как помочь детям и родителям пережить вынужденный карантин




Рекомендации школьного психолога о том,

Эпидемии на нашей памяти были и раньше. Но сегодня ситуация немного иная — похожие меры по всему миру мы еще не наблюдали. Сейчас мы все находимся в ситуации стресса. И подобному тому, как коронавирус перемещается по миру от человека к человеку, в социальных сетях от пользователя к пользователю передается паника, тревога, раздражение, негатив, отражаясь на нашем поведении, действиях и реакциях.

Первое, что важно понять: все что сейчас происходит - это все-таки явление временное, это не будете является статусом, в котором вы будете жить длительное время. Люди (тем более современные) плохо умеют ждать, а здесь надо ждать долго. Признайтесь себе, что да, вы испытываете сильную тревогу или страх, причем это может быть и то, и другое сразу. Страх — это когда мы боимся чего-то конкретного, и для этой эмоции повод есть, потому что вокруг заболевают люди, мы читаем новости о том, что есть погибающие от коронавируса — это понятные и пугающие вещи. Но страх нас может мобилизовать, мы начинаем просчитывать на несколько шагов вперёд. Тревога же — это отрицательная эмоция предчувствия, связанная с неопределенностью. Это тоже сейчас есть у многих. И если смотреть на мировой опыт, то мы видим разную реакцию стран — каждая из них, зная свою систему здравоохранения, делая собственные прогнозы и отталкиваясь от тех или иных рекомендаций, принимает разные решения. Какие-то обобщенные данные будут понятны сильно позже, не сейчас. Точно можно сказать одно: мы находимся в ситуации неопределенности, и эмоции, которые мы в связи с этим испытываем, — нормальны.

Второе: определите для себя по-пунктам, что вас больше всего раздражает или беспокоит. А затем проанализируйте, что вышло на первый план: эмоции или логические доводы. Если эмоции берут вверх, то определите, какие перспективы для вас наиболее неприятны, почему вы так боитесь этого, какие есть основания для таких опасений. А затем подумайте, как можно выйти из сложной ситуации.

И наконец, третье: составьте план действий и отвлекитесь от эмоций. Найдите для себя логическое объяснение, какую пользу вы можете извлечь из сложившейся ситуации. Как составить план? Не поддавайтесь магии коллективного мнения в разнообразных чатах. Определите для себя, кто для вас является авторитетом, источником подачи новых идей и обратитесь к этому человеку, или просто попробуйте составить на листе бумаги список того, что вы сейчас в новых условиях сможете сделать. К примеру, раньше у вас не хватало времени заняться с ребенком математикой (химией), сейчас ребенок не может посещать более половины секций и кружков, поэтому вы сможете наверстать упущенное. Или, к примеру, вы видите, что не можете ребенку помощь сделать занятия/уроки, он нервничает, но это тот момент, который нельзя упускать, потому что, если вы ему окажете психологическую, моральную поддержку в трудную минуту, это запомнится ему на долгие годы. Здесь должен сработать принцип: «Не паниковать! выход всегда есть!» Пусть этот сложный период жизни пройдет под эти лозунгом. Тогда в итоге ваш ребенок сможет психологически намного легче в дальнейшем преодолевать в жизни экзамены, трудности, неприятности, он научится именно сейчас справляться со своей тревогой и учится перестраиваться — это пригодится ему во взрослой жизни. Здесь важно соблюдать принцип: «Поддерживая другого, сам становишься сильнее!» Мы чаще всего заражаем друг друга не вирусами, а негативными эмоциями: если родитель в панике, ребенок тоже будет переживать, волноваться, страхи детей зачастую обусловлены реакциями родителей, и наоборот.

Как вести себя с собственным ребенком?

1. Если вы решите разговаривать с ребенком в этой ситуации про коронавирус, то сделайте акцент на то, как происходит заражение массовой тревогой всего общества, про каналы распространения. Скажите, что это плохо, когда одна-единственная тема начинает муссироваться, особенно когда происходит изоляция, люди оказываются заперты и у них резко сужается угол зрения. Необходимо этот угол расширять, даже попытаться сделать принудительно — вносить новые смыслы, начинать новые дела, пробовать что-то новое, и так далее. Это только на пользу. Чтобы отвлечься от сильных эмоций, ищите то, что поможет: настольные игры с детьми, книги, сериалы, что угодно, что конкретно вам и детям может помочь. Многие настольные игры, которые отлично знаете вы, наши дети даже не видели. А ведь есть еще и современные, типа «Свинтуса», которые учат внимательности и играть, соблюдая определенные правила. Закажите их хотя бы для психологической разгрузки в конце дня после дистанционных занятий. Сделайте так, чтобы в этих новых условиях можно было функционировать и найти комфортный для себя способ пережить эту некомфортную ситуацию. Это сейчас важно.

2. Иногда, чтобы отвлечься от учебной нагрузки, будет полезно отвлечь ребенка на творческие задания, тем более интересно их будет выполнить всей семьей:

Задание № 1

Разделите торт на восемь частей, делая не более трех разрезов. Подсказка: для решения нужно изменить свое представление о торте, о его куске и о том, как вообще резать торт. Есть несколько вариантов ответов.

Задание № 2

Кто изображен на картинке? Дайте два варианта ответа.

Задание № 3

Взгляните на картинку. Что вы видите? Этот рисунок с двойным смыслом, попробуйте абстрагироваться от первого образа и найти второе изображение.

Задание № 4

Представьте себе, что вы — тот человек, который изображен на рисунке. Ваша задача состоит в том, чтобы соединить концы двух веревок, свисающих с потолка. Веревки расположены так, что, держа одну, невозможно, как ни тянись, достать другую. Комната совершенно пуста, в карманах у вас нет ничего особенного — только то, что лежит в них обычно.

Задание № 5

Что изображено на картинке?

Задание № 6

Как от шести спичек отнять три, чтобы получилось четыре?

Задание № 7

Вот арифметическое выражение, записанное римскими цифрами, которые выложены десятью спичками. Выражение это неправильное. Можете ли вы его исправить, не прикасаясь к спичкам, не добавляя и не убирая их?

Задание № 8

Посмотрите на жука. Как посадить его внутрь коробки? На первый взгляд, кажется, что это невозможно. Не спешите, подумайте над ответом хотя бы одну-две минуты.

Задание № 9

Запишите все ассоциации, которые у вас возникают в связи с этим рисунком.

Задание № 10

Какая линия на рисунке самая короткая?

Задание № 11

Вглядитесь в эти пятна. Что вы видите?

Задание № 12

На рисунке буквы А, П, Г находятся внутри круга, буквы Б, Э, С — снаружи. Как вы думаете, где расположатся остальные буквы алфавита? Будут ли они придерживаться какой-то закономерности?

 

Ответы:

Задание № 1

Когда вы отказываетесь от укоренившихся шаблонов, сразу выясняется, что решений множество. Одно из них — разрезать торт пополам и водрузить одну половину на другую. После этого нужно последовательно еще дважды разрезать куски и нагромоздить их друг на друга. Или же можно разделить торт на четыре части, а потом разрезать их горизонтально. Или же можно резать торт так, как показано на рисунках ниже.

Задание № 2

Изображенное животное можно воспринять и как утку, и как кролика. Если нос справа — перед вами кролик; если нос слева — то это утка. В зависимости от того, на что настроитесь, вы увидите или кролика, или утку. Очень трудно видеть обоих животных одновременно.

Задание № 3

На рисунке одновременно изображено лицо мужчины и крыса. Вглядитесь: очки — это уши, нос — мордочка, ухо — задние лапки, а подбородок — хвостик.

Задание № 4

Первая формулировка может быть такой: «Как можно дотянуться до другой веревки?» После этого вы, скорее всего, потратите достаточно много сил, но все безрезультатно, потому что дотянуться до второй веревки просто невозможно. Если же сформулировать вопрос иначе: «Каким образом я и веревки можем соединиться?» — то это уже приближает к решению.

Привяжите к концу одной веревки какой-нибудь мелкий предмет (ключ, брелок, кольцо и т. п.) и качните ее, как маятник. А затем, держа рукой вторую веревку, подхватите свободной рукой качающуюся.

Задание № 5

Это буква Е. Ее сложно идентифицировать за счет растянутого и жирного шрифта. Некоторые люди обладают способностью видеть в сюрреалистических картинках некие символы. Кажется, что это возникает из ниоткуда, но на самом деле здесь тоже есть своя логика. Такое построение образов называется гипнагогическим. Эту способность можно натренировать: пытаться видеть в привычных образах нечто оригинальное. Интерпретация абстрактных рисунков рождает новые мысли и идеи.

Задание № 6

Спросите: «Как еще можно получить четыре?» или: «Что такое четыре?» — и головоломка разгадана. Уберите спички сверху, справа и снизу — вот вам и ответ (получится римская цифра 4 — IV).

Задание № 7

Чтобы решить эту задачу, надо отказаться от привычного взгляда на вещи. Всегда придерживаясь одной перспективы, вы сами очерчиваете тот круг, внутри которого блуждают ваши мысли. Чтобы решить задачу, надо посмотреть на нее по-новому.

Переверните книгу вверх ногами — тогда все будет правильно.

Задание № 8

В самом задании есть подсказка: стоит одну-две минуты смотреть на рисунок, жук неведомым образом окажется в коробке! А клетчатая стена превратится в пол. Иногда решить какую-то проблему мешает наша поверхностность, к которой приводит спешка. Если несколько минут сесть и подумать над задачей, она может решиться самой собой.

Задание № 9

Варианты ответов: веревка, паутина, пролитый кофе, логотип компании «Макдоналдс». И любой ваш ответ!

 

Конечно, единого рецепта для всех, как помочь детям и родителям пережить вынужденный карантин, никто не разработает, все мы очень разные и семьи у нас разные, со своими особенностями и проблемами, печалями и талантами. Ищите способы, которые помогут это делать. В следующий раз мы расскажем про способы самоуспокоения.

И в заключение хочется сказать, что человечеству в целом свойственно жить в условиях неопределенности — мы никогда не знаем, когда приходит цунами и куда, когда и где будет землетрясение, пожар и так далее. И хоть мы в условиях современной цивилизации отвыкли от незащищенности, хоть до нас и не долетают ураганы и мало где происходят землетрясения, мы вполне можем помочь себе в этих условиях, находя в таких обстоятельствах то, на что мы можем повлиять. Сейчас наша с вами задача — эффективно в этой ситуации выстоять!

 

Спасибо за внимание, если имеются вопросы, Вы можете их направить на адрес электронную почту школьного психолога: psychologyschool2020@yandex.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: