Задачи и особенности организации внеклассных занятий




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ (тезисы)

Лекция 1. Предмет методики преподавания технологии как учебной дисциплины. Цели обучения технологии в начальных классах. Содержание начального курса технологии. Задачи, содержание.

 

Трудовое обучение – учебный предмет в школе, компонент образовательной области «Технология», главной задачей которого является развитие технологического мышления учащихся, формирование у них общетрудовых, политехнических знаний, умений, основ технологической культуры, сенсомоторных, манипуляторных навыков, необходимых для трудового, экономического воспитания, профессионального и жизненного самоопределения.

Предмет “Технология” в начальной школе – компонент образовательной области «Технология», – это первоначальная ступень трудовой технологической подготовки учащихся, призванная стать органическим звеном в системе воспитания и развития личности. Реализация технологической подготовки в трудовом обучении способствует интеграции познавательной, созидательной и преобразовательной деятельности учащихся, что особенно важно в начальных классах. В осуществлении этой задачи особое место отводится урокам трудового обучения, основная особенность которых – преобладание практической деятельности, направленной на преобразование предметной реальности.

“Технология” в начальной школе предусматривает: формирование простейших технико-технологических знаний; овладение основными способами деятельности, направленными на социализацию личности; экономическое, эстетическое, экологическое, нравственное воспитание; интеллектуальное и физическое развитие; знакомство с основными сферами трудовой деятельности человека.

Отбор содержания учебного предмета осуществлен на основе принципов социально трудовой необходимости и личностной достаточности, культуросообразности, преемственности, пропедевтичности, технологической вариативности, а также эволюционного преобразования “Трудового обучения” с сохранением его лучших традиций.

· Основываясь на сложившихся традициях, в содержании обучения труду сохранены традиционные разделы “Технология обработки материалов (бумаги, картона, текстиля, природных материалов)”,

· Реализация принципа культуросообразной деятельности осуществляется через все разделы, но основное внимание уделяется на “Технологии ремесел”.

· Опора на потребностно-мотивационную сферу, опыт личности, учет ее психофизиологических и социальных возможностей способствует достижению личностной достаточности содержания обучения. Оно структурировано в виде набора относительно самостоятельных, имеющих логическую завершенность, структурных единиц - разделов, содержание и количество которых определяется целями изучения учебного курса.

· Принцип технологической вариативности наиболее четко проявляется при изучении раздела “Технология ремесел” с учетом региональных, местных особенностей и профессиональной компетентности учителя.

Целью изучения учебного предмета “Технология” в начальной школе является формирование технологической грамотности младших школьников, как основы технологической культуры.

Основными задачами являются:

• удовлетворение потребностей детей в трудовой деятельности, в реализации творческих замыслов в процессе учебно-трудовой, преобразовательной и созидательной деятельности;

• формирование элементарных технико-технологических знаний как компонента мировоззрения – технической и технологической картины мира;

• формирование опыта созидательной и преобразовательной деятельности по созданию потребительных стоимостей, включающего овладение способами деятельности по выполнению основных технологических операций ручного труда в бытовой сфере как необходимое условие успешной социализации в современных социально-экономических условиях;

• формирование культуры труда и поведения в процессе трудовой деятельности и общения, развитие технических, интеллектуальных способностей, сенсорных, двигательных и манипуляционных навыков;

• формирование интереса к трудовой деятельности, первоначальное знакомство с основными сферами трудовой деятельности.

Программа по технологии в соответствии с требованиями Стан­дарта предусматривает решение следующих задач:

· развитие сенсорики и моторики рук, пространственного во­ображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации;

· формирование представлений, раскрывающих роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, пер­воначальных представлений о мире профессий; овладение началь­ными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и обще­ственно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать ком­пьютерную технику для работы с информацией в учебной деятель­ности и повседневной жизни;

· воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуни­кативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;

· развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план дей­ствий и применять его для решения практических задач.

С учетом специфики данного учебного предмета программный материал каждого года обучения представлен четырьмя разделами: «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культу­ры труда», «Технология ручной обработки материалов. Элемен­ты графической грамоты», «Конструирование и моделирование», «Практика работы на компьютере (использование информацион­ных технологий)».

Первый раздел — «Общекультурные и общетрудовые компетен­ции. Основы культуры труда» — состоит из четырех структурных единиц: «Трудовая деятельность в жизни человека», «Содержание труда людей ближайшего окружения», «Процесс труда», «Перво­начальные умения проектной деятельности». В них на основе зна­комства с особенностями труда, быта, ремесел родного края рас­крывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды, формируются первоначальные представления о мире профессий, эстетическая культура; содержится информа­ция о ручном, механизированном и автоматизированном труде; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников и роли в ней учителя; дается общее представление о проектной деятельности.

Освоение учащимися проектной деятельности по предметной области «Технология» следует начинать со 2 класса. Особенность ее содержания состоит в том, что проекты носят наглядный, прак­тический характер, ставят близкие и важные для ребенка цели (изготовление моделей для уроков по окружающему миру, мате­матики, для внеурочной игровой деятельности и т. п). Организуя проектную деятельность, важно активизировать детей на самосто­ятельное обоснование проекта, выбор конструкции и ее улучше­ние, отбор материалов и экономное их расходование, продумыва­ние последовательности проведения работ.

Второй раздел — «Технология изготовления изделий из раз­личных материалов (опыт практической деятельности)» — состо­ит из следующих структурных единиц: «Природные материалы», «Искусственные материалы», «Полуфабрикаты», «Поиск и приме­нение информации для решения технических и технологических задач». Распределение материалов по классам осуществляется на основе принципа доступности, с постепенным увеличением сте­пени технологической сложности изготавливаемых изделий, учи­тывая при этом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

Структурные единицы содержат информацию по применению материалов, наблюдение и опытное исследование некоторых их свойств как отдельно, так и в сравнении друг с другом, краткую характеристику технологических операций, описание практиче­ских работ, перечень объектов труда и творческие задания. В этом разделе учащиеся знакомятся с информацией, необходимой для решения технических, технологических и практических задач, что обеспечивает самостоятельную деятельность детей при конструи­ровании изделий из различных материалов.

Учитель вправе с учетом региональных особенностей, нацио­нальных традиций, возможностей школы вносить коррективы в перечень практических работ и объектов труда. На изготовление рекомендуемых изделий может быть затрачено от одного до четы­рех уроков.

Третий раздел — «Конструирование и моделирование» — пред­ставлен следующими структурными единицами: «Конструирова­ние. Сборка моделей из деталей конструктора», «Использование измерений для конструирования и решения практических задача, «Моделирование пособий для различных уроков».

В этом разделе происходит знакомство с понятиями «конструк­ция изделия», «модель»; формируются первоначальные представ­ления о видах конструкций и различных способах их сборки. В разделе «Конструирование и моделирование» представлены кон­струкции изделий (пособий), необходимых для других предметных областей. Естественным результатом изготовления этих пособий является проверка их в действии на других уроках (функциональ­ная составляющая изделия).

Четвертый раздел — «Практика работы на компьютере» — пред­усматривает обучение младших школьников использованию ком­пьютерных программ как средства учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников (работе с которыми целенаправленно обучаются дети).

Учебные материалы для 4 класса позволяют организовывать практическую работу детей с электронным справочником для формирования первоначальных умений, использовать электрон­ные справочники и энциклопедии для поиска информации.

Программа предполагает обучение младших школьников уме­нию организовать работу по самообразованию с использованием программных средств. В частности, дети учатся работать с трена­жерами.

Особое внимание при изучении вышеуказанных разделов про­граммы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиены, умению экономить материалы, бережно отно­ситься к инструментам, приспособлениям.

Программа предусматривает обязательное сочетание индивиду­альной работы, работы в малых группах и коллективной работы, что особенно актуально для малокомплектных или разновозраст­ных классов сельской школы. Готовые работы желательно исполь­зовать на уроках по другим предметам, при организации школь­ных выставок, конкурсов, ярмарок, при оформлении школьных и домашних помещений, для подарков.

 

 

Лекция 2. Особенности оснащения предмета технологии в начальной школе. Оснащение курса технологии в начальной школе. Приемы работы с колющими (циркуль, игла, шило) инструментами. Приемы работы с режущими (ножницы, нож) инструментами.

В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Обучение школьников технике безопасности в обращении с любыми инструментами также следует отнести к важнейшим вопросам культуры и организации работы. Учителю необходимо познакомить детей с соответствующими правилами и добиваться строгого и неукоснительного их соблюдения. Эту работу нужно проводить систематически и последовательно, по мере включения в деятельность тех или иных инструментов, наряду с освоением приёмов и культуры труда. Во время первого знакомства с инструментом учитель должен рассказать о правилах обращения с ним, продемонстрировать их и по возможности выполнить со- ответствующие упражнения с учениками. В дальнейшем придётся постоянно напоминать детям о правилах безопасности, следить за их соблюдением, а при необходимости специально отрабатывать в упражнениях.

Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, схемы по бисероплетению, трафареты букв.

Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.

Лекция 3 Формы организации обучения технологии. Урочная и внеурочная формытехнологической подготовки младших школьников. Виды внеклассной работы по технологии,требования к ним. Планирование внеклассной работы потехнологии. Схема конспекта внеурочного занятия

Формы внеклассной работы по обслуживающему труду

К внеклассным формам работы с учащимися относятся: экскурсии на предприятия сферы обслуживания, встречи с ветеранами труда, конкурсы по профессии.

Рассмотрим каждую из этих форм в отдельности.

Экскурсии. Программой трудового обучения предусматривается проведение производственных экскурсий в каждом классе. Основная цель экскурсии состоит в том, чтобы дать школьникам общее представление о современном производстве, познакомить их со структурой предприятий общественного питания, швейных фабрик или ателье, с условиями и спецификой работы на них, но главное — наглядно продемонстрировать производительный труд и рассказать о его сущности, о современной технике и технологии производства.

Экскурсии заранее планируются и являются органической составной частью учебно-воспитательной работы по трудовому обучению. Во время экскурсии учащиеся глубже осознают необходимость изучения курса трудового обучения, на конкретных примерах убеждаются в общественной значимости профессий сферы обслуживания.

Темы экскурсий, их цели и характер согласуют с требованиями программы. В начальных классах обычно проводят только ознакомительные экскурсии, способствующие усвоению школьниками отдельных тем или разделов программы.

Методика проведения экскурсий. Методика проведения экскурсий предполагает подготовку к экскурсии, ее проведение и подведение итогов.

Подготовка к экскурсии начинается с составления плана ее проведения и выбора объекта, т.е. предприятия, которое учащиеся должны будут посетить. Исходя из цели экскурсии, учитель определяет вопросы, на которые школьникам следует обратить особое внимание. Затем он договаривается с организаторами экскурсий на предприятии или добивается разрешения того, чтобы провести ее самому. Намечая план маршрута, преподаватель продумывает, как обеспечить безопасное передвижение учащихся по территории предприятия, как сделать экскурсию менее утомительной и в то же время более содержательной.

Чтобы повысить активность учащихся во время экскурсии, необходимо дать им план проведения и вопросы, на которые нужно будет ответить по окончании экскурсии, а также индивидуальные задания.

Задание к экскурсии

Запишите в тетради название предприятия.

Какие виды работ выполняются в основных цехах предприятия?

Назовите современное оборудование, используемое в его цехах.

Расскажите, работники каких основных профессий работают на предприятии.

Что больше всего вам понравилось на предприятии?

Задачи и особенности организации внеклассных занятий

Основу учебной и воспитательной работы с учащимися составляют обязательные занятия. Здесь обучение и воспитание проводится по определенной системе, под постоянным руководством учителя. Однако эта работа продолжается и после учебных занятий. Внеучебное время занимает значительное место в жизни ученика. Поэтому надо помочь ему правильно организовать это время, чтобы оно было разумно использовано для отдыха, культурного развлечения и занятия любимым делом. Внеклассная деятельность является дальнейшим развитием той работы, которая проводится на уроке в соответствии с обязательными для всех школьников учебными программами. Вместе с тем она не дублирует урок, имеет свою специфику.

Под влиянием, громадных успехов в развитии социалистического производства, науки и техники у школьников возникают и развиваются различные интересы, далеко выходящие за пределы требований учебных программ. Удовлетворить все их на уроке совершенно невозможно. Для этого необходимо организовать занятия с отдельными учениками по их интересам во внеучебное время, создать кружки. Внеклассные занятия дают возможность широко проводить с учениками различные виды работ, упражняющие их как умственно, так и физически, помогают воспиты­вать у них интерес к науке и технике, любовь к творческому труду, учат их мечтать и действовать. Одной из задач внеклассной работы является углубление общенаучных и специальных знаний и развитие политехнического кругозора учащихся, выявление творческих способностей и дарований и содействие их всестороннему развитию, воспитание у учащихся творческой инициативы и самостоятельности. Велика роль внеклассной работы в ознакомлении школьников с производственными профессиями и в оказании им помощи при выборе своего жизненного пути.

Кружковые занятия по техническому творчеству и труду

Основной формой организации внеклассной работы по техническому творчеству и труду является кружок. Занятия в кружке характеризуются регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы. Цель этих занятий — воспитание у школьников интереса и любви к технике и труду, развитие технического творчества и формирование у них умений и навыков рационализаторской деятельности. Кружки могут быть различного профиля. Типы их определяются содержанием работы и темы, учебными и воспитательными задачами, которые они решают. В практике работы школы в настоящее время сложились следующие типы кружков технического творчества учащихся:

а) предметно-технические (физические, химические, математические, чертежные, электрорадиотехнические и др.). Во многих школах кружки этого типа часто называются просто предметными;

б) творческие конструкторские (кружки рационализаторов и изобретателей, конструкторские кружки по радиоэлектронике, телемеханике и кибернетике, авиамоделизму, судомоделизму, лего конструирование и др.);

Лекция 4. Планирование системы уроков. Особенности уроков технологии. Дидактические требования к урокам технологии. Виды и типы уроков технологии. Структура уроков технологии.

Современный, унифицированный подход к решению образовательных задач в рамках образовательной области “Технология”, заключается в следующем: в процессе активной познавательной деятельности младшие школьники овладевают основами трудовой деятельности, знакомятся с простейшими технологиями преобразования доступных материалов, овладевают опытом творческой деятельности. Овладение учащимися опытом творческой деятельности предполагает формирование определенной готовности ученика к поиску решения “новых” для него проблем и творческому преобразованию действительности через выстраивание системы творческих заданий, направленных на развитие мышления, в том числе технического, и овладения трудовыми умениями.

Уроки технологии реализуют выше названный подход в двух направлениях. Первое - развитие личности ребенка во всем возможном многообразии: развитие психических качеств(мышление, воображение, память, внимание, речь), эстетического вкуса, потребности в практической творческой деятельности, а также развитие элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей. Вторая – формирование обобщенных технико-технологических знаний и умений по ручной обработке доступных детям материалов.

Названные линии реализуются содержательно через продуманную систему упражнений и изделий, подобранных соответственно учебным задачам; через выполнение творческих заданий обобщающего характера. В связи с этим все задания отвечают следующим требованиям:

1. Выполнение задания, в том числе и изготовление изделия, не есть цель урока. Задание лишь средство решения конкретных учебных задач.

2. Любое задание должно быть доступно для его выполнения, но, в то же время, обязательно содержать не более одного-двух новых знаний и новых умений, которые могут быть “открыты” и освоены детьми в ходе его выполнения.

3. Изделия, предлагаемые детям для изготовления на уроках трудового обучения, не могут носить случайный характер, а должны отвечать цели и задачам каждого урока и быть простроены в четко продуманную последовательность.

4. Задания должны давать учащимся широкий спектр знаний о мире, развивать мышление, в том числе техническое, духовные качества личности.

Методическиидеи реализуются через деятельностный подход к обучению, использование продуктивных методов. Это эвристические беседы; поисковая, исследовательская деятельность детей по “открытию” новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов, поиск возможных и рациональных способов их обработки через упражнения-пробы, поиски правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции или конструкции и т.д.

На каждом уроке необходимо наличие образца (схожих образцов), образца в разборе, отдельных узлов со скрытыми конструктивными особенностями, схем, чертежей, эскизов. Этообеспечивает учащимся, с одной стороны, возможность восприятия образца (схожих образцов)со всеми их конструктивными особенностями, а с другой стороны – позволяет при предметном(образном) созерцании, обсудить эти конструктивные особенности и выявить конструкторско-технологические проблемы, организовать поиск возможных путей решения выявленных проблем. Неполная информация о необходимых для каждой конкретной работы материалов, инструментов, приспособлений исключает непродуктивный подход, когда все данные известны, астимулирует поиск необходимого, чем решает задачу формирования умений самоконтроля у учащихся.Графическое изображение образцов (инструкционные карты) может быть использовано какна этапе анализа задания, так и в самостоятельной практической деятельности детей в качестве информационной поддержки. Иногда, если изображение достаточно «прозрачно», оно может заменить образец для анализа задания, что способствует развитию пространственности и образности.

 

 

Лекция 5. Понятие о конструирование и их общая характеристика. Понятие «конструирование» и «моделирования». Виды конструирования в начальной школе.

В начальных классах учащиеся выполняют различные виды работ: аппликации из бумаги, ткани, природных материалов, лепят поделки из пластилина, изготавливают изделия из тонкой проволоки, фольги, древесины. Значительное место занимают техническое моделирование и конструирование, которые призваны расширить знания учащихся об окружающей действительности, машинах, механизмах, их использовании в хозяйстве. Создавая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации.

В процессе работы младшие школьники создают различные по сложности, но доступные для выполнения конструкции из легкообрабатываемых материалов, пользуясь различными инструментами и приспособлениями. У детей отрабатываются навыки и умения, расширяется политехнический кругозор. Получая от учителя теоретические сведения, учащиеся узнают много новых слов, за счет технической терминологии происходит расширение словарного запаса.

Важно обратить внимание на методическую сторону использования детских изделий, их практическую направленность. Они могут служить наглядными пособиями, выставочными экспонатами, подарками. Из макетов различных сооружений можно построить макет улицы, на которой находится школа, модели машин можно использовать при изучении Правил дорожного движения.

Модель и моделирование. Роль технического моделирования для всестороннего развития учащихся велика. Мы живем в век техники, нас окружают различные машины, механизмы, приборы, аппаратура. Младшие школьники знают марки многих автомобилей, самолетов, танков, кораблей. Они пользуются автобусом, трамваем, троллейбусом, лифтом и другими машинами, владеют приемами работы на компьютере.

Значительное место занимает техническое моделирование и конструирование на уроках технологии и внеклассных занятиях в школе, где учащиеся получают первоначальные сведения о моделях, машинах знакомятся с технической терминологией, производством, рабочими профессиями.

Модель – слово многозначное, используется в различных отраслях знаний, производстве, технике. Под моделью в широком смысле подразумевают устройство, которое воспроизводит действительный объект (в большинстве случаев в уменьшенном виде) в научных, практических или спортивных целях.

В проектировании моделью называют изделие, являющееся трехмерным упрощенным изображением предмета в установленном масштабе. Модель является составной частью макета.

Учебная модель служит наглядным средством в работе с учащимися и является пособием, которое воспроизводит объект или его части в трехмерном измерении. Проще говоря, учебная модель - это копия действительного объекта, которая дает достаточно полное представление об его устройстве. Разумеется, это не исчерпывающее определение. Модели могут полностью воспроизводить объекты или передавать лишь общее сходство с ними. В первом случае модель является копией, во втором – стилизованной моделью.

Учащиеся начальных классов выполняют в основном стилизованные модели. Кроме того, они делают не только объемные, но и плоские модели, способом аппликации или монтажа на плоскости из отдельных деталей. Сюда относят силуэтные модели.

Модели могут быть подвижными и неподвижными.

Макет является разновидностью модели. Это слово имеет несколько смысловых оттенков, например макет книги, театральной декорации. В широком смысле макет – это также объемное изображение действительного объекта. Но есть характерная особенность: макетом обычно называют модели построек, ансамбля, города. Макет, который в точности, во всех деталях передает оригинал, называется моделью.

Моделирование – построение моделей, процесс познания действительных объектов, метод изучения технических сооружений, мыслительный и практический вид деятельности, непосредственно создание моделей. Техническое моделирование не следует понимать как простое воспроизведение готовых чертежей, копирование графических и наглядных изображений, хотя на начальных этапах обучения именно такой метод широко применяется в школьной практике и является ведущим в работе.

Развитие творческих способностей заключается именно в том, чтобы раскрыть суть моделирования, его принципы и закономерности. Для этого вначале нужно объяснить ход создания моделей. Вначале надо наметить объект моделирования. Далее определяем вид модели: контурная, стилизованная, модель-копия, объемная или плоская. После этого определяют нужный масштаб, намечают основные части, детали, выполняют эскиз, на основе которого создают рабочий чертеж. Затем полученные размеры переносят на обрабатываемый материал. Заключительный этап моделирования – отделка изделия и испытание его в действии. Таким образом, процесс моделирования можно расчленить на несколько этапов в зависимости от уровня подготовки учащихся. Если дети имеют опыт работы, моделирование может иметь такие этапы: 1) определение объекта моделирования; 2) подготовка рабочих чертежей; 3) составление плана работы, подбор материала; 4) исполнение намеченного плана.

На первых порах обучения дети работают по готовым эскизам и чертежам с использованием преимущественно репродуктивных, воспроизводящих методов. Частично применяются методы, способствующие умственному развитию учащихся, т.е. проблемные, исследовательские и др.

Моделирование и конструирование – это неотъемлемые части всей системы трудового обучения и воспитания, и здесь важно соблюдать все принципы дидактики. Учитель сообщает учащимся достоверные факты с учётом возрастных особенностей детей. Машины и механизмы - сложные конструкции, воплотившие в себе достижения науки и техники многих поколений. Младшим школьникам сообщают лишь основные исторические сведения, даётся краткая техническая справка, объясняется лишь общее устройства объекта без детализации. Таким образом реализуются принципы научности и доступности.

Чтобы учащиеся хорошо усвоили учебный материал, занятия следует проводить систематически, отрывочные знания без взаимности, как правило, быстро забываются. Последующий материал обязательно должен опираться на ранее полученные знания. В процессе работы необходима строгая последовательность: начинать моделирование и конструирование следует с простейших изделий, постепенно усложняя модели и конструкции до уровня творческого исполнения. Нарушение принципов систематичности и последовательности вызывает затруднение в работе.

В моделировании важно соблюдать принцип наглядности, так как создание моделей предполагает, хотя и в упрощённой форме, копирование существующих в действительности технических объектов. Средства наглядности готовят обычно заранее. С этой целью можно использовать диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, рисунки (напечатанные и выполненные от руки), готовые образцы, детские игрушки.

В настоящее время возникла необходимость беспрерывного пополнения знаний. Машины, механизмы, оборудование постоянно совершенствуются, обновляются, модернизируются. Информационный поток велик, и вполне понятно, что усвоить весь материал практически невозможно, поэтому важно, чтобы учащиеся поняли главное, основное, умели логически мыслить, самостоятельно ставить и решать задачи. Принцип прочности усвоения знаний заключается в том, чтобы учащиеся усвоили суть изложенного материала, могли воспроизвести его в памяти и применить на практике.

Конструирование.

Техническое конструирование – создание различных технических объектов. Мыслительная и практическая деятельность здесь направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты.

Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны, хотя подчас и наивны. Разумеется, младшие школьники не делают каких-либо открытий, но сам процесс конструирования ничем не отличается от работы взрослых.

Условно конструирование можно разделить на несколько этапов: 1) выяснение технической задачи, постановка которой требует создания образа будущего изделия; 2) определение путей решения технической задачи, разработка технологической документации; 3) исполнение намеченного плана.

Лекция.6. Работа со схемами и чертежами на уроках технологии. Основы графической грамоты. Виды чертежей в начальной школе. Анализ образца изделия.

В настоящее время очень распространена и востребована профессия дизайнера, которая предполагает высокий художественный вкус и графическую культуру. Поэтому развитие художественно-графических умений у учащихся - наиважнейший аспект обучения. Художественно-гра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: