Воздушный транспорт – самый скоростной вид транспорта, используемый в международных сообщениях. Ему принадлежит важная роль в перевозке пассажиров и грузов между двумя и более странами.
В последнее время интенсивно развиваются международные грузовые перевозки воздушным транспортом. Сегодня грузовая авиация оказывает непосредственное влияние не только на развитие национальной экономики государств, но и на мировой экономики в целом. Земной шар буквально окутан сетью грузовых авиатрасс. Самолеты перебрасывают с континента на континент, казалось бы, неподъёмные грузы. С помощью воздушного грузового транспорта стремительно ускоряется сооружение промышленных и военных объектов. Особое значение приобретает грузовая авиация в странах, не имеющих выходов к морю, а также тех, где основными предметами экспорта являются скоропортящиеся товары.
Общей проблемой для всех воздушных перевозчиков мира является одностороннее движение большинства грузов. То есть, в то время как пассажиры предпочитают круговые путешествия, грузы в воздушном сообщении чаще всего движутся только в одном направлении. Лишь на очень небольших участках мировых маршрутов (между некоторыми центрами Америки и Европы, например) объём двусторонних грузовых перевозок равен или адекватен.
Преимущества воздушного транспорта:
1. Скорость транспортировки намного выше, чем на любом другом виде транспорта.
2. Более простая упаковка, чем на любом другом виде транспорта.
3. Возможность доставки в районы, где не могут быть использованы другие виды транспорта.
4. Высокая сохранность груза в пути.
5. Более низкие страховые затраты, т. к. грузы перевозятся быстрее и более безопасным видом транспорта.
|
Недостатки воздушного транспорта:
1. Высокие грузовые тарифы. Экономия на упаковке, страховке, на величине запасов и т.п. может быть поглощена этими высокими тарифами, в то же время некоторые грузы, намеченные к перевозке согласно цене, морским транспортом, могут быть перевезены по весовым расходам воздушным транспортом и фактически по меньшим грузовым тарифам.
2. Удалённость аэропорта. Экономия вследствие высоких скоростей воздушного транспорта может быть сведена на нет удалённостью аэропорта.
3. Подверженность задержкам из-за плохой погоды, особенно из-за тумана.
По своей природе воздушное пространство делится на суверенное воздушное пространство конкретного государства (ст. 1 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.) и международное воздушное пространство. Под суверенным понимается пространство, которое находится над государственной территорией, к которой, в свою очередь, относятся пространства суши и прилегающие к ним территориальные воды, находящиеся под суверенитетом данного государства. Если в своем воздушном пространстве государство вправе устанавливать собственные правила, то в международном пространстве безопасность полетов достигается исполнением правил ICAO. В соответствии с последними международное воздушное пространство разделено на районы полетной информации. Район полетной информации представляет собой воздушное пространство в границах, установленных с учетом возможностей средств навигации и контроля за воздушным движением. Он включает: воздушные трассы, зоны и траектории полетов воздушных судов, на которых обеспечивается обслуживание воздушного движения.
|
Бурное развитие воздушных перевозок в 30-е годы обозначило проблему правового регулирования международных воздушных перевозок. В этой связи в 1929 г. в Варшаве была подписана Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок. С течением времени стало ясно, что Варшавская конвенция требует изменений. В частности, ограничение ответственности в случае смерти или повреждения здоровья пассажира было сочтено слишком незначительным. По этой причине изменение, внесенное Гаагским протоколом, было согласовано в Гааге 28 сентября 1955 г. В последующем Конвенция дополнялась Монреальским соглашением 1966 г., Гватемальским протоколом 1971 г. и Монреальским протоколом 1975 г., которые либо подписаны и ратифицированы очень небольшим количеством государств, либо не вступили в силу.
Документом, подтверждающим заключение соглашения о воздушной перевозке товара является международная накладная воздушного транспорта (negotaible air waybill). Авиагрузовая накладная является именным документом и не подлежит передаче. Она не является товарораспорядительным документом. Авианакладная и указанные в ней данные являются лишь доказательством того, что договор заключён, груз принят к авиаперевозке и учтены условия её выполнения.
Согласно ст. 22 Варшавской конвенции, имущественная ответственность авиаперевозчика в отношении каждого пассажира (за причинение вреда здоровью) ограничивается суммой в размере 125 тысяч франков. Гаагский протокол 1955 года увеличил в два раза (до 250 тысяч франков) предел имущественной ответственности авиаперевозчика за вред, причиненный здоровью пассажира.
Предел имущественной ответственности авиаперевозчика за не сохранность багажа и груза установлен в размере 250 франков за 1 кг груза или указанную отправителем стоимость, если за неё уплачена дополнительная цена.