Характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX-XX в. в литературе




План:

1. Роль искусства в жизни общества.

2. Полемика по вопросам литературы. Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы», В. Брюсов. «Свобода слова», А. Блок «Интеллигенция и революция».

1. Роль искусства в жизни общества. Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века?

Россия пережила три революции:

-1905 года; -Февральскую и Октябрьскую 1917 г.,

-Русско-японскую войну 1904-1905 гг.

-Первую мировую войну 1914-1918 гг.

Внутриполитическая обстановка в России:

o Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи.

o Противоборство трех сил: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались различные пути перестройки: «сверху», законными средствами, «снизу»- путем революции.

 

Научные открытия начала ХХ века:

Начало XX столетия стало временем глобальных естественнонаучных открытий, особенно в области физики и математики. Самыми важными из них стали изобретени е беспроволочной связи, открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование феномена радиации. Мировоззрение человечества перевернули создание квантовой теории (1900), специальной (1905) и общей (1916-1917) теории относительности. Прежние представления о строении мира были полностью поколеблены. Идея познаваемости мира, бывшая прежде непогрешимой истиной, подверглась сомнению.

Философские основы культуры рубежа веков:

o Главный вопрос – вопрос о Человеке и Боге.

o Без веры в Бога человек никогда не обретёт смысла существования. (Ф.М.Достоевский)

o Поэтизация образа Человека: «Человек – это звучит гордо!» (М.Горький)

o Русская мысль аукалась с «сумрачным германским гением». (Александр Блок).

o Философия Ф.Ницше о сверхчеловеке – это «воля к переоценке».(А.Белый)

o Сверхчеловек – это общая и невероятно удалённая в будущее перспектива человечества, которое обретёт смысл своего существования без Бога: «Бог умер».

 

Живопись:

ü Прочные позиции удерживали представители русской академической школы и наследники передвижников

ü Появление нового стиля – модерна (последователи этого стиля объединились в творческом обществе «Мир искусства»)

ü Символизм в живописи (выставка «Голубая роза», тесно связан с поэзией; символизм не был единым стилевым направлением)

ü Появление группировок, представлявших авангардное направление в искусстве (выставка «Бубновый валет»),

ü любимый жанр авангардистов – натюрморт

ü Неопримитивизм (выставка «Ослиный хвост»)

ü Авторский стиль(синтез европейских авангардных тенденций с русскими национальными традициями).

 

Трагическая история литературы ХХ века

1. В 20-е годы уехали или были изгнаны писатели, составлявшие цвет русской литературы: И.Бунин, А.Куприн, И.Шмелев и др.

2. Воздействие цензуры на литературу: 1926 год- конфискован журнал «Новый мир» с «Повестью непогашенной луны» Б.Пильняка.

3. В 30-е годы писателя расстреляют.

Представители литературных направлений

Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.

Мистики- богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.

Декаденты- индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.

Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.

Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.

Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.

Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.

Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.

Объединение "Центрифуга ": Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

Одним из интереснейших явлений в искусстве первых десятилетий XX века было возрождение романтических форм, во многом забытых со времен начала прошлого столетия.

В развитии искусства выделяются следующие моменты.

В русской музыке развивались две противоположные тенденции: с одной стороны, творчество композиторов бывшей «Могучей куч­ки» (последним русским классиком в музыке считается Н. А. Рим­ский-Корсаков), с другой — творчество композиторов-новаторов, пытавшихся выйти за рамки традиционной классической музыки (А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский).

· Певческая культура. На рубеже веков в России выделяется целая плеяда знаменитых исполнителей музыкальных произведений: опер­ные и камерные певцы — лирический тенор Л. В. Собинов, сопрано А. В. Нежданова, бас Ф. И. Шаляпин. Отдельно следует рассматривать музыкально-театральное творчество композитора, поэта, актера и ис­полнителя собственных песен А. Н. Вертинского.

· Балет. К началу XX в. русский балет являлся лучшим в мире. В рус­ском балетном искусстве также существовали два направления: клас­сический балет (продолжение традиций М. Петипа, яркой предста­вительницей была ведущая балерина Мариинского театра М. Ф. Кшесинская) и «новый балет», главной отличительной чертой которого было сочетание балета с декорациями и костюмами (оформителями спектаклей становились знаменитые художники — К. Коровин, А. Бе­нуа, Л. Бакст, Н. Рерих). Один из известнейших постановщиков «но­вого балета» — М. Фокин, танцовщики — А. П. Павлова (знаменитая хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь») и В. Ф. Нижин­ский. На мировую сцену русский балет вывел С. П. Дягилев, органи­зовывавший «Русские сезоны за границей» — ежегодные выездные фестивали русской музыки и балета (с оформлением современных русских художников) в странах Европы (Франция, Англия), затем в США в 1907-1913 гг.

· В развитии русского театра рубежа веков прослеживаются две ос­новные тенденции. Во-первых, демократизация, то есть создание множества самостоятельных трупп и частных театров в провинции после указа 1882 г. об отмене государственной театральной моно­полии. Изменившим судьбу русского театра событием стало откры­тие К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко в 1898 г. Московского Художественного театра. Вторая тенденция — возник­новение русских театральных актерско-режиссерских школ. Тремя наиболее крупными режиссерами рубежа веков были: К. С. Стани­славский — создатель русской актерской психологической школы, то есть знаменитой «системы Станиславского» (две главные идеи: при создании спектакля ведущая роль принадлежит режиссеру, пе­ред каждым актером стоит «сверхзадача» — он должен не играть роль, а стать ею, передав зрителю всю глубину психологического образа), В. Э. Мейерхольд (создатель актерской системы «биоме­ханика») и Е. Б. Вахтангов.

· В самом конце XIX в. возникает совершенно новый вид искусст­ва — кинематограф (самый доступный публике, зачаток массовой культуры). Киноискусство быстро развивается в России: в 1903 г. появились первые стационарные кинотеатры, с 1907 г. началось регулярное производство кинофильмов (сначала были только до­кументальные фильмы, затем — игровые картины, но все фильмы были немыми и черно-белыми). Российские деятели кино: режис­серы — Я. А. Протазанов и А. А. Хонжонков, актеры — И. И. Моз­жухин, В. В. Холодная и др.

Значительную роль в развитии музыкально-театрального и других искусств сыграли меценаты (предприниматели, оказывавшие частную поддержку деятелям культуры), самыми известными из которых были С. И. Мамонтов (создатель Московской частной русской оперы, сделавший имение Абрам­цево центром художественной жизни России) и С. Т. Морозов (внес огром­ный вклад в финансирование Московского Художественного театра).

Переломная поэзия

Тема революции была темой каждой отрасли в жизни людей, и стала главным мотивом и для русской поэзии. На этот период приходится творчество зачинателя революционной поэзии Маяковского, о творчестве которого узнала не только Россия, но и весь мир.Былые традиции литературы окончательно видоизменились, появились новые жанры поэзии и ее новые формы. Тем не менее, были поэты, которые не отходили от традиций русской поэзии, и в привычной форме воспевали русский дух и свою любовь к Родине.

Поэзию начала ХХ века называют «переломной» и «критической», так как культура нуждалась в обновлении, но пути обновления представляли собой совершенно разные жанры поэзии. Происходит основательная трансформация традиционных жанров оды, романса, элегии, и наряду с этим развиваются нетрадиционные жанры поэзии фрагмент, миниатюра, лирическая новелла.

 

Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм).

Модернизм (от франц.moderne- «новейший», «современный») – это новые явления в литературе и искусстве. Его цель – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображению мира средствами искусства.

Символизм (от греч.symbolon- «знак, примета) - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.

Экзистенциализм – мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф, опирающееся на принцип на принцип противопоставления субъекта и объекта.

Основополагающие принципы старых реалистов, принятые новыми:

ü Демократизм – неприятие элитарной, понятной лишь «кучке»посвящённых литературы.

ü Вкус к общественности – осознание общественной роли и ответственности писателя.

ü Историзм: искусство есть отражение эпохи, его правдивое зеркало.

ü Традиционализм – духовная и эстетическая связь с заветами классики.

В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения:

ü символизм,

ü акмеизм,

ü футуризм

Они составили основу модернизма как литературного направления.

 

Серебряный век - часть художественной культуры России конца XIX - начала XX века, связанная ссимволизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" литературой и отчасти футуризмом.

СИМВОЛИЗМ

Символизм является первым и самым крупным из модернистских течений, возникших в России. Теоретическая основа русского символизма была заложена в 1892 году лекцией Д. С. Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В названии лекции содержалась оценка состояния литературы. Надежда на ее возрождение возлагалась автором на "новые течения".

Основные положения течения:

· Символ - центральная эстетическая категория нового течения. Представление о символе заключается в том, что он воспринимается как иносказание. Цепь символов напоминает набор иероглифов, своеобразных шифров для "посвященных". Таким образом, символ оказывается одной из разновидностей тропов.

· Символ многозначен: он содержит безграничное множество смыслов. "Символ - окно в бесконечность", - сказал Федор Сологуб.

· По-новому строились в символизме отношения между поэтом и его аудиторией. Поэт-символист не стремился быть общепонятным. Он обращался не ко всем, но лишь к "посвященным", не к читателю-потребителю, а к читателю-творцу, читателю-соавтору. Символистская лирика будила "шестое чувство" в человеке, обостряла и утончал а его восприятие. Для этого символисты стремились максимально использовать ассоциативные возможности слова, обращались к мотивам и образам разных культур.

Старшие символисты:

1. Лекция «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1892)

2. Сборник «Русские символисты» (1894)

3. «Создания искусства – приотворённые двери в вечность».

Младосимволисты: «Последняя цель искусства – пересоздание жизни» (А.Блок)

 

Акмеизм

Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов. (от греч. acme - высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие). Из широкого круга участников "Цеха" выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа акмеистов:

Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.

Основные положения течения:

· Новые ритмы создаются путем пропуска слогов и перестановки ударения;

· Самоценность каждого явления;

· «Непознаваемые по своему смыслу слова нельзя познать».

 

Футуризм

Футуризм (от лат. futurum - будущее). Впервые он заявил о себе в Италии. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник "Садок Судей"(его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили группировку кубофутуристов, или поэтов "Гилеи".

Основные положения течения:

· В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного перевернуть мир. Художник В. Татлин всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть "законы времени".

· В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлесткие названия: "Чукурюк" - для картины; "Дохлая луна" - для сборника произведений; "Идите к черту!" - для литературного манифеста.

Пощечина общественному вкусу:

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности....Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным... С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..

Мы приказываем чтить права поэтов:

1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество).

2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.

3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова "мы" среди свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших "Здравого смысла" и "Хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Д. Бурлюк, Алексей Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников Москва, 1912 г. Декабрь.

2. Полемика по вопросам литературы. Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы», В. Брюсов. «Свобода слова», А. Блок «Интеллигенция и революция».

Дмитрий Мережковский. Фрагмент из статьи «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»

...От великих перехожу к поколению современных литературных эпигонов. Все их несчастие определяется словами: после великих. Они родились между двумя мирами. Бездна отделяет их от прежних наивных реалистов вроде Писемского, Глеба Успенского, даже Островского. Они взяли художественный импрессионизм у Тургенева, язык философских символов у Гончарова, глубокое мистическое содержание — у Толстого и Достоевского. Все эти элементы нового идеального искусства они сделали более сознательными, пытались ввести даже в критику, обнажили от посторонних реалистических наслоений, обострили и ослабили. В эпоху крайнего торжества литературной пошлости и художественного позитивизма они не имеют силы бороться с надвигающимся варварством. Произносят то, что нужно, слово истины, но тихим голосом, так, что далекая толпа не может услышать. Как будто у них в груди не хватает дыхания, в жилах — крови. Слабые и нежные дети вечерних сумерек!

(…) Может быть, современное поколение русских писателей-эпигонов возрастет и окрепнет. Во всяком случае, они теперь в России — единственная живая литературная сила. У них достаточно в сердце огня и мужества, чтобы среди дряхлого мира всецело принадлежать будущему.

В чем бы ни обвиняли современное поколение, как бы над ним ни смеялись, оно исполнит своё героическое призвание — умереть, передав следующему, более счастливому поколению искру новой жизни. <...>

Несмотря на скуку, бездействие, порчу языка, газетно-журнальную анархию, отсутствие крупных талантов и непонятный застой, мы переживаем один из важнейших моментов в историческом развитии русской литературы. Это — подземное, полусознательное и, как в начале всякая творческая сила, невидимое течение. Тайные побеги новой жизни, новой поэзии слабо и непобедимо проливаются на свет Божий, пока на поверхности достигает последних пределов торжество литературной пошлости и варварства.

Мы видели, что русские писатели предшествующего поколения с небывалою гениальною силою выразили, несмотря на внешний реализм бытового романа, неутолимую мистическую потребность XIX века. И в широких философских обобщениях, в символах Гончарова, и в художественной чувствительности, и импрессионизме,; в жажде фантастического и чудесного у разочарованного, ни во что не верующего скептика Тургенева, и, главным образом, в глубокой психологии Достоевского, в неутомимом исканий новой правды, новой веры Льва Толстого — всюду чувствуется возрождение вечного идеального искусства, только на время омраченного в России утилитарно-народническим педантизмом критики, наЗападе грубым материализмом экспериментального романа. Современное поколение молодых русских писателей пытается продолжать это Движение.

Перед нами — огромная, так сказать, переходная и подготовительная работа. Мы должны вступить из периода поэзии творческого, непосредственного и стихийного в период критический, сознательный и культурный. Это два мира, между которыми целая бездна. Современное поколение имело несчастье родиться между этими двумя мирами, перед этой бездной. Вот чем объясняется его слабость, болезненная тревога, жадное искание новых идеалов и какая-то роковая бесплодность всех усилий. Лучшая молодость и свежесть таланта уходит не на живое творчество, а на внутреннюю ломку и борьбу с прошлым, на переход через бездну к тому краю, к тому берегу, к пределам свободного божественного идеализма. Сколько людей погибает в этом переходе или окончательно теряет силы.

Великая позитивная и научная работа последних двух веков, конечно, не прошла даром. Возрождение средневековых догматических форм уже немыслимо. Потому-то стародавний, вечный идеализм в искусстве мы имеем право назвать новым, что он является в сочетании еще небывалом с последними выводами научной критики и научного натурализма, как не истребимая никакими сомнениями потребность человеческого сердца.

Впрочем, если даже современному поколению суждено пасть, ему дана радость, едва ли не единственная на земле, ему дано увидеть самый ранний Луч, почувствовать трепет новой жизни, первое веяние великого будущего.

В. Брюсов. «Свобода слова»

В ноябре 1905 года в N 12 газеты "Новая Жизнь" была помещена статья Ленина "Партийная организация и партийная литература". Считая, что в условиях достигнутой относительной свободы слова, партийная социал-демократическая литература, бывшая доселе нелегальной, может, хотя бы на 9/10 стать легальной, - Ленин ставит в своей статье вопрос о взаимоотношении этой легальной партийной литературы с партийной организацией.Положение нелегальной печати было просто. "Вся нелегальная печать была партийна, издавалась организациями, велась группами, связанными так или иначе с группами практических работников партии".Ленин говорит: "литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, "колесиком и винтиком" единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса... Для пролетариата литературное дело не может быть вообще индивидуальным делом, независимым от общего пролетарского дела". "Пылкие сторонники свободы" остались неудовлетворенными и решили всемерно протестовать против Ленинского пониманья действительно свободной литературы. Выразителем этого протеста явился Валерий Брюсов, поместивший в очередном номере (N 11 за 1905 год) журнала "Весы" ответную статью - "Свобода слова". Брюсов восклицает: "Вот, по крайней мере, откровенные признанья. Г-ну Ленину нельзя отказать в смелости: он идет до крайних выводов из своей мысли; но меньше всего в его словах истинной любви к свободе".Брюсов не понимает, почему называет Ленин литературу, "открыто связанную с пролетариатом" - "действительно свободной". Чем она свободней буржуазной? По Брюсову: "обе литературы не свободны. Одна тайно связана с буржуазией, другая открыто с пролетариатом. Преимущество второй можно видеть в более откровенном признании своего рабства, а не в большей свободе..."Есть слова, которые воспрещено говорить. Есть взгляды, высказывать которые воспрещено... Членам соц.-демокр. партии дозволяется лишь критика частных случаев, отдельных сторон доктрины, но они не могут критически относиться к самым устоям доктрины". Брюсов протестует: "Повидимому, г. Ленин судит по тем образчикам писателей - ремесленников, которых, он, быть может, встречал в редакциях либеральных журналов.Обращаясь к Ленину, Брюсов считает своим долгом заявить: "Пока вы и ваши идете походом против существующего "неправого" и "некрасивого" строя, <мы> готовы быть с вами, мы ваши союзники. Но как только вы заносите руку на самую свободу убеждений, так тотчас мы покидаем ваши знамена».

А. Блок «Интеллигенция и революция».

«Россия гибнет», «России больше нет», «вечная память России» — слышу я вокруг себя. Но передо мной — Россия: та, которую видели в устрашающих и пророческих снах наши великие писатели. Россия — буря. России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому великой.

Европа сошла с ума: цвет человечества, цвет интеллигенции сидит годами в болоте, сидит с убеждением на тысячеверстной полоске, которая называется «фронт». Люди — крошечные, земля — громадная. Это вздор, что мировая война так заметна: довольно маленького клочка земли, чтобы уложить сотни трупов людских и лошадиных.

Теперь, когда весь европейский воздух изменён русской революцией, начавшейся «бескровной идиллией» февральских дней и растущей безостановочно и грозно, кажется иногда, будто и не было тех недавних, таких древних и далеких годов.

Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы живая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью. Когда такие замыслы разрывают сковывавшие их путы — это называется революцией.

Размах русской революции, желающей охватить весь мир таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон, который донесет в заметенные снегом страны — теплый ветер и нежный запах апельсиновых рощ. «Мир и братство народов» — вот знак под которым проходит русская революция.

Что же вы думали? Что революция — идиллия? Что творчество ничего не нарушает на своем пути? Что народ — паинька?

У интеллигента никогда не было под ногами почвы определенной. Его ценности невещественны. Уменья, знанья, методы, навыки, таланты — имущество кочевое и крылатое. Мы бездомны, бессемейны, бесчинны, нищи — что же нам терять? Стыдно сейчас надмеваться, ухмыляться, плакать, ломать руки, ахать над Россией, над которой пролежает революционный циклон. Русской интеллигенции словно медведь на ухо наступил: мелкие страхи, мелкие словечки. Как аукнется — так и откликнется. Чем дольше будет гордиться и ехидствовать интеллигенция, тем страшнее и кровавее может стать вокруг. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте революцию.

Ответить на вопросы:

1. Какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже веков?

2. Какие философские идеи занимали умы человечества?

3. Кто ввёл определение «Серебряный век»?

4. Какие направления существовали в литературе рубежа веков?

5. Какие традиции развивали писатели-реалисты в начале XX века?

6. Что обозначает понятие «модернизм»?

7. Дайте характеристику символизма, акмеизма и футуризма.

8. Что подразумевается под понятием «Партийная литература»?

9. Назовите представителей «Серебряного века».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: