Ребенок дерется
Вы в ужасе хватаетесь за голову: опять ребенок дерется! А может, обижают его? Опять воспитатели и учителя недовольны... Спокойствие, только спокойствие! Не впадайте в панику: всем типичным детским конфликтам у психологов есть объяснение.
С точки зрения возрастной психологии человек на каждом этапе своего развития решает важную проблему взаимоотношений с окружающим миром. Эти этапы примерно совпадают со ступенями системы образования. Соответственно, в одной группе детского сада или в классе собираются дети со схожими возрастными проблемами. Отсюда и типичные конфликты.
Способны ли дети самостоятельно «разрулить» эти проблемы? Возрастные психологи уверены: нет. Конечно, чем старше ребенок, тем больше у него опыта и возможностей выходить из трудных ситуаций без посторонней помощи. Но накапливать этот опыт лучше при участии доброжелательных взрослых. Родителям надо понять, что ждет малыша на раннем этапе развития, ненавязчиво вмешаться в конфликт и сделать тонкую настройку, которая научит ребенка самостоятельно справляться с трудностями в будущем.
ДЕТСКИЙ САД:РАННЯЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Малыши обычно попадают в садик в три года. Психологи считают этот возраст довольно сложным, да и родители наверняка слышали о пресловутом кризисе 3 лет. В этом возрасте ребенок начинает осознавать, что у него есть собственные желания. Это приводит к тому, что «хочу» становится для малыша важным и всеобъемлющим, а вот «надо» и «должен» он пока еще не усвоил.
Типичные конфликты:
Ребенок дерется. Причем пускает в ход кулаки, как только он чем-то недоволен. Его случайно задели или не дали игрушку, а он уже бросается на обидчика. Типичная ошибка взрослого - ругать малыша за проявление агрессии. Ребенок имеет право на злость и обиду. Надо лишь учить кроху правильно реагировать. Дома разыграйте следующие ситуации.
1. Не запрещайте мальчику отвечать ударом на удар, но объясните, что драться подушками можно, а железными машинками - нельзя. В процессе игры покажите, чем заканчивается драка: дети плачут, воспитатель всех наказывает, игрушка, из-за которой спорили, ломается. Запрет на выплеск агрессии подавляет личность ребенка, а задача взрослых не подавлять, а научить переводить агрессию в приемлемое в обществе русло.
2. Учите ребенка разрешать конфликты словами: предложить поменяться, начать играть в новую игру. Поиграйте в игру «как мирно забрать у Вани машинку» - пусть малыш фантазирует. Чем старше дошколенок, тем более хитрыми способами он сделает так, чтобы все были довольны. Следите за ним во время игры: рассудительному подскажите аргументы в его пользу, подвижному предложите начать такую игру, чтобы все побросали игрушки и смотрели ему в рот.
У ребенка отбирают игрушки, и он мстит. Вася отнял машинку? Малыш берет другую, чтобы треснуть обидчика. Типичная родительская ошибка в этой ситуации - останавливать ребенка, не давая ему защитить свою собственность и уговаривая отдать детям все свои вещи по первому требованию, лишь бы быть «хорошим мальчиком». Дайте ребенку право распоряжаться своими вещами - только так он поймет, что такое «мое и чужое».
Если ребенок и сам нередко покушается на чужое, проследите за собой: может, и вы никогда не спрашиваете у него разрешения взять его вещи? Беря у него что-то, всегда спрашивайте позволения, а потом благодарите.
Ребенок упрямится и не слушается. То есть ребенокнаходится в конфликте со взрослым - воспитателем. Эту проблему надо решать вместе с педагогом. Выслушайте его претензии, расскажите, как решаете подобные проблемы дома, и постарайтесь взглянуть на ситуацию с точки зрения воспитателя, который несет ответственность за 25 детей. Обратите внимание на детали, которые могут утомлять ребенка, осложнять его жизнь, из-за чего ему становится труднее контролировать себя. Это касается замысловатых застежек на одежде, отсутствия у малыша навыков самообслуживания. Если вы видите, что ребенок и воспитатель не сошлись характерами или педагог вопиюще некомпетентен, смените группу или садик. Воспитатель, травмирующий малыша, вам не нужен.
Малыш отказывается участвовать в общих играх. Онсидит в углу, не подходит к детям, но вы чувствуете, что внутренне он страдает от конфликта. Постарайтесь понять, не драматизируете ли вы ситуацию. Дети 3-4 лет часто не умеют играть вместе,
если им не помогают взрослые. Если обычно ребенок общителен, потренируйтесь с детьми ваших приятелей и посоветуйте ему так же играть в садике. Обратите внимание воспитателя на эту проблему, пусть он придумает совместные игры для вашего крохи и других детей.
Садовские конфликты не имеют психологической глубины. Симпатии ребенка быстро меняются: хороший тот, кто поделился конфетой, а плохой - кто отобрал куклу. Это период выработки навыков не столько общения, сколько приличия.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА:ИЩЕМ СВОИХ И ЧУЖИХ
Попадая в школу, ребенок начинает подчиняться жестким правилам. Этот стресс провоцирует некоторых на конфликтное в той или иной форме поведение. В 6-8 лет школьник начинает остро нуждаться во взаимодействии со сверстниками и набирается необходимого опыта.
Ребенок формирует первые связи вне семьи и начинает испытывать привязанность к новым людям. Но влияние родителей пока еще велико, и этим надо пользоваться.
Типичные конфликты:
Ребенок дразнит кого-то. Например, обзывает полную девочку или мальчика в очках. Это провоцирует слезы, драки и недовольство учителя. Не стоит драматизировать: пусть ребенок примерит на себя роль забияки, главное, чтобы он в ней не задержался. Расскажите ему о людях, чьи недостатки обернулись достоинствами: Рубен Гальего стал букеровским лауреатом (болен ДЦП), Валентин Дикуль излечил многих людей (будучи сам инвалидом). Познакомьте с людьми, которые интересны, несмотря на физический изъян. Укажите недостатки людей, которых любит ваш ребенок. Стал бы он дразнить бабушку из-за того, что она хромает? Пусть поставит себя на место человека, которого он обзывает. Так вы подведете ребенка к мысли о том, что приятнее находить в человеке хорошее и игнорировать недостатки, в которых он не виноват.
Ребенок поддается «стадному чувству». Часто дети«за компанию» делают не очень хорошие вещи. Если ваш ребенок вместе со всеми дерзит учителю и обижает слабого, сначала разберитесь, является ли он зачинщиком или идет на поводу у заводил. Зачинщику покажите, как использовать его таланты в мирных целях и увлекать за собой других. Возможно, вам придется потрудиться: организовать школьный спектакль или турпоход. А ведомому ребенку предложите встать на позицию человека, который страдает от нападок. Если же он присоединяется к обидчикам из боязни быть битым, подумайте о смене коллектива - ситуация серьезная. Нельзя ругать ребенка за страх быть отвергнутым коллективом. Но и не каждому под силу защищать слабых и прекращать бесчинства одноклассников.
Ребенок стал «мальчиком для битья». Травля ребенка в классе не может происходить без ведома учителя. Значит, либо педагогу наплевать, либо он поощряет травлю. Некоторые учителя поддерживают нелюбовь к тому ребенку, который им неприятен. Тогда смените школу: требовать от ребенка независимости и невозмутимости в этой ситуации бессмысленно. Если же педагог обеспокоен проблемой, привлеките к разрешению конфликта еще и школьного психолога. Отдайте ребенка в коллектив, где он будет успешен, - в изостудию или спортивную секцию - это вселит уверенность, поднимет самооценку.
СРЕДНЯЯ ШКОЛА: РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА
Подростку более интересен круг сверстников, нежели семейные связи. Родители иучителя, с его точки зрения, ничего не понимают в жизни, а мнение друзей - закон. Однако для решения конфликтных вопросов подросткам по-прежнему нужна помощь взрослых, хотя и в более деликатной форме.
Типичные конфликты:
Ребенок копирует «плохого» одноклассника. Довольно часто мальчик или девочка из приличной семьи вдруг связывается с отъявленной шпаной и буквально смотрит хулигану в рот. Словарный запас ребенка пополняется нецензурщиной, он конфликтует с детьми, которых вы хотели бы видеть среди его друзей. Так проявляется желание ребенка самоутвердиться, стать «крутым». Читать ему нотации о «дорожке вниз по наклонной плоскости» бесполезно. Определите подростка в спортивную или туристическую секцию, в танцевальный клуб, где он узнает истинную цену сильного характера, который проявляется не в конфликтах, а в том, чтобы одержать победу над собой.
Ребенок требует дорогие вещи. Сегодня статус материальных ценностей настолько высок, что ребенок может стать изгоем из-за того, что у него нет модных вещей. Объясните следующее.
1. Держите ребенка в курсе семейного бюджета. Пусть знает, что вы действительно
не можете, а не «не хотите» купить ему новый плеер.
2. Объясните, почему вы зарабатываете меньше других родителей. Нельзя говорить, что они воруют, а вы - нет. Ребенок будет думать, что деньги идут в руки только нечестным путем. Дайте логичное объяснение: вы больше времени посвящаете семье, вовремя не получили образования. Тогда возрастет стимул к учебе и высокооплачиваемой работе.
3. Всегда найдется человек, который может купить что-то, о чем другие лишь мечтают, но это не всегда делает его счастливым. Вещи, купленные ради других, не радуют. Но и не отказывайте ребенку во всем подряд!
Ребенок переживает из-за первой любви. Платоническая влюбленность редко проходит гладко. Чаще мальчик с девочкой ссорятся или же любовь, увы, безответна. Подростки скрывают чувства от родителей, и не лезьте к ним в душу со своими советами! Найдите личность, адекватную отцовской или материнской, - старшего брата, сестру, тетю или дядю, - кто утешит юного влюбленного и объяснит поведение объекта любви. Потребность в наставнике у подростка еще велика.
КОНФЛИКТ ЭТО НОРМА?
Психологи убеждены: конфликт - вовсе не трагедия. Он ведет к развитию отношений.
В Европе психологи провели масштабное исследование, доказавшее, что дети 8-9 лет прекрасно информированы о таких взрослых жизненных вопросах, как секс и предохранение от нежелательной беременности, а также разводы, измены и прочие конфликты старших. Оказывается, за такую глубокую осведомленность детей родители должны благодарить телевидение, которое современные дети смотрят бесконтрольно, и потому знают обо всем не хуже взрослых. Параллельно исследователи обнаружили, что большинство европейских отпрысков (87%) считают, что конфликт - это норма жизни.
В США наблюдается обратная тенденция: подрастает поколение, воспитанное на идеях всеобщего благополучия. «Смогут ли наши неагрессивные дети удержать страну на лидирующих позициях в мире?» - вот каким вопросом задались психологи из Пенсильвании, проанализировав тесты школьников 12-13 лет.
В североиндейских племенах существовала традиция «конфликтования» сына вождя. Когда отроку исполнялось 12 лет, все люди племени в течение недели намеренно унижали и оскорбляли его для того, чтобы у юноши сформировался твердый нрав, стойкость и недоверие к окружающему миру.
Так поступали самые сильные и агрессивные племена, жившие в суровом северном климате материка. А вот более мягкие по нраву южане таких традиций не поддерживали, равно как и манеры туго спеленывать новорожденного, чтобы он, будучи в конфликте с окружающими, вынужден был активно бороться, высвобождая руки и ноги от пут.