Понятие «счастье» одно из самых сложных и самых востребованных в жизни человека. Каждый стремится стать счастливым и, естественно, данная проблема начала исследоваться давно. Она составляет одну из самых постоянных установок морального сознания.
Определить счастье как нравственную ценность и этическую категорию философы пытались еще со времен Античности. Об этом в разные эпохи писали Августин Блаженный, Т. Гоббс, Л. Фейербах. В русской философии этой теме посвятили свои работы В.В. Розанов, Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, Ф.М. Достоевский. Следует отметить, что трактатов о счастье, много, но большинство из них посвящено не проблеме счастья, а способам его достижения. В практическом отношении это самый важный аспект, но в теоретическом плане он является только одним из многих аспектов проблемы счастья.
Такой интерес понятен и объясним: ведь этика – это практическая философия, она не может абстрагироваться от реальных стремлений, тревог и нужд человека. Несмотря на то, что проблема счастья исследуется давно, каждый раз находятся новые ракурсы ее познания.
С исследуемой проблемой счастья тесно связан вопрос о смысле жизни. Меняется ли он в течение жизни или остается неизменным? Может ли счастье быть смыслом жизни?
В основе обращения Василия Розанова к теме счастья лежит противоречие: с одной стороны, человек не может действовать иначе, как, повинуясь стремлению к счастью; с другой – человек должен следовать только этому влечению.
В. Розанов пишет, что под счастьем можно понимать такое состояние, когда человек достиг пика удовлетворенности, когда он уже не хочет к чему – то стремиться, идти, искать [1].
Он также признает, что нет универсального счастья, т.е. оно у каждого свое, субъективное ощущение. Единственное, чем различаются ощущения счастья у людей – это продолжительностью и напряженностью. И счастью, более продолжительному и количественно большему должно отдаваться предпочтение. Если возможно сделать счастливым нескольких человек, а не одного, то желательно это осуществить [2, с.25].
|
По своим ощущениям счастья людей нельзя разделить на высших и низших, так как все они «равноощущающие» и, поэтому, равны в праве на счастье. Ощущение счастья не нужно пытаться предвидеть, сознавать, иначе оно может исчезнуть, так как все, проходя рефлексию, теряет свою энергию. И такое счастье будет менее напряженным, а, может быть, вообще исчезнет.
Здесь можно провести параллели с В. Франклом, который также считал, что сознательно стремиться к счастью нельзя. И В. Розанов, и В. Франкл утверждали, что, если человек делает счастье предметом своих устремлений, то он неизбежно делает его объектом своего внимания. Но этим он теряет из виду причины для счастья и оно ускользает [3].
Точке зрения В. Розанова и В. Франкла можно противопоставить мнение Л. Фейербаха, который писал, что все человеческие желания и стремления – это стремления к счастью и избежать их, не думать о них, человек не может.
Счастье, как и радость, есть лишь спутник в стремлении человека к иным целям. Таким образом, счастье составляет важную часть нашей жизни, но не является смыслом жизни.
Отрицается несчастливая жизнь, так как именно благодаря несчастьям человек становится счастливым и осознает это. То есть через мнимые несчастья человек становится счастливым.
|
Счастье не дается отдельной стране, времени и т.д. Оно дано всем, кто ведет добрую жизнь, а это во власти каждого. Отнять счастье никто не может. Человек сам может потерять его, если будет желать то, что вне его власти. То есть несчастным человек делает себя сам, также как и счастливым.
Обращение философов к теме счастья позволило сформировать несколько ключевых подходов. Наиболее известны три основных направления в этике, разрабатывающие эту тему – это гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм.
Основная категория в гедонизме – принцип наслаждения, Конечным благом считается лишь телесное наслаждение. Счастье определяется как совокупность частных телесных наслаждений. Люди стремятся избегать боли и получать как можно больше телесных наслаждений.
Для эвдемонистов главное – это состояние души, а не только тела. Счастье достигается через освобождение от физических страданий, а души – от волнений. Чтобы стать счастливым, люди должны обратиться к себе.
В XIX веке выделяется еще одно течение – утилитаризм. Цель утилитаризма - наибольшее удовольствие для наибольшего числа людей. Эта достаточно демократичная цель сочетается с моралью естественного человека, стремящегося к простым, но надежным удовольствиям: дружба, доброе имя, доброжелательность.
В XX веке, когда сформировалась техногенно-потребительская цивилизация, для многих тема счастья соединилась с потребительством и вещизмом. Эту тему очень глубоко исследовал Эрих Фромм и показал, что для современного человека важнее «иметь», чем «быть». Но такая жизненная установка как раз лишает человека счастья [4].
Отвечая на вопрос «Счастлива ли я?», могу сказать, что как раз для меня счастье – не «иметь», а «быть». Быть личностью автономной и самореализовавшейся. На данном этапе своей жизни я не нахожусь на пике удовлетворения этой потребности, но на пути к достижению цели.
В заключение следует отметить, что невозможно полностью охватить и передать все, что было сказано по поводу счастья в истории философии. Данная тема всегда актуальна, поэтому и интересна для исследователей. И сегодня к ней обращаются представители не только этической науки, но и психологии и педагогики.
Список литературы
1. Жильцова Е. А. Проблема счастья в отечественной философии / Режим доступа: https://mary1982.narod.ru/0402.htm
2. Розанов В. Цель человеческой жизни//Розанов В. Смысл жизни. М., 1994.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М. Прогресс, 1990.
4. Фромм Э. Иметь или быть. – М. «АСТ», 2000.