эпизодические (3 этап) и систематические конфликты (4 этап), и как крайний случай

– в разрыв личностнозначимых для него отношений (5 этап). Педагогами, как правило, причины таких изменений в поведении ребенка чаще всего не связываются с влиянием школы, им дается однозначная оценка

– «не хочет учиться», «у него плохое поведение».

Методические рекомендации

1. Формирование социальной компетентности, общения, навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях

2. Развитие самопознания дошкольников в различных социальных ситуациях.

3. Определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях.

4. Работа по развитию навыков эффективного взаимодействия и социальной компетентности дошкольников

5. Обучение навыкам анализа ситуаций общения

6. Обучение навыкам эмоционального самоконтроля в общении

7. Создание условий для обращения участников к собственному опыту общения

8. Обучение навыкам эффективного взаимодействия в конфликте

9. Работа с семьей, направленная на развитие психологической компетентности родителей.

10. Искать пути преодоления педагогической запущенность в школе

11. Отстаивать права, интересы педагогически запущенных детей школы.

Вывод

Необходимо настроить подростков на новый положительный лад, показать им что процесс обучения имеет свои плюсы. В задачу педагогов и психологов входит рассказать о минусах асоциальной жизни и о плюсах нормальной. Важно чтобы специалисты постарались создать положительную педагогическую среду для лиц, подвергшихся социальной дезадаптации. Социально-психологическая адаптация учащихся затруднена в условиях ее связи с интеллектуальными и эмоциональными компонентами адаптации при одновременном отсутствии эмоционального сопровождения интеллектуальных процессов.

Учебная мотивация является значительным фактором, влияющим на адаптационные процессы. Неразвитость внутренних мотивов учения, а также широко представленные отрицательные мотивы у учеников замедляют и ухудшают не только их социально-психологическую, но и интеллектуальную и эмоциональную адаптацию. На общий результат школьной адаптации оказывают влияние внешние факторы в виде условии обучения, отношения и представлений родителей и учителей.

Список используемой литературы:

1. Опросник для изучения особенностей адаптации первоклассников к школе. https://medlec.org/lek3-83507.html - Л. М. Ковалевой, Н. Н. Тарасенко

2. «Школьная дезадаптация первоклассников и способы ее диагностики» Колеганова Татьяна Анатольевна https://nsportal.ru

3. Школьная дезадаптация. https://psyh.info

4. Психолого-педагогический мониторинг https://gigabaza.ru/download/49732.html/

5. Варламова А.Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005.

6. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей иподростков. - М., 2009.

7. Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. - М., 2008.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: