Географическое и геополитическое положение




 

Площадь - 357 тыс. км2

Население - 82,12млн чел. (2001 г.)

ВВП - 2,4 трлн дом. (2001 г.)

ВВП на душу населения — 27,5 тыс. долл. (2001 г.)[1]

ФРГ - четвертая страна мира по экономической мощи (после США, КНР и Японии). Лишь этим трем странам уступает она по объему ВВП, занимает 2-е место в мире после США по экспорту продукции, безусловно лидирует в Европе во всех планах - по численности населения, экономическому и научно-техническому потенциалу, развитию военно-промышленного комплекса [8, с. 350-352].

Немецкая марка была одной из самых устойчивых валют, вторая резервная валюта мира. Немецкие капиталовложения за рубежом достигли гигантской суммы 325 млрд. марок (2001 г.); филиалы крупнейших автомобильных и химических концернов ФРГ обосновались во многих, даже самых богатых странах мира. Заработная плата в «старых землях» на 20 - 25% выше, чем в США (это, правда, и плюс и минус ФРГ, так как все острее сказывается конкуренция «дешевых стран»). Доля средств; на НИОКР в ВВП достигает 2,6% (выше только в Японии - около 3% и США - 2,8%). По числу зарегистрированных патентов ФРГ тоже уступает лишь этим странам.

Все это проявляется ив высоком техническом уровне страны, и в быту немцев. Сеть скоростных железных дорог в начале XXI в. дополнится дорогой для поездов на магнитной подушке между Гамбургом и Бременом (по протяженности автострад ФРГ - первая в Европе, а в мире уступает лишь США). При этом на ряде автострад в отличие от остальной Европы вообще сняты ограничения скорости. Франкфурт-на-Майне - сегодня крупнейший аэропорт Европы, а «Люфтганза» - одна из ведущих авиакомпаний мира. По насыщенности хозяйств бытовой техникой страна доминирует в Европе: 98% семей имеют цветные телевизоры, 90% - телефоны, 32% - компьютеры, 94% - стиральные машины (2001 г.) [8, с. 353-355].

Долгие годы ФРГ была первым торговым партнером СССР, а потом России в дальнем зарубежье. Импульс этим связям был дан соглашением «газ-трубы» в 1970-х гг., по которому ФРГ поставляла нашей стране трубы и оборудование для газопроводов Сибирь - Западная Европа, позже это было полностью оплачено поставками газа из СССР. Доля российского газа в газоснабжении ФРГ достигает почти 30%. Германия помогла нашей стране в создании ряда современных промышленных объектов, а в конце 1980 - начале 1990-х гг. финансовая помощь и займы ФРГ были больше, чем от всех западных стран, вместе взятых. Ныне экономические связи Россия - ФРГ определяются в основном поставками газа и нефти: из России в обмен на оборудование и продовольствие из ФРГ.

ФРГ имеет широкие международные связи. Она поддерживает дипломатические отношения почти со всеми странами мира, имеет 230 зарубежных представительств, состоит членом ООН, ЕС и множества других международных организаций. ФРГ - член НАТО, ее военно-промышленный комплекс широко участвует в модернизации вооруженных сил других стран блока, а в перспективе - и «стран-кандидатов». С 1995г. страна участвует в многонациональных миротворческих силах НАТО в Боснии, впервые за все послевоенные годы контингент бундесвера участвовал в военных акциях вне немецкой территории [9, с. 370-375].

Центральное положение ФРГ в Европе подчеркивается максимальным количеством стран-соседей - их 9. На севере, на Ютландском полуострове, ФРГ граничит с Данией, на северо-западе - со странами Бенилюкса и на западе - с Францией; все границы не имеют каких-либо серьезных естественных рубежей. Граница на юго-западе со Швейцарией проходит по верхнему Рейну и Боденскому озеру, а на юге с Австрией - по предгорьям Альп. Менее высокие горные рубежи - Верхнепфальцский лес, Баварский лес и Рудные горы отделяют ФРГ от Чехии, а Одер и ее приток Нейсе - от Польши на востоке.

На севере страна имеет широкий выход к Северному морю и Балтике. При этом побережье Северного моря гораздо важнее экономически, ибо это выход к морским путям для «старых земель» - наиболее развитой индустриально и наиболее интегрированной в мировую экономику части страны. Большую роль здесь играют и два речных пути от внутренних районов ФРГ (и шире - Европы) к морю - Рейн и Эльба. Хотя Рейн выходит к морю уже на голландской территории, вся «рейнская ось», - полимагистраль, «жгут» разнообразнейшей инфраструктуры не только ФРГ, но и всего ЕС (см. рис. 1 приложений) [9, с. 370-375].

Конфигурация границ ФРГ и ее соседей на севере и северо-западе - Дании и Нидерландов - такова, что ФРГ как бы зажата в углу между ними, если продолжить эти границы в море, - поэтому ей досталась самая небольшая экономическая зона в Северном море - всего 24,6 тыс. км2, тогда как маленькие Дания и Нидерланды получили каждая вдвое больше, чем ФРГ. В пределах немецкой экономической зоны нет сколько-нибудь перспективных месторождений нефти или газа.

Центральное положение ФРГ в Европе проявляется в том, что здесь перекрещиваются важнейшие широтные и меридиональные магистрали общеевропейского значения. Линия Москва - Минск - Варшава - Берлин - Париж связывает восток и запад Европы. По определению Лейпцигского института землеведения, это - «столичная ось», связывающая пять европейских столиц. В широтном направлении выделяются еще (по той же терминологии) «балтийская ось»: Северная Германия - Гданьск - Калининград - Вильнюс - Санкт-Петербург и «промышленная ось» - Лейпциг - Дрезден - Вроцлав - Краков - Львов.

Из осей меридионального направления выделяется «рейнская» - костяк всей урбанистической и индустриальной структуры Центральной Европы. Эта ось имеет и южное продолжение - железная дорога и автострады ведут к Сен-Готардскому туннелю в Швейцарии и далее на Турин (Италия).

Основной внешней осью Север - Юг для ФРГ вне ее пределов являются железная и шоссейная дороги от Ингольштадта - Мюнхена на юг к Бреннерскому перевалу и тоннелю под ним, ведущему в Италию. Здесь в сезон отпусков проходят миллионы легковых автомашин, а за год перевозится более 20 млн т грузов (большая часть автотранспортом) Восточнее - еще одна ось - от Гамбурга на Берлин – Дрезден - Прагу - Вену - Триест, ее называют «ось Эльба-Адриатика» [3, с. 115-122].

Центральное положение Германии в Европе многократно сказывалось в ее истории. «Наша важнейшая роль есть и будет - быть хорошими соседями. Это особенно трудно, когда соседей так много», - говорил бывший канцлер ФРГ Гельмут Шмидт. Действительно, и западные, и восточные соседи Германии в XX в. дважды оказывались жертвами германской агрессии. Геополитическое положение ФРГ резко изменилось в 1990г. после объединения двух немецких государств и включения восточной части страны в НАТО. Если до этого граница ФРГ по Одеру - Нейсе была крайним восточным рубежом Запада в биполярном мире, границей капиталистического и социалистического лагерей, двух экономических и военных блоков, то ныне ФРГ сама оказалась центром ЕС, а потенциально - и европейских структур НАТО. Если и ранее все ее соседи на западе и юге (кроме нейтральной Швейцарии, не входящей ни в какие блоки) были членами ЕС, а большая часть из них (кроме той же Швейцарии и Австрии) и членами НАТО, то ныне ближайшими «кандидатами» в ЕС стали и ее восточные соседи - Польша и Чехия, вступившие в НАТО в 1999 г.

Современные западные геополитики отмечают, что «на новой географической карте Европы Германия занимает «более центральное место». Это означает не только политическое и экономическое усиление страны, но и рост ее потенциальных возможностей влияния. А поскольку экономические потенциалы и технологический уровень экономики ФРГ и ее соседей на востоке несравнимы (ВВП ФРГ в 20 раз превосходит польский, в 40 раз - чешский; заработная плата в Чехии с ее квалифицированной рабочей силой уступает германской почти в 10раз), имеются все условия для широкой торговой и финансовой экспансии немецких концернов и банков в экономику восточных соседей. Уже сейчас около 30% их импорта приходится на ФРГ. Экспорт ФРГ в этот регион и на Украину почти достиг ее экспортных поставок во Францию. Включение Польши, Чехии и Венгрии в НАТО сулит монополиям германского военно-промышленного комплекса крупные поставки техники для стандартизации вооружений этих стран по натовским образцам. Военно-политическое сближение ФРГ со странами Восточной Европы неизбежно повлияет как на обстановку в Европе, так и на соотношение сил внутри НАТО [3, с. 115-122].

Геоэкологическое положение ФРГ определяется тем, что для соседей на востоке (в том числе и России) она является крупнейшим экспортером загрязнений в трансграничном переносе, а для стран Западной Европы - одним из основных загрязнителей Северного моря. По количеству выбросов СО2 она лидирует в Европе - в середине 1990-х гг. 234 млн. т. углерода, что несколько больше, чем у Великобритании, и в 2,5 раза больше, чем у Франции. Правда, в результате мер, принятых для выполнения международных соглашений по окружающей среде, выбросы СО2 за 1990-1994 гг. сократились на 10%. Дальнейшее их уменьшение связано прежде всего с сокращением использования самого «грязного» вида топлива - бурого угля - в «новых землях», а также переводом всего гигантского автопарка страны (более 40 млн легковых автомобилей) на европейские стандарты - использование бензина без свинцовой присадки, оснащение всех новых автомобилей катализаторами, жесткое выполнение закона о борьбе со смогом. С 1994 г. прекращено производство фреонов, используемых в холодильной технике. Гораздо менее радикальны меры по Северному морю - предполагается свести к нулю сброс вредных веществ и удобрений лишь к 2020 г. [3, с. 115-122].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: