Медицинская академия имени С. И. Георгиевского
Структурное подразделение «ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского»
Р Е Ф Е Р А Т
ТЕМА: Эстетические аспекты изготовления полных съемных протезов.
СТУДЕНТА 4 курса Сл-С-О 162-В группы стоматологического факультета
Ольшевского Никиты Алексеевича
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ: Производственная клиническая практика -
помощник врача стоматолога (ортопеда)
ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ: с 13.07.2020 по 25.07.2020 г.
Эстетика внешних лицевых признаков
При наблюдении с расстояния стоматологическая композиция не проявляется в деталях, а воспринимается как специфическая стоматологическая форма, имитирующая симметрию горизонтального типа, на которой мозг фиксирует гипотетическую среднюю линию в зависимости от параметров лица.
При изучении лица пациента рекомендуется забрать все волосы назад, чтобы видеть полностью овал лица. При взгляде в фас лицо может быть разделено вертикальной линией на две половины (назовём её линией A – центральная линия). Затем нужно опустить вертикальные линии от зрачков глаз к углам рта (назовём их линиями B). Лицо также может быть разделено горизонтально на три части (назовём их линиями C). Нижняя треть лица может быть далее разделена на следующие участки: 1/3 расстояния от основания носа до точки смыкания губ (линия D); 2/3 расстояния от точки смыкания губ до низа подбородка.
Эстетическую оценку протезирования полным съемным протезом, конечно же при отсутствии ошибки в определении высоты нижнего отдела лица, возможно производить в основном начиная с стомато-лицевой композиции.
С расстояния, на котором возможно наблюдение стомато-лицевой композиции, проявляется возрастающая важность параллельности между зрачковой и окклюзионной (соединяющей вершины клыков) линиями.
|
По мнению многих исследователей, можно рассматривать как константу эстетичности стомато-лицевой композиции – параллельность окклюзионной линии и комиссуральной, и далее, переход этой параллельности на лицевую композицию к линиям зрачковой и надбровной.
При условии параллельности комиссуральной и окклюзионной линий в стомато-лицевой композиции возможна оценка симметричного расположения левого и правого передних сегментов, относительно центральной или средней линии.
Стоматологическая средняя линия
Различают лицевую и стоматологическую средние линии, так как их совпадение не является стопроцентной закономерностью.
Статистические исследования, использующие уздечку губы как ориентир, показали, что верхнечелюстная средняя линия совпадает со средней лицевой линией в 70% случаев и что эстетике не вредит незначительное отклонение от центральной средней линии. Это определенно означает, что средняя линия нижней челюсти не должна расцениваться как ориентир для расположения верхнечелюстной средней линии при постановке зубов фронтальной области.
Несмотря на то, что лицевая композиция может производить общее впечатление симметрии, хорошо известно, что между обеими сторонами лица существуют различия, и если совместить два зеркальных отражения одной стороны, то получившееся лицо будет казаться неестественным, так как будут устранены едва различимые отличия формы, линий и цвета, а с ними и основные элементы индивидуальной детерминантности, которыми чаще всего наделяет природа. Это и подтверждает слова тех, кто считает, что идеальное расположение средней линии придаёт внешности неестественность.
|
Использование в качестве анатомических ориентиров резцового сосочка может способствовать первичной оценке расположения стоматологической средней линии, и наблюдения вполне подтверждают надежность этого первичного расположения. При этом, необходимо помнить, что обе – лицевая и стоматологическая средняя линии являются необходимыми осевыми ориентирами, позволяющими осуществить эстетическую оценку через восприятие параметров симметрии и равновесия. Из-за различий, существующих между правой и левой сторонами лица, средняя лицевая линия не может и не должна в обязательном порядке указывать на точное геометрическое разделение. При этом, также необходимо помнить, что стоматологическая средняя линия с трудом точно воспринимается на расстоянии, при котором оценивается только лицевая композиция.
Типы улыбки
Стоматологическая средняя линия лучше всего воспринимается в процессе улыбки. Логически, она должна проводиться через центр улыбки. Доминирующие силы сцепления, комиссуральная линия, окклюзионная линия и линия зрачков, определяют перпендикулярное направление сил разделения, во главе которых стоит стоматологическая средняя линия и стоматологические элементы, относящиеся к ней.
При оценке улыбки и подразделении ее на разные типы предлагается использовать критерии, в основе которых лежит принцип соотношения губ, дёсен и зубов. В отличие от предыдущих, классификация, предложенная в 1999 г. Э. Филипсом, наиболее полно отражает суть вопроса, предварительно разделяя массу различных улыбок на три базовых стиля:
|
1. Комиссуральная (уголковая) улыбка. Наиболее часто встречающийся тип, который представлен примерно у 67% населения. В улыбке, обычно вовлекающей арку Купидона, углы рта вначале приподняты кнаружи, затем следуют сокращения мышц, поднимающих верхнюю губу и приоткрывающие верхние зубы.
2. Улыбка «изломом губ». Представлена у 31% населения. Форма губ обычно визуализируется в виде граней. Этот стиль улыбки идентифицируется доминированием мышц-леваторов верхней губы.
- Комплексная улыбка. Присуща лишь 2% населения. Форма губ обычно иллюстрируется как две параллельные красные полосы. Мышцы-леваторы верхней губы и углов рта, также, как и мышцы, опускающие нижнюю губу, сокращаются одновременно, обнажая все верхние и нижние зубы.
Линия губы
Форма нижнего края верхней губы, который также называется линией улыбки, служит ориентиром при определении границ видимости зубов. У разных людей, при разном типе улыбки эта линия существенно различается. В зависимости от высоты нижнего края верхней губы во время разговора и улыбки, и того, насколько видны при этом передние зубы и дёсны верхней челюсти, выделяют три возможных разновидности эстетических ситуаций:
1. Резцовый эффект. Глубокая линия улыбки, видна режущая треть или половина верхнечелюстных зубов.
2. Цервикальный эффект. Зубы в зубном ряду видны до концов сосочков.
3. Десневой эффект. Высокая линия улыбки, так как верхняя губа короткая, или же она значительно приподнимается при улыбке, что приводит к чрезмерному обнажению десневой области.
Самым распространенным и наиболее эстетически приемлемым считается второй (цервикальный) эффект, поэтому, при отсутствии конкретных пожеланий со стороны пациента, постановку зубов полного съёмного протеза верхней челюсти рекомендуется производить по цервикальному типу улыбки.
Линия улыбки
Большинство современных авторов изучают и классифицируют «линию улыбки», т.е. гармоничность сочетания кривизны режущего края передних зубов верхней челюсти с верхней границей нижней губы. Самая привлекательная улыбка получается при соотношении 1,00/1,25.
Статистические исследования показали, что степень изгиба режущей линии более выражена у женщин, чем у мужчин. Перевернутая режущая линия или аномальное положение нижней губы, которое исключает элементы, делающие возможным восприятие данных сил сцепления, в высокой степени влияет на уровень привлекательности улыбки.
Улыбка женского типа обычно характеризуется изгибом режущей линии, совпадающей с изгибом нижней губы. Улыбка мужского типа, наоборот, обычно показывает более прямую режущую линию и вызывает более сильное морфопсихологическое воздействие.
Симметрия улыбки
Симметрия улыбки может оцениваться в рамках стомато-лицевой или лицевой композиции в зависимости от расстояния, на котором производится оценка. В свою очередь, лицевая средняя линия или стоматологическая средняя линия выполняют функцию оси симметрии. При взгляде на стомато-лицевую композицию определяется эстетическая необходимость параллельности между комиссуральной и окклюзионной линиями.
С расстояния, на котором возможно наблюдение в основном лицевой композиции, проявляется возрастающая важность параллельности этих линий. Это означает, что в улыбке расположение углов рта должно согласовываться с последовательностью параллельных линий, являющимися силами сцепления и обеспечивающими эстетическую ценность лицевой или стомато-лицевой композиции.
Центральная средняя линия, гипотетическая или обусловленная характером элементов, составляющих лицевую или стомато-лицсвую композицию, пересекает эту последовательность параллельных линий, обеспечивая наличие сил разделения. Эстетическая ценность симметрии улыбки обусловлена подсознательным восприятием этого пересечения.
Совершенная улыбка
В соответствии с предыдущими формулировками, если при постановке зубов на базисе полного съёмного протеза учтены все эстетические принципы, то на этапе примерки может быть воспроизведена совершенная улыбка, которая характеризуется следующим образом: передние зубы верхней челюсти обнажены на 2/3 длины, бугры клыков едва дотрагиваются до нижней губы, изгиб режущих краев верхних зубов параллелен внутреннему изгибу нижней губы, видны 6 фронтальных верхних зубов и премоляры.
Видимость зубов
Когда зубы становятся видимыми, при улыбке или при полуоткрытом рте, важную роль играет положение фронтальных зубов верхней челюсти. Различия в расстоянии между ними и средней линией влияют на симметрию и визуальный баланс между правой и левой половинами лица. Это же происходит в случае большой разницы между медио-дистальным и губно-язычным наклонами вертикальных осей зубов к левой и правой сторонам. Например, если наклон оси левого клыка верхней челюсти дистальный, а правого – медиальный, то при улыбке образуются две наклонные, возможно почти параллельные линии. Эти дисгармонирующие линии и являются источником визуального дискомфорта.
Для ортопеда-стоматолога количество видимых зубов, когда губы и нижняя челюсть находятся в состоянии покоя (определение соотношения: режущий край – длина губ), в основном базируется на клиническом опыте или фонетическом значении при допущении, что это соотношение должно автоматически достигаться при правильном положении переднего резца верхней челюсти в вертикальной плоскости.
Исследование, относящееся к видимости зубов из-за губ при зависимости от расовых факторов, показало, что видимость центрального резца верхней челюсти увеличивается от чернокожих людей к монголоидной, и европейской расам, а видимость центрального нижнечелюстного резца уменьшается наоборот, в обратном порядке.
Видимость зубов в соответствии с половым фактором является значительно более важной деталью для женщин, нежели чем для мужчин. Использование при протезировании разных пациентов одних и тех же значений в этом вопросе является грубой ошибкой, которая растёт по значению, если рассматривать параметры длины губ и возраста.
Исследования свидетельствуют о значительном уменьшении длины видимых зубов верхней челюсти преимущественно в возрасте между 30 и 40 годами, и пропорционально увеличивающейся видимости зубов нижней челюсти.
Видимость резцов верхней челюсти является важным параметром эстетической оценки, потому что это уменьшает восприятие раннего старения людей в возрасте после 40 лет, когда процент изготовления полных съёмных протезов населению, по мере приближения к 60 годам, начинает прогрессивно возрастать.
В некоторых клинических ситуациях, когда утрата тургора кожей лица зашла слишком далеко, а техника тренировки мускулатуры становится невозможной, при постановке зубов во фронтальном отделе их положение может быть специально удлинено на верхней челюсти и укорочено на нижней для достижения эффекта омоложения, но этот подход возможен только в том случае, когда он не будет вступать в конфликт с функциональными параметрами (длиной резцового пути, углом переднего ската ямки ВНЧС, наличием значительной атрофией фронтальных отделов челюстей). В 60 лет поддержание здорового молодого расположения зубов не обеспечивает эстетичный внешний вид стоматологической лицевой композиции, если тонус мускулатуры лица не поддерживался целыми годами.
В старческом возрасте даже при отсутствии патологии в полости рта, провисание кожи лица может зайти так далеко, что на восстановление эстетичного внешнего вида доступные приемы протезирования и мышечной тренировки значительного влияния просто не смогут оказать.
Таким образом, фронтальная группа зубов, в большей степени верхней челюсти, кроме своих непосредственных функций (разрезание пищи и направление движения нижней челюсти) играет ведущую роль в достижении эстетической гармонии в области рта.
Правило золотого сечения и постановка зубов
Применение золотого сечения в стоматологии было впервые упомянуто Ломбарди и разработано Левином. Сегодня несколько параметров, которые согласовываются с этим золотым сечением, могут являться элементами, которые оцениваются в структурной или биологической красоте стомато-лицевой композиции, и могут рекомендоваться к применению при протезировании, в частности полном съёмном.
Используя штангенциркуль, который был настроен на постоянную «золотую» пропорцию между большими и меньшими частями, Левин заметил, что в эстетически приятных расположениях зубов, во фронтальной проекции ширина центрального резца находится в «золотой» пропорции с шириной бокового резца, который, в свою очередь, находится в «золотой» пропорции с видимой во фронтальной проекции частью клыка.
Исходя из этих наблюдений, он разработал решётку для проверки адекватности данных формулировок. В этой решётке приводится широкий диапазон центральных резцов с различной шириной (между 7 и 10 мм). Применение решетки оказывает значительную помощь зубному технику при эстетической постановке зубов относительно дуги альвеолярного гребня. Стоматологу-ортопеду решётка помогает в диалоге с пациентом на этапе проверки постановки зубов на восковом базисе, и служит как пособие для наглядной оценки.
Стоматологическая, стомато-лицевая и лицевая композиции содержат множество соотношений, которые могут быть качественно эстетически оценены в соответствии с «золотой» пропорцией, по их линейным и двусторонним значениям, и по разнообразию геометрических форм. Тем не менее, лицевые пропорции могут различаться у разных людей.
Выравнивание по оси
Направление передних зубов по отношению к центральной вертикальной средней линии было определено наблюдениями стоматологов и изучением множества моделей. В целом общепринято, что верхние передние зубы должны представлять при восприятии анфас – режущий наклон, который становится все больше выраженным по направлению от центральных резцов к клыкам. Боковые зубы, начиная от первого премоляра до первого или второго моляра, также выражают общий медиальный наклон.
При данной фронтальной проекции центральная вертикальная средняя линия служит опорой для равновесия линий, материализующихся при восприятии наклона зубов. Если мы обратимся к наблюдениям естественного расположения зубов, то заметим широкий диапазон отклонений от стандартного осевого режущего наклона. Небольшие осевые отклонения обычно подчеркивают своеобразие и усиливают индивидуальность, при условии, что достигнуто равновесие или баланс линий вокруг центральной точки опоры.
Это правило является примером соотношения между эффектом привлекательности, который эти зубы могут произвести при их обнажении во время улыбки, и равновесием или балансом линий наклона зубов. Например, при желании произвести естественную, и в то же время эстетическую постановку зубов, дистально наклонённый боковой резец должен быть компенсирован легким увеличением медиального наклона клыка или премоляра на противоположной стороне. По принципу баланса, «вес» элемента, удаленного от точки опоры, возрастает по важности. Отклонения от равновесия выше определенного уровня, которые неизменно расцениваются как непривлекательные, должны быть замечены врачом на этапе проверки постановки зубов и исправлены надлежащим образом.
Расположение зубов
Выбор правильного расположения передних зубов для выполнения эстетических, фонетических и функциональных требований представляет некоторые сложности, которые повышаются с уровнем резорбции альвеолярного гребня, и создаёт некоторые проблемы даже для опытных клиницистов.
Расположение зубов обычно находится тремя методами: эмпирическим, фонетическим и методом соответствия с анатомическими ориентирами. Эмпирический подход может быть отмечен как наиболее часто применяемый. Большинство врачей просто передают наряд в лабораторию без какой-либо особой информации, за исключением руководства по цвету, ожидая адекватного расположения искусственных зубов на существующем гребне в соответствии со стоматологическими принципами и игнорируя принципы естественные.
Другая группа специалистов при попытке определить исходное расположение передних зубов на альвеолярном гребне полагается на анатомические ориентиры. Они берут за основу положение резцового сосочка, допуская, что это может быть надежным ориентиром, потому что на его позицию, по наблюдениям многих ученых, мало влияет резорбция кости.
Было доказано, что линия, проведенная от кончика клыков, неизменно делит пополам середину резцового сосочка в 92% случаев, и что расстояние от середины резцового сосочка до внешней губной поверхности центрального резца составляет в среднем 10,2 мм.
Ортман и другие установили, что от задней границы резцового сосочка это расстояние составляет в среднем 12,4 мм, со стандартным отклонением 3,8 мм.
Однако при использовании анатомических ориентиров для определения первоначального расположения зубов, врач-ортопед должен быть готов приспособиться к требованиям, наложенным эстетической переоценкой.
Индивидуальные различия в форме альвеолярной дуги усреднены, но формы были классифицированы как квадратная, яйцевидная и коническая, включая множество смешанных комбинаций, созданных природой. Статистические исследования моделей челюстей показали, что 2/3 из них могут быть расценены как квадратные, за ними следуют коническая и яйцевидная формы. В идеале, каждый тип формы дуги предполагает определенный тип положения зубов. Это подразумевает, что передние зубы должны располагаться в соответствии с уровнем допустимого отклонения, который допускается формой дуги, для обеспечения интеграции в стоматологическую лицевую композицию.
В квадратной стоматологической дуге верхнечелюстные резцы занимают позицию почти на одной линии с клыками. Четыре резца верхней челюсти обычно располагаются без разворота или захождения друг на друга. Такое расположение зубов обеспечивает прекрасное отражение света, из-за чего стоматологическая дуга смотрится шире и светлее.
В дуге яйцевидного типа центральные резцы могут быть расположены вдоль или поперёк изгиба дуги, в то время как боковые резцы и клыки чаще выровнены вдоль по её изгибу, а их поворот встречается редко.
Конический тип формы дуги характеризуется огромным разнообразием расположения зубов, от центральных резцов, которые в основном располагаются в V-образной форме, до других передних зубов, которые выражают визуально заметные повороты или заходят друг на друга.
При постановке фронтальных зубов на базисе съёмного протеза следует всегда учитывать, что идеальное расположение зубов по дуге конической формы без захождения друг на друга или поворотов будет выглядеть неестественным, точно так же, как и неправильно расположенные зубы на дуге яйцевидного типа.
Необходимо подчеркнуть, что красота стомато-лицевой композиции полностью независима от типа формы дуги. По данным социологического опроса, общество предпочитают дугу яйцевидного типа в качестве идеальной, особенно это важно для женщин. Выравнивание по этому типу двух других дуг при полном съёмном протезировании может применяться только в разумных пределах, учитывая механизмы стабильности протеза и нагружения протезного ложа.
Более разумно следовать принципам динамической симметрии, согласно которым фронтальные зубы должны сохранять некоторую неравномерность, которую можно наблюдать в природе. Эту рекомендацию легче соблюдать путём расположения зубов в соответствии с формой дуги, которая обеспечивает скорее естественное разнообразие, нежели если следовать путём неподходящего поворота зуба или неправильного положения.
Эффект градации
Когда две подобные структуры расположены на разных расстояниях от наблюдателя, ближайшая будет казаться больше. Необходимо ввести и выровнять другие подобные структуры между этими двумя, тогда будет наблюдаться прогрессирующее уменьшение в размере от ближнего к дальнему элементу. Этот феномен последовательности «спереди-назад» называется градацией.
Чтобы при постановке зубов ввести оттенок индивидуального чувства и эмоциональности, которые передаются человеком во время улыбки, обычно в анфас, требуется знание и управление принципом градации. Он включает в себя восприятие прогрессирующего уменьшения размера, начиная от центрального резца до наиболее удаленного моляра.
Предпосылкой последовательности «спереди-назад» является выравнивание по контуру щёчной поверхности, режущей трети, медиальной трети, десневой трети, точно так же, как и выравнивание режущего и мезиобуккального наклонов.
Наличие неправильно расположенных зубов, разницы в длине зубов и десневой дисгармонии, создают проблемы по отношению к эффекту градации. Эти элементы воспринимаются в негативном эффекте, в зависимости от уровня отклонения, который рассматривался бы как естественная последовательность «спереди-назад».
Для контроля правильной эстетической моделировки зубных рядов на этапе постановки необходимо обратить внимание на наличие щёчного коридора или негативного бокового пространства между щёчной поверхностью боковых зубов и углами рта. Оно помогает достичь эффекта градации при прогрессирующе изменяющемся освещении зубов. В то время, как щёчный коридор уменьшает восприятие деталей, возрастает иллюзия расстояния и глубины. Необходимо также уделить внимание изменению теней, которое сопоставляется с прогрессирующим изменением освещения, чтобы они не создавали конфликт при эффекте градации.
Фронтальная эстетическая зона фиксируется в соответствии с наиболее выделяющимся зубом, который подчеркивает угол рта. Это может быть клык или первый премоляр. Такой зуб называется «ключевым». Восприятие последовательности «спереди-назад» определяется формой дуги и ключевым зубом, на которых и базируется её естественный переход.
При искусственном, впрочем, также, как и при естественном, расположении зубов, восприятие этого переходного элемента является важным фактором в гармонии стоматологической лицевой композиции. Если этого восприятия не происходит, что является обычной ошибкой в стоматологии, то уничтожается эффект градации, что неизменно создаёт тусклую или странную стоматологическую лицевую композицию.
Манипуляции с ключевым элементом, эффектом градации и щёчным коридором являются важным фактором, позволяющим оптимизировать эстетическую реабилитацию пациента.
Форма зубов
В 1914 г. Уильямсом было классифицировано разнообразие форм контуров зубов как квадратная, яйцеобразная, коническая и смешанная. Уильямс также установил соотношение, которое, предположительно, существует между контуром лица и контуром верхнечелюстного резца. В дальнейшем была развита теория о гармоничном взаимоотношении между формой лица, формой стоматологической дуги и формой зубов, которая именуется триадой Нельсона – она поддерживается многими ортопедами. Это утверждение было принято большинством стоматологов, хоть и до сих пор подвергается критике различными исследователями.
Некоторые ученые, вслед за Уильямсом, попытались продемонстрировать существование числовых соотношений между следующими стоматологическими и лицевыми элементами:
· ширина скуловой кости и ширина центрального резца верхней челюсти;
· длина черепа и длина резца верхней челюсти;
· окружность черепа и ширина верхнечелюстных резцов;
· ширина носа и ширина верхнечелюстных резцов и др.
Не отрицая соотношений между некоторыми из вышеназванных факторов, которые заслуживают внимания, например соотношение нос – зубы, необходимо еще раз указать, что они вводят элементы числовой квантификации, которые не сочетаются с элементами эстетической интерпретации.
Топографическая интеграция эмбриогенного процесса, которая лежит в основании конституции лица, может влиять и создавать аналогии в специфическом расположении и соотношении костей и зубов.
Исходя из этого, эстетическая постановка фронтальной группы зубов полного съёмного протеза должна логически развивать гармонические взаимоотношения, как морфо-психологические, так и эстетические, между всеми элементами стоматологической, стомато-лицевой и лицевой композиций.
При рассмотрении морфо-психологического равновесия и эстетической гармонии, которые нижняя треть лица (стомато-лицевая композиция) должна отражать, было установлено, что те зависят не от контура зубов, а от особенностей их расположения, которое обеспечило бы гармоничные соотношения с различными формами губ.
Сохранение особенностей строения губ требует постоянного стимулирования со стороны зубов. Таким образом, постановка зубов верхней челюсти, на которую влияет форма дуги альвеолярного гребня, должна учитывать необходимую стимуляцию структуры губы-антагониста и точно подобранное выступание специфического зуба или всего переднего сегмента.
Существует тесная взаимосвязь между особенностями слизистого покрова губ, толщиной их соединительных тканей, частотой и характером контактов с режущим краем зубов. Повторяющиеся и локализованные контакты стимулируют подлежащие ткани, вызывая формирование губных округлых выступов, поскольку толстая и чувственная нижняя губа требует постоянной стимуляции режущими краями резцов с оральной стороны.
Губы и поддерживающая их мимическая мускулатура, и необходимые элементы эстетической оценки нижней трети лица всегда являлись вопросом диспута о возможности применения определенного контура зубов. Эти особенности, определяемые анализом анатомических ориентиров, формой дуги альвеолярного гребня и строением губ, будут предполагать характер постановки и втягивания или выдвижения вперед всего переднего сегмента и отдельных зубов.
В настоящее время информации, касающейся определения индивидуального контура зубов, не существует. Следовательно, в отсутствие такой документации, как ранее изготовленные и сохраненные модели или фотографии, форма зубов, в особенности верхнечелюстных центральных резцов, не подчиняется строгим правилам. Она должна выбираться, оцениваться и корректироваться в соответствии с ее интеграцией в лицевую композицию.
Размер зубов
Проблеме определения исходной длины коронковой части центрального резца, на которую можно было бы ориентироваться при выборе размера общего гарнитура зубов, было посвящено довольно много исследований. W. F. Turbyfill и J. Dourdakis указывают, что существует постоянное расстояние между границей переходной складки и режущим краем центрального резца верхней челюсти, составляющее 22 мм. Это наблюдение позволяет также определить правильное его расположение в вертикальной плоскости.
Т. Манштайн предлагает использовать расстояние от центра резцового сосочка до перпендикуляра, опущенного к отрезку, соединяющему слепые ямки, делить на 3, и таким образом вычислять исходную длину верхнего центрального резца. С нашей точки зрения, это не всегда работает именно так.
Различные исследования медиодистальных размеров верхних резцов показали схожие результаты. Было обнаружено, что средний диаметр центрального верхнего резца был больше у мужчин, чем у женщин, точно так же, как у чернокожих людей он больше, чем у белых.
Естественно, что уменьшение ширины зубов является еще одним фактором восприятия старения лица. Тем не менее, многие специалисты и значительная часть фирм-производителей гарнитуров искусственных зубов поддерживают жёсткие правила, не расположенные к изменениям, и игнорируют постоянную эволюцию стандартов жизни и уровень медицинской помощи. Что более важно, индивидуальное желание пациента поддерживать моложавую внешность, психологическое здоровье, и повышать уровень качества жизни, не принимается ими во внимание.
Цвет зубов
Цветовая гамма искусственных зубов полного съёмного протеза также является одним из определяющих критериев эстетичности. Однако, несмотря на то, что фирмами-производителями предлагается достаточное многообразие цветовых оттенков гарнитуров зубов, небольшие отличия в оттенках внутри одного гарнитура или воспроизведение на некоторых зубах меловидного пятна или трещины вообще представляется большой редкостью.
В связи с таким положением, некоторыми практиками была предложена и достаточно успешно апробирована технология, названная «макияж гарнитурных зубов». Если проблему тонального отличия клыков можно решить, взяв аналогичные от другого, более желтого по тону гарнитура, то дополнительно индивидуализировать остальные зубы для их более гармоничной интеграции в полость рта, в случае полной адентии только одной из челюстей или по ряду других эстетических показаний, возможно только с помощью дополнительной технологии.
Выпускающиеся многими фирмами красители для керамических и композитных материалов позволяют с успехом применять их для индивидуализации стандартных гарнитуров зубов и повышения эстетического эффекта протезирования полными съемными протезами.