Методические рекомендации по предупреждению или коррекции школьной и социальной дезадаптации детей
Выполнила:
студентка II курса группы СДО-26
Алтынбаева Гульназ
г.Стерлитамак, 2020
Методические рекомендации по предупреждению или коррекции школьной и социальной дезадаптации детей
Актуальность:
В соответствии с федеральным законодательством, основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ являются:
· Обеспечение воспитания, образования и развития детей;
· Поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
· Создание условий для обеспечения психологической безопасности детей в ОУ, защиты их основных социальных прав В качестве приоритетных направлений реализации «Стратегии действий в интересах детей Вологодской области (2012-2017 гг.)» определены следующие:
· Обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях.
· Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения
В условиях образовательного учреждения адаптация рассматривается как процесс приспособления обучающихся к требованиям и условиям учебной деятельности, социальному окружению.
Адаптация - это процесс активного освоения личностью внешней среды условия обучения в основной школе с целью приспособления ее к своим индивидуальным интересам, склонностям, возможностям.
Дезадаптация - это социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него (ребенка) конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию.
Учебная дезадаптация – рассматривается как социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию.
Социальная дезадаптация – характеризуется серьезными проблемами в личностном и в социальном развитии ребѐнка, вызванные нарушением социальных связей и межличностных отношений с семьѐй, сверстниками.
Дезадаптация развивается поэтапно в двух аспектах – деятельностном и в сфере отношений.
В учебной деятельности при неблагоприятном развитии школьной ситуации развитие дезадаптации проходит 5 этапов:
- первичные трудности в учебе (1 этап) перерастают в пробелы в знаниях (2 этап);
- отставание в усвоении программы по одному или нескольким предметам (3 этап)
– переходит в неуспеваемость частичную или общую (4 этап);
- далее возможен крайний случай
– отказ от учебной деятельности
– ребенок может перестать посещать учебные занятия (5 этап). В сфере социальных отношений отрицательная динамика выражается в том, что первично возникшее напряжение ребенка в отношениях с родителями и педагогами (1 этап) перерастают в смысловые барьеры (2 этап), в эпизодические (3 этап) и систематические конфликты (4 этап), и как крайний случай
– в разрыв личностнозначимых для него отношений (5 этап). Педагогами, как правило, причины таких изменений в поведении ребенка чаще всего не связываются с влиянием школы, им дается однозначная оценка
– «не хочет учиться», «у него плохое поведение».
Методические рекомендации
1. Формирование социальной компетентности, общения, навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях
2. Развитие самопознания дошкольников в различных социальных ситуациях.
3. Определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях.
4. Работа по развитию навыков эффективного взаимодействия и социальной компетентности дошкольников
5. Обучение навыкам анализа ситуаций общения
6. Обучение навыкам эмоционального самоконтроля в общении
7. Создание условий для обращения участников к собственному опыту общения
8. Обучение навыкам эффективного взаимодействия в конфликте
9. Работа с семьей, направленная на развитие психологической компетентности родителей.
10. Искать пути преодоления педагогической запущенность в школе
11. Отстаивать права, интересы педагогически запущенных детей школы.
Вывод
Необходимо настроить подростков на новый положительный лад, показать им что процесс обучения имеет свои плюсы. В задачу педагогов и психологов входит рассказать о минусах асоциальной жизни и о плюсах нормальной. Важно чтобы специалисты постарались создать положительную педагогическую среду для лиц, подвергшихся социальной дезадаптации. Социально-психологическая адаптация учащихся затруднена в условиях ее связи с интеллектуальными и эмоциональными компонентами адаптации при одновременном отсутствии эмоционального сопровождения интеллектуальных процессов.
Учебная мотивация является значительным фактором, влияющим на адаптационные процессы. Неразвитость внутренних мотивов учения, а также широко представленные отрицательные мотивы у учеников замедляют и ухудшают не только их социально-психологическую, но и интеллектуальную и эмоциональную адаптацию. На общий результат школьной адаптации оказывают влияние внешние факторы в виде условии обучения, отношения и представлений родителей и учителей.
Список используемой литературы:
1. Опросник для изучения особенностей адаптации первоклассников к школе. https://medlec.org/lek3-83507.html - Л. М. Ковалевой, Н. Н. Тарасенко
2. «Школьная дезадаптация первоклассников и способы ее диагностики» Колеганова Татьяна Анатольевна https://nsportal.ru
3. Школьная дезадаптация. https://psyh.info
4. Психолого-педагогический мониторинг https://gigabaza.ru/download/49732.html/
5. Варламова А.Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005.
6. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей иподростков. - М., 2009.
7. Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. - М., 2008.