Родовые общины охотников и собирателей
Педагогические цели | Способствовать завершению формирования представлений о биологической эволюции человека; создать условия для определения роли созидательной деятельности человека в условиях похолодания, выделения основных признаков родовой общины |
Тип и вид урока | Усвоение навыков и умений / урок-беседа |
Планируемые результаты (предметные) | Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности |
Личностные результаты | Понимание культурного многообразия мира; толерантность; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей |
Метапредметные результаты | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение |
Основное содержание темы, понятия и термины | Наступление ледникового периода (100 тыс. лет назад). Занятия и образ жизни первобытных людей в период похолодания. Расселение первобытных людей. Признаки родовой общины. Появление человека «разумного» (40 тыс. лет назад). Человек разумный, человек современного вида, мамонт, копье, наконечник, рубило, лук, стрелы, родовая община |
Образовательные ресурсы | Учебник. Электронное приложение. Учебные картины: «Охота на мамонта», «Рыбная ловля первобытных людей», «Родовая община». Аппликации (слайды): «Охота первобытных людей на мамонта», «Изобретение лука и стрел». Рабочая тетрадь № 1 |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Проверка выполнения домашнего задания | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с картой, иллюстрацией, рассказ | Организует беседу по вопросам, работу с картой, предлагает объяснить значение терминов, описать рисунок (вопросы и задания к § 1) | Участвуют в об- суждении вопросов; характеризу- ют условия и образ жизни древнейших людей, показывают на карте места их расселения; раскрывают значения терминов; описывают рисунок по плану | Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи | Беседа по вопросам, работа с картой, иллюстрацией, рассказ |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Знакомит с темой урока. – Сегодня нам предстоит узнать, как и почему изменились орудия труда и жизнь древнейших людей и завершилось формирование человека современного типа, что такое родовая община, каковы ее признаки | Слушают учителя, записывают тему урока | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем | |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Овладение огнем | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ, работа с иллюстрациями, беседа | Рассказывает о страхе диких животных и древнейших людей перед огнем, о том, как им овладел человек, как древнейший человек добывал огонь путем трения одного куска сухого дерева о другой, предлагает учащимся потереть одну ладонь о другую. – Что вы чувствуете? (См. Приложение 1.) | Осознают, каким огромным несчастьем была для человека потеря огня | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; овладевают умением восприятия рассказа учителя | Беседа по вопросам |
Каменный век. Наступление ледникового периода. Занятия и образ жизни первобытных людей в период похолодания | Парная, фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа с текстом, учебными картинами, аппликацией (слайдами), иллюстрациями, беседа, рассказ | Рассказывает о каменном веке (определение, свойства камней, новые орудия труда). (См. Приложение 2.) Знакомит с наступлением ледникового периода (100 тыс. лет назад). Предлагает, работая в парах, найти в тексте ответы на вопросы 1–3, 5 к § 2. Организует проверку выполнения заданий | Характеризуют каменный век, новые орудия труда, условия и образ жизни первобытных людей в период похолодания. Запоминают дату наступления ледникового периода. Находят ответы на вопросы в учебном тексте | Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: принимают участие в работе парами; контролируют действия партнера | Работа с текстом, беседа по вопросам, рассказ |
Расселение первобытных людей | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с картой | Показывает по карте расселение первобытных людей по холодным странам Европы и Азии, предлагает найти и показать самостоятельно в атласах места расселения | Читают карту с опорой на легенду; показывают по карте расселение первобытных людей по холодным странам Европы и Азии | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи | Работа с картой |
Появление «человека разумного». Родовая община | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа с картиной, иллюстрациями, беседа | Рассказывает о появлении «человека разумного» (40 тыс. лет назад). Используя аппликации, картину «Родовая община», иллюстрации, характеризует родовую общину как новую форму человеческого коллектива (см. Приложение 3). Предлагает определить признаки родовой общины | Запоминают дату, определяют отличительные черты «человека разумного». Из рассказа учителя извлекают признаки родовой общины | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответ-ствующую этапу обучения. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа и иллюстративного материала | Беседа по вопросам |
V. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа | – Почему древние люди не погибли во время похолодания на Земле? Перечислите основные причины. – Почему только сплоченная группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей? – Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? А какие признаки выражает слово «родовая»? | Рассказывают устно об исторических событиях; раскрывают смысл, значения важнейших исторических понятий; излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания | Беседа по вопросам |
VI. Рефлексия | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какие цели, задачи стояли перед нами в начале урока? – Смогли ли вы их достичь? – Какой материал был трудным, непо-нятным? – А что воспринималось легко? – Попробуйте дать оценку уроку. | Отвечают на вопросы | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества | Беседа по вопросам |
VII. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. § 2, вопросы, термины, контурная карта. Индивидуальное сообщение о находках мамонтов на территории России (по учебнику и ресурсам Интернета). Задания 5–11 в рабочей тетради | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Сообщение, вопросы, термины, контурная карта, задания в рабочей тетради |