Президент во внешней и военной политике




При парламентарной системе президент имеет высокий статус главы государства, но ограниченные полномочия во внешнеполитической сфере государственной политики. Согласно Основному закону «Федеральный президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях»[9]. Но там же недвусмысленно определено, какое должностное лицо формирует направления государственной политики, включая внешнеполитические: «Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несёт за них ответственность»[10]. В пределах этих основных направлений каждый федеральный министр самостоятельно под свою ответственность ведёт дела своей отрасли.

Вместе с тем федеральный президент, даже в рамках ограничений, присущих парламентарной системе, может сыграть важную роль в создании более благоприятного представления о своей стране за рубежом. Так, в 1985 году президент Федеративной Республики Германия Р. фон Вайцзеккер по случаю сороковой годовщины окончания Второй мировой войны неоднократно выступал на тему об окончательном преодолении Германией её нацистского прошлого и приверженности немецкого народа к миру. Кроме того, у главы государства есть возможность выступать с речами на международные темы, которые укладываются в русло общей линии находящегося у власти правительства, но по тем или иным политическим соображениям не могут быть произнесены главой правительства.

При парламентарной республике ведущая роль в процессе ратификации международных договоров принадлежит парламенту. Таким образом в Федеративной Республике Германия (как и в Венгрии) представители правительства подписывают договоры, которые при согласии депутатского большинства парламента ратифицирует и передаёт на утверждение президент. Глава государства практически не имеет права не утверждать тот или иной договор, одобренный правительством и ратифицированный парламентом. Помимо международных договоров, требующих одобрения высшим законодательным органом, президент имеет право подписывать межгосударственные договоры и соглашения, не требующих санкции законодателей. Право на подписание такого рода международных актов конституционно закреплено за президентом и при президентской, и при полупрезидентской, и при парламентарной системах. Основной закон ФРГ предусматривает право федерального президента заключать межгосударственные договоры и соглашения административного характера: «Договоры, регулирующие политическое отношение Федерации или касающиеся вопросов федерального законодательства, требуют одобрения или содействия органов, компетентных в сфере федерального законодательства; договоры оформляются федеральным законом. К соглашениям административного характера применяются соответственно предписания о федеральной администрации»[11].

В полупрезидентских и парламентарных республиках президент имеет конституционное право назначать и отзывать дипломатических представителей государства за рубежом: «Федеральный президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях. Он заключает от имени Федерации договоры с иностранными государствами. Он аккредитует и принимает послов»[12].

Конституции многих стран предусматривают в числе важнейших обязанностей президента обеспечение независимости, суверенитета и безопасности своего государства. Отсюда органически вытекает принцип совмещения одним и тем же должностным лицом поста главы государства и поста верховного главнокомандующего вооружёнными силами. Однако реальный объём властных полномочий президента в отношении армии находится в прямой зависимости от его общего статуса в системе высших органов исполнительной власти.

Характер взаимоотношений между президентом и армией определяется типом политического режима. В президентской республике глава государства и правительства одновременно является верховным главнокомандующим вооружёнными силами, при полупрезидентской системе президент также, как правило, одновременно является верховным главнокомандующим, но в отличие от главы государства в условиях президентской республики он не обладает единоличными полномочиям в руководстве Вооружённых сил. Президент исполняет обязанности верховного главнокомандующего и в некоторых парламентарных республиках (Индия, Венгрия, Словакия, Латвия), но фактическое руководство армией при парламентарной системе осуществляют премьер-министр и министр обороны, а президент лишь номинально является верховным главнокомандующим. Что же касается Федеративной Республики Германия, то Основной закон вообще не предоставляет президенту каких-либо полномочий в руководстве армией, но наделяет главу военного ведомства следующими прерогативами: «Федеральный министр обороны обладает правом издавать приказы и командовать вооружёнными силами»[13].


 

Заключение

Парламентская республика наделяет президента статусом «первого гражданина», имеющего высокий моральный авторитет и представляющего свою страну во многих официальных актах государственной власти. Хотя в Основном законе такого термина нет, немецкие теоретики довольно единодушно считают его первым человеком, первым государственным органом в республике.

Нынешний федеральный президент профессор Роман Херцог, 7-й по счёту, был избран в 1994 году. В этом году будет избран новый президент ФРГ. Выборы уже проводились 10 раз, так как 3 федеральных президента – Т. Хойсс, Г. Любке и Р. фон Вайцзеккер – избирались дважды.


Несмотря на относительно незначительную роль президента в Федеральной Республике Германия система её государственных органов довольно устойчива и стабильна. Достигнуто это благодаря точному балансу всех её государственных институтов.

 

 


 

Список использованной литературы

 

 

1. Основной закон Федеративной Республики Германия от 25 апреля 1949 года // Урьяс Ю.П. Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. – М.,1991.

2. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М., 1994.

3. Маклаков В.В. Иностранное конституционное право. – М., 1995.

4. Страшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран, т. 1-2, 3. – М., 1997.

5. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., 1996.

6. Бернхард Р. Конституционное правосудие и принципы федеративного государственного устройства в ФРГ // Современный немецкий конституционализм., - М., 1994.

7. Дворак П. Германия. Страна представляется.,

- Гамбург, 1997.

 


[1] Ч. 1, ст. 59 конституции ФРГ

 

[2] Ст. 62 конституции ФРГ

[3] Ч. 6, ст. 56 конституции ФРГ

[4] Ст. 56 конституции ФРГ

[5] Ч. 1, ст. 63 конституции ФРГ

[6] Gesetzgebungsnotstand иногда переводится как «состояние законодательной необходимости».

[7] ausfertigen – по словам Страшуна Б.А., в комментарии Дитера Хессельбергера в Основном законе – подписание закона.

[8] Bundesgesetzblatt – федеральный вестник законов

[9] Ч. 1, ст. 59 конституции ФРГ

[10] Ст. 65 конституции ФРГ

[11] Ч. 2, ст. 59 конституции ФРГ

[12] Ч. 1, ст.59 конституции ФРГ

[13] Ст. 65-а конституции ФРГ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: