Термическая безопасность характеризует степень защиты потребителя от воздействия высоких температур при эксплуатации и потреблении товаров.
11.Санитарно-гигиеническая безопасность товаров.
Санитарно-гигиеническая безопасность продовольственных товаров оценивается содержанием в них болезнетворных микроорганизмов (например, кишечной палочки, стафилококков, сальмонелл и др.), зараженности и загрязненности паразитами, насекомыми, грызунами, а также наличием и степенью различных биоповреждений. Биоповреждения бывают как микробиологические (гниение, плесень и др.) и биологические (нарушение целостности).
12.Пожарная безопасность товаров
Пожарная безопасность характеризует такие свойства изделий, которые способствуют защите потребителя от поражения огнем (воспламенения, взрыва и пр.). Наибольшую опасность при пожаре чаще всего представляет не столько высокая температура в очаге возгорания, сколько токсичные продукты горения, вызывающие удушье и отравление угарными газами. Показатели пожарной безопасности важны для электронагревательных приборов, напольных покрытий, ковров и пр.
13.Оценка качества.
Оценка качества товара по существу — это установление соответствия товара общественным потребностям.
Контроль качества представляет собой проверку соответствия показателей качества конкретного товара требованиям, установленным стандартами, техническими условиями, а также требованиям, определенным в договоре поставки. Целью контроля качества является проверка ограниченного числа показателей и установление сорта изделия.
Оценка качества — это более широкое понятие, чем контроль качества. При проведении оценки качества привлекается большее количество показателей качества.
|
Градация качества.
Градация, класс, сорт - категория или разряд процессов или систем, имеющих одинаковое функциональное применение, присвоенные различным требованиям к качеству продукции (ГОСТ Р ИСО 9000-2001 [4]).
Градация, класс, сорт отражают предусмотренное или установленное различие в требованиях к качеству, которые, в свою очередь, устанавливают взаимосвязь функционального использования и затрат. Ниже приведены возможные результаты сопоставления действительных и базовых показателей качества - градаций и классов качества.
Для принятия окончательного решения о градации качества товара необходимо сравнить действительные и
базовые значения по всей номенклатуре выбранных показателей.
Стандартным признается товар, который соответствует установленным требованиям по всем выбранным показателям.
Если хотя бы по одному из определяемых показателей выявлено несоответствие, то товару не может быть присвоена стандартная градация, а только пониженная - нестандартная или брак (отходы).
К нестандартному относится товар, который не соответствует установленным требованиям по одному показателю или комплексу показателей, но это несоответствие не является критическим (опасным). Например, если влажность хлеба выше установленной нормы, то он относится к нестандартному.
15.Дефекты товаров.
Несоответствие - невыполнение требований (ГОСТ Р ИСО 9000-2001). Одной из разновидностей несоответствий являются дефекты.
Дефекты товаров - это отсутствие одной или несколько характеристик качества товара. Дефекты подразделяют по нескольким признакам: степени значимости, наличию методов и средств для их обнаружения или устранения наносимого вреда, между обнаружения.
|
По степени значимости различают критерии критические, значительные и малозначительные. 1) критические дефекты - несоответствие товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред здоровью, имуществу или окружающей среде. Товары с критическими дефектами нельзя или экономически нецелесообразно использовать по назначению.
2) значительные дефекты - несоответствия, влияющие на использование по назначению, но не влияющие на безопасность для потребителя и окружающей среды (например, заложить яблоки на зиму, но они имеют пятна - их нельзя закладывать).
3) малозначительные дефекты - несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товара, в первую очередь на назначение, надежность, безопасность (например, отклонения от формы или окраса. Хлеб не очень приподнятый или не румяный).
16.Понятия «единичный экземпляр», «товарная партия» и «комплексные упаковочные единицы».
А) Единичный экземпляр - отдельные товары, которые обладают целостностью и присущими конкретному виду или наименованию потребительскими свойствами.
Б) Товарная партия - совокупность единичных экземпляров товаров и/или комплексных упаковочных единиц (одного вида и наименования), объединенных по определенному признаку;
В) Комплексная упаковочная единица – это совокупность единичных экземпляров одинаковых товаров, объединенных общностью упаковки. Такая единица отличается от товарной партии лишь меньшими размерами и чаще всего служит объектом мелкооптовой торговли, хотя в определенных ситуациях и в розничной торговле реализуется товар в виде комплексных упаковочных единиц для личного потребления (например, ящик пива или упаковка безалкогольных напитков).
|
17.Физические свойства товаров.
Физические свойства товаров выражаются через физические величины. Физические величины измеряются в основных, дополнительных и производных единицах измерения, устанавливаемых Международной системой единиц (СИ).
Общие физические свойства товаров:
1) Масса – количество товаров в определенном объеме, выраженное в основной (кг) или производной величине (мг, г, цт, т и др.)
2) Длина – основная физическая величина, выражаемая в метрах.
3) Площадь – производная физическая величина, определяемая как произведение двух длин (длина и ширина).
4) Объем – производная физическая величина, определяемая как произведение трех длин (длина, ширина, высота).
5) Температура – основная физическая величина, которая характеризует теплодинамическое состояние товаров.
6) Теплоемкость – количество тепла, необходимое для повышения температуры объекта определенной массы в определенный промежуток времени.
7) Теплопроводность – количество тепла, которое проходит через массу объекта определенной толщины и площади в фиксированное время.
18.Стадии и этапы технологического цикла товаров.
Технологический цикл товаров - совокупность стадий и этапов, применяемых на них средств и методов для последовательного выполнения определенных операций, начиная от выявления запросов, их удовлетворения и завершая определением степени удовлетворенности потребителей.
Основные стадии и этапы технологического цикла следующие:
I. Предтоварная стадия: 1 - проектирование и/или разработка продукции; 2 - материально-техническое снабжение; 3 - приемочный контроль сырья; 4 - производство продукции (и/или разработка производства); 5 - окончательный контроль готовой продукции.
II. Товарная стадия: 6 - формирование товарных партий; 7 - хранение и транспортирование; 8 - предреализационная товарная обработка; 9 - реализация товаров; 10 - потребление; 11 - хранение (при необходимости).
III. Стадия утилизации отходов товаров: 12 - уничтожение отходов.