Правило золотого сечения и постановка зубов




Медицинская академия имени С. И. Георгиевского

Структурное подразделение «ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского»

Р Е Ф Е Р А Т

ТЕМА: Эстетические аспекты изготовления полных съемных протезов.

 

СТУДЕНТА 4 курса Сл-С-О 162-В группы стоматологического факультета

 

Ольшевского Никиты Алексеевича

 

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ: Производственная клиническая практика -

помощник врача стоматолога (ортопеда)

 

ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ: с 13.07.2020 по 25.07.2020 г.

 

Эстетика внешних лицевых признаков

При наблюдении с расстояния стоматологическая композиция не проявляется в деталях, а воспринимается как специфическая стоматологическая форма, имитирующая симметрию горизонтального типа, на которой мозг фиксирует гипотетическую среднюю линию в зависимости от параметров лица.

При изучении лица пациента рекомендуется забрать все волосы назад, чтобы видеть полностью овал лица. При взгляде в фас лицо может быть разделено вертикальной линией на две половины (назовём её линией A – центральная линия). Затем нужно опустить вертикальные линии от зрачков глаз к углам рта (назовём их линиями B). Лицо также может быть разделено горизонтально на три части (назовём их линиями C). Нижняя треть лица может быть далее разделена на следующие участки: 1/3 расстояния от основания носа до точки смыкания губ (линия D); 2/3 расстояния от точки смыкания губ до низа подбородка.

Эстетическую оценку протезирования полным съемным протезом, конечно же при отсутствии ошибки в определении высоты нижнего отдела лица, возможно производить в основном начиная с стомато-лицевой композиции.

С расстояния, на котором возможно наблюдение стомато-лицевой композиции, проявляется возрастающая важность параллельности между зрачковой и окклюзионной (соединяющей вершины клыков) линиями.

По мнению многих исследователей, можно рассматривать как константу эс­тетичности стомато-лицевой композиции – параллельность окклюзионной линии и комиссуральной, и далее, переход этой параллельности на лицевую композицию к линиям зрачковой и надбровной.

При условии параллельности комиссуральной и окклюзионной линий в стомато-лицевой композиции возможна оценка симметричного расположения левого и правого передних сегментов, относительно центральной или средней линии.

Стоматологическая средняя линия

Различают лицевую и стоматологическую средние линии, так как их совпадение не является стопроцентной закономерностью.

Статистические исследования, ис­пользующие уздечку губы как ориентир, показали, что верхнечелюстная средняя линия совпадает со средней лицевой ли­нией в 70% случаев и что эстетике не ­вредит незначительное отклонение от центральной средней линии. Это опреде­ленно означает, что средняя линия ниж­ней челюсти не должна расцениваться как ориентир для расположения верхне­челюстной средней линии при постанов­ке зубов фронтальной области.

Несмотря на то, что лицевая композиция может производить общее впечатле­ние симметрии, хорошо известно, что между обеими сторонами лица существу­ют различия, и если совместить два зер­кальных отражения одной стороны, то получившееся лицо будет казаться неестественным, так как будут устранены едва различимые от­личия формы, линий и цвета, а с ними и основные элементы ин­дивидуальной детерминантности, которыми чаще всего наделяет природа. Это и подтверждает слова тех, кто считает, что идеальное расположение средней линии придаёт внешности неестественность.

Использование в качестве анатомиче­ских ориентиров резцового сосочка может способствовать первичной оценке расположения стоматологической средней линии, и наблюдения вполне подтверждают надежность этого первичного расположения. При этом, необходимо помнить, что обе – лицевая и стоматологическая средняя линии являются необходимыми осевыми ориентирами, позволяющими осуществить эстетическую оценку через восприятие параметров симметрии и равновесия. Из-за различий, существующих между правой и левой сторонами лица, средняя лицевая линия не может и не должна в обязательном порядке указывать на точное геометрическое разделение. При этом, также необходимо помнить, что стома­тологическая средняя линия с трудом точно воспринимается на расстоянии, при ко­тором оценивается только лицевая ком­позиция.

Типы улыбки

Стоматологическая средняя линия лучше всего воспринимается в процессе улыбки. Логически, она должна проводиться через центр улыбки. Доминирующие силы сцепления, комиссуральная линия, окклюзионная линия и линия зрачков, определяют перпендикулярное направ­ление сил разделения, во главе которых стоит стоматологическая средняя линия и стоматологические элементы, относя­щиеся к ней.

При оценке улыбки и подразделении ее на разные типы предлагается использовать критерии, в основе которых ле­жит принцип соотношения губ, дёсен и зубов. В отличие от предыдущих, клас­сификация, предложенная в 1999 г. Э. Филипсом, наиболее полно отражает суть вопроса, предварительно разделяя массу различных улыбок на три базовых стиля:

1. Комиссуральная (уголковая) улыб­ка. Наиболее часто встречающийся тип, который представлен примерно у 67% насе­ления. В улыбке, обычно вовлекающей арку Купидона, углы рта вначале приподня­ты кнаружи, затем следуют сокращения мышц, поднимающих верхнюю губу и приоткрывающие верхние зубы.

2. Улыбка «изломом губ». Представле­на у 31% населения. Форма губ обычно визуализируется в виде граней. Этот стиль улыбки идентифицируется доминированием мышц-леваторов верхней губы.

  1. Комплексная улыбка. Присуща лишь 2% населения. Форма губ обычно иллюстрируется как две параллельные красные полосы. Мышцы-леваторы верхней губы и углов рта, также, как и мышцы, опускающие нижнюю губу, со­кращаются одновременно, обнажая все верхние и нижние зубы.

Линия губы

Форма нижнего края верхней губы, который также называется линией улыбки, слу­жит ориентиром при определении гра­ниц видимости зубов. У разных людей, при разном типе улыбки эта линия суще­ственно различается. В зависимости от высоты нижнего края верхней губы во время разговора и улыбки, и того, на­сколько видны при этом передние зубы и дёсны верхней челюсти, выделяют три возможных разновидности эстетических ситуаций:

1. Резцовый эффект. Глубокая линия улыбки, видна режущая треть или поло­вина верхнечелюстных зубов.

2. Цервикальный эффект. Зубы в зубном ряду видны до концов сосочков.

3. Десневой эффект. Высокая линия улыбки, так как верхняя губа короткая, или же она значительно приподнимается при улыбке, что приводит к чрезмерному об­нажению десневой области.

Самым распространенным и наиболее эстетически приемлемым считается второй (цервикальный) эффект, поэтому, при отсутствии конкретных пожеланий со стороны пациента, постановку зубов полного съёмного протеза верхней челю­сти рекомендуется производить по цервикальному типу улыбки.

Линия улыбки

Большинство современных авторов изучают и классифицируют «линию улыбки», т.е. гармоничность сочетания кривизны режущего края передних зубов верхней челюсти с верхней границей нижней губы. Самая привлекательная улыбка получается при соотношении 1,00/1,25.

Статистические исследования показа­ли, что степень изгиба режущей линии более выражена у женщин, чем у муж­чин. Перевернутая режущая линия или аномальное положение нижней губы, которое исключает элементы, делающие воз­можным восприятие данных сил сцепле­ния, в высокой степени влияет на уро­вень привлекательности улыбки.

Улыбка женского типа обычно харак­теризуется изгибом режущей линии, со­впадающей с изгибом нижней губы. Улыбка мужского типа, наоборот, обыч­но показывает более прямую режущую линию и вызывает более сильное морфопсихологическое воздействие.

Симметрия улыбки

Симметрия улыбки может оценивать­ся в рамках стомато-лицевой или лице­вой композиции в зависимости от рас­стояния, на котором производится оцен­ка. В свою очередь, лицевая средняя ли­ния или стоматологическая средняя ли­ния выполняют функцию оси симмет­рии. При взгляде на стомато-лицевую композицию определяется эстетическая необходимость параллельности между комиссуральной и окклюзионной лини­ями.

С расстояния, на котором возмож­но наблюдение в основном лицевой ком­позиции, проявляется возрастающая важность параллельности этих линий. Это означает, что в улыбке расположение углов рта должно согласовываться с по­следовательностью параллельных линий, являющимися силами сцепления и обес­печивающими эстетическую ценность лицевой или стомато-лицевой компози­ции.

Центральная средняя линия, гипо­тетическая или обусловленная характе­ром элементов, составляющих лицевую или стомато-лицсвую композицию, пе­ресекает эту последовательность парал­лельных линий, обеспечивая наличие сил разделения. Эстетическая ценность симметрии улыбки обусловлена подсо­знательным восприятием этого пересече­ния.

Совершенная улыбка

В соответствии с предыдущими фор­мулировками, если при постановке зубов на базисе полного съёмного протеза уч­тены все эстетические принципы, то на этапе примерки может быть воспроизве­дена совершенная улыбка, которая ха­рактеризуется следующим образом: пе­редние зубы верхней челюсти обнажены на 2/3 длины, бугры клыков едва дотра­гиваются до нижней губы, изгиб режу­щих краев верхних зубов параллелен вну­треннему изгибу нижней губы, видны 6 фронтальных верхних зубов и премоляры.

Видимость зубов

Когда зубы становятся видимыми, при улыбке или при полуоткрытом рте, важную роль играет положение фрон­тальных зубов верхней челюсти. Разли­чия в расстоянии между ними и средней линией влияют на симметрию и визу­альный баланс между правой и левой половинами лица. Это же происходит в случае большой разницы между медио-дистальным и губно-язычным на­клонами вертикальных осей зубов к ле­вой и правой сторонам. Например, если наклон оси левого клыка верхней челю­сти дистальный, а правого – медиа­льный, то при улыбке образуются две на­клонные, возможно почти параллель­ные линии. Эти дисгармонирующие ли­нии и являются источником визуального дискомфорта.

Для ортопеда-стоматолога количество видимых зубов, когда губы и нижняя че­люсть находятся в состоянии покоя (определение соотношения: режущий край – длина губ), в основном базируется на клиническом опыте или фонетическом значении при допущении, что это соот­ношение должно автоматически дости­гаться при правильном положении пере­днего резца верхней челюсти в верти­кальной плоскости.

Исследование, относящееся к види­мости зубов из-за губ при зависимости от расовых факторов, показало, что види­мость центрального резца верхней челю­сти увеличивается от чернокожих людей к монголоидной, и европейской расам, а видимость центрального нижнечелюст­ного резца уменьшается наоборот, в обратном по­рядке.

Видимость зубов в соответствии с по­ловым фактором является значительно более важной деталью для женщин, нежели чем для мужчин. Использование при проте­зировании разных пациентов одних и тех же значений в этом вопросе является грубой ошибкой, которая растёт по значению, если рассматривать параметры длины губ и возраста.

Исследования свидетельствуют о зна­чительном уменьшении длины видимых зубов верхней челюсти преимуществен­но в возрасте между 30 и 40 годами, и про­порционально увеличивающейся види­мости зубов нижней челюсти.

Видимость резцов верхней челюсти является важным параметром эстетичес­кой оценки, потому что это уменьшает восприятие раннего старения людей в возрасте после 40 лет, когда процент из­готовления полных съёмных протезов населению, по мере приближения к 60 го­дам, начинает прогрессивно возрастать.

В некоторых клинических ситуациях, когда утрата тургора кожей лица зашла слишком далеко, а техника тренировки мускулату­ры становится невозможной, при поста­новке зубов во фронтальном отделе их положение может быть специально удли­нено на верхней челюсти и укорочено на нижней для достижения эффекта омоло­жения, но этот подход возможен только в том случае, когда он не будет вступать в кон­фликт с функциональными параметрами (длиной резцового пути, углом передне­го ската ямки ВНЧС, наличием значительной атро­фией фронтальных отделов челюстей). В 60 лет поддержание здорового молодо­го расположения зубов не обеспечивает эстетичный внешний вид стоматологи­ческой лицевой композиции, если тонус мускулатуры лица не поддерживался целыми го­дами.

В старческом возрасте даже при отсут­ствии патологии в полости рта, провиса­ние кожи лица может зайти так далеко, что на восстановление эстетичного внешнего вида доступные приемы проте­зирования и мышечной тренировки зна­чительного влияния просто не смогут оказать.

Таким образом, фронтальная группа зубов, в большей степени верхней челюсти, кроме своих непосредственных функций (разрезание пищи и направле­ние движения нижней челюсти) играет ведущую роль в достижении эстетичес­кой гармонии в области рта.

Правило золотого сечения и постановка зубов

Применение золотого сечения в стома­тологии было впервые упомянуто Ломбарди и разработано Левином. Сегодня несколько параметров, которые согласовываются с этим золотым сечением, могут являться элементами, которые оцениваются в структурной или биологической красоте стомато-лицевой композиции, и могут рекомендоваться к применению при протезировании, в ча­стности полном съёмном.

Используя штангенциркуль, который был настроен на постоянную «золотую» пропорцию между большими и меньши­ми частями, Левин заметил, что в эстетически приятных расположениях зубов, во фронтальной проекции ширина цен­трального резца находится в «золотой» пропорции с шириной бокового резца, который, в свою очередь, находится в «золотой» пропорции с видимой во фронтальной проекции частью клыка.

Исходя из этих наблюдений, он разрабо­тал решётку для проверки адекватности данных формулировок. В этой решётке приводится широкий диапазон цент­ральных резцов с различной шириной (между 7 и 10 мм). Применение решетки оказывает значительную помощь зубно­му технику при эстетической постановке зубов относительно дуги альвеолярного гребня. Стоматологу-ортопеду решётка помогает в диалоге с пациентом на этапе проверки постановки зубов на восковом базисе, и служит как пособие для наглядной оценки.

Стоматологическая, стомато-лицевая и лицевая композиции содержат множество соотношений, которые могут быть качественно эстетически оценены в соответствии с «золотой» пропорцией, по их линейным и двусторонним значениям, и по разнообразию геометрических форм. Тем не менее, лицевые пропорции могут различаться у разных людей.

Выравнивание по оси

Направление передних зубов по отно­шению к центральной вертикальной средней линии было определено наблю­дениями стоматологов и изучением множества моделей. В целом общепри­нято, что верхние передние зубы долж­ны представлять при восприятии анфас – режущий наклон, который становится все больше выраженным по направле­нию от центральных резцов к клыкам. Боковые зубы, начиная от первого премоляра до первого или второго моляра, также выражают общий медиальный наклон.

При данной фрон­тальной проекции центральная верти­кальная средняя линия служит опорой для равновесия линий, материализую­щихся при восприятии наклона зубов. Если мы обратимся к наблюдениям ес­тественного расположения зубов, то за­метим широкий диапазон отклонений от стандартного осевого режущего на­клона. Небольшие осевые отклонения обычно подчеркивают своеобразие и усиливают индивидуальность, при условии, что достигнуто равновесие или ба­ланс линий вокруг центральной точки опоры.

Это правило является примером соотношения между эффектом привлекательности, который эти зубы могут про­извести при их обнажении во время улыб­ки, и равновесием или балансом линий наклона зубов. Например, при желании произвести естественную, и в то же время эстетическую постановку зубов, дистально наклонённый боковой резец должен быть компенсирован легким увеличением медиального наклона клы­ка или премоляра на противоположной стороне. По принципу баланса, «вес» элемента, удаленного от точки опоры, возрастает по важности. Отклонения от равновесия выше определенного уровня, которые неизменно расцениваются как непри­влекательные, должны быть замечены врачом на этапе проверки постановки зубов и исправлены надлежащим образом.

Расположение зубов

Выбор правильного расположения пе­редних зубов для выполнения эстетичес­ких, фонетических и функциональных требований представляет некоторые сложности, которые повышаются с уров­нем резорбции альвеолярного гребня, и создаёт некоторые проблемы даже для опытных клиницистов.

Расположение зубов обычно находит­ся тремя методами: эмпи­рическим, фонетическим и методом соответ­ствия с анатомическими ориентирами. Эмпирический подход может быть отме­чен как наиболее часто применяемый. Большинство врачей просто передают наряд в лабораторию без какой-либо особой информации, за исключени­ем руководства по цвету, ожидая адек­ватного расположения искусственных зубов на существующем гребне в соот­ветствии со стоматологическими принципами и игнорируя принципы естест­венные.

Другая группа специалистов при по­пытке определить исходное расположе­ние передних зубов на альвеолярном гребне полагается на анатомические ориентиры. Они берут за основу положе­ние резцового сосочка, допуская, что это может быть надежным ориентиром, по­тому что на его позицию, по наблюдени­ям многих ученых, мало влияет ре­зорбция кости.

Было доказано, что линия, проведен­ная от кончика клыков, неизменно де­лит пополам середину резцового сосочка в 92% случаев, и что расстояние от сере­дины резцового сосочка до внешней губ­ной поверхности центрального резца со­ставляет в среднем 10,2 мм.

Ортман и другие установили, что от задней границы резцового сосочка это расстояние составляет в среднем 12,4 мм, со стандартным отклонением 3,8 мм.

Однако при использовании анатоми­ческих ориентиров для определения пер­воначального расположения зубов, врач-ортопед должен быть готов приспосо­биться к требованиям, наложенным эс­тетической переоценкой.

Индивидуальные различия в форме альвеолярной дуги усреднены, но формы были клас­сифицированы как квадратная, яйцевид­ная и коническая, включая множество смешанных комбинаций, созданных природой. Статистические исследования моделей челюстей показали, что 2/3 из них могут быть расценены как квадратные, за ними следуют коническая и яйцевидная формы. В идеале, каждый тип формы дуги предполагает определенный тип положения зубов. Это подразумевает, что передние зубы должны располагаться в соответствии с уровнем допустимого отклонения, который допускается формой дуги, для обеспечения интеграции в стоматологическую лице­вую композицию.

В квадратной стоматологической дуге верхнечелюстные резцы занимают пози­цию почти на одной линии с клыками. Четыре резца верхней челюсти обычно располагаются без разворота или захож­дения друг на друга. Такое расположение зубов обеспечивает прекрасное отражение света, из-за чего стоматологическая дуга смотрится шире и светлее.

В дуге яйцевидного типа центральные резцы могут быть расположены вдоль или поперёк изгиба дуги, в то время как боковые резцы и клыки чаще выровнены вдоль по её изгибу, а их поворот встречается редко.

Конический тип формы дуги характе­ризуется огромным разнообразием рас­положения зубов, от центральных рез­цов, которые в основном располагаются в V-образной форме, до других передних зубов, которые выражают визуально за­метные повороты или заходят друг на друга.

При постановке фронтальных зубов на базисе съёмного протеза следует всегда учитывать, что идеальное расположение зубов по дуге конической формы без захождения друг на друга или поворотов будет выглядеть неестественным, точно так же, как и неправильно расположенные зубы на дуге яйцевидного типа.

Необходимо подчеркнуть, что красота стомато-лицевой композиции полностью независима от типа формы дуги. По данным социологического опроса, общество предпочитают дугу яйцевидного типа в качестве идеальной, особенно это важно для женщин. Выравнивание по этому типу двух других дуг при полном съёмном протезировании может применяться только в разумных пределах, учитывая механизмы стабильности протеза и нагружения протезного ложа.

Более разумно следовать принципам динамической симметрии, согласно которым фронтальные зубы должны сохранять некоторую неравномерность, которую можно наблюдать в природе. Эту рекомендацию легче соблюдать путём расположения зубов в соответствии с формой дуги, которая обеспечивает скорее естественное разнообразие, нежели если следовать путём неподходящего поворота зуба или неправильного положения.

Эффект градации

Когда две подобные структуры распо­ложены на разных расстояниях от на­блюдателя, ближайшая будет казаться больше. Необходимо ввести и выров­нять другие подобные структуры между этими двумя, тогда будет наблюдаться про­грессирующее уменьшение в размере от ближнего к дальнему элементу. Этот фе­номен последовательности «спереди-на­зад» называется градацией.

Чтобы при постановке зубов ввести оттенок индивидуального чувства и эмо­циональности, которые передаются че­ловеком во время улыбки, обычно в анфас, требуется знание и управление принци­пом градации. Он включает в себя вос­приятие прогрессирующего уменьшения размера, начиная от центрального резца до наиболее удаленного моляра.

Предпосылкой последовательности «спереди-назад» является выравнивание по контуру щёчной поверхности, режу­щей трети, медиальной трети, десневой трети, точно так же, как и выравнивание режущего и мезиобуккального наклонов.

Наличие неправильно расположенных зубов, разницы в длине зубов и десневой дисгармонии, создают проблемы по отно­шению к эффекту градации. Эти элемен­ты воспринимаются в негатив­ном эффекте, в зависимости от уровня от­клонения, который рассматривался бы как естественная последовательность «спереди-назад».

Для контроля правильной эстетиче­ской моделировки зубных рядов на этапе постановки необходимо обратить внимание на наличие щёчного коридора или негативного бокового пространства между щёчной поверхностью боковых зубов и углами рта. Оно по­могает достичь эффекта градации при прогрессирующе изменяющемся осве­щении зубов. В то время, как щёчный коридор уменьшает восприятие деталей, возрастает иллюзия расстояния и глуби­ны. Необходимо также уделить внима­ние изменению теней, которое сопо­ставляется с прогрессирующим измене­нием освещения, чтобы они не создава­ли конфликт при эффекте градации.

Фронтальная эстетическая зона фик­сируется в соответствии с наиболее выде­ляющимся зубом, который подчеркивает угол рта. Это может быть клык или пер­вый премоляр. Такой зуб называется «ключевым». Восприятие по­следовательности «спереди-назад» определяется формой дуги и ключевым зу­бом, на которых и базируется её естествен­ный переход.

При искусственном, впрочем, также, как и при естественном, расположении зубов, восприятие этого переходного эле­мента является важным фактором в гар­монии стоматологической лицевой ком­позиции. Если этого восприятия не про­исходит, что является обычной ошибкой в стоматологии, то уничтожается эффект градации, что неизменно создаёт тусклую или странную стоматологическую лице­вую композицию.

Манипуляции с ключевым элементом, эффектом градации и щёчным коридо­ром являются важным фактором, позво­ляющим оптимизировать эстетическую реабилитацию пациента.

Форма зубов

В 1914 г. Уильямсом было классифицировано разно­образие форм контуров зубов как квадратная, яйцеоб­разная, коническая и смешанная. Уиль­ямс также установил соотношение, кото­рое, предположительно, существует меж­ду контуром лица и контуром верхнече­люстного резца. В дальнейшем была раз­вита теория о гармоничном взаимоотно­шении между формой лица, формой сто­матологической дуги и формой зубов, которая именуется триадой Нельсона – она поддерживается многими ортопедами. Это утверждение было принято боль­шинством стоматологов, хоть и до сих пор подвергается критике различными ис­следователями.

Некоторые ученые, вслед за Уильямсом, попытались продемонстрировать существование числовых соотношений между следующими стоматологическими и лицевыми элементами:

· ширина скуловой кости и ширина центрального резца верхней челюс­ти;

· длина черепа и длина резца верхней челюсти;

· окружность черепа и ширина верх­нечелюстных резцов;

· ширина носа и ширина верхнечелю­стных резцов и др.

Не отрицая соотношений между неко­торыми из вышеназванных факторов, которые заслуживают внимания, напри­мер соотношение нос – зубы, необходимо еще раз указать, что они вводят элементы числовой квантификации, которые не сочетаются с элементами эстетической интерпретации.

Топографическая интеграция эмбриогенного процесса, которая лежит в осно­вании конституции лица, может влиять и создавать аналогии в специфическом расположении и соотношении костей и зубов.

Исходя из этого, эстетическая поста­новка фронтальной группы зубов полно­го съёмного протеза должна логически развивать гармонические взаимоотно­шения, как морфо-психологические, так и эстетические, между всеми элементами стоматологической, стомато-лицевой и лицевой композиций.

При рассмотрении морфо-психологического равновесия и эстетической гармо­нии, которые нижняя треть лица (стомато-лицевая композиция) должна отра­жать, было установлено, что те зависят не от контура зубов, а от особенностей их рас­положения, которое обеспечило бы гар­моничные соотношения с различными формами губ.

Сохранение особенностей строения губ требует постоянного стимулирования со стороны зубов. Таким образом, поста­новка зубов верхней челюсти, на кото­рую влияет форма дуги альвеолярного гребня, должна учитывать необходимую стимуляцию структуры губы-антагонис­та и точно подобранное выступание специфического зуба или всего переднего сегмента.

Существует тесная взаимосвязь между особенностями слизистого покрова губ, толщиной их соединительных тканей, частотой и характером контактов с режу­щим краем зубов. Повторяющиеся и ло­кализованные контакты стимулируют подлежащие ткани, вызывая формирова­ние губных округлых выступов, посколь­ку толстая и чувственная нижняя губа требует постоянной стимуляции режу­щими краями резцов с оральной сторо­ны.

Губы и поддерживающая их мимиче­ская мускулатура, и необходимые элемен­ты эстетической оценки нижней трети лица всегда являлись вопросом диспута о возможности применения определен­ного контура зубов. Эти особенности, определяемые анализом анатомических ориентиров, формой дуги альвеолярного гребня и строением губ, будут предпола­гать характер постановки и втягивания или выдвижения вперед всего переднего сегмента и отдельных зубов.

В настоящее время информации, ка­сающейся определения индивидуально­го контура зубов, не существует. Следо­вательно, в отсутствие такой документа­ции, как ранее изготовленные и сохра­ненные модели или фотографии, форма зубов, в особенности верхнечелюстных центральных резцов, не подчиняется строгим правилам. Она должна выбираться, оцениваться и корректироваться в соот­ветствии с ее интеграцией в лицевую композицию.

Размер зубов

Проблеме определения исходной длины коронковой части центрального резца, на которую можно было бы ори­ентироваться при выборе размера об­щего гарнитура зубов, было посвящено довольно много исследований. W. F. Turbyfill и J. Dourdakis указывают, что суще­ствует постоянное расстояние между границей переходной складки и режу­щим краем центрального резца верхней челюсти, составляющее 22 мм. Это на­блюдение позволяет также определить правильное его расположение в верти­кальной плоскости.

Т. Манштайн предлагает использовать расстояние от центра резцового сосочка до перпенди­куляра, опущенного к отрезку, соединя­ющему слепые ямки, делить на 3, и таким образом вычислять исходную длину верхнего центрального резца. С нашей точки зрения, это не всегда работает именно так.

Различные исследования медиодистальных размеров верхних резцов пока­зали схожие результаты. Было обнаружено, что средний диаметр центрального верхнего резца был больше у мужчин, чем у женщин, точно так же, как у чернокожих людей он больше, чем у белых.

Естественно, что уменьшение шири­ны зубов является еще одним фактором восприятия старения лица. Тем не менее, многие специалисты и значительная часть фирм-производителей гарнитуров искусственных зубов поддерживают жёсткие правила, не расположенные к изменениям, и игнорируют постоян­ную эволюцию стандартов жизни и уро­вень медицинской помощи. Что более важно, индивидуальное желание паци­ента поддерживать моложавую внеш­ность, психологическое здоровье, и повышать уровень качества жизни, не прини­мается ими во внимание.

Цвет зубов

Цветовая гамма искусственных зубов полного съёмного протеза также является одним из определяющих критериев эстетичности. Однако, несмотря на то, что фирмами-производителями предлагается до­статочное многообразие цветовых оттенков гарнитуров зубов, небольшие отличия в оттенках внутри одного гарнитура или воспроизведение на некоторых зубах меловидного пятна или трещины вообще представляется большой редкостью.

В связи с таким положением, некото­рыми практиками была предложена и достаточно успешно апробирована технология, названная «макияж гарни­турных зубов». Если проблему тонально­го отличия клыков можно решить, взяв аналогичные от другого, более желтого по тону гарнитура, то дополнительно индивидуализировать остальные зубы для их более гармоничной интеграции в полость рта, в случае полной адентии только одной из челюстей или по ряду других эстетических показаний, возмож­но только с помощью дополнительной технологии.

Выпускающиеся многими фирмами красители для керамических и композитных материалов позволяют с успехом применять их для индивидуа­лизации стандартных гарнитуров зубов и повышения эстетического эффекта протезирования полными съемными протезами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: