Урок по биологии в 8 классе
Тема урока: Типы высшей нервной деятельности. Практическая работа № 5
« Определение собственного типа высшей нервной деятельности. »
Ход урока
Темперамент. Классификация темпераментов по Гиппократу.
Давно замечено, что на одни и те же события разные люди реагируют различно.
Еще 2400 лет назад, в V в. до н. э., великий врач Греции Гиппократ создал учение о том, что здоровье определяется правильным сочетанием четырех основных жидкостей, входящих в состав человеческого тела
- крови (по-латыни — «сангвис»),
- лимфы (по-гречески — «флегмы»),
- желтой желчи (по-гречески — «холе»)
- черной желчи (по-гречески-«мелайна холе»).
У холериков, по теории Гиппократа, преобладает желчь (холле), у сангвиников – кровь (сангвис), у флегматиков – слизь (флегма), у меланхоликов – какая-то особая «черная желчь» (меланхоле).
Это учение было принято древней медициной и философией и господствовало в науке на протяжении более двух тысячелетий — до наступления нового времени
Сначала считалось, что правильность пропорций, в которых смешаны эти жидкости, определяет здоровье человека. Кстати, слово «темперамент» в переводе с латинского означает «правильное смешение».
Затем учение о темпераменте постепенно вышло из рамок медицины и стало использоваться для объяснения индивидуальных особенностей не только больных, но и здоровых людей. Была создана первая классификация темпераментов; это сделал римский врач и естествоиспытатель Гален, живший II в. н. э. Он описал 13 темпераментов. На протяжении многих веков эта классификация постепенно упрощалась и, в конце концов, в ней остались названия только четырех темпераментов, которые по традиции признаются и в наши дни
|
Подлинно научное объяснение природы темперамента дал Иван Петрович Павлов в своем учении об основных свойствах нервной системы.
Изучая высшую нервную деятельность животных, а затем и человека, он установил, что нервные процессы возбуждения и торможения можно характеризовать:
- по их силе, зависящей от работоспособности нервных клеток;
- по их подвижности, т. е. по способности быстро сменять друг друга,
- по равновесию между ними.
Дальнейшее изучение показало, что люди с сильной нервной системой делятся на две группы:
- у одних возбуждение преобладает над торможением, и такие люди, поэтому весьма возбудимы, «безудержны», по выражению Павлова.
- у других возбуждение и торможение находятся в равновесии.
Люди второй группы, в свою очередь, подразделяются на живых (с подвижными нервными процессами) и спокойных (с менее подвижными, инертными нервными процессами).
В результате такого деления получаются четыре основных типа нервной системы (Презентация, слайд 6), каждый из которых, по Павлову, соответствует одному из традиционных темпераментов: слабый тип — меланхолическому; сильный, неуравновешенный — холерическому; сильный, уравновешенный, подвижной — сангвиническому; сильный, уравновешенный, инертный — флегматическому.
Задание: зарисовать схему «Типы нервной системы» в тетрадь.
Под темпераментом понимают качества, которые определяют поведение человека, его манеру общаться с людьми, отзываться на события, переживать радости и огорчения. Давайте запиш е м определение темперамента: «Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде»
|
Чтобы лучше понять, давайте посмотрим, как на одну и ту же ситуацию будут реагировать люди с разными типами темпераментов
Итак:
- Холерик: порывистый, быстрый, страстный, но неуравновешенный, с часто меняющимся настроением, быстро истощаемый. Увлекаясь, холерик быстро растрачивает свои силы и истощается. Он не обладает равновесием нервных процессов, что сильно отличает его от сангвиника.
- Сангвиник: подвижный, горячий, живой человек, которому свойственны частые смена настроения. Сангвиник способен быстро реагировать на все происходящие вокруг него события. Он достаточно легко примиряется со всеми неприятностями. Он очень продуктивен в трудовой деятельности (когда ему что-то интересно). А если же сангвиник теряет интерес к работе, то он начинает относиться к ней безразлично, без всякого энтузиазма.
- Меланхолик: склонный к переживанию различных событий, легко ранимый человек, который плохо реагирует на внешние факторы. Он не способен сдерживать усилием воли свои астенические переживания. Меланхолики - эмоционально слабые люди.
- Флегматик: спокойный и медлительный, имеет устойчивое настроение. Обычно флегматик крайне скуп на проявление каких-либо эмоций. Он настойчив, упорен и производителен в работе. Этим прилежанием он пытается «компенсировать» свою медлительность.
Темперамент можно определить, если последить за поведением одноклассников на уроках и переменах. Сразу станет заметна разница в движениях (у одних неторопливые правильные движения, заметное спокойствие во взгляде, а у других резкие движения, суета в глазах), жестах, деятельности.
|
Задание:
Практическая работа №2 « Определение собственного типа высшей нервной деятельности »
- ученики в каждом из четырех блоков отмечают знаком «+» те качества, которые характерны для них.
- в каждом блоке подсчитывают сумму плюсов и выводят формулу своего темперамента.
- записывают формулу своего темперамента в тетрадь.
Мой тип темперамента по методике А.В. Тиченко, В.Б. Шапарь.
Хn + Сn + Фn + Мn
В «чистом виде» проявления темперамента встречаются редко. Например: у ярко выраженного флегматика возможны бурные вспышки гнева или радости как у холерика.
Домашнее задание.
Изучить текст учебника. Устно ответить на вопросы к параграфу.
Определение типов темперамента (методика А. В. Тимченко, В. Б. Шапарь)
Данное задание поможет вам выявить ведущий тип темперамента у ребенка: сангвинический, холерический, флематический, меланхолический.
Отметьте, пожалуйста, в каждом из четырёх блоков знаком «+» только те качества в паспорте темперамента, которые характерны для вас. Затем по каждому из блоков подсчитай сумму плюсов и выведите формулу темперамента.
Итак, если ты:
I
1) неусидчив, суетлив;
2) невыдержан и вспыльчив;
3) нетерпелив;
4) резок и прямолинеен в отношениях с людьми;
5) решителен и инициативен;
6) упрям;
7) находчив в споре;
8) работает рывками;
9) склонен к риску;
10) незлопамятен и необидчив;
11) обладает быстрой, страстной, со сбивчивой интонацией речью;
12) неуравновешен и склонен к горячности;
13) агрессивен, «забияка»;
14) нетерпим к недостаткам других;
15) обладает выразительной мимикой;
16) способен быстро действовать и решать;
17) неустанно стремится к новому;
18) обладает резким, порывистыми движениями;
19) настойчив в достижении поставленной цели;
20) склонен к резким сменам настроения.
II
1) весел и жизнерадостен;
2) энергичен и деловит;
3) часто не доводит начатое дело до конца;
4) склонен переоценивать себя;
5) способен быстро схватывать новое;
6) неустойчив в интересах и склонностях;
7) легко переживает неудачи и неприятности;
8) легко приспосабливается к новым обстоятельствам;
9) с увлечением берётся за любое новое дело;
10) быстро остывает, если дело перестаёт его интересовать;
11) быстро включается в новую работу и быстро переключается с одной деятельности на другую;
12) тяготится однообразием, будничной, кропотливой работой;
13) общителен и отзывчив, не чувствует скованности с новыми для себя людьми;
14) вынослив и работоспособен;
15) обладает громкой, быстрой речью, сопровождаемой живыми жестами;
16) сохраняет самообладание в неожиданной, сложной обстановке;
17) обладает всегда бодрым настроением;
18) быстро засыпает и пробуждается;
19) часто несобранный, проявляет поспешность в решениях;
20) склонен всегда скользить по поверхности, отвлекаться.
III
1) спокоен и хладнокровен;
2) последовательный и обстоятельный в делах;
3) осторожный и рассудительный;
4) умеет ждать;
5) молчаливый и не любит попусту болтать;
6) обладает спокойной, размеренной речью, с остановками, без резко выраженный эмоций и мимики;
7) сдержанный и терпеливый;
8) доводит начатое дело до конца;
9) не растрачивает попусту сил;
10) строго придерживается четкого распорядка в жизни, системы в работе;
11) легко сдерживает порывы;
12) мало восприимчив к одобрению и порицанию;
13) незлобив, снисходителен к колкостям в свой адрес;
14) постоянный в своих отношениях и интересах;
15) медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое;
16) ровный в отношениях ко всем;
17) любит аккуратность и порядок во всем;
18) с трудом приспосабливается к новой обстановке;
19) инертный, вялый;
20) обладает выдержкой.
IV
1) стеснительный и застенчивый;
2) теряется в новой обстановке;
3) затрудняется установить контакт с новыми людьми;
4) не верит в свои силы;
5) легко переносит одиночество;
6) чувствует подавленность и растерянность при неудаче;
7) склонен уходить в себя;
8) быстро утомляется;
9) обладает спокойной, тихой речью, иногда нисходящей до шёпота;
10) невольно приспосабливается к характеру собеседника;
11) впечатлительный;
12) чрезвычайно чувствительный к одобрению и порицанию;
13) предъявляется высокие требования в себе и окружающим;
14) склонный к подозрительности, мнительности;
15) болезненно чувствителен и легко раним;
16) чрезмерно обидчивый;
17) скрытный и необщительный, не делится ни с кем своими мыслями;
18) малоактивный и робкий;
19) безропотно покорный;
20) стремится вызвать сочувствие и помощь окружающих.
Положительные ответы на вопросы первой группы соответствуют первому типу - ХОЛЕРИК (Х), второй – САНГВИНИК (С), третьей – ФЛЕГМАТИК (Ф), четвёртой – МЕЛАНХОДИК (М). тип темперамента можно считать выраженным, если количество «+» по какой-либо из четырёх групп превышает 11-15 баллов.
Ваша формула Хn + Сn + Фn + Мn (вместо n кол-во плюсов)