Некоторые отождествляют с «геноцидом».




Но между двумя терминами существует отличие:

Если преступление «геноцида»

Ориентировано на лишение той

Или иной национальной,

Расовой или религиозной общности перспектив развития,

То «этноцид» – лишение той же национальной,

Расовой или религиозной общности ее ретроспективы,

Ее прошлого, ее истории.

В условиях бессовестной эксплуатации понятия

«геноцид» давно назрела необходимость включения

В международное правовое законодательство

Пункта о наказании за преступление «этноцида».

Немецкий правозащитник

Тесса Хофман использовала термин «этноцид»

При определении характера ликвидации

Азербайджанцами армянского культурного

Слоя в Нахиджеване.

 

Лишающий нацию будущего «геноцид» и лишающий нацию прошлого «этноцид» – два полюса единой оси.

Есть в армянском языке слово «иджеван». В зависимости от степени освоенности земель оно переводится как «гостиница», «постоялый двор» или «караван-сарай». Армянская топонимика знает много разных «иджеванов», но

Нахиджеван всегда упоминался в единственном числе – «Пристань спасшегося человечества». По крайней мере именно в качестве «Ноева причала» местность

и почиталась тысячелетиями (и не только армянами). По преданию, именно в этой области Среднеараксинской равнины был разбит шатер спасшегося «на араратских горах» человечества:

«И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из каждого скота чистого, и из всех птиц чистых, и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека».

Здесь же по легенде было ниспослано знамение Господне – первая радуга, да и первый послепотопный случай опьянения также приписывается к

этой местности: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и вышедши рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои <...> покрыли наготу отца своего».

Нахиджеван – центр армянского фольклора, родина древнейших песен

и гимнов. Раннехристианской хроникой сообщается, что именно здесь снизошло озарение и на создателя современных армянских письмен Месропа Маштоца, представившего на рубеже IV-Vвв. алфавит, который вот уже шестнадцатое столетие демонстрирует свою фантастическую жизнеспособность. К тому же этот край – один из центров древнейшей и средневековой армянской городской культуры.

Еще в начале прошлого столетия Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщал: «Нахджаван у древних армян, Наксуана у классических писателей – уездный город Эриванской губернии, на высоте около 3000 футов

над уровнем моря, на предгорьях Карабахских возвышенностей. По преданию, основан Ноем, гробница которого показывается местными армянами. Некоторые персидские и армянские историки относят основание его к 1539г. до Р. Х.». Известный востоковед, представитель индоевропейской компаративистики младограмматического направления Генрих Хюбшман писал, что сам топоним «Нахиджеван» происходит от армянского префикса «нах» и основы «аван» и означает «место первой высадки»[97].

Впрочем, под названием «Нахиджеван» или «Наксуана» местность известна еще древнегреческим авторам, а иудейский историк Иосиф Флавий называет его «Апобатерион» – буквальный перевод армянского топонима. Он

сообщает: «затем, когда ковчег остановился на вершине одной горы в Армении, а это заметил Ной, последний открыл его и, увидев около ковчега несколько суши, стал надеяться на лучшее и успокоился <...> Это место армяне называют “местом высадки” и до сих пор еще показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега»[98].

В течение прошлого века и особенно после утверждения большевистско-турецкого протектората над этой переданной «под покровительство» Советского Азербайджана территорией, была реализована программа по окончательному выдавливанию из области армянского демографического присутствия и полной ликвидации тысячелетних следов армянской материальной культуры.

Завершающий аккорд в этом изуверском предприятии был поставлен в новом столетии, когда в промежутке 2001-2006гг. были стерты с поверхности земли тысячи армянских мемориалов и надгробий на историческом кладбище Джуги – средневекового города купцов и ремесленников. Это были знаменитые «крест-камни» преимущественно XIII-XVIIIвв., представляющие собой редкие

образцы христианского мемориального зодчества, изумительные памятники архитектуры. Следует специально подчеркнуть, что операция по окончательной ликвидации следов армянского этнокультурного присутствия производилась частями азербайджанской армии.

Примечательнейшим образцом армянской средневековой архитектуры являются высеченные в скальных породах или на отдельных монолитах кресты. В течение столетий они именовались «святыми знаками»; долгое время подобные формы выступали фрагментарно, в качестве детали мемориального сооружения, однако позже заявили о себе также и как об идейно завершенной композиции, ось которой – канонизированный символ «древа жизни». Высокий крест в селе Гарни, установленный в 879г. в память царицы Катраниде, является самым древним из сохранившихся.

В XIXв. зарубежные историки назвали памятники этой своеобразной группы «хачкарами» – перевод армянского словосочетания «крест-камень». Хачкар выделяется исследователями как «архитектурный эндемик Армении»

с ярко выраженной национальной принадлежностью. Сотни тысяч подобных памятников определяют регион былой жизнедеятельности армянского народа и вычерчивают границы его исторической родины. Собственно в этом и заключается политическая «маркированность» хачкаров, «предопределившая» неизбежность планомерного уничтожения «армянского следа» на территории исторического Нахиджевана.

В 1999г. президент Гейдар Алиев заявил: «Нахчыван один из древнейших краев Азербайджана, часть Азербайджана, имеющая очень богатую историю, это азербайджанская земля с 3500-летней историей <.> Однако в то же время я должен сказать, что история этого прекрасного, древнего азербайджанского края до сих пор еще не проанализирована как следовало бы, не исследована и, естественно, не написана»[99]. Именно этим заявлением и был дан официальный старт последнему этапу ликвидации следов армянского присутствия «на землях автономии».

В 2001г. в «Нахчыванской республике» развернула работу специальная археологическая экспедиция. Позже заместитель директора по научной части Института археологии и этнографии НАН Азербайджана Наджаф Мусеибли отмечал: «Экспедиция была создана непосредственно по указанию Гейдара Алиева и работала вплоть до 2003г. В течение трех лет на территории Нахчывана были проведены масштабные полевые работы по выявлению исторических памятников, которые до сих пор “не знала” наука»[100]. На самом деле происходил обратный процесс: так называемая «археологическая экспедиция» занималась описью подлежавших полному уничтожению армянских памятников.

Это подтверждается не только периодом ее активной деятельности, предвосхитившим старт самого масштабного этапа ликвидации, но признанием и самого Мусеибли от 5 ноября 2007г. (кстати, сразу по уничтожении последних хачкаров): «Необходимо отметить, что эта экспедиция была организована не просто так. Постоянная дезинформация армянами мировой общественности о

том, что территория Нахчывана якобы является древней армянской землей, вынудила государство организовать научно-исследовательскую экспедицию, доказавшую на основе обильных археологических фактов ложную пропаганду оккупантов»[101].

Уже весной 2006г. Баку запретил комиссии Европейского парламента осмотреть бывшее кладбище. Британский представитель в Европарламенте Чарльз Таннок так охарактеризовал произошедшее: «Это похоже на разрушение Талибаном статуй Будды. Они забетонировали территорию и превратили ее в военный лагерь. Если они не имеют ничего, что следует скрывать, они должны позволить нам осмотреть местность»[102].

Тем не менее следует специально отметить, что позиция международных структур изначально не отличалась особой настойчивостью (та же комиссия Европарламента была сформирована уже после уничтожения большинства хачакров). Более того, международное сообщество продолжительное время демонстрировало поразительное безразличие по отношению к стартовавшему процессу ликвидации армянского этнокультурного следа.

1 октября 2003г. глава армянского внешнеполитического ведомства В.Осканян, выступая в Париже на 32-й Генеральной Ассамблее ЮНЕСКО, заявил: «Армянское присутствие в регионе засвидетельствовано издревле. Для

отрицания и пересмотра этой исторической реалии требуются продолжительное планирование, усердие и немалые средства. Все это использовало руководство Азербайджана в Нахиджеванской области, которая была армянской веками, о чем свидетельствует само ее название. В течение нескольких десятилетий ХХв. армянское население Нахиджевана сокращалось и было доведено до той

численности, которую мы видим сегодня. Азербайджану удалось лишить Нахиджеван армянского населения. Сегодня там нет ни одного армянина. Как бы то ни было, если армяне и ушли, то памятники их многовекового прошлого продолжают оставаться. Разрешите еще раз с полной уверенностью и твердым осознанием призвать ЮНЕСКО направить в регион наблюдателей, чтобы зафиксировать, где, как и когда были произведены разрушения. Уничтожение исторических и культурных следов, вопреки всемирным упорным усилиям по сохранению всеобщих ценностей, демонстрирует близорукое изоляционистское мышление. Азербайджан – это государство, живущее с чувством страха за свое прошлое»[103].

Призыв Еревана делегировать в зону уничтожения миссию наблюда-телей был заблокирован. Более того, азербайджанское внешнеполитическое ведомство назвало «бесстыдной ложью» все обвинения в свой адрес: «Утверждение о том, что упомянутые архитектурные памятники имеют армянское происхождение, смехотворны. На этом кладбище надгробные скульптуры изображают лошадей, овец и пр. и, следовательно, относятся к мусульманской культуре. Что касается хачкаров в селе Джуга, то они албанского происхождения»[104]. Так или иначе, но и тогда Комиссариат ЮНЕСКО не командировал в зону уничтожения своих представителей.

Выступая уже на 33-й сессии Генассамблеи ЮНЕСКО (в октябре 2004г.), глава внешнеполитического ведомства Армении вновь акцентировал внимание участников форума на продолжающихся фактах уничтожения армянского культурного наследия. Реакции никакой. Ни одна из международных структур не осудила позицию Баку, а сессия ПАСЕ ограничилась лишь призывом «к странам региона Южного Кавказа быть взаимотерпимыми и толерантными в вопросах сохранения культурного наследия соседних государств с целью недопущения актов вандализма, актов разрушения исторических памятников в будущем»[105]. Ереван призвал уже Совет Европы вмешаться и приостановить этот губительный процесс. Было внесено предложение создать специальную комиссию СЕ по возвращению армянских хачкаров, если, конечно, они не были к тому времени уничтожены безвозвратно. Тщетно.

С целью привлечения внимания руководства ЮНЕСКО к процессу ликвидации армянского наследия Ереван выступил с призывом о внесении в соответствующий календарь предполагаемых на 2004-2005гг. мероприятий 1600-летнего юбилея создания армянской письменности. Отметим, что именно в Нахиджеване (Гохтне) Месроп Маштоц и создал современный армянский алфавит; здесь же годами позже начал закладывать первые армянские школы; здесь и – по какому-то злому для азербайджанцев року – в Нагорном Карабахе (Арцахе).

Это предложение было уже уважено, но с условием, что в календарь мероприятий ЮНЕСКО на 2004-2005гг. будет включен и 100-летний юбилей со дня рождения известного азербайджанского ученого Юсифа Мамедалиева – уроженца Нахиджевана, президента АН Азербайджанской ССР, лауреата Сталинской премии (1946г.). Не вызывает сомнений, что включение имени азербайджанского химика в список диктовалось соображениями соблюдения паритета. В результате 2005г. стал и «годом Мамедалиева», а международная мониторинговая группа так и не посетила зону уничтожения армянского слоя в Нахиджеване.

Когда на территории Джуги не осталось ни одного хачкара, генсек СЕ Терри Дэвис заявил, что согласие армянских (в частности) властей на проведение мониторинга состояния памятников культуры на «своей территории» исходит из интересов страны, поскольку положительно повлияет на ее международный имидж <...> В этой связи напрашивается вопрос: обладают ли международные организации моральным правом судить об имидже Армении именно в аспекте декларируемой ими заинтересованности в сохранении всемирного культурного наследия?

В течение первых семи лет нового века и нового тысячелетия на глазах

«цивилизованного мира» уничтожался целый пласт армянского этнокультурного присутствия. Наджаф Мусеибли тогда заявил: «На территории Южного Кавказа вообще нет ни малейших следов армян. На Кавказе с древнейших времен и до сегодняшнего дня найдены массовые захоронения другого антропологического типа – предков азербайджанского народа. Армянских корней на этой земле не было и нет»[106].

От нескольких тысяч мемориальных хачкаров сегодня остались лишь

те, которые еще в позапрошлом столетии были вывезены из Джуги русским географом и натуралистом член-корреспондентом Петербургской Академии наук Густавом Радде для учрежденного в 1867г. Кавказского естественно-исторического музея в Тифлисе (ныне Музей Грузии им. Симона Джанашия), а также несколько хачкаров, перевезенных в советское время в Первопрестольный Эчмиадзин.

Летом 2009г. азербайджанский президент Ильхам Алиев уже заявлял: «Нахчыван – древняя азербайджанская земля. Наш народ столетиями жил и творил на этой прекрасной земле. Расположенные в Нахчыване исторические и архитектурные памятники показывают, как велик талант азербайджанского народа <...> Нахчыван подарил Азербайджану великих личностей. Нахчыван подарил Азербайджану великого лидера Гейдара Алиева»[107].

Этноцид – это когда ради увековечивания памяти одного человека стирают память сотен тысяч…

***

 

Понятие «азербайджанский» предполагает



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: