Родовые общины охотников и собирателей




Родовые общины охотников и собирателей

Педагогические цели Способствовать завершению формирования представлений о биологической эволюции человека; создать условия для определения роли созидательной деятельности человека в условиях похолодания, выделения основных признаков родовой общины
Тип и вид урока Усвоение навыков и умений / урок-беседа
Планируемые результаты (предметные) Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности
Личностные результаты Понимание культурного многообразия мира; толерантность; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
Метапредметные результаты Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
Основное содержание темы, понятия и термины Наступление ледникового периода (100 тыс. лет назад). Занятия и образ жизни первобытных людей в период похолодания. Расселение первобытных людей. Признаки родовой общины. Появление человека «разумного» (40 тыс. лет назад). Человек разумный, человек современного вида, мамонт, копье, наконечник, рубило, лук, стрелы, родовая община
Образовательные ресурсы Учебник. Электронное приложение. Учебные картины: «Охота на мамонта», «Рыбная ловля первобытных людей», «Родовая община». Аппликации (слайды): «Охота первобытных людей на мамонта», «Изобретение лука и стрел». Рабочая тетрадь № 1

Организационная структура урока

Этапы урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма контроля
характеристика основных видов деятельности формируемые УУД
I. Организационный момент Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Быстрое включение в деловой ритм  
II. Проверка выполнения домашнего задания Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с картой, иллюстрацией, рассказ Организует беседу по вопросам, работу с картой, предлагает объяснить значение терминов, описать рисунок (вопросы и задания к § 1) Участвуют в об- суждении вопросов; характеризу- ют условия и образ жизни древнейших людей, показывают на карте места их расселения; раскрывают значения терминов; описывают рисунок по плану Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи Беседа по вопросам, работа с картой, иллюстрацией, рассказ
III. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный. Слово учителя Знакомит с темой урока. – Сегодня нам предстоит узнать, как и почему изменились орудия труда и жизнь древнейших людей и завершилось формирование человека современного типа, что такое родовая община, каковы ее признаки Слушают учителя, записывают тему урока Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем  
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Овладение огнем Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ, работа с иллюстрациями, беседа Рассказывает о страхе диких животных и древнейших людей перед огнем, о том, как им овладел человек, как древнейший человек добывал огонь путем трения одного куска сухого дерева о другой, предлагает учащимся потереть одну ладонь о другую. – Что вы чувствуете? (См. Приложение 1.) Осознают, каким огромным несчастьем была для человека потеря огня Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; овладевают умением восприятия рассказа учителя Беседа по вопросам
Каменный век. Наступление ледникового периода. Занятия и образ жизни первобытных людей в период похолодания Парная, фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа с текстом, учебными картинами, аппликацией (слайдами), иллюстрациями, беседа, рассказ Рассказывает о каменном веке (определение, свойства камней, новые орудия труда). (См. Приложение 2.) Знакомит с наступлением ледникового периода (100 тыс. лет назад). Предлагает, работая в парах, найти в тексте ответы на вопросы 1–3, 5 к § 2. Организует проверку выполнения заданий Характеризуют каменный век, новые орудия труда, условия и образ жизни первобытных людей в период похолодания. Запоминают дату наступления ледникового периода. Находят ответы на вопросы в учебном тексте Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: принимают участие в работе парами; контролируют действия партнера Работа с текстом, беседа по вопросам, рассказ
Расселение первобытных людей Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с картой Показывает по карте расселение первобытных людей по холодным странам Европы и Азии, предлагает найти и показать самостоятельно в атласах места расселения Читают карту с опорой на легенду; показывают по карте расселение первобытных людей по холодным странам Европы и Азии Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи Работа с картой
Появление «человека разумного». Родовая община Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа с картиной, иллюстрациями, беседа Рассказывает о появлении «человека разумного» (40 тыс. лет назад). Используя аппликации, картину «Родовая община», иллюстрации, характеризует родовую общину как новую форму человеческого коллектива (см. Приложение 3). Предлагает определить признаки родовой общины Запоминают дату, определяют отличительные черты «человека разумного». Из рассказа учителя извлекают признаки родовой общины Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответ-ствующую этапу обучения. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа и иллюстративного материала Беседа по вопросам
V. Закрепление знаний и способов действий Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа – Почему древние люди не погибли во время похолодания на Земле? Перечислите основные причины. – Почему только сплоченная группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей? – Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? А какие признаки выражает слово «родовая»? Рассказывают устно об исторических событиях; раскрывают смысл, значения важнейших исторических понятий; излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания Беседа по вопросам
VI. Рефлексия Фронтальная. Словесный. Беседа – Какие цели, задачи стояли перед нами в начале урока? – Смогли ли вы их достичь? – Какой материал был трудным, непо-нятным? – А что воспринималось легко? – Попробуйте дать оценку уроку. Отвечают на вопросы Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества Беседа по вопросам
VII. Информация о домашнем задании Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя Комментирует задание. § 2, вопросы, термины, контурная карта. Индивидуальное сообщение о находках мамонтов на территории России (по учебнику и ресурсам Интернета). Задания 5–11 в рабочей тетради Воспринимают задание, уточняют Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания Сообщение, вопросы, термины, контурная карта, задания в рабочей тетради



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: