МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №51 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Районный этап открытого республиканского конкурса поисково-краеведческих работ учащейся молодёжи «Донбасс мой родной край (Мой родной шахтерский край)»
Направление:
«Заветы доброй старины»
Тема работы:
«Памятник военной медицинской сестре»
Подготовила:
Тарасова Полина
Руководитель конкурсной работы:
Стельмах Анна Михайловна
Донецк
2020 год
Ты нас взрастила, на ноги подняла…
Любимая Донецкая земля…
По жизни ты нам колыбелью стала…
Твоя любовь в сердцах живет всегда…
Историческая память бесценна…Жители нашего города с любовью и уважением относятся к прошлому родного края. В Донецке много монументов, памятных мест, связанных со становлением и развитием города. Наш рассказ - об одном из таких мест.
2020 год – год, когда наша страна отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Именно поэтому мне хотелось приурочить свою работу памятнику, связанному с этой важной исторической датой.
Памятник медицинской сестре - был открыт 1 сентября 1980 года, на пятидесятилетие основания Донецкого базового медицинского училища. Памятник посвящён выпускницам училища, которые участвовали в Великой Отечественной войне, многие из которых погибли в этой войне. Памятник создан по инициативе преподавателей и студентов училища на собранные ими средства.
Памятник представляет собой скульптуру из кованой меди. Высота скульптуры — 2,8 м, изготовлена в мастерских Донецкого художественного фонда. Постамент плоский, прямоугольный и выложен мраморными плитами размером 3,0×3,5 м. Скульптура установлена у края постамента. На постаменте была пятиконечная звезда, но она была похищена охотниками за цветным металлом и не восстанавливалась. У памятника вообще нет никаких надписей.
|
Скульптура представляет собой фигуру в полный рост юной девушки — военной медсестры. Девушка одета в армейскую летнюю форму бойца Красной Армии 1940-х годов — пилотку с пятиконечной звездой; гимнастерку; юбку, подпоясанную армейским ремнем и кирзовые сапоги не по ноге — на размер-два больше. На боку висит сестринская военная сумка. Фигура девушки ещё не сформировалась. Лицо сосредоточено. Скульптура стоит на полуметровом основании, небольшая высота основания приближает фигуру девушки к зрителю.
Автор памятника — скульптор Александр Николаевич Порожнюк (родился в 1947, Грузинская ССР) — советский и украинский скульптор. В 1961 году вместе с родителями переехал на Украину. С 1965 по 1970 год учился в Львовском институте прикладного и декоративного искусства, у известного украинского скульптора Дмитрия Петровича Крвавича. С 1970 года живёт и работает в Донецке. Как скульптор реализует себя в разных жанрах пластического искусства, создавая как монументальные произведения большого общественного звучания, так и портреты психологического характера.
Вкратце расскажем об истории возникновения обмундирования скульптуры военной медсестры.
Пило́тка (от слова пилот) — головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки. Пилотка может быть элементом военной форменной одежды, различной униформы (к примеру, головной убор пионеров и стюардесс) или изыском модельеров женской моды. Изготовляется обычно из ткани.
|
В Русской императорской армии появилась в 1913 году как элемент форменной одежды в авиационных и воздухоплавательных частях. Первоначально именовалась «перелётка» или «полётка» («полётная складная шапка», «шапка суконная мягкая складная для лётчиков»), была введена как компактный складной головной убор, чтобы лётчик мог носить её с собой в кармане или за пазухой и надеть после полёта вместо кожаного шлема. Пилотка носилась офицерами-лётчиками во время полётов и службы на аэродроме. В конце 1915 года пилотка была введена также в военных училищах, иногда встречалась и в пехоте.
В РККА официально введена 16 января 1919 года как головной убор курсантов военных курсов. Это была темно-зелёная пилотка с красными кантами, красным хлястиком, к которому пристегивался чёрный подбородочный ремешок, и красноармейской звёздочкой.
В ВС СССР пилотки носили и мужчины и женщины. Офицеры носили пилотки с кокардой, а матросы — со звёздочкой. Тропическая пилотка носилась с кокардой или звёздочкой в зависимости от ранга. На полушерстяных армейских офицерских защитных пилотках (с красными или голубыми (для авиации) кантами) носилась кокарда, а на солдатской хлопчатобумажной — красная звёздочка.
В ВС России ношение пилотки сохранено, но с единой кокардой для армии, авиации и флота. В современной России эволюционировала до пилотки-двууголки, сохранив продольные складки наверху. На пилотках слева спереди крепят геральдический знак. 4 октября 2018 года минобороны объявило о прекращении до 1 июня 2022 года выдачи пилоток.
|
Пилотку носят с небольшим наклоном вперёд и вправо, на расстоянии 2—4 см над бровями. Верхние края пилотки при этом не должны раскрываться, то есть пилотку нельзя сильно натягивать на голову. При ношении пилотки неправильно подобранного размера при наклоне головы вперёд спадают с головы, поэтому их часто надевают неправильно — с сильным наклоном назад.
Гимнастёрка (до Октябрьской революции 1917 г. эта часть формы одежды военнослужащих также называлась «Гимнастическая рубаха») — плотная тканевая удлиненная рубашка, которую носили с ремнём или поясом, элемент гражданской, ведомственной и форменной одежды, распространённый в СССР до конца 60-х годов XX века.
Название «гимнастёрка» происходит от названия «гимнастическая рубаха», рубахи для личного состава русской армии (РИА) для занятий гимнастикой, введённой в 1862 году, по другим данным, впервые встречается в приказе военного министра от 18 июня 1860 года, которым для генералов и офицеров РИА вводился белый полотняный китель по образцу уже существовавшего в кавалерии.
Гимнастёрка получила широкое распространение в России благодаря хорошим эксплуатационным качествам, простоте конструкции и подгонки, дешевизне изготовления и удобству в носке. Гимнастерки упоминает Михаил Шолохов в романе Тихий Дон в качестве форменной одежды донских казаков в Первую мировую войну.
Использовалась в РККА и Советской Армии до 1 января 1972 года в качестве элементов военной формы. Позднее применялась для обмундирования призванных на военные сборы военнообязанных (так называемых «партизан») и в качестве подменной рабочей формы одежды военнослужащих. В настоящее время применяется в некоторых дисциплинарных частях.
Именно в туркестанских батальонах русской армии <1870-е гг.> впервые появилась гимнастёрка как вид полевой, повседневной и даже парадной формы одежды. Прообразом форменной гимнастерки послужила солдатская рубаха для гимнастических и физических упражнений.
В ВС СССР отказались от гимнастёрок в пользу хлопчатобумажных (х/б) и полушерстяных (п/ш) курток в связи с тем, что затруднено оказание медицинской помощи при ранениях, травмах и при радиационных и химических заражениях, так как снять её значительно труднее, чем куртку.
На сегодняшний день видоизмененная гимнастёрка используется в МВД России в комплекте полевой полицейской формы. Главное отличие от традиционной гимнастерки в том, что ворот застёгивается на молнию, а не на пуговицы.
Кирза́ (устаревш. — ки́рза) — многослойная плотная прочная хлопчатобумажная ткань. Существует версия, что название образовано сокращением от «Кир овского за вода искусственных кож», где массовое производство этой ткани с пропиткой из синтетического каучука в качестве заменителя кожи велось во время Великой Отечественной войны. Однако аналогичный материал с пропиткой из яичного желтка, канифоли и парафина впервые изготовил российский изобретатель Михаил Михайлович Поморцев. Под названием керза (от англ. kersey — грубое домотканое или техническое сукно) новый материал был одобрен Артиллерийским комитетом, прошёл испытания во время Русско-японской войны и демонстрировался на Всемирной выставке в Льеже в 1905 году. Со временем буква «е» в его названии поменялась на «и».
Применяется при изготовлении спецодежды и элементов военного снаряжения (как пример: в СССР и в РФ из кирзы шили танковые комбинезоны, зимние куртки техсостава авиации и др.). Однако термин чаще используется в отношении обувной кирзы — композитного материала, состоящего из обработанной плёнкообразующими веществами многослойной ткани (фактической кирзы). Этот материал применяется как дешёвый заменитель кожи. Поверхность обувной кирзы подвергают тиснению для имитации фактуры свиной кожи. Применяется в основном в производстве голенищ армейских сапог, а также для изготовления прорезиненных приводных ремней, патронных сумок, планшетов и так далее.
В России царское правительство, весьма обременённое расходами по снабжению огромной армии, было заинтересовано в разработке материалов, пригодных для замены дорогостоящей кожи. Некоторые элементы солдатской экипировки, как, например, ранцы, вполне можно было заменить недорогими суррогатами — вещмешками, изготовленными из брезента (парусины, пропитанной озокеритовым составом или другими водоотталкивающими химикатами). Однако по большей части кожевенные элементы амуниции эрзацами заменять в то время консервативные военачальники не решались. До появления автотранспортных средств обувь была важнейшим элементом солдатской экипировки, поскольку пехота по определению передвигалась пешком. Некачественная обувь не только быстрее изнашивалась, но и натирала солдатские ноги, тем самым снижая боеспособность войск. В одном из приказов генерала Скобелева говорится: «первое, что при невнимании становится негодным в походе, это — сапоги, и тогда здоровый, крепкий, храбрый солдат становится также негодным». Только на солдатские сапоги накануне Первой мировой войны российская казна ежегодно выделяла около 3 млн рублей. Весь бюджет министерства иностранных дел в то время составлял около 12 млн рублей.
Изобретателем кирзы, согласно архивам Политехнического музея, считается Михаил Поморцев. С 1903 года Поморцев стал проводить опыты с заменителями каучука, причём только с теми, составляющие которых производились в России. Уже в 1904 году он получил водонепроницаемый брезент, с успехом испытанный в качестве материала чехлов для артиллерийских орудий и фуражных мешков.
Когда началась Первая мировая война, М. М. Поморцев предложил безвозмездно использовать изобретённые им заменители кожи для изготовления солдатских сапог (в условиях острой нехватки обуви в войска поставляли какую угодно обувь — от лаптей до «парусиновых сапог» и ботинок, обувь, частично или полностью сделанную из брезента). По результатам испытаний опытных партий Военно-промышленный комитет рекомендовал изготовить крупную партию таких сапог для войск, но фабрикантам кожаной обуви это было невыгодно, и они всячески препятствовали передаче заказа, а после кончины Михаила Михайловича в 1916 году и вовсе похоронили это дело.
Второе рождение кирзы произошло благодаря другим русским учёным — Борису Бызову и Сергею Лебедеву. Они разработали метод получения весьма дешёвого искусственного бутадиен-натриевого каучука, но оба учёных скончались в 1934 году — сразу после начала получения каучука в промышленных масштабах. Уже через год инженеры Александр Хомутов и Иван Плотников сконструировали технологическое оборудование и, используя незадолго до этого разработанный материал и метод Поморцева, получили первую советскую кирзу.
Множество советских учёных и исследователей работали над усовершенствованием кожзаменителя, и примерно через год производство материала и пошив сапог были налажены. Обувь из усовершенствованной кирзы оказалась лёгкой, прочной и удобной, отлично держала тепло и не пропускала влагу. 10 апреля 1942 года постановлением СНК СССР Александру Хомутову, Ивану Плотникову и ещё семи работникам промышленности искусственных кож была присуждена Сталинская премия 2-й степени за коренные усовершенствования методов производственной работы в производстве заменителей кожи для армейских сапог.
Вот таким было наше увлекательное путешествие в прошлое родного края. Пусть эта история призывает каждого из вас не забывать историческую ценность мест, связанных с возникновением и судьбой любимого города-героя Донецка!
Те, у кого возникло желание полюбоваться и ближе познакомиться с памятником, я предлагаю вам всю справку о его месторасположении и фотографии.
Справка об объекте презентации (транспортное обеспечение проезда к объекту по городу):
от остановки «Крытый рынок»:
- маршрутками: №23,11-б,32,36,46-б,46-в,70, 83,
- автобусом №32,
- троллейбусом №8. Выходить на остановке «Улица Барнаульская».
Адрес: бул. Шевченко, 34, Донецк, Донецкая область. Территория базового медицинского училища.
Карта –схема:
Список используемой литературы:
1. Пилотка // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1959. — Т. VI. — Стб. 1027—1028
2. Гимнастёрка // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1957. — Т. II. — Стб. 214—216 — 567 с.
3. Р. М. Кирсанова. Гимнастёрка // Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв.: Опыт энциклопедии / под ред. Т. Г. Морозовой, В. Д. Синюкова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — С. 79. — 383 с.: ил. с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85270-144-0.
4. Кирза // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1957. — Т. III. — Стб. 548—549
5. Материал из Википедии – свободной энциклопедии (Порожнюк, Александр Николаевич)
6. Твердохлеб А. Ю., Старостин Р. Н. Памятники медицине и медикам в Донецке // Медицина в художественных образах / Сост. и гл. ред. Заблоцкая К. В. — Донецк: Янтра, 2002. — 327 с. Архивная копия от 14 мая 2009 на Wayback Machine
7. Твердохлиб А. Ю., Старостин Р. Н. Памятники медицине и медикам в Донецке // Медицина в художественных образах / Сост. и гл. ред. Заблоцкая К. В. — 2-е изд. — Донецк: Национальный Союз писателей Украины, журнал «Донбасс», 2003. — 418 с. Архивная копия от 14 мая 2009 на Wayback Machine
8. Ссылка на карту мира: https://www.google.com.ua/maps/@50.4683653,30.4630763,18z?hl=ru