Права судей по осуществлению судебной власти.




Главное, что правовое положение судьи при осуществлении правосудия— это его процессуальные права и обязанности, установленные Законом о Конституционном Суде, Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным кодексами и административным законодательством России. При этом объем процессуальных прав судьи в определенной степени зависит от того, в какой инстанции он осуществляет свои полномочия (в суде первой, второй или надзорной инстанции), в каком составе (единолично, в составе в составе трех профессиональных судей, при наличии в составе суда представителей народа— народных, арбитражных или присяжных заседателей, является ли он председательствующим в составе суда или его членом). Однако, при всех условиях все судьи:

a) осуществляют правосудие на профессиональной основе;

b) независимы и подчиняются только конституции Р. Ф.;

c) в своей деятельности по осуществлению правосудия не кому ни подчинены;

d) пользуются неприкосновенностью (ст.120,122 Конституции Р. Ф.)


Независимость судей.

Считая независимость судей важнейшим фактором судебной деятельности и гарантией осуществления правосудия, законодатель это принципиальное положение провозгласил на высшем нормативном уровне—в Конституции Российской Федерации (ст.120).

Законом о судебной системе установлено, что подлежат ответственности, предусмотренной федеральным законом, лица, виновные:

· в оказании незаконного воздействия на судей присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия.

· в ином вмешательстве в деятельность суда.

 

Согласно закону о статусе судей (ст. 9) независимость судьи обеспечивается:

ü предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

ü запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

ü установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

ü правом судьи на отставку;

ü неприкосновенность судьи;

ü предоставление судьей за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

ü особой защитой государства;

ü системой органов судейского общества.


1.

Независимость судей означает прежде всего создание такого порядка судопроизводства, который бы оградил судей от вмешательства. С этой установлено правило, исключающее возможность при вынесении решений присутствовать кому бы то ни было, кроме судей, в совещательной комнате, запрещающей телефонные переговоры с судьями при их совещании, не допускать разглашение судьями сведений о ходе совещаний. («Обеспечение тайны совещания судей». ст. 298, 314 УПК; ст. 193 ГПК; ст. 167 АПК).

Не менее важно обеспечить независимость каждого судьи (и соответственно заседателя) внутри судейской коллегии. Не менее важно обратить внимание на порядок совещания судей (ст. 301 УПК), который в совокупности стайной совещания гарантирует независимость судей друг от друга (в том числе народных или арбитражных заседателей от —председательствующего, а присяжных—от старшины). Суть этого порядка сводится к следующему:

a) наличие запрета судьям (а также соответствующим заседателям) воздерживаться от голосования;

b) установление правила предписывающему председательствующему (а при совещании присяжных заседателей их старшине) подавать свой голос последним.

 

На обеспечении независимости судей нацелено и положение ч.2 ст.10 Закона о статусе судей, в соответствии с которыми судья ни кому не обязан давать какие либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся в рассмотрении

дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, за исключением случаев предусмотренных процессуальным законом. Например: правом ознакомления с материалами рассмотренного уголовного дела наделены прокурор, осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители

2.Судьи, члены их семей, их имущество находятся под особой защитой государства (ч.2 ст.9 Закона о статусе судей).

В развитии этого положения принят специальный Федеральный закон «о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (СЗ РФ. 1995.№17.Ст1455). В свою очередь министр Р. Ф. принял приказ, специально посвященный мерам по реализации указанного Федерального закона, утвердил инструкцию о порядке обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов до создания специальных подразделений в органах внутренних дел по обеспечению безопасности защищаемых лиц.

Основанием для принятия мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица


Основные правила приостановления и прекращения полномочий судей.

Существенной гарантией обеспечения независимости судей установление в Законе о статусе судей (ст.13, 14)особых правил приостановления и прекращения их полномочий.

Полномочия судьи приостанавливаются решением коллегией судей при наличии одного из следующих оснований:

1. признание судьи безвестно отсутствующим решением суда., вступившим в законную силу.

2. возбуждение уголовного дела против судьи, привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу.

3. участие судьи в предвыборной компании в качестве кандидата в состав органа власти Российской Федерации, или органа законодательной власти субъекта Российской Федерации.

4. избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органы законодательной (представительной) власти субъекта Р. Ф.

 

 

При этом важно иметь в виду, что приостановление полномочий судьи (за исключение, когда в отношении него мера пресечения в виде заключения под стражу) не влечет прекращение выплаты заработной платы. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостанавливающая его полномочия.


Прекращение полномочий:

Заключающееся в лишении его права исполнять должностные полномочия

1. письменное заявление судьи об отставке

2. неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам занимать должность судьи

3. письменное заявление судьи о прекращении его полномочий

4. увольнение судьи военного суда с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на данной службе

5. истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком

6. прекращение гражданства Российской Федерации

7. занятие деятельностью не совместной с должностью судьи

8. смерть судьи

9. решение и вступление в силу заключения недееспособности судьи.

10. достижение предельного возраста пребывания в должности судьи..

11. отказ от перевода в другой суд с упразднением или реорганизацией суда.

 

Прекращение полномочий судьи Конституционного суда Р. Ф. осуществляется по решению этого суда, которое направляется президенту Р. Ф., в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Р. Ф. ввиду нарушения порядка его назначения производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Р. Ф прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Р. Ф.совершения судьёй проступка, порочащего честь и достоинство судьи, производится Советом Федерации по представлению Конституционного суда Р. Ф., принятому большинством не менее двух третей из общего числа судей.

Полномочия судей общих и арбитражных суда прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано (ч.2 ст.13,ч.2 ст.15 Закона о статусе судей).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: