КАЖДОГО ИЗ ТЕМАТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ КОНКУРСА С УКАЗАНИЕМ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ




ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Отражение событий Великой Отечественной войны в истории субъекта Российской Федерации, города или населенного пункта.

История создания мемориала или музея Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война в истории семьи участника Конкурса.

Биография участников боевых действий или работников тыла в годы Великой Отечественной войны.

Творчество писателей-фронтовиков и поэтов-фронтовиков Великой Отечественной войны.

Музыкальные произведения, книги, документальные и художественные фильмы, созданные в годы Великой Отечественной войны или посвященные ей.

Деятельность поисковых отрядов и волонтерских организаций и участие молодежи в мероприятиях по сохранению и увековечению памяти о Великой Отечественной войне.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

КАЖДОГО ИЗ ТЕМАТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ КОНКУРСА С УКАЗАНИЕМ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Отражение событий Великой Отечественной войны
в истории субъекта Российской Федерации, города или населенного пункта.

На первый взгляд кажется, что выбрать это тематическое направление может только житель тех мест, где проходили боевые действия во время Великой Отечественной войны. Однако необходимо понимать, что события войны – это не только боевые действия, это еще и работа тыла, который обеспечивал фронт всем необходимым. Поэтому писать сочинение в рамках данного тематического направления может житель каждого субъекта РФ, города или населенного пункта. При этом желательно приблизить тематику сочинения в рамках данного направления к истории Малой родины участника Конкурса.

Для белорусских граждан, участвующих в Конкурсе предусмотрена возможность описания событий Великой Отечественной войны, происходивших как на территории РФ, так и на территории современной Республики Беларусь, города или населенного пункта.

Указанное тематическое направление предполагает написание сочинения, отражающего планы и действия немецко-фашистских агрессоров и их пособников по уничтожению мирного населения на оккупированной территории.

Работа может быть посвящена как описанию человеконенавистнических нацистских теорий (расширение «жизненного пространства», уничтожение «неполноценных» рас), так и конкретным действиям преступного характера включая как непосредственные убийства, так и убийство голодом, непосильной работой, лишением медицинской помощи.

Объектом рассмотрения могут быть:

преступления, совершенные на оккупированной территории субъекта Российской Федерации, города или населенного пункта России;

преступления, совершенные в отношении мирных советских граждан – заключенных нацистских концлагерей, созданных как на оккупированной территории, так и на территории Германии;

преступления, совершенные в отношении мирных советских граждан, депортированных на территорию Германии в качестве рабочей силы (остарбайтеры).

Сочинение из-за относительно небольшого объема не следует выстраивать как набор фактов. Целесообразно акцентировать внимание
на сущностном содержании, показав личное отношение автора к военным преступлениям нацистов, аргументированное юридическими и морально-этическими основаниями. При описании конкретных преступных действий важно показать связь выбранных частных фактов (событий), происходивших на территории субъекта Российской Федерации, городе, населенном пункте с общей преступной политикой нацизма и политикой геноцида мирного советского населения.

Для поиска и отбора исторических фактов, в рамках данного тематического направления, можно воспользоваться открытыми источниками: архивами, библиотеками, музеями (особенно небольших городов и населенных пунктов, где доступ к ним значительно легче, чем в крупных городах), а также информационными порталами.

Важным источником информации может стать сайт проекта «Без срока давности»: https://безсрокадавности.рф/about.

В работах могут использоваться материалы судов над нацистскими преступниками и их пособниками:

Нюрнбергский процесс: Сборник материалов. В 8 т. — М.: Юридическая литература, 1987-1999. — Т. 1. — M.: Юридическая литература, 1987.— 688 с.; Т. 2. — M.: Юридическая литература, 1988.— 672 с.; Т. 3. — M.: Юридическая литература, 1989.— 656 с.; Т. 4. — M.: Юридическая литература, 1990.— 672 с.; Т. 5. — M.: Юридическая литература, 1991.— 672 с.; Т. 6. — M.: Юридическая литература, 1996.— 528 с.; Т. 7. — M.: Юридическая литература, 1997.— 736 с.; Т. 8. — M.: Юридическая литература, 1999.— 792 с.

Написание сочинения в рамках данного тематического направления может стать результатом изучения архивных свидетельств о фактах преступлений нацистов против мирных жителей в годы Великой Отечественной войны.

Конкурсная работа, построенная на изучении архивных документов, предполагает не столько научное исследование, сколько эмоционально окрашенный рассказ, связанный, например, с обстоятельствами поиска документа или оценкой описываемых в нем событий.

Возможным вариантом написания работы может являться небольшое «расследование».

Важным источником информации по данному тематическому направлению являются материалы Федерального архивного проекта «Преступления нацистов и их пособников против мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»: https://victims.rusarchives.ru/02-09-2020-federalnyy-arkhivnyy-proekt-press-reliz. В проект включены более 2 600 архивных документов, фотографий, фрагментов кинохроники и фонозаписей, посвященных злодеяниям нацистов и их пособников.

Сведения об архивных документах о преступлениях против мирных советских граждан можно получить на сайте проекта «Без срока давности»: https://безсрокадавности.рф/news. В рамках проекта впервые в России была издана 23-томная серия сборников документов о военных преступлениях нацистов и их пособников против мирного населения, охватывающая все оккупированные регионы в годы Великой Отечественной войны. Было выявлено порядка 7 000 документов из 80 федеральных, региональных, муниципальных и ведомственных архивов, из которых 5 835 документов вошли в сборники.

Рекомендуется также использовать электронный портал «Архивы России» https://rusarchives.ru/.

Архивные материалы по данному тематическому направлению также можно найти в фондах следующих архивов: Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ), Российский государственный военный архив (РГВА), Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД), Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» (ЦА МО РФ), ФКУ «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ГИАЦ МВД России), Архив внешней политики Российской Федерации Историко-документального департамента МИД России (АВП РФ), а также в государственных архивных учреждениях в субъектах Российской Федерации.

2. История создания мемориала или музея Великой Отечественной войны. С точки зрения цели Конкурса – сохранения и увековечения памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и критериев оценивания работы – не имеет значения, какой памятник или музей выберет автор сочинения. Сочинение, написанное в рамках данного тематического направления, может быть посвящено как небольшому мемориалу (памятному месту) или музею (разделу музея), расположенному в городе (населенном пункте), где проживает участник Конкурса, так и крупному памятнику или музею Великой Отечественной войны.

Данное тематическое направление акцентирует внимание участников на написание работ, посвященных сохранению и увековечению памяти погибших мирных советских гражданах в музейных экспозициях
и мемориальных комплексах.

Сочинение может отражать историю создания мемориала или музея как расположенного в городе (населенном пункте), где проживает участник Конкурса, так и иным мемориальным комплексам, в том числе
и за пределами Российской Федерации.

При написании работы автор может не только отразить процесс создания мемориала, но и показать трагические события, которым
он посвящен. В работах возможно авторское осмысление необходимости создания таких мемориалов, расширения экспозиций действующих музеев.

Информацию о музеях Великой Отечественной войны можно найти
на сайте «Культура. РФ», в разделе «Музеи Великой Отечественной войны» (https://www.culture.ru/materials/105219/muzei-velikoi-otechestvennoi-voiny),
а также на следующих ресурсах:

Мемориальный комплекс «Хатынь» (Республика Беларусь): https://khatyn.by/ru/;

Государственный музей обороны и блокады Ленинграда: https://blokadamus.ru/;

Музей «Памяти жертв нацизма» в Военно-медицинском музее С.-Петербург: https://milmed.spb.ru/музей-памяти-жертв-нацизма/;

Мемориальный комплекс жертвам фашизма «Змиевская балка» (Ростов-на-Дону): https://www.voopiik-don.ru/main/2009-06-01-10-23-39/37-2009-06-01-06-57-03/479--q-q-;

«Мемориал жертвам фашистской оккупации Крыма 1941-1944 гг. Концлагерь «Красный» (Республика Крым): https://www.tavrida-museum.ru/memorial;

MIEJSCE PAMIĘCI I MUZEUMAUSCHWITZ-BIRKENAU (Музей Аушвиц-Беркенау (Освенцим), Польша: https://www.auschwitz.org/.

3. Великая Отечественная война в истории семьи участника Конкурса. Тема истории семьи в истории страны, в том числе в истории Великой Отечественной войны является традиционной для создания проектов и проведения учебных исследований школьников в России
и Республики Беларусь. Данное тематическое направление ориентирует
на приобщение подрастающего поколения к изучению семейных ценностей
и традиций, на понимание значимости каждой человеческой судьбы
и каждой семьи в общем ходе истории.

Конкурсная работа в рамках данного тематического направления имеет свою специфическую черту – необходимость раскрытия истории своей семьи, близких людей, связанных с автором сочинения эмоционально окрашенными отношениями, а не заниматься описанием чужих судеб. Для этого автор конкурсной работы должен опираться на материалы домашнего архива (письма с фронта, награды, официальные документы и т.п.), интервью или беседы с родственниками – современниками событий Великой Отечественной войны.

Очевидно, что людей, воевавших в годы Великой Отечественной войны, уже практически нет в живых, но есть те, кто были в это время детьми
и у них остались воспоминания об этом времени: о том, как поменялась повседневная жизнь, об эвакуации, о школе или работе. Именно эти материалы помогут сделать сочинение ярким, неповторимым авторским текстом, при этом стоит помнить, что участник выполняет не масштабный проект или исследование, а пишет небольшое по объему емкое произведение.

В работе над данным сочинением можно воспользоваться, например, опытом участия школ в московском открытом Городском конкурсе мультимедийных проектов «История моей семьи в истории России»
с участием образовательных организаций регионов Российской Федерации, который проводится уже не один год (https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/proekty/istoriya-moej-semi-v-istorii-rossii.html).

Также стоит обратить внимание на тот факт, что одним из направлений волонтерской деятельности общественной организации «Волонтеры победы» является «Моя история» (https://xn--90abhd2amfbbjkx2jf6f.xn--p1ai/directions/my-story). Это направление как раз помогает людям узнать информацию о своих родственниках, составить заявки в архивы, разобрать домашние архивы. С 2018 года у них «появились первые масштабные волонтёрские программы, помогающие изучать историю семьи. Волонтёры Победы совместно с Общественной палатой РФ и Российским государственным гуманитарным университетом дали старт Всероссийскому проекту «Моя история». «Моя история» – это первый в России проект, который непросто говорит о важности изучения истории семьи, но и даёт конкретный механизм, как это сделать с помощью волонтёров. Уже с весны 2019 года любой житель нашей страны может воспользоваться помощью добровольцев в составлении семейного древа».

Можно воспользоваться и ресурсами сети Интернет, аккумулирующими информацию о воевавших и погибших в Годы Великой отечественной войны (см. их список в тематическом направлении «Биография участников боевых действий или работников тыла в годы Великой Отечественной войны»).

4. Биография участников боевых действий или работников тыла
в годы Великой Отечественной войны.
Данное тематическое направление предполагает работу с биографическим материалом участников Великой Отечественной войны. Жертвами преступлений нацистов на территории Советского Союза стали миллионы мирных граждан, погибших в ходе военных действий и карательных акций на оккупированной территории, ставших жертвами варварских бомбардировок и обстрелов на прифронтовой территории, умерших от голода и болезней, ставших узниками концлагерей, переживших депортацию в Германию в качестве рабочей силы.

Выбирая данное тематическое направление для написания сочинения, в качестве героев автор может выбрать жителей своего населенного пункта, ставших жертвами нацистской политики геноцида. Соотнося исторические факты, воспоминания выживших и мнения своего окружения, конкурсант получит возможность не только описать трагедию, но и оценить уровень отношения к ней у современников.

Одним из наиболее сложных моментов в отражении данной темы представляется передача автором темы прерванной жизни – трагедии обычных людей, убитых нацистами. Автор может построить конкурсную работу в форме рассуждения – как сложилась бы жизнь человека.

Объем конкурсного сочинения не позволит подробно и систематически изложить биографию выбранного персонажа, поэтому самым сложным при написании сочинения в рамках данного тематического направления станет отбор биографического материала.

Информацию по данной теме можно получить на сайте проекта «Без срока давности» https://безсрокадавности.рф/about, в публикациях архивных материалов, воспоминаниях современников, личных архивах.

Сочинение в рамках данного тематического направления может быть посвящено оккупации ипреступлениям нацистов против мирных жителей глазами детей войны (по воспоминаниям и школьным сочинениям).

Основой конкурсной работы должны стать воспоминания детей войны, переживших оккупацию (в том числе родственников), ставших свидетелями военных преступлений.

Осмысление этих материалов поможет сделать сочинение авторским текстом, подчеркивающим связь поколений.

При работе над сочинением по данному тематическому направлению рекомендуется воспользоваться следующими материалами:

проект «Дети Войны»: https://detivoyni.ru. Проект представляет короткометражные художественные фильмы, основанные на реальных историях детей войны;

проект «Я Помню» – база интервью с участниками Великой Отечественной войны: https://iremember.ru/.

5. Творчество писателей-фронтовиков и поэтов-фронтовиков Великой Отечественной войны. Конкурсное сочинение в рамках данного тематического направления направлено на изучение творческого пути писателей-фронтовиков и поэтов-фронтовиков. Особенностью этой работы должно стать сочетание в ней биографических фактов с анализом литературных произведений. В сочинении придется ответить на вопрос
о том, как участие в войне повлияло на творчество писателя или поэта. Это возможно раскрыть через связь отдельного факта биографии с конкретным, написанным, в связи с этим фактом, литературным произведением, либо увидеть какие-то общие темы и сюжеты в творчестве писателя и поэта, связанные с войной.

При выборе писателя или поэта необходимо обратить внимание на то, чтобы он был именно фронтовиком, так как в тематическом направлении это прямо указано.

Стоит иметь в виду, что писатели и поэты в Великой Отечественной войне участвовали в самых разных качествах. Большинство из них ушли добровольцами в народное ополчение или армию и воевали на фронтах. Они были парашютистами-десантниками, разведчиками, водителями, связистами, артиллеристами, летчиками, служили в железнодорожных войсках. Кто-то даже побывал в партизанском отряде. Женщины служили санитарками
в госпиталях. И конечно, часть из них являлась военными корреспондентами ТАСС и Совинформбюро, центральных и местных газет, проводили большое количество времени на передовой.

Среди наиболее известных писателей-фронтовиков и поэтов-фронтовиков можно назвать таких литераторов, как: А.А. Фадеев, А.Т. Твардовский, М.А. Шолохов, В.С. Гроссман, Ю.В. Друнина, С.П. Гудзенко, А.П. Межиров, С.С. Орлов, С.П. Алексеев, Ф.А. Абрамов, В.П. Астафьев, О.Ф. Берггольц, Ю.В. Бондарев, В.В. Быков, Б.Л. Васильев, К.Д. Воробьев, М. Джалиль, Э.Г. Казакевич, В.П. Катаев, Л.А. Кассиль, В.М. Кожевников, В.Л. Кондратьев, А.В. Митяев, Ю.М. Нагибин, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, Б.Ш. Окуджава, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов.

В сети Интернет можно найти статьи, посвященные этим людям, например:

Живая история. Всероссийский студенческий патриотический проект

(https://xn----7sbfpkcaba0dcvcjgaj5ug.xn--p1ai/blog/276-pisateli-i-poetyfrontoviki.html);

Писатели-фронтовики: страница на сайте Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы (https://mosmetod.ru/files/front/front.html);

Между строк: поэты-фронтовики, обретшие бессмертие (https://rosuchebnik.ru/material/mezhdu-strok-poety-frontoviki-obretshie-bessmertie/).

6. Музыкальные произведения, книги, документальные
и художественные фильмы, созданные в годы Великой Отечественной войны или посвященные ей.
Конкурсная работа в рамках вышеназванного тематического направления дает широкие возможности для выбора объекта осмысления: произведений литературы, музыки и кино, созданных в память о жертвах геноцида мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны.

В сочинении в рамках данного тематического направления можно отталкиваться от высказывания известного человека (кинокритика, писателя, общественного деятеля и т.п.) по поводу прочитанной конкурсантом книги, просмотренного кинофильма или прослушанного музыкального произведения. В этом случае автор конкурсной работы должен будет согласиться или опровергнуть идею этого высказывания и аргументировать свое мнение. В качестве аргументов могут быть использованы исторические факты, собственные суждения и умозаключения. Используемые аргументы должны быть разнообразными. Система аргументации должна быть непротиворечивой и соответствовать подтверждаемой мысли.

Другим подходом к планированию содержания конкурсной работы
в рамках данного тематического направления может быть отражение в нем собственных впечатлений от прочитанной книги, просмотренного кинофильма или прослушанного произведения. В этом случае оно будет носить более оригинальный и авторский характер, но и здесь позиция автора требует четкой аргументации.

В качестве объекта рассмотрения в конкурсной работе может быть выбрано как известное, так и малоизвестное произведение. Выбор малоизвестного произведения придаст работе более оригинальный характер.

Особенностью данного направления является акцентирование внимания на произведениях культуры, посвященных преступлениям нацистов и их пособников против мирных жителей.

При работе над сочинением по данной теме рекомендуются следующие материалы:

документально-публицистический фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм»: https://www.culture.ru/movies/617/obyknovennyi-fashizm. Фильм разоблачает человеконенавистническую сущность фашизма, показывает ту почву, на которой он был взращен;

лекция Евгения Марголита о фильме «Обыкновенный фашизм»: https://www.culture.ru/movies/3113/obyknovennyi-fashizm-mikhail-romm-1966;

фильмы о войне: https://www.culture.ru/themes/516/filmy-o-voine. Портал «Культура.РФ» собрал подборку самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне, показывающих не только батальные сцены,
но и простые человеческие судьбы, трудности, лишения, трагические потери,
в том числе гибель мирных жителей. Среди представленных на портале фильмов: «Баллада о солдате», «Освобождение», «Летят журавли», «Иваново детство», «…А зори здесь тихие», «Белорусский вокзал», «Иди и смотри», «Проверка на дорогах», «Они сражались за Родину», «Восхождение», «Звезда», «Подранки», «Живые и мертвые»;

документальный фильм «Суд народов»: https://www.youtube.com/watch?v=vShbwjnqG94. Знаменитый документальный фильм, созданный в 1947 году Романом Карменом, является хроникой Нюрнбергского процесса, суда над главными нацистскими преступниками;

документальный фильм «Нюрнберг: процесс, которого могло не быть»: https://yandex.ru/video/preview/?text=нюрнберг%20процесс%20которого%20могло%20не%20быть%20документальный%20фильм&path=wizard&parent-reqid=1609832655300375-1468359416464811884800274-prestable-app-host-sas-web-yp-74&wiz_type=vital&filmId=5285569310913882884.

7. Деятельность поисковых отрядов и волонтерских организаций и участие молодежи в мероприятиях по сохранению и увековечению памяти о Великой Отечественной войне. Выбор данного тематического направления может быть связан с тем, что участник конкурса уже является членом поискового отряда или волонтерской организации, либо обдумывал свое возможное участие в них. Написание сочинения в рамках этого тематического направления предполагает демонстрацию личного вклада
в данные молодежные движения.

В сочинении могут быть раскрыты различные направления волонтерской деятельности (волонтерское сопровождение Парадов Победы и Бессмертного Полка в городах России, благоустройство памятных мест
и воинских захоронений, проведение акций и реализация проектов, такие как «Георгиевская ленточка», «Свеча памяти», «Внуки Победы», помощь ветеранам, сбор их воспоминаний, производство позитивного контента: статьи, фото и видео, сопровождение групп и аккаунтов в социальных сетях и т.п.), должен быть сделан акцент на ее добровольность и безвозмездность.

Особый вид волонтерства – поисковое движение. Участники поисковых организаций проводят экспедиции в 37 регионах РФ, где велись боевые действия. Они поднимают и перезахоранивают останки павших защитников Отечества, устанавливают имена героев. Активисты работают в архивах, помогают родственникам узнать о судьбе своих близких, ухаживают
за воинскими захоронениями, составляют Книги Памяти, занимаются патриотическим воспитанием, реализуют просветительские проекты, проводят выставки по итогам поисковых работ.

При написании конкурсного сочинения стоит акцентировать внимание не на общих словах о пользе волонтерства и направлениях их деятельности, а на конкретном деле, с которым столкнулся или познакомился автор работы. Имеет смысл раскрыть роль, вклад этого конкретного дела в общее дело сохранения памяти о Великой Отечественной войне.

Для написания сочинения можно воспользоваться материалами крупных сайтов, аккумулирующих информацию по поисковому движению
и волонтерству:

1. Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите отечества «Поисковое движение России» (https://xn----ptbgoeelt.xn--p1ai/). Организация «является самой крупной, занимающейся полевой и архивной поисковой работой. Движение объединяет более 42 тысяч поисковиков всех возрастов в составе
1 428 поисковых отрядов. Региональные отделения Движения открыты
в 82 субъектах Российской Федерации. Участники Движения ведут поисковые работы во всех уголках нашей страны, которые затронула Великая Отечественная война: в Аджимушкайских каменоломнях Керчи,
на курильском острове Шумшу, на Смоленской земле, на островах Гогланд
и Соммерс в Финском заливе, – всего в 37 субъектах Российской Федерации»;

2. Всероссийское общественное движение «Волонтеры победы» (https://xn--90abhd2amfbbjkx2jf6f.xn--p1ai/). «Волонтёры Победы – это
не флаги, не фирменный стиль, не громкие лозунги, а личная история каждого, чья память о вкладе его родных и близких в дело Великой Победы больше, чем просто память. Мы проводим всероссийские и международные акции, заботимся о ветеранах, помогаем в благоустройстве памятных мест, восстанавливаем историю семьи, популяризируем современные достижения России с помощью интересных форматов и не даем жителям всего мира забыть правдивую историю. Волонтёры Победы гордятся прошлым, ценят настоящее и смотрят в будущее!». На сайте зарегистрировано более 200 000 волонтеров, движение имеет 85 региональных отделений,
838 муниципальных штабов, 240 общественных центров на базе ВУЗов
и ССУЗов;

3. Российское военно-историческое общество (https://rvio.histrf.ru/activities/poiskjob). «В поисковой работе не надо искать смысл патриотизма – он лежит вместе с останками солдат, которых ищут,
и которых находят. Российское военно-историческое общество является одним из организаторов этой работы в стране, партнером Общероссийского поискового движения. Мы ищем. Мы находим. Мы рассказываем, за что погибли эти бойцы и почему все ныне живущие обязаны им и Родине вернуть их имена, увековечить их подвиг. Российским военно-историческим обществом проводятся разведывательные экспедиции в Брянской, Калужской, Ленинградской, Псковской, Тверской и Новгородской областях. Состоялась поисковая экспедиция в Крыму и Республике Беларусь. Обнаружены останки более 8 тысяч советских воинов».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: