II. Для проверки теоретических знаний предлагается выполнить следующие задания




Русский язык и культура речи

(заочная форма обучения)

I. Сформулируйте следующие правила правописаия

Правописание безударных гласных в корне слова

Правописание пол-/полу-

Правописание парных согласных в корне слова

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Правописание Ы-/И- после Ц

Правописание Ы-/И- после приставок

Правописание О-/Ё- после шипящих в корне слова

Правописание О-/Ё- после шипящих в суффиксах

Правописание Н-/НН- в именах прилагательных

Правописание Н-/НН- в причастиях

 

II. Для проверки теоретических знаний предлагается выполнить следующие задания

1. Сформулируйте правило, касающееся правописания гласных о-ё после шипящих в разных частях слова и выполните следующие упражнения:

 

1) Вставьте пропущенные в словах буквы и графически объясните Ваш выбор:
Разж..г костёр, реш..тка на окне, модная прич..ска, короткая ч..лка, деревянная щ..тка, упряжные ш..ры, рой пч..л, весёлая чеч..тка, ч..рный квадрат, таинственный ш..пот, ч..ткая линия, еле слышный ш..рох, молочный ш..колад, сильный ш..к, сожж..нный хворост, красный дж..кер.
2) Вставьте пропущенные в словах буквы:
Смешная девч..нка, серый мыш..нок, тюремная реш..тка, стремительный скач..к, парч..вая шаль, ч..порная дама, лесная чащ..ба, ож..г руки, ож..г руку, детская руч..нка, зелёный крыж..вник, камыш..вые заросли, еж..вые рукавицы, жж..ный сахар, корч..вка пней, окруж..нное преследователями убежище, ноч..вка в лесу, вооруж..нный всадник.
3) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в предложениях, устно объясните сделанный вами выбор:
1. Эта девочка лиш..нная с детства хорошего воспитания теперь печ..т яблочный пирог для тебя.
2. Он хотя и не заслуженно был прощ..н за тот казус.
3. Сгущ..нное молоко купленное на прошлой неделе уже было испорчено.
4. Когда пересеч..шь границу и увидишь что слева от тебя теч..т речушка то дальше следуй по карте.
5. Сожж..шь всё что осталось удивлённо спросил Иван.
6. Теперь придётся размеж..вывать снова прошептали в ответ.
7. Перч..ный суп оказался ей не по нраву теперь её больше влеч..т нечто сладкое.
4) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные в словах буквы.
Студент унёс полученные от уч..ного результаты исследования в свою комнату. Он тщательно изучил все расч..ты и сокращ..нные формулы, ещ.. раз сверил их с собственными вычислениями. Оказалось, что он разбирал упрощ..нные примеры и не уч..л несколько важных моментов. Но студент ещ.. надеялся самостоятельно сделать открытие, не будучи окруж..нным опекой наставника. И, несмотря на вчерашний сильный ож..г, он снова пош..л в лабораторию и продолжил работу.

 

2. Сформулируйте правило, касающееся правописания безударных гласных и выполните следующие упражнения:

 

1) Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте по словарю написание слов с пропущенными гласными.

I. 1. К...нарейка завертела хорошенькой х...хлатой головкой, наклоняя ее вниз и набок (Купр.). 2. Порой в эти громкие голоса птиц вливалась и тихая песенка к...ноплянки (М. Г.). 3. Зеленые г...рлянды дубовых листьев, перемешанные с букетами астр, г...оргинов, л...вкоев и гв...здики, обвивали сп...рально стальной корпус машины (Купр.). 4. Все заняли цыгане, которые навели целый т...бун лошадей, крытых п...понами (Буи). 5. Крейсера как не бывало. Только облако пара и дыма густо заклубилось над местом, к...т...строфы (Н.-Приб.). 6. Настанет время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем м...р...дианам земного шара (А. Т.) 7. Море непрерывно крутящимися валами ок...ймляло берег (Бун.). 8. Лес щедр на развлечения. То с ветки на ветку перескочит белка, то, оглушительно захлопав крыльями, вырвется из орехового куста т...терка (Сол.). 9. Мы спустились в д...лину и, как только нашли воду, тотчас же остановились среди дубового редколесья (Аре.). 10. Месяц скрылся уже за близким г...р...зонтом черных гор, которые виднелись направо, и бросал на верхушки их слабый и дрожащий полусвет, резко противоположный с непроницаемым мраком,покрывавшим их подошвы (Л. Т.).

II. Ав...кадо, алг...ритм, б...калавр, гл...диатор, д...ндрарий, к...н...патый, м...ринист, прокл...мация, в...н...грет, г...рельеф, заб...тонировать, к...л...нча, к...рогаз, к...мп...новать, люм...н...сценция,ф...соль, б...кл...жан,г...рпун,гр...м...здить, зак...ченелый, л...кв...дировать, м...золь, об...гренный, п...рл...мутр, форв...рд, акв...рель, б...атлон, в...трушка, в...рн...саж.

III. Заинд...велый, к...рбюратор, к...росин, к...горта, л...ванда, м...л...нхолик, м...заика, н...ктюрн, п...мфлет, п...т...кантроп, в...девиль, д...летант, ид...ал...зация, к...нгуру, н...в...ждение, об...грить, пер...скоп, р...зеда, ф...рватер, г...г...мония.

 

2) Вставьте пропущенные буквы; объясните свой выбор.

Пол_скать собаку, пол_скать белье; знамена разв_ваются, разв_вающиеся контакты; раздр_жать маму, задр_жать от холода; об_жать стадион, об_жать малыша; пок_рать обидчика, пок_рить вершину; обл_гчить ношу; обл_чить ложь; просл_влять героя; благосл_влять на подвиг; прож_вать хлеб, прож_вать в доме; упл_тить долги; дост_жения в спорте; прив_дение к знаменателю, похож на прив_дение; д_лекий огонек, расст_латься по д_лине; пос_деть от горя, пос_дел на скамейке; ударить оз_мь, созревает оз_мь; сокр_тить расходы, прекр_тить ссору, прим_рять костюм, прим_рять поссорившихся; работники просв_щения; скр_пить договор п_чатью; зав_зировать документ; зав_зался спор; упл_тнить график работы.

 

3. Сформулируйте правила, касающееся правописания н и нн в именах прилагательных, причастиях и выполните следующие упражнения:

1.) Образуйте от имен существительных прилагательные, расположите их в алфавитном порядке. Поставьте в словах ударения.

Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, слюда, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, глина, солома, тыква, клюква, береста, вода, жесть, лед, лен, песок, дерево, рожь, серебро, шерсть, маневры.

2.) Спишите, вставляя Н или НН, распределяя их в две колонки.

а) Освеще_ая площадка, рассея_ый ученик, приведе_ый пример, купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка, перекраше_ые стены, некраше_ый пол, организова_ая спонсорами, рва_ая куртка, оторва_ый рукав, лома_ая линия, слома_ая игрушка, встревожа_ый известием, исправле_ая ошибка, реза_ая рана, подреза_ые деревья.

б) Рассортирова_ый, суше_ый, подсуше_ый, полирова_ый, туше_ый, оглуше_ый, точе_ый, подточе_ый, туше_ый в гусятнице, травмирова_ый, глаже_ый, фарширова_ый, посеребре_ый, кале_ый, раскроше_ый, реза_ый, размассирова_ый, маза_ый, крошеч_ый.

 

3.) Н или НН? Спишите причастия и прилагательные, подбирая к ним подходящие по смыслу слова.

Глаже…ая, разреза…ые, выглаже…ая, разреза…ые, ноше…ая, суше…ые, удлине…ая, сорва…ые, стира…ая, краше…ая, мороже…ые, вяза…ая.

 

4.) Спишите, подчеркните и объясните правописание н или нн.

Жареный гусь, поджаренная колбаса, жаренные в масле пирожки, писаный красавец, вписанный треугольник, писанный художником, организованная спонсорами ярмарка, тканая скатерть, тканная золотом скатерть, забракованные товары, военизированный отряд, воспитанный человек, дистиллированная вода, расклеенные афиши, дисквалифицированный спортсмен, незваный гость, связанный пленник, завербованный агент, сделанная надпись, варенный в мундире картофель, купленные в магазине вещи.

 

4. Сформулируйте правила, касающееся правописания ы-и после приставок, и выполните следующее упражнение:

а) Раз…грать соседа, от…скать драгоценности, новый спорт…нвентарь, знать с…здетства, любитель роз…грышей, без…мянная речка, произвести дез…нфекцию, пред…юньский вечер, вз…мать налоги, пред…нфарктное состояние, без…нвентарный учёт, меж…гровой проект, об…ндеветь на морозе, проверка сан…нспекции, из…мать документы, меж…нститутские соревнования, пред…стория конфликта, без…глое растение, вз…скательный художник, заметил сверх…зобилие, меж…мпериалистические отношения, с…митировать восторг, трёх…мпульсный регулятор, без…сходная тоска, назначен охот…нспектором, с…кономить средства, без…дейное выступление, двух…гольная машина, раз…скать на складе, без…корная рыба, транс…ранский маршрут, об…грать соперников, встреча с фин…нспектором, без…скусственный рассказ, вз…мающий пошлину, студенты пед…нститута.

б) Небез…звестный скрипач по фамилии Без…глый решил с…грать на меж…нститутском концерте и с…мпровизировать. Это сверх…нтересное выступление понравилось и без…нициативному бухгалтеру, и без…дейному суб…нспектору, и сверх…зысканному дирижёру, победившему на пред…дущем меж…здательском конкурсе. Победитель супер…гры Без…дейный даже в пост…нфактном состоянии от…скал ноты и приехал под…грать своему коллеге. Он любил творчество пост…мпрессионистов и под…скал в подарок без…мянный шедевр, на котором были изображены об…ндевевшие ёлки, казавшиеся такими холодными в эту пред…юльскую пору. Когда под…тожили результаты выступлений, то оказалось, что каждый не думал, как с…кономить свои силы, а мечтал начать с…знова.

 

5. Сформулируйте правила, касающееся правописания ы-и после приставок, и выполните следующее упражнение:

 

Ц_стерна, проц_тировать, ц_клон, ц_рк, ц_трон, ц_низм, ц_рюльник, вакц_на, ц_ркулировать, пац_ент, иниц_алы, реакц_я, дикц_я, позиц_я, лекц_я, станц_я, порц_я, рац_я, эволюц_я, ц_ган, ц_пленок, на ц_почках, ц_кнуть, сестриц_н, смуглолиц_й, куц_й, бледнолиц_й, Троиц_н день, огурц_, пальц_, скворц_, спиц_, три девиц_, нора лисиц_, ц_кличный, улиц_, ц_ганский, делегац_я, гнездо птиц_, ц_трусовый, панц_рь, ц_плятница, круглолиц_й, эмоц_и, синиц_, ц_линдр, куриц_н, ц_вилизац_я, бойц_, ц_фры, нарц_сс, краснолиц_й, зайц_, племянниц_н, ц_ганщина, акац_я, ц_ркуль, школьниц_, сенсац_я.

 

6. В предложенном тексте прокомментируйте все известные вам орфограммы и пунктограммы:

Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушенный бурьяном и кустарником. Я прошелся по террасе. Сквозь стеклянную дверь видна была гостиная с паркетным полом, старинное фортепиано, а на стенах гравюры в широких рамах из красного дерева. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головы. По дорожкам, вытягиваясь, мешая друг другу, росли молодые клены вязы, уже ощипанные коровами. Было густо, и сад казался непроходимым. Вблизи дома стояли тополя, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей, а за ними сад расчищали для сенокоса. А на просторе росли вишни, сливы, раскидистые яблони и груши, которые были такие высокие, что даже не верилось, что это груши. Эту часть сада арендовали наши городские торговки, и сторожил ее от воров и скворцов старичок, живший в шалаше.

Сад, все больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком. Около мельничной плотины был глубокий и рыбный плес, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, громко квакали лягушки. На гладкой воде изредка хо круги, вздрагивали речные лилии, потревоженные веселой рыбой. Тихий плес манил к себе, обещая прохладу и покой.

 

 

Литература:

1. Антонова Е.С. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М., 2011. – 320 с.

2. Розенталь Д. Э. Справочник по пунктуации // Д. Э. Розенталь. – М.: Экмо-пресс. – 1998. – 329 с.

3. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2003. – 509 с.

4. Русский язык и культура речи / Под ред. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002. – 413 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: